Слайд 1Важнейшие императивы финансовой политики
Выполнили: Габлина С.
Татусь Е.
Цховребова В.
Яковлева П.
Тверь -
2014
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет управления и социологии
Кафедра государственного управления
Слайд 2Необходимость новой экономической политики в России:
Изменение экономики по масштабам производства,
по разнообразию видов экономической деятельности, по поведению бизнеса, по мотивациям
населения и по качеству институтов
После проблем 2008-2009гг. темпы экономического роста в стране не вернулись на докризисный уровень, а в последнее время даже начали стремительно снижаться
Слайд 3Для решения задач структурно-технологической модернизации экономики необходимо:
Повышение нормы накопления (
в развитых странах она на уровне 20-25% и темпы роста
на уровне 2-4% в год). Индия и Китай, имеющие норму накопления в 40% и 50% обеспечивают темпы роста в среднем 8% и 10% в год.
В России норма накопления, обеспечивающая преодоление ограничений по мощностям, должна быть повышена примерно до 35% к 2020 г.
Слайд 4Для решения задач структурно-технологической модернизации экономики необходимо:
Коррекция приоритетов денежно-кредитной политики.
Переориентация финансовой политики на цели социально-экономического развития (средне- и долгосрочные)
путём преодоления (смягчение) бюджетного ограничения.
Слайд 5Пути преодоления бюджетного ограничения:
1) Экстенсивный (вовлечении в экономический
оборот свободных первичных ресурсов – рабочей силы, неосвоенных земель, легкодоступных
полезных ископаемых и т.п.)
Слайд 6Пути преодоления бюджетного ограничения:
2) Интенсивный (постоянное кредитование потребителя - домохозяйств
и бизнеса, что проявляется на макроуровне в форме роста соотношения
долга и дохода). Данное соотношение характеризует уровень общественного богатства.
Слайд 7Преимущества России на стадии «здорового» увеличения соотношения долг/доход:
низкая по любым
критериям государственная задолженность
малая обремененность долгами домашних хозяйств
статус крупнейшего экспортера сырья,
остро необходимого мировым рынкам
Слайд 8Основные проблемы:
В сфере инвестиционных проектов (недостаточность объемов кредитования под расширение
оборотного капитала. При этом высокие ставки по кредитам такого рода
приводят к увеличению издержек и цен, фактически являясь проинфляционным фактором).
Не обеспечивается перелив капиталов из сырьевого сектора в сектора обрабатывающей промышленности, инфраструктуры, АПК. Созданные отдельные институты развития, ориентированные на поддержку крупномасштабных проектов народнохозяйственного значения не способны работать с проектами меньшего масштаба.
Слайд 9Роль государства
Государство, реализуя политику развития, должно способствовать сближению и примирению
интересов субъектов воспроизводства.
Необходимы вложения в основной капитал и в человека,
повышающих его квалификацию и способность к труду.
Слайд 10Формы вложений :
Федеральное правительство обладает мощными финансовыми активами в виде
средств резервного фонда, фонда национального благосостояния, ликвидного пакета акций, которые
в настоящее время практически не участвуют в решении задач экономического развития.
Слайд 11Задачи бюджетной политики:
стремление к бездефицитному бюджету
снижение доли государственных расходов в
ВВП и достижение иных промежуточных показателей
При этом формирование
резервных фондов подразумевает исключительно финансовые вложения за границами России.
Слайд 12Бизнес
Ключевая задача развития в настоящее время - изменение направления движения
финансовых потоков энергосырьевого сектора.
В частности, необходимо ввести законодательство о
сверхприбыли и ее использовании.
Слайд 13Бизнес
Решение проблемы – повышение на уровне бизнес-проектов инвестиционной привлекательности обрабатывающего
сектора российской экономики, что требует снижения налоговой нагрузки (до 50%
существующей).
Слайд 14Домашние хозяйства
Играют троякую роль в процессе воспроизводства:
основной фактор, определяющий величину
и структуру конечного спроса;
сформированные под воздействием домашних хозяйств количество и
качество трудовых ресурсов – это фактор производства первостепенной значимости;
в современных условиях домашние хозяйства являются крупнейшим инвестором
Слайд 15Финансирование экономического роста домохозяйствами
Активное развитие в перспективе инвестиционных банков, паевых
инвестиционных фондов, брокерских компаний, накопительного пенсионного страхования, страхования жизни
Слайд 16Финансирование экономического роста домохозяйствами
Затруднено рядом серьезных проблем:
бедность населения;
недостаточная финансовая
грамотность;
предпочтение наиболее богатой части населения размещать свободные финансовые ресурсы
и осуществлять долгосрочные инвестиции за границей
Решение проблем значительно увеличивает потенциал ускорения социально-экономического развития в среднесрочной перспективе, в том числе за счет роста уверенности в поступательном развитии страны.
