Разделы презентаций


Урок решения частных задач на основе открытых способов деятельности

Содержание

 В системе Эльконина-Давыдова выделяют основные виды уроков:  урок постановки учебной задачи, урок решения учебной задачи, урок моделирования и преобразования модели, урок решения частных задач с применением открытого способа, урок контроля и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Урок решения частных задач на основе открытых способов деятельности

Урок решения частных задач на основе открытых способов деятельности

Слайд 2 В системе Эльконина-Давыдова выделяют основные виды уроков:  

урок постановки учебной

задачи,

урок решения учебной задачи,

урок моделирования и преобразования модели,



урок решения частных задач с применением открытого способа,

урок контроля и оценки.
 В системе Эльконина-Давыдова выделяют основные виды уроков:  урок постановки учебной задачи, урок решения учебной задачи, урок моделирования

Слайд 3Уроки постановки учебной задачи — это наиболее острые и трудные уроки

в курсах обучения по системе развивающего обучения, потому что именно

на этих уроках происходит переход от старого к новому способу действий.
Постановочный, или вводный, - это урок или часть урока, на котором перед детьми ставится учебная задача, то есть демонстрируется несовершенство старого, освоенного способа действий и начинается поиск нового способа действий, подходящего к поставленной задаче.
   
Урок постановки учебной задачи имеет следующую структуру: Создание ситуации успеха.
Создание ситуации разрыва.
Фиксация места разрыва в знаково-символической форме.
Формулирование учебной задачи учащимися и учителем.
Рефлексия.
Уроки постановки учебной задачи — это наиболее острые и трудные уроки в курсах обучения по системе развивающего обучения,

Слайд 4Следующий вид урока – урок решения учебной задачи.
   

 В структуре урока этого типа можно выделить три компонента:
   

 
1. Анализ условий решения задачи.
2. Собственно решение задачи, конструирование нового способа действия.
З. Рефлексия.
     

Обеспечив столкновение школьников с необходимостью овладения новым способом действия, учитель организует его поиск.
Решить учебную задачу – это значит отыскать общий способ, принцип подхода ко многим частным задачам данного типа.
Следующий вид урока – урок решения учебной задачи.      В структуре урока этого типа можно выделить

Слайд 5 Урок моделирования и преобразования модели 
     
Урок моделирования и преобразования

модели имеет следующую структуру:
1. Преобразование условия задачи.
2. Собственно моделирование.
3. Преобразование

модели.
4. Рефлексия.
     Цель моделирования – выделить и зафиксировать с помощью схемы, рисунка наиболее общее отношение в предмете для его исследования.

    В развивающем обучении моделирование напрямую связано с предметными действиями учащихся. Оно – средство анализа и решения задачи, которая родилась в процессе предметных преобразований. За моделью у каждого ребенка стоит действие с реальными предметами, которое теперь уже он способен выполнить в умственном плане.
 Урок моделирования и преобразования модели      Урок моделирования и преобразования модели имеет следующую структуру:1. Преобразование условия задачи.2.

Слайд 6Урок  решения частных задач с применением открытого способа
     Уроки

данного типа можно условно разделить на две группы:
     1.

Уроки решения частных задач на конкретизацию общего способа действия, которые имеют структуру урока решения учебной задачи;
     2. Уроки решения конкретно-практических задач, целью которых является формирование навыка, отработка способа действия.
  Формирование навыка в системе развивающего обучения имеет свои особенности. Известно, что навык в традиционной системе обучения вырабатывается с помощью ряда однотипных упражнений, доведения их выполнения до автоматизма. Однако здесь если и можно говорить об эффективности такого способа, то лишь по отношению к конкретно-практическим задачам обиходного типа (письмо, счет).
  Общим принципом формирования навыка по применению найденного нового способа в системе развивающего обучения является его практическое применение в качестве средства решения задачи из другой предметной области. Это помогает ребенку видеть свою учебную деятельность не как оторванную от реальной жизни область, а позволяющую  решать новые практические задачи по расширению своего «Я».
 Учебная деятельность в этом случае приобретает форму жизнедеятельности. Использование способа, полученного в одной предметной области, как средства решения задач в других предметных областях позволяет ребенку видеть мир целостным, обнаружить взаимосвязь между предметами – сторонами единого мира.
Урок  решения частных задач с применением открытого способа     Уроки данного типа можно условно разделить на две

Слайд 7Урок контроля и оценки
     Основная цель урока контроля и

оценки для учителя: через контрольно-оценочные действия детей проверить и оценить

их уровень овладения известным способом действия и понимания границ его применения.
     
