Слайд 2Цели и задачи данного курса – познакомить студентов с основными
понятиями экологии и промышленной экологии.
Дать определение понятий: устойчивое развитие,
биосфера, природные ресурсы, глобальные экологические проблемы и др.
Показать взаимоотношение
человека с окружающей
средой, обосновать
необходимость её охраны и
рационального использования
природных ресурсов.
Слайд 3Рейтинг (для курса с зачетом) :
Контрольные работы
4*10 = 40.
Домашние работы
1*15 = 15.
3. Курсовая работа 1* 15 = 15.
4. Зачетная работа (письм.) 1*30 = 30.
Итого: 100 баллов
Слайд 4Рейтинг (для курса с экзаменом) :
Контрольные работы
3*10 = 30.
Домашние работы
1*10 = 10.
3. Курсовая работа 1* 20 = 20.
4. Экзамен (письм./устно) 1*40 = 40.
Итого: 100 баллов
Слайд 5
Человек, вооруженный техникой и стремящийся к максимальному потреблению, стал самым
«опасным» живым существом на планете Земля. Он не только уничтожает
другие виды животных и растений, но и изобретает все более разрушительные виды оружия массового поражения, включая ядерное, бактериологическое, химическое, тектоническое, климатическое и др.
Необходимость изменения поведения человечества приводит к появлению нового «экологического» стиля мышления и экологизации всей системы знаний. Экология внедряется не только в естественнонаучные или технические дисциплины, но и в гуманитарные. Экологизация экономики привела к формированию нескольких новых областей исследования, соответствующих различным стадиям процесса природопользования.
Слайд 6 Экология (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом
и λόγος — понятие, учение, наука) — наука об отношениях
живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Охрана окружающей среды, или прикладная экология — комплекс мер, предназначенных для ограничения отрицательного влияния человеческой деятельности на природу.
Слайд 7!!!
Экология (от греч. οικος — дом, жилище, хозяйство, обиталище, местообитание, родина
и λόγος — понятие, учение, наука) — наука, изучающая взаимоотношения живой и
неживой природы.
Термин впервые предложил в книге «Общая морфология организмов» («Generalle Morphologie der Organismen») в 1866 г. немецкий биолог Эрнст Геккель.
Слайд 8!!!
Охрана окружающей среды, или прикладная экология — комплекс мер, предназначенных
для ограничения отрицательного влияния человеческой деятельности на природу.
В западных
странах часто используется также понятие энвайронментология (Environmental science), которое в отечественной литературе выражается термином «наука об охране окружающей среды».
Слайд 9
Такими мерами могут являться и являются:
Ограничение
выбросов в атмосферу и гидросферу с целью улучшения общей экологической
обстановки.
Создание заповедников, заказников и национальных парков с целью сохранения природных комплексов.
Ограничение лова рыбы, охоты с целью сохранения определённых видов.
Ограничение несанкционированного выброса мусора.
Слайд 10Промышленная экология — прикладная наука о взаимодействии промышленности (как отдельных
предприятий, так и техносферы) и окружающей среды, и наоборот —
влияние условий природной среды на функционирование предприятий и их комплексов.
В окружающей среде выделяют следующие зоны влияния промышленности:
Воздух (атмосферный воздух).
Вода (грунтовые, поверхностные).
Земля, почва.
Шум, вибрации.
Энергетические воздействия: электромагнитные и радиационные.
Слайд 11ЭКОЛОГИЯ
Экология — познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с
органическими и неорганическими компонентами среды… Одним словом, экология — это наука,
изучающая все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование. (Это определение Э. Геккеля написано в те времена, когда экология была ещё исключительно биологической наукой. Нынешнее понимание экологии шире.)
Экология — наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу.
Экология — наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимоотношения между живыми организмами и средой их обитания.
Экология как наука направлена на понимание функционирования экосистем, взаимоотношений видов живых существ с их окружающей средой, условий развития и равновесия таких систем. Инструментами этого познания являются наблюдение, проведение опытов, выдвижение теорий, объясняющих явления. Отношения между человеком и природой также могут быть предметом изучения экологии.
