Слайд 1Урок решения частных задач на основе открытых способов деятельности
Слайд 2 В системе Эльконина-Давыдова выделяют основные виды уроков:
урок постановки учебной
задачи,
урок решения учебной задачи,
урок моделирования и преобразования модели,
урок решения частных задач с применением открытого способа,
урок контроля и оценки.
Слайд 3Уроки постановки учебной задачи — это наиболее острые и трудные уроки
в курсах обучения по системе развивающего обучения, потому что именно
на этих уроках происходит переход от старого к новому способу действий.
Постановочный, или вводный, - это урок или часть урока, на котором перед детьми ставится учебная задача, то есть демонстрируется несовершенство старого, освоенного способа действий и начинается поиск нового способа действий, подходящего к поставленной задаче.
Урок постановки учебной задачи имеет следующую структуру: Создание ситуации успеха.
Создание ситуации разрыва.
Фиксация места разрыва в знаково-символической форме.
Формулирование учебной задачи учащимися и учителем.
Рефлексия.
Слайд 4Следующий вид урока – урок решения учебной задачи.
В структуре урока этого типа можно выделить три компонента:
1. Анализ условий решения задачи.
2. Собственно решение задачи, конструирование нового способа действия.
З. Рефлексия.
Обеспечив столкновение школьников с необходимостью овладения новым способом действия, учитель организует его поиск.
Решить учебную задачу – это значит отыскать общий способ, принцип подхода ко многим частным задачам данного типа.
Слайд 5 Урок моделирования и преобразования модели
Урок моделирования и преобразования
модели имеет следующую структуру:
1. Преобразование условия задачи.
2. Собственно моделирование.
3. Преобразование
модели.
4. Рефлексия.
Цель моделирования – выделить и зафиксировать с помощью схемы, рисунка наиболее общее отношение в предмете для его исследования.
В развивающем обучении моделирование напрямую связано с предметными действиями учащихся. Оно – средство анализа и решения задачи, которая родилась в процессе предметных преобразований. За моделью у каждого ребенка стоит действие с реальными предметами, которое теперь уже он способен выполнить в умственном плане.
Слайд 6Урок решения частных задач с применением открытого способа
Уроки
данного типа можно условно разделить на две группы:
1.
Уроки решения частных задач на конкретизацию общего способа действия, которые имеют структуру урока решения учебной задачи;
2. Уроки решения конкретно-практических задач, целью которых является формирование навыка, отработка способа действия.
Формирование навыка в системе развивающего обучения имеет свои особенности. Известно, что навык в традиционной системе обучения вырабатывается с помощью ряда однотипных упражнений, доведения их выполнения до автоматизма. Однако здесь если и можно говорить об эффективности такого способа, то лишь по отношению к конкретно-практическим задачам обиходного типа (письмо, счет).
Общим принципом формирования навыка по применению найденного нового способа в системе развивающего обучения является его практическое применение в качестве средства решения задачи из другой предметной области. Это помогает ребенку видеть свою учебную деятельность не как оторванную от реальной жизни область, а позволяющую решать новые практические задачи по расширению своего «Я».
Учебная деятельность в этом случае приобретает форму жизнедеятельности. Использование способа, полученного в одной предметной области, как средства решения задач в других предметных областях позволяет ребенку видеть мир целостным, обнаружить взаимосвязь между предметами – сторонами единого мира.
Слайд 7Урок контроля и оценки
Основная цель урока контроля и
оценки для учителя: через контрольно-оценочные действия детей проверить и оценить
их уровень овладения известным способом действия и понимания границ его применения.
Основные компоненты в структуре урока контроля и оценки:
1. Создание учебной ситуации.
2. Контроль и оценка использования способа действия.
3. Рефлексия.
Задания, которые предлагаются для выполнения на уроке данного типа, должны отвечать следующим требованиям:
- задания должны быть подобраны так, чтобы дети целенаправленно использовали известный способ действия и способы самопроверки при его использовании;
- обязательными являются задания, содержащие ошибки, связанные с использованием изученного способа действия. Их выполнение предполагает поиск, обнаружение, исправление ошибок и анализ их причин.
Слайд 8Учитель – организатор учебной, коллективно-распределенной деятельности учеников, равноправный участник диалога.
Деятельность учителя
приводит к осознанию проблемы,
показывает, напоминает,
совещается, создает ситуацию
успеха, сопереживает, поощряет,
вселяет уверенность,
стимулирует, формирует
мотивы учения, проявляет
поощряющую требовательность,
координирует, закрепляет
авторитет ученика
среди товарищей…
Деятельность учащихся
Ставят и решают учебные
задачи, контролируют и
оценивают свою деятельность,
сравнивают, анализируют,
классифицируют, моделируют,
общаются, отстаивают
свою точку зрения,
слушают и слышат
одноклассников, активно
взаимодействуют, планируют и
контролируют совместную
деятельность …
Слайд 9Сравните классификации уроков:
определите их цели;
выделите уроки, между
которыми можно поставить знак равенства.
Слайд 10Урок постановки и решения учебной задачи
Учебная задача – это такая
задача, решая которую дети открывают наиболее общий способ действия для
целого класса задач.
Определение базовых предметных понятий и общих способов действий, на основе которых осуществляется изучение нового.
Выбор способа постановки учебной задачи.
Выявление и формулировка общего способа действия или ключевого понятия в ходе решения учебной задачи.