Основные компоненты в структуре урока контроля и оценки:
1. Создание учебной ситуации.
2. Контроль и оценка использования способа действия.
3. Рефлексия.
     
Задания, которые предлагаются для выполнения на уроке данного типа, должны отвечать следующим требованиям:
- задания должны быть подобраны так, чтобы дети целенаправленно использовали известный способ действия и способы самопроверки при его использовании;
- обязательными являются задания, содержащие ошибки, связанные с использованием изученного способа действия. Их выполнение предполагает поиск, обнаружение, исправление ошибок и анализ их причин.
Урок контроля и оценки     Основная цель урока контроля и оценки для учителя: через контрольно-оценочные действия детей

Слайд 8Учитель – организатор учебной, коллективно-распределенной деятельности учеников, равноправный участник диалога.


Деятельность учителя
приводит к осознанию проблемы,
показывает, напоминает,
совещается, создает ситуацию


успеха, сопереживает, поощряет,
вселяет уверенность,
стимулирует, формирует
мотивы учения, проявляет
поощряющую требовательность,
координирует, закрепляет
авторитет ученика
среди товарищей…

Деятельность учащихся
Ставят и решают учебные
задачи, контролируют и
оценивают свою деятельность,
сравнивают, анализируют,
классифицируют, моделируют,
общаются, отстаивают
свою точку зрения,
слушают и слышат
одноклассников, активно
взаимодействуют, планируют и
контролируют совместную
деятельность …

Учитель – организатор учебной, коллективно-распределенной деятельности учеников, равноправный участник диалога. Деятельность учителяприводит к осознанию проблемы, показывает, напоминает,

Слайд 9Сравните классификации уроков:
определите их цели;
выделите уроки, между

которыми можно поставить знак равенства.

Сравните классификации уроков: определите их цели; выделите уроки, между которыми можно поставить знак равенства.

Слайд 10Урок постановки и решения учебной задачи
Учебная задача – это такая

задача, решая которую дети открывают наиболее общий способ действия для

целого класса задач.

Определение базовых предметных понятий и общих способов действий, на основе которых осуществляется изучение нового.
Выбор способа постановки учебной задачи.
Выявление и формулировка общего способа действия или ключевого понятия в ходе решения учебной задачи.
Создание условий для моделирования и преобразования модели.

Урок постановки и решения учебной задачиУчебная задача – это такая задача, решая которую дети открывают наиболее общий

Слайд 11Этапы урока
постановки и решения учебной задачи
ситуация «разрыва» -

осознание границы между «знаю» и «не знаю»

решение учебной задачи

(диалог, работа в группах, индивидуальная форма работы)

моделирование (создание алгоритма, схемы и т.д.)
Этапы урока постановки и решения учебной задачи ситуация «разрыва» - осознание границы между «знаю» и «не знаю»

Слайд 12Урок решения частных задач с применением открытого способа действий
Использование заданий-ловушек,

позволяющих выявить понимание изучаемого материала.
Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Организация учебного

сотрудничества.
Создание условий для освоения действий контроля и оценки (ретроспективной и прогностической), а также познавательной рефлексии.
Реализация дифференцированного и индивидуального подходов
Урок решения частных задач с применением открытого способа действийИспользование заданий-ловушек, позволяющих выявить понимание изучаемого материала.Решение учебно-познавательных и

Слайд 13Урок контроля и оценки
Создание условий для освоения действий контроля и

оценки (ретроспективной и прогностической).
Создание условий для освоения начальных форм

познавательной и личностной рефлексии, формирования умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

Этапы урока

индивидуальный анализ выполненных контрольных работ с целью выявления причин успеха/неуспеха,
определение плана работы по достижению планируемых результатов

Урок контроля и оценкиСоздание условий для освоения действий контроля и оценки (ретроспективной и прогностической). Создание условий для

Слайд 14Учебно-познавательная задача (Л.М. Перминова) – это «часть содержания образования учебного

материала, подлежащая изучению объекта или усвоению нового знания о нем,

или решению этой задачи. Это задача, содержащая в себе затруднения. Она строится во имя развития, воспитания, открытия нового знания».

ПРИМЕР: Травы, сосна, подорожник, шиповник, кустарники.
Из предложенного списка названий животных и названий групп животных
выбери и запиши названия в ячейки так, чтобы получилась классификация (деление множества на группы с примерами)







1) Выбери из списка названия групп растений и впиши в средние ячейки схемы.
2) Выбери названия растений и впиши в соответствующие ячейки в нижний ряд схемы.
3) Поменяйся тетрадью с заполненной схемой с соседом по парте.
4) Проверь правильность заполнения схемы твоим одноклассником по заполненному образцу.
5) Исправь ошибки, если они есть. Зачеркни карандашом неправильный ответ и впиши правильный .
6)Объясни соседу, где ошибка. Выясни, в чем сомневается или что не знает сосед.
7) Оцени выполнение задания по предложенным критериям.

