Слайд 1Васнецов Виктор Михайлович
Составитель: Ларионова Г. А., учитель начальных классов
МОУ СОШ № 27, г. Тверь
Религиозная живопись
Слайд 2„Мы только тогда внесем свою лепту в сокровищницу всемирного искусства,
когда все силы свои устремим к развитию своего родного, русского
искусства, то есть когда с возможным для нас совершенством и полнотой изобразим и выразим красоту, мощь и смысл наших родных образов - нашей русской природы и человека нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, мечты, нашу веру и сумеем в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее".
В. М. Васнецов.
Слайд 3Религиозная живопись Васнецова знаменует собою начало нового движения в этой
области и повела к созданию своеобразного "васнецовского" стиля, которому многие
стараются подражать, но большею частью безуспешно.
Особенно замечательны работы Виктора Михайловича Васнецова во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения в Санкт-Петербурге. Акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира хранятся в Третьяковской галерее и в Музее Александра III; в последнем хранятся также оригиналы для мозаики в храме Воскресения, для Дармштадтской церкви, а также "Плащаница" (1896).
Слайд 4В 1885 году произошло событие, которое Васнецов считал главным в
своей жизни. Ему было предложено выполнить росписи только что отстроенного
Владимирского собора в Киеве. Он взялся за эту работу и посвятил ей десять лет, вложив всю страсть и тревогу своей души.
Глубоко верующий человек, в работе для церкви он видел свое настоящее призвание. В огромном Владимирском соборе Васнецову надо было расписать главный неф и апсиду. Отразить самые основные сюжеты Ветхого и Нового заветов, изобразить русских исторических деятелей, причисленных к лику святых, украсить своды орнаментами. Более десяти лет трудился Васнецов над росписью в соборе.
Сам по себе факт столь грандиозной работы впечатляет (около 400 эскизов, непосредственно стенопись при участии помощников — свыше 2000 кв. м) и не имеет равных в русском искусстве всего XIX века. Основной идеей программы внутренней отделки Владимирского собора, посвященного 900-летию Крещения Руси, было осмысление религиозной истории России, ее включенности через Византию во всемирную историю культуры.
Слайд 5В 1885-1891 мастер работал в Киеве над росписью кафедрального Владимирского
собора, по окончании этих работ в 1893 он был избран
действительным членом С.-Петербургской Императорской Академии художеств.
Христос-Вседержитель
Эскиз росписи плафонa главного купола Владимирского собора в Киеве
1885-1896г, холст, масло,
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Слайд 6За десять лет (1880-1890 гг.), шесть из которых он прожил
в Киеве, художник с помощниками расписал 2880 квадpaтных метров во
Владимирском соборе, сделал 15 композиций, выписал 30 отдельных фигур.
В этих работах заключена строгая византийская вера, мягкая поэзия сказок,
мощь былин
Васнецов В.
Вид на алтарь.
Интерьер Владимирского собора в Киеве
Слайд 7Сильное впечатление производит запрестольный образ Богоматери. Великолепная фигура Богородицы с
Христом-младенцем на руках, выступающая из мерцающего золотого цвета в верхней
половине анкерной апсиды, господствует над всем пространством. Она держит Младенца не себе, не для себя, а именно несёт Его миру. Младенец, непрестанно порывающийся с рук Богоматери, через весь алтарь к стоящим в храме людям.
Богоматерь Васнецова стала одним из любимейших образов сразу же после освящения Владимирского собора. Репродукции с него можно было встретить во многих домах России в конце XIX — начале XX века.
Богоматерь с младенцем.
Слайд 8В.М. Васнецов
Крещение князя Владимира
1890, Эскизы росписи Владимирского собора в
Киеве
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.М. Васнецов
Крещение Руси
Подготовительная композиция росписи
Владимирского собора в Киеве
1885-1896, холст, масло,
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Слайд 9«Радость праведных о Господе». Преддверие Рая (барабан главного купола Владимирского
Собора в Киеве). Левая часть. 1885-1996
«Радость праведных о Господе». Преддверие
Рая (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Средняя часть. 1885-1996
«Радость праведных о Господе». Преддверие Рая (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Правая часть. 1885-1996
Слайд 10В. М. Васнецов. Единородный Сыне и Словесе Божий.
