Слайд 1 Урок- практикум
Мастер- класс
учителя русского языка-
Шумовой Евдокии Михайловны
МОУ Зареченская СОШ
Слайд 2Девятое ноября.
Классная работа.
Обособленные члены предложения.
Повторение и обобщение изученного.
Слайд 3Цели урока:
обобщить и систематизировать знания о разных видах обособленных членов
предложения, вспомнить общие условия их обособления;
учиться грамотному использованию обособленных членов
предложения в речи, нахождению изученных конструкций в тексте;
совершенствовать пунктуационный навык выделения обособленных членов запятыми;
повторить правописание НЕ с глаголами и деепричастиями; правописание Н и НН в причастиях, правописание окончаний причастий, типы подчинительной связи в словосочетании
раскрыть злободневность проблемы равнодушия и черствости в современном обществе;
воспитывать в себе чувство сопричастности к чужому горю, милосердия, сострадания, самопожертвования
Слайд 4Самооценка настроения
в начале работы:
А Б
В Г
Д Е Ж
Ваше настроение, с которым вы сегодня приступаете к работе
Слайд 5
А если просто: падает снег
И тормоза не визжат,
А если просто
идет человек
И губы его дрожат?
А если в глазах у него
тоска -
Два горьких черных флажка?
Какие звонки и сигналы есть,
Чтоб подали людям весть?!
Э.Асадов
Слайд 6Не будьте равнодушны,
ибо равнодушие смертоносно
для души человека.
Максим Горький
Простое
глагольное
составное
Составное глагольное
составное именное
Глагол -
связка
именная часть
инфинитив
Ведяшкин)Виды сказуемых
вспомогательный
глагол
Слайд 8(Федя) В.Солоухин.
« Слово о словах»
1)Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши:
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
2)Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
3)Покуда слова сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Слайд 9В.Солоухин. Слово о словах.
4)Им можно радости прибавить
И радость людям
отравить
5)Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
6)Оно одарит
иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
7)Подумай, как бы им не ранить
Того , кто слушает тебя.
Демосфен
Слайд 10 В.Солоухин.
« Слово о словах»
1)Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то сурово,
То
рождено теплом души.
2)Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
3)Покуда слова сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Слайд 11Обособленные члены предложения –
Это такие члены предложения, значение которых
особо подчёркивается говорящим с помощью интонации обособления и выделительных пауз.
Обособленные члены содержат дополнительную информацию
Слайд 12Обособленные члены
предложения
обособленные
определения
согласованные
определения
несогласованные
определения
обособленные
обстоятельства
причастные
обороты
определения,
выраженные
прилагательными
деепричастные
обороты и одиночные
деепричастия
обстоятельства,
выраженные
существительными
с предлогами
обособленные
дополнения
обособленные
приложения
Слайд 13Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Обозначьте графически
обособленные члены предложения (Работа парами)
Даниил Гранин известный публицист
в очерке «О милосердии» рассказывает о беде приключивш..йся с ним однажды.
Поскользнувшись писатель неудачно упал на улице.
Окровавле(н, нн)ый он (не)спеша шёл по тротуару вызывая любопытные взгляды прохожих.
(Не)смотря на обилие людей на улице никто к пострадавш..му так и (не) подошёл.
Слайд 14Проверь себя!
1. Д. Гранин, известный публицист,
в очерке «О милосердии»
рассказывает
о беде, приключившейся с ним однажды.
2. Поскользнувшись, писатель неудачно
упал на улице.
3. Окровавленный, он не спеша шёл по тротуару, вызывая любопытные взгляды прохожих.
4. Несмотря на обилие людей на улице, никто к пострадавшему так и не подошёл.
Слайд 15Индивидуальный маршрут
(Мухина Настя, Бочкун Артем;
эксперт - Мариуца Эля)
Выпишите из теста о Данииле Гранине примеры типов подчинительной
связи
Слайд 16Согласование:
известный публицист, приключившейся беде
Управление:
рассказывает в очерке,
рассказывает о беде,
приключившейся с
ним
Примыкание:
приключившейся однажды
Слайд 17 Работа в группах
Задание:
вспомнить, рассказать, подтверждая примерами
1 группа – условия обособления несогласованных и
согласованных определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными;
2 группа – условия, при которых определения не обособляются;
3 группа – условия обособления и необособления приложений;
4 группа – условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями;
условия обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.
