Слайд 1 Управление образованием
Чернова Н.В.
Лекция 0. Профессионализация педагогических работников
июнь, 2019
Слайд 2Содержание лекции 0
Повышение квалификации педагогических работников. Аттестация педагогических работников. Порядок
проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Национальная система
учительского роста. Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ). Аттестация на основе ЕФОМ. Европейская квалификационная рамка. Профессиональные стандарты в области образования. Национальная рамка квалификаций.
Слайд 3Профессионализация
целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента
выбора будущей профессии и заканчивается, когда человек прекращает активную трудовую
деятельность.
Профессионализация сопровождается профессиональным ростом, отражающимся в компетенциях педагога
Слайд 5Повышение квалификации – вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование
готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций
Слайд 6Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта
работы работника (ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации)
Слайд 9Аттестация
Организационно-правовая форма проверки соответствия педагога предъявляемым требованиям.
Комплексная оценка уровня квалификации
педагогического профессионализма работников образовательного учреждения.
Слайд 10Статья 49 ФЗ-№273. Аттестация педагогических работников
1. Аттестация педагогических работников проводится
в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на
основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.
2. Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Приказ
Министерства образования и науки РФ
от 7 апреля 2014 г. N 276
«Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 мая 2014 г. Регистрационный N 32408 http://www.lexed.ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=1758&q=
Слайд 12Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников
занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и
по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории
Слайд 15Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым
ими должностям проводится один раз в пять лет на основе
оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями
Слайд 16По результатам аттестации педагогического работника аттестационная комиссия организации принимает одно
из следующих решений:
- соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника);
-
не соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника).
Слайд 17Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.
Аттестация педагогических
работников в целях установления
квалификационной категории.
Слайд 18Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят следующие
педагогические работники:
а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории;
б) проработавшие в занимаемой
должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;
в) беременные женщины;
г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.
Слайд 28Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по
их желанию.
По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая
квалификационная категория.
Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.
Слайд 29По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
-
установить первую (высшую) квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по
которой устанавливается квалификационная категория);
- отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории (указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается в установлении квалификационной категории).
Слайд 30ГАК при Министерстве просвещения с 15.05. 2018
Слайд 34Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:
- стабильных
положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых
организацией;
- стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662*(5);
- выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
- личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.
Слайд 35Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:
- достижения
обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов,
проводимых организацией;
- достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662*(5);
- выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
- личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
Слайд 37Новеллы аттестации: Национальная система учительского роста
Слайд 39
Концептуальные предложения формирования НСУР
создать систему стимулов для профессионального роста учителей
на основе общефедеральной (объективной и независимой) оценки уровня необходимой квалификации
учителей;
установить единые для Российской Федерации требования к уровневому профессиональному квалификационному испытанию (аттестации);
создать систему учительских должностей как государственный механизм карьерного роста учителя без ухода из профессии, подготовив соответствующие изменения (новую редакцию) Профессионального стандарта педагога.
Слайд 41Приказом Минобрнауки России от 26.07.2017 года №703 утвержден План мероприятий
(«дорожная карта») по формированию и введению национальной системы учительского роста
(далее — дорожная карта).Выполнение мероприятий дорожной карты возложено на Минобрнауки России и Рособрнадзор.
Дорожная карта по формированию и введению национальной системы учительского роста (НСУР) включает пять разделов, в том числе:
1.Формирование новой модели аттестации учителей и подготовка наборов единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) (сроки исполнения 2017 — 2020 г.г.), апробацию механизмов учета мнения выпускников при аттестации учителей, апробацию моделей ЕФОМ, проведение комплексного исследования об уровне квалификации учителей и т.д. 2. 2.Предусматривается подготовка проекта постановления Правительства РФ по внесению изменений в номенклатуру должностей педработников, законопроекта по внесению изменений в закон об образовании;
Таким образом, к концу 2020 года должны быть завершены все мероприятия по формированию и введению национальной системы учительского роста на уровне Российской Федерации.
Слайд 46
Принципы проведения апробации
добровольность;
конфиденциальность;
соблюдение прав и социальных гарантий педагогических
работников.
Слайд 48
Гимназия № 1 г.Хабаровск
Гимназия № 7 г.Хабаровск
СОШ № 12 г.
Хабаровск
Лицей № 33
г. Комсомольск-на-Амуре
СОШ № 24
г. Комсомольск-на-Амуре
Краевой
центр образования
Слайд 50Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ)
Слайд 55«Профессиональный стандарт – характеристика квалификаций, необходимых работнику для осуществления определённого
вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции»
(статья 195.1 часть 2 ТК РФ «Понятия квалификации работника, профессионального стандарта)»
Слайд 57
Количество профстандартов, введенных в действие в 2013-2015 г.г.
