Слайд 2Нарушение звукопроизношения
У детей дошкольного возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения.
Самое распространенное среди них - нарушение произношения звуков, которое нельзя считать
безобидным дефектом, ведь оно может привести к негативным последствиям для развития ребенка:
затруднении при обучении чтению и письму (дислексии и дисграфии),
в дальнейшем и к снижению успеваемости по русскому языку.
Слайд 3Речь должна быть понятной для окружающих, а если ребенок неправильно
произносит отдельные звуки речи, то могут возникнуть трудности и в
общении со сверстниками и взрослыми.
Такого ребенка часто передразнивают, поэтому он отмалчивается, чувствует неуверенность в себе, что создает дополнительные психологические проблемы.
Слайд 4Положение языка
При произнесении звука [ш] в норме органы речи принимают следующее положение:
губы несколько
выдвинуты вперед;
кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается
его, образуя щель;
боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки;
голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
Слайд 5воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко
ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
Любое отступление от правильного
артикуляционного уклада ведет к искажению звука.
Артикуляция звука [ж] отличается от артикуляции звука [ш] наличием голоса.
Слайд 6Шипящие звуки сложны для постановки и автоматизации в домашних условиях.
От родителей потребуется масса терпения. Порой будет казаться, что все
усилия напрасны, и у Вас ничего не получится.
Главное: методично продолжать начатую работу. Но не перегружайте ребёнка! В день достаточно заниматься два раза по 10 минут. Занятия обязательно проводятся в форме игры - соревнования.
Слайд 7Какие бывают нарушения произношения шипящих звуков
Что такое «сигматизм» и «парасигматизм»?
Недостаток
произношения всех шипящих (ш, ж, ч, щ) называется сигматизмом.
Замещение звука другими
звуками (С, Т) называется парасигматизмом.
Различают следующие виды сигматизма:
Межзубно - боковой сигматизм - кончик языка попадает между передними зубами, а один край отрывается от коренных зубов и поэтому весь язык разворачивается набок.
Слайд 8Боковой сигматизм - оба края языка (или один) отрываются от коренных
зубов, отчего образуется щель между краем языка и коренными зубами.
Воздух устремляется в образовавшуюся щель, кончик языка упирается в небо, получается хлюпающий звук.
Губно-зубной сигматизм - губы вытягиваются вперед, верхние резцы прижимаются к нижней губе, образуя с ней щель, куда устремляется воздух. Слышится звук близкий к Ф. (В при произношении звука Ж.)
Слайд 9Щечный сигматизм - язык пассивно лежит на дне рта, воздух
раздувает обе щеки.
Смягченный звук [ш] – получается при нижней артикуляции
или если кончик языка приближен к передним зубам.
Носовой сигматизм (гнусавость) – мягкое небо опускается и воздух попадает в носовую полость.
Слайд 10Артикуляционная гимнастика
Чтобы шипящие звуки ребенок произносил правильно, надо подготовить для
их появления основательную базу.
Как это сделать? Начать работу следует
с артикуляционных упражнений – упражнений для языка и губ. В процессе игр ребенок должен научиться поднимать широкий язык к альвеолам, удерживать его в этом положении.
Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.
Слайд 11Прежде чем начать заниматься с ребенком, необходимо знать следующие правила:
Выполнять упражнения
перед зеркалом, под счет, который ведет взрослый.
Нельзя принуждать ребенка заниматься.
Нужно это делать в форме игры интересной для ребенка.
Каждое упражнение выполняется не менее пяти раз.
Слайд 12Базисные артикуляционные упражнения для успешной постановки шипящих звуков:
«Лопатка» - приоткрыть рот и
положить широкий язык на нижнюю губу так, чтобы он касался
углов рта. Удерживать в таком положении под счет до 10. Язык неподвижен, спокоен.
«Прятки» - широко открыть рот и закрыть широким кончиком языка верхнюю губу.
«Качели» - приоткрыть рот, широко улыбнуться. Под счёт «раз – два» кончик языка касается сначала верхней, а потом нижней губы.
Слайд 13«Вкусное варенье» - рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и
убрать язык вглубь рта.
«Чашечка» - широко открыть рот, положить широкий язык
на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы.
Проделывая эти упражнения, ребёнок научится управлять своими артикуляционными органами, основательно подготовит мышцы языка к произнесению шипящих звуков. Для этих звуков очень важна подвижность артикуляционного аппарата. Поэтому всеми способами старайтесь расшевелить губы, язык, нижнюю челюсть!
Слайд 14Приемы постановки звуков [ш] и [ж]
По подражанию: Покажите ребенку правильную артикуляцию звука [ш].
Ребенок
открывает рот, делает из языка «чашечку» и прислоняет ее край
к верхним резцам. Скажите, что в «чашечке» горячий чай, поэтому надо подуть. Выдох можно ощущать на приставленной ко рту ладони.
Слайд 15Теперь «чашечку» нужно «занести» в рот: «край чашечки» должен, не
отрываясь, скользить по внутренней стороне верхних резцов, потом по небу
до альвеол. Свистящий звук сначала перейдет в С, затем — в Ш. Когда услышите Ш, скажите ребенку, что так «шипит змея».
Все действия ребенок совершает по вашему беззвучному показу.
Слайд 16
Постановка от звука [с]
Произнести долгий звук (с-с) или слог СА
, в этот момент приподнять кончик языка ребенка с помощью
шпателя или пальца за верхние зубы, на альвеолы. Слышится звук Ш или ША. Обратите внимание ребенка на верхнее положение кончика языка, предложите послушать, что получилось: «Произносил СА. А что получилось?».
Слайд 17
Постановка от звука [р] - нужно затормозить вибрацию кончика языка с
механической помощью (шпателем) или словом «стоп!», предложить удерживать артикуляцию и
запомнить место за верхними резцами. На «этом месте» сказать СА и послушать, что получилось.
При шепотном произнесении ра слышится ша, а при громком – жа.
Слайд 18Звук [ж] ставится обычно от звука [ш] включением голоса при
его произнесении, но он может быть поставлен и от звука
[з], как [ш] от [с]
Поставленный звук закрепляется в слогах, словах и автоматизируется в отдельных фразах, предложениях, текстах.
Весь процесс работы над трудными звуками [ш], [ж] надо всё же координировать с логопедом.