Слайд 17Механизмы финансирования экономического развития
Проблемы:
Ограничено массовое финансирование;
Проблемы ликвидности
банковской системы
Задача – развитие массового кредита реальному сектору, прежде всего
- инвестиционного
Слайд 18Факторы, определяющие изменение условий кредитования:
Микроэкономический уровень:
ситуация с ликвидностью и операции
ЦБ РФ;
условия внутреннего и внешнего фондирования;
оценка банками ситуации в
нефинансовом секторе;
конкуренция на рынке финансовых услуг;
политика конкретных финансовых учреждений
Макроэкономический уровень:
реструктуризация данных факторов;
Возможный выход – ограничение влияния монополистов на отдельные сегменты рынка через их профилирование и специализацию, повышение роли малых и средних учреждений через кооперацию
Слайд 19Основные проблемы, сдерживающие процессы смягчения условий кредитования:
недостаточная ликвидность финансового сектора;
низкая оценка перспектив нефинансового сектора и соответственно
качества потенциальных кредитных вложений;
несовершенство рынка финансовых услуг, его институциональная необустроенность и инструментальная узость
Слайд 20Рефинансирование банковских кредитов, идущих в реальный сектор, и роль банков
развития
Слайд 21Рефинансирование
Рефинансирование коммерческого банковского кредита в реальный сектор можно рассматривать как
один из важнейших факторов развития финансирования, а соответственно, и интенсификации
экономического роста.
Неопределенность с эффективностью кредитуемых проектов зачастую заставляют банки отказываться от данных проектов или повышать цену за кредит.
Слайд 22Задача по контролю финансовых рисков и их снижению
Слайд 23Рефинансирование
Снижает уязвимость коммерческого банка к недостатку ликвидности
Государство поддерживает ликвидность кредитора
по приоритетным проектам
Средства выделяются на возвратной основе
Развитие рефинансирования способствует более
экономному
и эффективному использованию государственных средств
на нужды экономического роста
Слайд 24Недостатки рефинансирования
ЦБ России пополняет ликвидностью экономику через крупнейшие корпорации, соответственно
аналогичная ситуация складывается в банковском кредитовании
Сложность механизма идентификации объектов, пригодных
для рефинансирования Банком России.
Нерепрезентативность объектов рефинансирования
Слайд 25Внешэкономбанк как «Посредник»
Направление, ориентация и координация частных кредитных вложений
Воздействие на
избыточные риски в системе коммерческого кредитования
проведение финансовой экспертизы проектов
Создание
стандартов финансовой экспертизы для банковского сектора
Лицензирование банковской деятельности
Слайд 26Особенности обновленного Внешэкономбанка
Основные вложения – в покрытия рисков частных проектов,
т.е. обеспечение гарантий, восполнение ликвидности и т.д.
Агент, призванный обеспечивать рефинансирование
конечных кредиторов
Слайд 29
Решение проблемы ликвидности банковской системы требует
повышения уровня обеспеченности обязательств банков центральными деньгами.
Центральные деньги в настоящее
время избыточно обеспечены международными резервами.
Слайд 30
ЦБ РФ может до конца 2015 г. расширить
денежную базу примерно на 4,5 трлн. руб., что означает ежегодный
прирост на 17-18% в течение указанного периода. В последующее пятилетие соответствующие годовые темпы прироста могут составить 14-16%.
Слайд 31
Доминирующей формой эмиссии резервных денег до 2015 г.,
и в особенности на последующее пятилетие, должно стать рефинансирование коммерческого
банковского кредита.
Слайд 33
Также до 2015 г. удастся разрешить
проблему оперативного перераспределения ликвидности между банками и снизить ее высокую
волатильность. В результате ожидается заметное смягчение условий кредитования (средняя индикативная процентная ставка может снизится к 2015 г. до 1-3% в реальном выражении), что даст возможность повысить роль кредита в финансировании экономического роста.
Слайд 34При смягчение условий кредитования:
Задолженность нефинансового сектора по кредитам будет возрастать
на 27-28% ежегодно до 2015 г. и на 23-25% –
в последующее пятилетие;
Ежегодные приросты денежной массы составят 22-23% и 17-20%;
Снизится ликвидность денежной массы;
Доля наличных денег сократится до 20-21% в 2015 г. и до 16-18% – в 2020 г;
Возрастет монетизация экономики: с 44% в 2011 г. до 51-52% в 2015 г. и 61-63% в 2020г.
Слайд 35Эффективность банковского финансирования:
Компании, где банковское финансирование возможно
Компании, где банковское финансирование
невозможно, либо неэффективно.
Слайд 36Компании где банковское финансирование неэффективно
Слайд 37
Механизм с помощью которого можно реально профинансировать такие
кампании – рынок акций. Для выше упомянутых типов компаний финансирование
за счет эмиссии акций более эффективно, чем за счет долгового капитала, который следует обслуживать и в конечном счете возвращать.