Экология — наука о взаимном отношении окружающей среды, живых организмов и человека.
Экология - биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени в естественных и измененных человеком условиях. Это определение дано на 5-м Международном экологическом конгрессе (1990) с целью противодействия размыванию понятия экологии, наблюдаемому в настоящее время.
Слайд 13Выживает наиболее приспособленный!
Слайд 14Экспоненциальный рост
Это возрастание величины, когда скорость роста пропорциональна значению самой
величины.
Говорят, что такой рост подчиняется экспоненциальному закону.
Экспоненциальный рост противопоставляется
более медленным (на достаточно длинном промежутке времени) линейной или
степенной зависимостям.
Красная – линейный рост,
Синий - степенной рост,
Зеленый – экспоненциальный рост.
Слайд 15Население Земли
Второй миллиард 107 лет
Третий миллиард 33 года
Четвертый
миллиард 14 лет
Пятый миллиард 13 лет
Шестой миллиард
12 лет
Седьмой миллиард 12 лет
Слайд 20Численность видов животных в зависимости от массы
Слайд 21Достижения технического прогресса и науки ХХ века
Самолёт (1903)
Паровая турбина (1904)
Вертолёт
(1907)
Теплоход (1908)
Дизель-электрическая подводная лодка (1909)
Авианосец (1910)
Сверхпроводимость (1912)
Химическое оружие (1915)
Танк (1916)
Полиграф
(1921)
Тепловоз (1923)
Телевидение (1925)
Ракета (1934)
Турбореактивный двигатель (1939)
Антибиотики (1940)
Компьютер (1941)
Атомная бомба (1945)
Транзистор (1947)
Голография (1948)
Реактивный авиалайнер (1949)
Водородная бомба (1953)
Атомная электростанция (1954)
Калькулятор (1954)
Атомная подводная лодка (1955)
Спутник (1957)
Интегральная схема (1958)
Лазер (1960)
Космический корабль (1961)
Интернет (1969)
Томограф (1972)
Персональный компьютер (1975)
Компакт-диск (1979)
Мобильный телефон (1983)
Высокотемпературная сверхпроводимость (1986)
Всемирная паутина (1991)
Клонирование (1997)
Слайд 22Основные достижения
1. В области медицины.
2. Новые технологии по производству продуктов
питания.
3. Новые технологии в области добычи и переработки ресурсов.
4. Новые
способы получения энергии.
5. Информационные технологии.
Слайд 23Всемирная паутина (от англ. World Wide Web) — распределенная система, предоставляющая доступ
к связанным между собой документам, расположенным на различных компьютерах, подключенных к Интернету. Для
обозначения Всемирной паутины также используют слово веб (англ. web «паутина») и аббревиатуру WWW.
INTERNET происходит от англ. (букв. «межсетевой»), сокр. от internetwork, далее из inter - «между» + network «сеть». Термин Internet был официально введён в США в 1974 г.
Первый сервер ARPANET был установлен 2 сентября 1969 сентября 1969 года в Калифорнийском университете (Лос-Анджелес). Компьютер Honeywell DP-516 имел 24 Кб оперативной памяти.
29 октября 1969 года в 21:00 между двумя первыми узлами сети ARPANET, находящимися на расстоянии в 640 км — в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса (UCLA) и в Стэнфордском исследовательском институте (SRI) — провели сеанс связи.
Слайд 24Взаимодействие человека
с окружающей средой
Человек –потребитель (извлечение и использование возобновимых
и невозобновимых ресурсов).
Человек – разрушающий фактор (истребление лесов, изменение ландшафтов,
воздействие на климат и т.д.).
Человек (антропогенная деятельность) – загрязнитель окружающей среды.
Слайд 25Проблемы охраны
окружающей среды
Сможет ли человечество, ограниченное рамками планеты
Земля, улучшать свое благосостояние до бесконечности или существует какой-то предел
при достижении которого дальнейшее развитие станет невозможно?
Можно решить локальные проблемы, но решение глобальных требует взаимодействия огромного количества людей “с единой целью спасти мир и планету в целом”.