Учебно-познавательная задача (Л.М. Перминова) – это «часть содержания образования учебного материала, подлежащая изучению объекта или усвоению нового

Слайд 15Учебно-практическая задача – это такая задача, которая ориентирована на применение

(отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной учащимися

ситуации (на практике), как правило, внутри конкретного учебного предмета.

ПРИМЕР:
1. В конце декабря возьмите луковицу тюльпана, рассмотрите ее, посадите в горшок с землей… (дана инструкция). Записывайте свои наблюдения за развитием этого растения.
2. Вычисли значение выражений.
3. Выпишите словосочетания с существительным ВЕСНА. Выделите окончание.



Предназначением учебно-практических задач для освоения младшими школьниками является:
правильное использование знаний, умений и навыков;
применение освоенного способа;
условие для постановки новой учебной задачи

Учебно-практическая задача – это такая задача, которая ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений)

Слайд 16Учебно-познавательные и учебно-практические задачи

Освоение систематических знаний.
Самостоятельное приобретение, перенос

и интеграция знаний.
Решение проблем.
Сотрудничество.
Коммуникация.
Самоорганизация и саморегуляция.

Рефлексия.
Ценностно-смысловые установки.
ИКТ-компетентность

Характеристика заданий

Найдите в учебнике учебно-познавательные и учебно-практические задачи:
приведите пример задачи,
определите, какие универсальные учебные действия формируются при ее решении,
какие предметные результаты осваиваются на более высоком уровне
оцените задачу (используя схему).

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи Освоение систематических знаний. Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний. Решение проблем. Сотрудничество. Коммуникация.

Слайд 17Ведущая деятельность

Ведущая деятельность

Слайд 18Учебная деятельность – это научные понятия, организованные в систему.
Логика учебной

деятельности задается логикой развертывания учебного содержания.
Проектная деятельность – это обязательно

практическая деятельность
Она в меньшей степени регламентируется педагогом, т.е. в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи.

Проектная деятельность – ведущая деятельность в подростковом возрасте, именно для подростка реализация проектов является развивающей образовательной ситуацией.

Учебная деятельность – это научные понятия, организованные в систему.Логика учебной деятельности задается логикой развертывания учебного содержания.Проектная деятельность

Слайд 19Анализ ситуации, формулирование замысла, цели:
анализ ситуации, относительно которой появляется

необходимость создать новый продукт (формулирование идеи проектирования)
конкретизация проблемы (формулирование

цели проектирования)
выдвижение гипотез разрешения проблемы; перевод проблемы в серию задач
Выполнение (реализация) проекта:
планирование этапов выполнения проекта;
обсуждение возможных средств решения задач: подбор способов решения, проведения исследования, методов исследования
собственно реализация проекта
Подготовка итогового продукта:
обсуждение способов оформления конечных результатов
сбор, систематизация и анализ полученных результатов
подведение итогов, оформление результатов, их презентация
выводы выдвижение новых проблем исследования
Анализ ситуации, формулирование замысла, цели: анализ ситуации, относительно которой появляется необходимость создать новый продукт (формулирование идеи проектирования)

Слайд 20Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная

работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных

исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы,

Слайд 21Самостоятельная деятельность учащихся (условия успешного выполнения проекта)
Дошкольники – совместная

работа детей со взрослым.
Начальная школа


Работа под руководством учителя
Работа под

контролем учителя

Самостоятельное решение проблемы в группе (к 10-ти годам).

Основная школа

Самостоятельное решение проблемы в группе (10-11 лет)

Индивидуальная самостоятельная деятельность ( к 12-13-ти годам)

Самостоятельная деятельность учащихся (условия успешного выполнения проекта) Дошкольники – совместная работа детей со взрослым.Начальная школаРабота под руководством

Слайд 22Групповые проекты
Индивидуальный проект
Проекты
Оценочный материал
Учебно-практическая задача
Сформулируйте ключевое различие

Групповые проектыИндивидуальный проектПроектыОценочный материалУчебно-практическая задачаСформулируйте ключевое различие

Слайд 23Придумайте / вспомните название проекта
Как организовать этап «погружение» в проект?

Придумайте / вспомните название проектаКак организовать этап «погружение» в проект?

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика