Слайд 2 ОКСАНА ВАСИЛЬЕВНА АРХИПОВА
Социальный педагог
Клинический психолог, психогеронтолог
Кандидат психологических наук
Доцент кафедры социальных технологий ГАУ ИДПО ДТСЗН
Эксперт Всероссийского обучающего
проекта «Эстафета поколений», ВОД «Волонтеры Победы»
В сфере социальной защиты населения города Москвы - с 2001 года
Контакты: arhikseniya@mail.ru
Слайд 3Связь поколений:
как лучше понимать друг друга
Слайд 4Ключевые темы
Что такое эмоциональный интеллект?
Знакомимся с азбукой эмоций
Теория
поколений: время, люди, ценности
Развиваем эмоциональный интеллект - улучшаем взаимопонимание
Слайд 5Что такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект – это четко определяемая и
измеряемая способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций,
их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений.
Питер Саловей
(Salovey Peter)
Джон Маейр
(Mayer John. D.)
Дэвид Карузо
(Caruso David R.)
Слайд 7Какие эмоции поддерживают Вашу энергию,
заряжают Вас силой?
Слайд 8АЗБУКА ЭМОЦИЙ (концепция Йельского университета)
Слайд 9Определения
Потенциал – совокупность имеющихся возможностей, средств в какой-либо области, сфере.
Влияние
- процесс и результат изменений индивидом поведения другого человека, его
установок, намерений, представлений, оценок в ходе взаимодействия с ним.
Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста, общность членов семьи по времени рождения.
Эмоции – особый класс психических процессов и состояний человека и животных, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и др.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Слайд 10Определения
Ценность – указание на личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и
явлений, то, что человек ценит в окружающем его социуме. Ценности
диктует время.
Время и события этого времени создают общность поколения.
Эмоции, переживания, чувства в значительной степени зависят от социальных и культурных факторов.
Конфликт поколений, разрыв поколений – социологический феномен, при котором культурные ценности младшего поколения сильно разнятся с культурными и прочими ценностями старшего.
Жизненные ценности - жизнь, семья, здоровье...
Слайд 11Теория поколений (Nell Howe, William Strauss, 1991)
Величайшее поколение (1900-1923 гг.)
Молчаливое
поколение (1923-1943 гг.)
Поколение беби-бумеров (1943-1963 гг.)
Поколение X (1963-1984 гг.)
Поколение Y
(1984-2000 гг.)
Поколение Z (с 2000 г.)
Поколение «Альфа» – 2010, 2020…
Слайд 12«Ценности – это то, что питает жизнь, а эмоция представляет
собой восприятие качества той или иной вещи, идеи, реальности.
Таким образом, эмоция говорит, обладает ли необходимым качеством тот или иной объект, чтобы служить питанием для жизни».
Альфред Лэнгле – австрийский психотерапевт, клинический психолог, профессор медицины и философии
Слайд 13Пирамида логических
уровней Р. Дилтса
эмоции
Слайд 14ПРАКТИКУМ
Подберите эмоции, наиболее характерные или часто встречающиеся у вашего родственника
или знакомого, которые с вашей точки зрения могут
быть «типичным представителем» поколения
Слайд 15Величайшее поколение (1900-1923 гг.)
Молчаливое поколение (1923-1943 гг.)
Трудолюбие, ответственность, вера в
светлое будущее, приверженность идеологии, семья и семейные традиции, доминантность и
категоричность суждений, преданность, соблюдение правил и законов, уважение к должности и статусу, честь, терпение.
Слайд 16Поколение беби-бумеров (1943-1963 гг.)
События: конец сталинской эпохи, советская оттепель, покорение
космоса, СССР – мировая супердержава, «холодная война», гарантированность образования и
медицинского обслуживания.
Ценности: оптимизм, коллективизм и командный дух, заинтересованность в общественной оценке за заслуги, польза деятельности обществу, стране.
Слайд 19Поколение X (1963-1984 гг.)
События: продолжение «холодной войны», война в Афганистане,
«Перестройка», бесплатное образование, смена деятельности после «Перестройки», появление наркотиков, СПИДа,
финансовые крахи, дефолты.
Ценности: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов.
Слайд 23Поколение Y (1984-2000 гг.), «Миллениалы»
События: распад СССР, «лихие 90-е», дефолты,
кризис, «конец света», теракты, военные конфликты в Чечне, развитие цифровых
технологий, Интернет, мобильная связь.
Ценности: скептицизм, неумение подчиняться, желание немедленного вознаграждения, карьера, личное обогащение, статус.
Слайд 27Поколение Z (с 2000 г.), «Центениалы»
Поколение Z придет стажерами к
поколению Y. Для Z имеет значение саморазвитие как результат, а
не карьера как продукт: «Работа должна приносить удовольствие и доход». Однако, краткосрочный интерес, поэтому малоответственный подход.
Z не помнят мир без гаджетов, с которыми проводят более 8 часов в день. Z предпочитают смотреть, а не читать.
Слайд 28Поколение Z (с 2000 г.), «Центениалы»
Им нужно уловить максимум информации
в короткий срок. Для них все нужно визуализировать. Они, как
никто, ценят безопасность: их поколение выросло в эпоху терактов и экономических кризисов.
Для них нет границ. Межотраслевые границы – возможность. Работа должна быть интересной. Многозадачны. Им важна реакция окружающих, т.к. ежедневно общаются с большим количеством людей.
Слайд 31Поколение NEXT. Поколение Альфа
Это строители ноосферного будущего (сфера разума).
Дети поколения
Альфа всесторонне одарены и имеют врожденную способность воспринимать колоссальный объем
информации.
Они гиперчувствительны и легкоранимы, совершенно не терпят насилия над собой.
Слайд 32Родителям любого поколения лучше всего позволить себе оставаться тем, кто
они есть и позволять своим детям и внукам быть теми,
кто они есть.
Мы все разные, но нас объединяет восприятие сути эмоций как реакции на события/явления.
Наслаждайтесь общением и возможностью узнать эмоции «из другого поколения». Чем больше, тем лучше.
Желание быть понятым вызывает наиболее острую реакцию при разногласии поколений.
Как лучше понять друг друга?
Слайд 33Мы не можем изменить опыт старшего поколения и его ценности.
Мы
не сможем оградить младшее поколение от получения своего опыта.
Мы можем
научиться считаться с эмоциями других.
Слайд 34Использованные источники
Карузо Д., Сэловей П. Эмоциональный интеллект руководителя: как развивать
и применять. - СПб: Питер, 2018.
Хлевная Е., Киселева Т. Ежедневник.
Развитие эмоционального интеллекта. - СПб: Питер, 2016.
Слайд 35МЫ МОЖЕМ НАУЧИТЬСЯ СЧИТАТЬСЯ
С ЭМОЦИЯМИ ДРУГИХ!
Контакты: Архипова Оксана Васильевна
arhikseniya@mail.ru