Слайд 26Устойчивое развитие «sustainable development» – это развитие, которое обеспечивает
удовлетворение нужд существующего поколения и повышение качества его жизни без
подрыва основ жизни будущих поколений
Слайд 271972
Конференция ООН по Окружающей среде проведена в Стокгольме под председательством Мориса Стронг
(Maurice Strong).
Конференция посвящена региональным загрязнениям и кислотным дождям в
северной Европе. Эта экологическая повестка дня встретила сопротивление Группы 77 и Восточного блока. Тем не менее, мероприятие стало первым международно-признанным экологическим событием.
Конференция привела к учреждению нескольких национальных агентств по защите окружающей среды и Экологической Программы ООН (United Nations Environment Programme, UNEP).
Слайд 281972
Римский Клуб (Club of Rome) публикует доклад «Пределы Роста» (Limits to
Growth).
Доклад чрезвычайно спорный, потому что предсказывает ужасные последствия, в
случае сохранения темпов роста. Северные страны критиковали доклад за то, что не были учтены технологические решения, в то время как южные страны были возмущены тем, что этот прогноз затормозит их экономическое развитие. Последовавшие дебаты повысили осознание взаимосвязи между несколькими всем известными глобальными проблемами.
Слайд 291982
Всемирная Хартия Природы ООН (the United Nations World Charter for Nature) опубликована.
Она принимает принцип, что каждая форма жизни уникальна и должна
быть уважаема вне зависимости от её ценности для человечества. Она также призывает к пониманию нашей зависимости от природных ресурсов и к необходимости контроля их добычи.
Слайд 301983
Сформирована Всемирная Комиссия по Окружающей среде и Развитию (World Commission on
Environment and Development). Возглавленная норвежским премьер-министром Гро Харлем Брундтланд (Gro
Harlem Brundtland), комиссия работала три года над переплетением социальных, экономических, культурных и экологических аспектов.
Слайд 311987
«Наше Общее Будущее» - Доклад Брундтланд («Our Common Future»,Brundtland Report) опубликован.
Он связывает проблемы вместе и
впервые дает некоторое направление к всестороннему решению глобальных проблем. Также
этот доклад популяризовал термин устойчивое развитие (sustainable development).
Слайд 321987
Монреальский Протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (Montreal Protocol on Substances that Deplete the Ozone Layer) принят.
Слайд 331992
Конференция ООН по Окружающей среде и Развитию (U.N. Conference on Environment
and Development, UNCED) проведена в Рио де Жанейро.
Её результатом стала публикация
Повестки Дня на 21
век (Agenda 21),
Конвенции по Биологическому разнообразию (Convention on Biological Diversity),
Рамочной Конвенции по Изменению климата (Framework Convention on Climate Change),
Декларации Рио (Rio Declaration) и положения о добровольных Лесных Принципах (Forest Principles).
Слайд 342000
Цели развития тысячелетия ООН
(UN Millennium Development Goals).
Самое масштабное собрание мировых лидеров приходит
к согласию установить ограниченные по времени и измеряемые цели для
борьбы с бедностью, голодом, болезнями, безграмотностью, деградацией окружающей среды и дискриминацией женщин. Поставленные цели должны быть достигнуты к 2015 году.
Слайд 35Программа работы ЮНЕП на период 2014-2017
Основной целью ЮНЕП на период
2014-2017 годов является активизация перехода к справедливому развитию, сопряженному с
низким уровнем выделения углекислого газа, низким уровнем выбросов, эффективным использованием ресурсов, и основанному на защите и рациональном использовании экосистемных услуг, согласованном и улучшенном экологическом управлении и уменьшении экологических рисков.
Слайд 3617 Целей для преобразования нашего мира
Слайд 37Цели в области устойчивого развития являются своеобразным призывом к действию,
исходящим от всех стран — бедных, богатых и среднеразвитых.
Этот
призыв нацелен на улучшение благосостояния и защиту нашей планеты. Государства признают, что меры по ликвидации бедности должны приниматься параллельно усилиям по наращиванию экономического роста и решению целого ряда вопросов в области образования, здравоохранения, социальной защиты и трудоустройства, а также борьбе с изменением климата и защите окружающей среды.