Слайд 18Индивидуальный маршрут
Правописание Н,НН в суффиксах причастий
Слайд 191. Недавно я читал статью одного детского психолога (…). 2.
(…) они плохо развиваются и недобирают вес. 3. (…) отказники
быстро приобретают проблемы со здоровьем. 4. Такие младенцы (…) почти не двигаются и не улыбаются. (Арсений Русак)
Для справок:
тихие и смирные,
обделенные вниманием,
отнюдь не рожденные больными,
работающего с детьми-отказниками
Вставьте в предложения определения из словаря для справок. Объясните условия обособления
Слайд 20Проверь себя!
Недавно я читал статью
одного детского психолога,
работающего с
детьми-отказниками.
2. Обделённые вниманием, они плохо развиваются и недобирают вес.
3. Отнюдь не рожденные больными, отказники быстро приобретают проблемы со здоровьем.
4. Такие младенцы, тихие и смирные, почти не двигаются и не улыбаются.
Слайд 21Найдите в тексте и назовите обособленные приложения. Объясните условия обособления.
Мы,
дети послевоенного времени, помним горький привкус лебеды и сладость вовремя
созревшей ежевики. Беспризорники- худосочные пай-
-мальчики, мои ровесники- чувствовали себя под защитой разбойного мира, где все за одного. Думал ли я, послевоенный гаврош, потерявший в 42-м своего отца, что в 21 веке в России обнаружится полтора миллиона беспризорных детей? Дети-сироты при живых родителях – явление, не подлежащее оправданию. (Ю.П.Ремесник)
Слайд 22Проверьте расстановку знаков препинания при обособленных обстоятельствах.
Выпишите те предложения,
в которых знаки препинания расставлены неверно или отсутствуют. Составьте схемы
предложений.
Притча о добром Самарянине
Слайд 231. Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался
разбойникам, снявшим с него одежду.
2. Они изранили его и ушли,
оставив едва живым.
3. Один священник шел той дорогою, и, увидев его, прошел мимо.
4. Оказавшийся в том месте, левит тоже прошёл мимо.
5. Самарянин же, проезжая, и, увидев его, сжалился, и, подойдя, перевязал ему раны.
6. Посадив раненого на своего осла, привез человека в гостиницу и позаботился о нем.
7. На другой день отъезжая дал содержателю гостиницы два динария и велел позаботиться о человеке.
8. Кто из этих троих был ближним попавшемуся разбойникам?
Слайд 24Проверь себя!
3. Один священник шел той дорогою_
и, увидев его, прошел
мимо.
4. Оказавшийся в том месте_левит тоже прошёл мимо.
5. Самарянин же,
проезжая_и_увидев его, сжалился_и, подойдя, перевязал ему раны.
7. На другой день, отъезжая, дал содержателю гостиницы два динария и велел позаботиться о человеке.
Слайд 25«Памятник порокам. Равнодушие»
Скульптор Михаил Шемякин.
Слайд 26Янсен Арнольд Аристархович
Он обладал редчайшим даром жить не для
себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда
никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была. Доктор Янсен был святым города Смоленска…
Слайд 27Творческое задание ( весь класс)
На основе содержания этого очерка составьте
предложения, включив в них
следующие обособленные обстоятельства:
Несмотря на старания Янсена;
невзирая на
опасность;
благодаря мужеству доктора;
Слайд 28Обособленные члены
предложения
обособленные
определения
согласованные
определения
несогласованные
определения
обособленные
обстоятельства
причастные
обороты
определения,
выраженные
прилагательными
деепричастные
обороты и одиночные
деепричастия
обстоятельства,
выраженные
существительными
с предлогами
обособленные
дополнения
обособленные
приложения
Слайд 29Подведение итогов урока
О чем заставил вас задуматься этот урок?
Достигнуты ли
цели, поставленные перед нами?
Слайд 30Самооценка настроения в конце работы:
А
Б В
Г Д Е Ж
Ваше настроение, с которым Вы закончили работу над заданием
Слайд 31Домашнее задание
Журналист Арсений Русак сказал о том, что некоторые считают
равнодушие защитной реакцией современного человека на обилие страданий и несчастий,
окружающих его. Если все воспринимать близко к сердцу и всем сочувствовать, то можно сойти с ума. Согласны ли вы с такой точкой зрения или готовы её опровергнуть? Напишите рассуждение на эту тему, используя в качестве аргументов материалы урока.