Слайд 58Профстандарты, введенные в действие и находящиеся в разработке на 11.01.2016
г.
Слайд 59С 1 июля 2016 года началось поэтапное внедрение профессиональных стандартов
в государственных учреждениях и организациях (постановление правительства РФ от 27.06.2016
№584)
В число организаций для которых применение профстандартов становится обязательным и которые должны завершить реализацию планов по их внедрению до 2020 года, вошли:
внебюджетные фонды,
государственные или муниципальные учреждения,
унитарные предприятия,
государственные корпорации,
государственные компании,
хозяйственные общества, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности.
Слайд 60
Первые шаги к профстандартам в России
Впервые термин «профессиональный стандарт» был
использован в 1997 г. в Программе социальных реформ в Российской
Федерации на период 1996–2000 годов.
В 2006 году на базе Российского союза промышленников и предпринимателей появилось Национальное агентство развития квалификаций, силами которого в 2007 г. был разработан первый макет профессионального стандарта. Тогда же было заключено Соглашение о сотрудничестве РСПП и Минобрнауки РФ.
В 2007-2008 гг. в России началось обсуждение проекта Национальной рамки квалификаций РФ и появились проекты первых профстандартов (в области IT).
Слайд 61Первые профстандарты и Национальная рамка квалификаций
В 2008 году появляется Проект
Национальной рамки квалификаций РФ, основанный на идеях Европейской рамки. В
разработке Национальной рамки квалификаций приняли участие Минобразования, Федеральный институт развития образования, Российский союз промышленников и предпринимателей, Национальное агентство развития квалификаций.
Слайд 62Фрагмент Европейской рамки квалификаций ( EPK): Каждый из 8-ми уровней
определен набором дескрипторов, описывающих требования к трудовой деятельности или обучению,
относящиеся ко всем квалификациям на данном уровне. Знания - в ЕРК знания определяются как теоретические и/или практические. Умения – в ЕРК умения описываются как когнитивные (относящиеся к использованию логического, интуитивного и творческого мышления) и практические (ручной труд и использование методов, материалов и инструментов). Компетенции – в контексте ЕРК компетенции описываются в терминах ответственности и автономии.
Слайд 63Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК) - обобщенное описание квалификационных
уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения
на территории России.
Слайд 65Показатели Национальной рамки квалификаций
Показатель «Широта полномочий и ответственность» определяет общую
компетенцию работника, связан с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки, ее
социальными, экологическими, экономическими и т.п. последствиями, а также полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей).
Показатель «Сложность деятельности» определяет требования к умениям и зависит от ряда особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов, степени неопределенности рабочей ситуации и непредсказуемости ее решения.
Показатель «Наукоемкость деятельности» определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит от объема и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний).
Слайд 66Фрагмент Национальной рамки квалификаций: 9 уровней
Слайд 69В 2011 году Правительством РФ учреждено Агентство стратегических инициатив (АСИ)
АСИ
принялось за разработку дорожной карты «Создание Национальной системы квалификаций и
компетенций».
Агентство одно из первых стало продвигать идею создания не только системы квалификаций, но и компетенций. Был утвержден новый план разработки профстандартов (на 2012-2015 гг.), а также утвержден очередной макет профстандарта, разработаны нормативные документы и методические рекомендации.
Слайд 70
31 марта 2014 года вышло Постановление Правительства № 487-р, утверждающее
комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной
экспертизе и применению на 2014 - 2016 годы, а 16 апреля Президент страны подписал Указ о создании Национального совета профессиональных квалификаций при Президенте РФ.
Слайд 72Информация о действующих профстандартах, проектах профстандартов, документы и материалы http://profstandart.rosmintrud.ru/
Слайд 74Основное, на что необходимо обращать внимание, «читая» стандарт:
- какие обобщенные
функции выделены в стандарте, какой квалификационный уровень установлен по этим
функциям,
- какие трудовые функции и действия должен выполнять работник в рамках своей профессиональной сферы,
какими знаниями и умениями он должен обладать,
- как может называться должность, по которой работник будет выполнять эти функции, какое он должен иметь образование и опыт работы.
