Слайд 1Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь
мир молва идет.
Слайд 2Оренбуржье… Об истории, величии и красоте этого края, о его
людях писали С. Аксаков и Г. Успенский,
Л. Толстой и
В. Короленко, Л. Сейфулина, А Фадеев, М. Джалиль.
Оренбургский пуховый платок уже не первый век является символом Оренбуржья и России. Его принято привозить в качестве памятного сувенира и дарить гостям.
Слайд 3Оренбургский пуховый платок – это произведение народного искусства, это такая
же часть неотъемлемой русской души, как русская береза, русская тройка,
русская песня. Это история русской культуры, обрядов, традиций, возможно еще и поэтому он такой теплый и ласковый.
Слайд 4История оренбургского платка
Хотите знать, как все начиналось? Кто и когда
придумал коз чесать и из их пуха вязать пуховые изделия?
Как шли процессы зарождения, становления и развития пуховязального промысла? Каково положение дел в пуховязании сегодня? Мы с удовольствием поделимся с вами всей информацией!
Слайд 5Посетивший в 60-х годах XVIII века Оренбургские земли, Петр Иванович
Рычков – исследователь и открыватель Оренбуржья – первым обратил внимание
на коз, на их пух, и его особенности. В 1766 году он опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти», предлагая организовать пуховязальный промысел в крае.
Слайд 6А жена Рычкова, Алёна Денисовна, так прониклась идей создания пуховязального
промысла, что сама стала работать над этим вопросом. В 1770
году «Вольное Экономическое общество» наградило её золотой медалью за отличное исполнение пуховых изделий. Многие казачки собирались именно в доме Рычковых, осваивали новое мастерство, оттачивали навыки.
Слайд 7Платок имеет важное символическое значение для оренбургских женщин. Он является
оберегом для них. Платок значит «плата»: женщина получает защиту, находясь
под ним. Острые зубчики – кайма – отметают все плохое, а центральная часть символизирует солнце. Оренбургские платки бывают нескольких видов: шаль, паутинки, палантин.
Шаль
Паутинка
Палантин
Слайд 8Музей оренбургского пухового платка «Гильдия Пуховниц» - первый частный музей,
в котором наряду с большой коллекцией эксклюзивных изделий из козьего
пуха представлена сама история возникновения и существования оренбургского пухового промысла.
Слайд 9 Одной из известных пуховниц является Магинур Абдуловна Хусаинова их
села Сакмара. Ее работы хранятся в музеях России, Японии и
Малайзии, в частности, в Музее исламского искусства Куала-Лумпуре и музее искусства Азии при Университете Малайя.
Слайд 10Безусловно, с появлением пуховязальных машин, вязальщиц стало меньше. Машинное производство
значительно снизило стоимость изделий . Пуховые изделия ручной работы и
вязались дольше, и стоили дороже. Но как же красивы и хороши платки ручной работы, сколько любви и тепла в них вложено! Платки для настоящих ценителей и сегодня вяжутся только вручную.
Слайд 11Дни Оренбургского пухового платка
С 2009 года, в октябре принято
праздновать «Дни Оренбургского пухового платка». Цель – возродить национальные традиции,
поддержать оренбургских пуховязальщиц и воспитать такую необходимую любовь к истории родного края у молодого поколения.
Слайд 12
Крупнейший оренбургский пуховый платок
Результат:
Размер: 3,6 м х 3,6 м
Рекордсмен:
Фабрика оренбургских
пуховых платков
Место:
г. Оренбург
Дата:
15 августа 2013
Описание рекорда:
Количество петель: 378 940
Длина использованной пряжи: 13,5
км
Слайд 13Дом Оренбургского пухового платка.
12 ноября 2015 года состоялось тождественное
открытие Центра народных художественных промыслов в Оренбурге. Это новый, ультрамодный
дом Оренбургского пухового платка.
Слайд 14Международная выставка оренбургского платка в Познани
Слайд 15Лечебные свойства пуха
Изделия из пуха способствуют излечению таких заболеваний как
радикулит, полиневрит, воспаление тройничного нерва, мигрень, остеохондроз, артроз, помогают в
профилактике простудных заболеваний, ангине. Способствуют уменьшению дискомфорта при пяточной шпоре. При варикозном расширении вен хорошо укутать ноги пуховым платком.