Роспись Владимирского
собора
Декоративные орнаменты для росписи Владимировского собора в Киеве
1885-1896.
Деталь.
Бумага, акварель, золото. 52х15
Бог Саваоф
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве
1885-1896, холст, масло,
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Слайд 11Киевская Русь, сохранённая в летописях и воспетая в былинах, была
особенно дорога Васнецову. Художник с готовностью взялся за роспись Владимирского
собора в Киеве. На его стенах живописец решил изобразить не только персонажей Небесной истории, но и людей, связанных с историей Древней Руси. Не сохранилось ни портретов, ни детального описания их внешности. Васнецову пришлось заново создавать облик своих героев, сообразуясь с традиционными представлениями о них, сложившимися за многие века.
Слайд 12
Княгиня Ольга
(эскиз росписи для Владимирского собора в Киеве)
Бумага, гуашь, акварель,
золото, карандаш. 1885 — 1893 гг. Москва, Россия. Государственная Третьяковская
галерея
Вот княгиня Ольга, бабушка князя Владимира Красное Солнышко. Она приняла христианство задолго до того, как её внук крестил Русь. После гибели мужа Ольге пришлось самой править Киевом, и летописи утверждают, что она была сильной и мудрой правительницей.
На эскизе Васнецова княгиня — суровая пожилая женщина с нимбом над головой, бабушка всей Христианской Руси.
Слайд 13Вот Нестор-летописец, монах Киево-Печерского монастыря,
автор «Повести временных лет».
Он
изображён мудрым седовласым старцем, склонившимся над свитком.
Во многом именно
благодаря его трудам события, происходившие в домонгольской Руси, не канули в Лету, а дошли до нашего времени.
Нестор — прообраз всех русских историков.
Нестор-летописец
(эскиз росписи для Владимирского собора в Киеве)
Бумага, гуашь, акварель, золото, карандаш.
1885 — 1893 гг. Москва, Россия. Государственная Третьяковская галерея
Слайд 14В.М. Васнецов. Фреска «Князь Александр Невский», Владимирский собор, г. Киев
Князь
Андрей Боголюбский
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве
1885-1893, акварель
Государственная Третьяковская
галерея, Москва.
Воинами, отстаивающими независимость родной земли, представлены облаченные
в тяжелые доспехи
Андрей Боголюбский и Александр Невский.
Слайд 15Собор во имя Воскресения Христова на Екатерининском канале (ныне канал
Грибоедова),
г. Санкт-Петербург
Фронтоны четырех крылец собора украшены мозаичными панно, созданными
на Евангельские сюжеты по эскизам В.М. Васнецова: "Несение Креста", "Распятие", "Снятие со Креста" и "Сошествие во ад".
В 1883-1901 В. М. Васнецов работал над оригиналами для мозаик храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови) в С.-Петербурге, построенного на месте смертельного ранения Императора Александра II.
Слайд 17Для интерьера
храма Воскресения Христова
им были написаны
два картона
— «Спаситель» и «Богоматерь»,
и пять картонов для наружных мозаик
— «Серафим», «Распятие»,
«Снятие со креста», «Несение креста», «Сошествие во ад»
«Богоматерь» и «Спаситель».
Мозаика главного иконостаса храма Воскресения в Петербурге. 1901
Слайд 18Особая одухотворенность свойственна "Богоматери"
В. Васнецова.
В Её глазах -
материнская тревога, предчувствие грядущей утраты и скорби.
Небольшая по размеру
композиция уравновешена.
За счет строгих контуров, спокойных локальных тонов и продуманного рисунка станковая мозаика приобретает монументальность.
Слайд 19Эти же приемы художник повторил при создании образа Иисуса Христа.
Значимость Спасителя подчеркнута фронтальностью изображения
и строгой симметрией.
Господь торжественно
восседает на троне.
В Его левой руке –
раскрытое Евангелие со словами любви к ближнему,
правая - застыла в благословляющем жесте.
Через устремленный на зрителя взгляд Христа передается внутренняя сосредоточенность и напряженность образа.
Колорит приглушен, усиливает декоративность голубой фон, создающий иллюзию глубины пространства.
Слайд 20Коленопреклоненный Серафим.
Серафимы со сложенными и поднятыми руками
Сошествие во
ад.