Слайд 75 Профессиональные стандарты сферы образования
http://fgosvo.ru/docs/101/69/2/1
Слайд 767 июля 2017 года стартовало общественное обсуждение нового проекта уровневого профессионального
стандарта педагога и модели Национальной системы учительского роста
Слайд 78В рамках горизонтальной карьеры не предполагается занятие учителем новых должностей, а происходит последовательный
рост его квалификации (при сохранении должности учителя), выполнение одной и той же
трудовой функции, но с усложняющимся составом трудовых действий, позволяющих обеспечить более высокий уровень обучения, воспитания и развития обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.
Слайд 80Вертикальная карьера учительского роста не предполагает прекращение педагогической деятельности и переход к управленческой
деятельности, а основана на выполнении новых ОТФ В и ОТФ С, что требует новых уровней
квалификации, необходимых для этого (и отличающихся от уровней квалификаций учителя, соответствующих первой и высшей категории).
Слайд 81Профессиональный стандарт Российской Федерации
01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)»
Слайд 82Структура стандарта
Раздел 1.
Основная цель вида профессиональной деятельности –
оказание образовательных
услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение).
Слайд 83Раздел 2. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная
карта вида профессиональной деятельности)
Функции
Педагогическая деятельность по проектированию
и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
общего образования
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ
Обобщенные трудовые функции
Общепедагогическая функция.
Обучение
Воспитательная деятельность
Развивающая деятельность
Педагогическая деятельность
по реализации программ дошкольного образования
Педагогическая
деятельность по
реализации программ
начального общего
образования
Трудовые
функции
Педагогическая
деятельность по
реализации программ
основного и среднего
общего образования
Модуль «Предметное обучение. Математика»"
Модуль «Предметное обучение. Русский язык»
Слайд 84Раздел 3. Характеристика обобщенных трудовых функций
Содержание характеристик:
Обобщенная трудовая функция
наименования
должностей
требования к опыту работы
особые условия допуска к работе
требования к образованию
и обучению
Трудовая функция
трудовые действия
необходимые умения
необходимые знания
другие характеристики (этика)
Слайд 85Раздел 4. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная
организация-разработчик
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский
городской психолого-педагогический университет». Ректор - Рубцов Виталий Владимирович
4.2. Наименования организаций-разработчиков
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр образования № 109
Слайд 87Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция –
Требования к
образованию и обучению:
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование
по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
Слайд 883.1. Наименование базовой группы, должности, профессии или специальности
Слайд 92Читаем и смотрим
Марголис, А.А., Новикова, Е.М. Социальный контекст внедрения
национальной системы учительского роста в России: информированность и отношение учителей//
Психологическая наука и образование - 2017. Том. 22, № 4. С. 10-21.
Мультимедийный круглый стол в формате видеомоста Москва – Казань «Модель Национальной системы учительского роста и проект уровневого профессионального стандарта педагога: вопросы для обсуждения». Продолжительность 1 час 30 мин. https://www.youtube.com/watch?v=SdNiiCHv_BU
Новая модель аттестации http://mvpblog.ru/attestaciya
О национальной системе квалификаций http://www.estimatica.info/assessment/profstandarty/205-videorolik-vse-chto-vy-hoteli-znat-o-natsionalnoj-sisteme-kvalifikatsij
Сайт Национального агентства развития квалификаций https://nark.ru/
Учитель? Докажи: Российских педагогов ждут испытания на профпригодность https://rg.ru/2018/10/22/rossijskih-uchitelej-proveriat-na-profprigodnost.html
Вебинар «Новая модель аттестации учителей 2018» https://www.youtube.com/watch?v=8VRYSjC2VXA
Вебинар «Профессиональный стандарт "Педагог-психолог» https://www.youtube.com/watch?v=bmLpvKrc-gk продолжительность 1 час 42 мин.
Лекция «Профстандарт педагога» https://www.youtube.com/watch?v=djQQqv-mHrw продолжительность 1 час 4 мин.
Национальная рамка квалификаций https://docplayer.ru/423650-Nacionalnaya-ramka-kvalifikaciy-rossiyskoy-federacii.html
Европейская рамка квалификаций https://docplayer.ru/51433166-Evropeyskaya-ramka-kvalifikaciy-eqf.html
Горб, В.Г. Профессиональный стандарт учителя: методологические неопределенности и способы их преодоления // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2016. - № 1. - С.6-12.
О пилотном введении профессиональных стандартов : письмо Минобрнауки России от 02.11.2015 № АК-3192/06 // Администратор образования. - 2016. - № 1. - С.38.
Слайд 93 Управление образованием
Чернова Н.В.
Лекция 0. Профессионализация педагогических работников
июнь, 2019