Слайд 16Оренбургский пуховый платок глазами художников
Многие художники, писатели и поэты, певцы и композиторы в
своем творчестве отдавали дань уважения оренбургскому пуховому платку.
Кузнецов Б. Н.
Шибанов Е.
Ерышев Н. П.
Слайд 17Оренбургский пуховый платок глазами художников
Попов Л.
Лактионов А.
Овчинников А. И.
Слайд 18.
В 1972 году скульптором Надеждой Гавриловной Петиной была создана скульптурная
композиция «Оренбургские пуховницы». В своей скульптуре ей удается показать красоту
платка и благоговейное отношение вязальщиц к своему труду. Скульптура передаёт ощущение торжества и праздничного настроения.
Слайд 19Писатель Иван Уханов рассказывает в книге «Оренбургский пуховый платок» об
истории возникновения знаменитого промысла, о сегодняшнем пуховязальном производстве — комбинате и
фабрике пуховых платков в Оренбурге, о людях, которые трудятся здесь и своими замечательными изделиями приумножают славу родного края.
Слайд 20
История песни
«Оренбургский пуховый платок».
Автор текста Боков В. Ф.
Композитор Пономаренко Г. Ф.
Слайд 21Не менее интересна история создания одноименной песни, ставшей настоящим гимном
оренбургскому пуховому платку. В 1958 году в Оренбурге создавался русский
народный хор. А раз есть хор, то должен быть и репертуар. И чтобы создать этот самый репертуар сотрудники местной филармонии пригласили в Оренбург известного музыканта и композитора Григория Пономаренко и поэта-песенника Виктора Бокова. Они написали для хора несколько песен, но вот песню, которая стала бы сердцем программы, сочинить не получалось.
И как обычно это бывает, помог случай. Как и все гости Оренбурга Виктор Боков выбрал на местном рынке для своей мамы в подарок самый тёплый и красивый оренбургский платок. Выбрал и отправил посылкой в далекий Загорск
Слайд 22"Я представил себе, — вспоминал поэт, — как в зимний,
холодный вечер на ее плечи ляжет эта теплая, затейливая, пушистая
вязь. И тут, словно ниточка в пряже, потянулись одно за другим слова искомой песни. Не выходя из здания почты, на бланке телеграммы я записал весь ее текст."
Слайд 23Пономаренко, прочитав эти известные всем нам строки тут же начал
напевать мелодию, и к утру на свет родилась песня.
Только вот
первая репетиция песни ... провалилась. Когда Виктор Боков пришел в репетиционный зал и начал диктовать текст песни, а Пономаренко наигрывать мелодию на баяне, девушки-хористки всем хором ... дружно заревели. Все они приехали в далекий Оренбург по распределению, очень тосковали о родных городах и селах, о мамах, а песня так напоминала о родном доме. Первыми песню исполнили певицы оренбургского хора. Когда они выходили на сцену в платках-паутинках и начинали петь, у зрителей в зале на глазах блестели слёзы.
Слайд 24
Людмила Зыкина
Но настоящую популярность песня завоевала в исполнении народной
артистки России Людмилы Зыкиной. Да и сами авторы считали, что
это эталонное, самое лучшее, исполнение.
Слайд 26
Вязала женщина платок, глаза смежила.
Писала русский
уголок, как ворожила.
И возникал пьянящий лес, березы, ели,
На
спицах гриб плясал и лез, синицы пели.
Клубника зрела, и лучи лились на травы...
Здесь было все, что ты учил, еще картавя.
Змеилась речка, и пруды вдруг оживали.
В ее руках росли сады и колдовали.
Как будто спицами мороз писал на стеклах.
Узором папоротник рос, и ветви мокли.
Вязала женщина платок - снежок пуховый.
Среди жары - воды глоток, души обнову.
Вязала женщина платок - дожди косые,
Ветра, рябиновый потоп - свою Россию.
Анатолий Бабак.
Слайд 27 Меняется время.
Меняются запросы.
Меняются условия.
Потребность
в творчестве остается.
Слайд 28Источники: "Коробочка идей и мастер-классов". Образовательный портал © https://podelki-doma.ru/scen/shkolnyie-prazdniki/stsenariy-zanyatiya-posidelok-na-temu-v-krayu-orenburgskoy-pautinki#ixzz6FavwUG16
https://kulturologia.ru/blogs/010716/30269/
: https://www.kakprosto.ru/kak-903577-v-chem-osobennost-orenburgskih-platkov#ixzz6FVlFVGld