Создание условий для моделирования и преобразования модели.
Слайд 11Этапы урока
постановки и решения учебной задачи
ситуация «разрыва» -
осознание границы между «знаю» и «не знаю»
решение учебной задачи
(диалог, работа в группах, индивидуальная форма работы)
моделирование (создание алгоритма, схемы и т.д.)
Слайд 12Урок решения частных задач с применением открытого способа действий
Использование заданий-ловушек,
позволяющих выявить понимание изучаемого материала.
Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Организация учебного
сотрудничества.
Создание условий для освоения действий контроля и оценки (ретроспективной и прогностической), а также познавательной рефлексии.
Реализация дифференцированного и индивидуального подходов
Слайд 13Урок контроля и оценки
Создание условий для освоения действий контроля и
оценки (ретроспективной и прогностической).
Создание условий для освоения начальных форм
познавательной и личностной рефлексии, формирования умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
Этапы урока
индивидуальный анализ выполненных контрольных работ с целью выявления причин успеха/неуспеха,
определение плана работы по достижению планируемых результатов
Слайд 14Учебно-познавательная задача (Л.М. Перминова) – это «часть содержания образования учебного
материала, подлежащая изучению объекта или усвоению нового знания о нем,
или решению этой задачи. Это задача, содержащая в себе затруднения. Она строится во имя развития, воспитания, открытия нового знания».
ПРИМЕР: Травы, сосна, подорожник, шиповник, кустарники.
Из предложенного списка названий животных и названий групп животных
выбери и запиши названия в ячейки так, чтобы получилась классификация (деление множества на группы с примерами)
1) Выбери из списка названия групп растений и впиши в средние ячейки схемы.
2) Выбери названия растений и впиши в соответствующие ячейки в нижний ряд схемы.
3) Поменяйся тетрадью с заполненной схемой с соседом по парте.
4) Проверь правильность заполнения схемы твоим одноклассником по заполненному образцу.
5) Исправь ошибки, если они есть. Зачеркни карандашом неправильный ответ и впиши правильный .
6)Объясни соседу, где ошибка. Выясни, в чем сомневается или что не знает сосед.
7) Оцени выполнение задания по предложенным критериям.
Слайд 15Учебно-практическая задача – это такая задача, которая ориентирована на применение
(отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной учащимися
ситуации (на практике), как правило, внутри конкретного учебного предмета.
ПРИМЕР:
1. В конце декабря возьмите луковицу тюльпана, рассмотрите ее, посадите в горшок с землей… (дана инструкция). Записывайте свои наблюдения за развитием этого растения.
2. Вычисли значение выражений.
3. Выпишите словосочетания с существительным ВЕСНА. Выделите окончание.
Предназначением учебно-практических задач для освоения младшими школьниками является:
правильное использование знаний, умений и навыков;
применение освоенного способа;
условие для постановки новой учебной задачи
Слайд 16Учебно-познавательные и учебно-практические задачи
Освоение систематических знаний.
Самостоятельное приобретение, перенос
и интеграция знаний.
Решение проблем.
Сотрудничество.
Коммуникация.
Самоорганизация и саморегуляция.
Рефлексия.
Ценностно-смысловые установки.
ИКТ-компетентность
Характеристика заданий
Найдите в учебнике учебно-познавательные и учебно-практические задачи:
приведите пример задачи,
определите, какие универсальные учебные действия формируются при ее решении,
какие предметные результаты осваиваются на более высоком уровне
оцените задачу (используя схему).
Слайд 18Учебная деятельность – это научные понятия, организованные в систему.
Логика учебной
деятельности задается логикой развертывания учебного содержания.
Проектная деятельность – это обязательно
практическая деятельность
Она в меньшей степени регламентируется педагогом, т.е. в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи.
Проектная деятельность – ведущая деятельность в подростковом возрасте, именно для подростка реализация проектов является развивающей образовательной ситуацией.
Слайд 19Анализ ситуации, формулирование замысла, цели:
анализ ситуации, относительно которой появляется
необходимость создать новый продукт (формулирование идеи проектирования)
конкретизация проблемы (формулирование
цели проектирования)
выдвижение гипотез разрешения проблемы; перевод проблемы в серию задач
Выполнение (реализация) проекта:
планирование этапов выполнения проекта;
обсуждение возможных средств решения задач: подбор способов решения, проведения исследования, методов исследования
собственно реализация проекта
Подготовка итогового продукта:
обсуждение способов оформления конечных результатов
сбор, систематизация и анализ полученных результатов
подведение итогов, оформление результатов, их презентация
выводы выдвижение новых проблем исследования
Слайд 20Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная
работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных
исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Слайд 21Самостоятельная деятельность учащихся (условия успешного выполнения проекта)
Дошкольники – совместная
работа детей со взрослым.
Начальная школа
Работа под руководством учителя
Работа под
контролем учителя
Самостоятельное решение проблемы в группе (к 10-ти годам).
Основная школа
Самостоятельное решение проблемы в группе (10-11 лет)
Индивидуальная самостоятельная деятельность ( к 12-13-ти годам)
Слайд 22Групповые проекты
Индивидуальный проект
Проекты
Оценочный материал
Учебно-практическая задача
Сформулируйте ключевое различие
Слайд 23Придумайте / вспомните название проекта
Как организовать этап «погружение» в проект?