1896-1904г
Слайд 21В конце XIX столетия В.М.Васнецов вместе с художниками своей мастерской
работал в храме на Пресне и расписывал его.
В синодике
храма он записан как один из его ктиторов.
Не так давно в центральном алтаре были обнаружены, расчищены и отреставрированы росписи, принадлежащие кисти великого русского мастера, а также обнаружено его уникальное полотно «Отечество».
Произведением В.М.Васнецова является и изображение на стене в левой части четверика «Положение Христа во Гроб».
Мозаика из подсвеченного стекла – также уникальное васнецовское творение
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, Москва.
Слайд 22 Интерьер главного храма
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, Москва.
Слайд 23Васнецов. Мозаика северного свода главной церкви. 1890-е годы
Васнецов. Мозаика окна
главного храма. 1890-е годы
Реставрация мозаики
Своды, стены, оклады клиросных икон в
главном объеме храма выполнены из стеклянной мозаики. Мозаичные работы в Предтеченском храме выполнены в технике Hinterglassmalеrei (живопись стеклом), в настоящее время секрет этой техники утрачен. В классической мозаичной технике золото помещается между стеклами, а здесь золото и серебро различных видов нанесено на обратную сторону стекла, что создает эффект зеркальной поверхности. Кусочки стекла имеют различную, часто неправильную форму, в результате чего образуется сложная живописная фактура. Мозаика из подцвеченного стекла, характерная для эпохи модерна, также была излюбленной техникой В.М. Васнецова.
Особенно красивы своды главного храма, почти целиком исполненные из мозаики с доминирующим серебристо-патинированным фоном.
Слайд 24В.М. Васнецов. "Преддверие Рая".
Роспись западной стены главного алтаря.
90ые
годы XIX в.
Элементы росписи Васнецова из главного алтаря храма
Орнаментальная живопись,
обнаруженная на стенах центрального алтаря, по своим графическим и живописным особенностям характерна для стиля "модерн" и соответствует индивидуальной стилистике В.М. Васнецова. Она покрывает все плоскости стен от панелей в нижней части и до пяты сводов вверху. Внизу размещен стилизованный греческий меандр. Над ним проходит фриз в виде плетеной косы, из которой вырастают белые цветы, напоминающие тюльпаны. В композиции также использованы огромные ягоды клубники. В самом верху над карнизом находится изображение восьмиконечного креста. В нижней части сводов конхи помещен крупнолистный орнамент. Этот фриз переходит в третий ярус орнаментальных изображений, расположенный по всей конхе алтаря и обрамляющий композицию "Эммануил в силах". Роспись верхнего яруса представляет собой спиралевидную виноградную лозу с крупными гроздьями ягод, что обращено к древней символике, которая часто использовалась как декоративный мотив в религиозном искусстве и архитектуре. Виноградная лоза - общепринятый символ Христа и христианской веры, основанный на притче Спасителя о виноградной лозе: "Я есмь истинная виноградная лоза..." (Ин. 15:1 - 17). Виноград в христианском искусстве - это также символ евхаристического вина - Крови Сына Человеческого.
На западной стене алтаря размещена композиция "Преддверие Рая", стилистически близкая работе В.М. Васнецова в киевском соборе Святого Владимира.
Слайд 25Васнецов не только сам расписывал храм, но и руководил росписями
стен.
Росписи храма были закончены в 1898 году, на
четыре года позже росписей Владимирского собора.
Васнецов. "Бог Слово", роспись конхи главного алтаря церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне,
Москва. 1890-е годы
Васнецов. "Положение во гроб",
живопись в нише гробницы.
1890-е годы
Слайд 26Когда шли работы по реставрации монументального васнецовского наследия в Предтеченском
храме, в ризнице было обнаружено произведение его станкового мастерства -
удивительное полотно "Отечество". Необычна его техника - "сухая кисть": на тонкой хлопчатобумажной материи, натянутой на подрамник с полукруглым завершением. Написана композиция, предназначенная для просмотра с тыльной стороны на просвет, подобно витражу. Художник работал в смешанной технике: масляной живописью исполнена окантовка композиции, водяными красками - ее центральная часть. Данная техника исключает исправления, и это свидетельствует о высоком профессионализме автора. Вероятно, это произведение предназначалось для размещения на Горнем месте центрального алтаря и предполагало заднюю подсветку.
Необычна и композиция шедевра: формат разделен по горизонтали примерно пополам. В верхней части написана фигура Бога Саваофа, близкая по решению монументальной росписи В.М. Васнецова в соборе Святого Владимира и живописи в церкви Рождества Иоанна Предтечи. Над ним изображен Святой Дух в виде голубя. Внизу предстает распятый Христос в окружении Сил Небесных. Можно предположить, что "Отечество" было написано во второй половине 1890-х годов, когда завершалась роспись храма. Данная техника крайне редко использовалась в русском искусстве. Картина "Отечество" была найдена со значительными утратами, с несколькими прорывами, но ныне ее реставрация завершена опытным мастером, реставратором станковой масляной живописи I категории В.В. Панкратовым. Со временем это удивительное произведение Васнецова будет размещено на почетном месте в нише на южной стене четверика, напротив другого васнецовского творения - "Оплакивание Христа".
В.М.Васнецов "Отечество", холст.
Слайд 27«Отечествие».
Оригинал для мозаики православного собора в Варшаве. 1907
Слайд 28«Богоматерь».
Оригинал для мозаики русской церкви в Дармштадте. 1899
Слайд 29«Мария Магдалина».
Оригинал для мозаики русской церкви в Дармштадте. 1899
Слайд 30Сергий Радонежский
1882, Икона для церкви в Абрамцеве
Государственный историко-художественный и литературный
музей-заповедник "Абрамцево",
Абрамцево, Московская область
Русские святые.
1885 г.
Слайд 32Иконостас храма при стекольном заводе Нечаева-Мальцева Ю.С.
Гусь-Хрустальный, Владимирская губерния. Архитектор
Васнецов В.М.
Исполнен придворным фабрикантом Овчинниковым в Москве
1900-е гг.
Слайд 33Васнецов оформил храмы в Киеве, Петербурге, Гусь-Хрустальном, Варшаве. Успех его
росписей был огромен. Им была посвящена небывалая по многочисленности литература
— исследования, статьи, заметки. В них видели начало возрождения Русского религиозного искусства. Хотя сам мастер довольно скромно отзывался о своей работе: «Я думал, что проник в дух русской иконы, что выразил внутренний мир живописца тех времён. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древнерусской иконы оказался гораздо богаче в духовном смысле, чем дух нашего времени и мой лично». Это мужественное и гордое признание мастера не поза, а реалистичное понимание своего места в этом мире, считавшего, что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как укрепление храмов».
Слайд 34http://www.google.ru/imgres?imgurl=http://www.krugosvet.ru/uploads/enc/images/7/1235719628c7b9.jpg&imgrefurl=http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/VASNETSOV_VIKTOR
http://perovograd.ru
http://peredvizhniki.ru/gallery/vasnetsov/233-spjashhaja-carevna-1900-1926.html
http://nowik.mylivepage.ru/image/1824/21238_vasneztov93.jpg
http://www.liveinternet.ru/community/solnechnolunnaya/post66625815/
http://nearyou.ru/vvasnetsov/0vvasndolg2.html
Источники информации:
http://www.citywalls.ru/forum/topic151.html
http://www.baltwillinfo.com/mp11-08/mp-14.htm
http://g-vik.narod.ru/2006/n32/06_32s8.htm
http://nearyou.ru/vvasnetsov/sergey.html
http://www.artsait.ru/art/v/vasnecov/art1.php
http://www.cathedral.ru/persons/vasnetsov
Слайд 35http://www.ioannp.ru/gallery/vasnetsov
http://religionart.narod.ru/gal2/photo10.htm
http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/russian/vasnetsov_v_m/index.html
http://www.geographicexplorer.ru/sec9/pos2583
http://www.bibliotekar.ru/100hudozh/77.htm
http://marvic-1983.livejournal.com/18365.html
http://www.cathedral.ru/saviour/ubranstvo/mosaic
http://www.ioannp.ru/gallery/1214
http://www.pravoslavie.ru/news/26655.htm
http://www.ioannp.ru/history/239579
Иванова Ю. А. Васнецов. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2003.-32
с.: ил. – (Детский музей. Русская живопись).