Слайд 1Лекция 4. Виды сетей и Интернет
4.1. История Всемирной паутины
4.2. Структура
и принципы Интернета
4.3. Основные понятия сетевых технологий.
4.4. Виды сетей: интранет,
экстранет.
4.5. Web-технологии.
4.6. Виды прикладных программ - Интернет.
Слайд 24.1. История Всемирной паутины
Изобретателями всемирной паутины считаются Тим Бернерс-Ли и
в меньшей степени, Роберт Кайо. Тим Бернерс-Ли является автором технологий
HTTP, URI/URL и HTML. В 1980 году он работал в Европейском совете по ядерным исследованиям (фр.Conseil Européen pour la Recherche Nucléaire, CERN) консультантом по программному обеспечению. Именно там, в Женеве (Швейцария), он для собственных нужд написал программу «Энквайр» (англ. Enquire - «Дознаватель»), которая использовала случайные ассоциации для хранения данных и заложила концептуальную основу для Всемирной паутины.
В 1989 году, работая в CERN над внутренней сетью организации, Тим Бернерс-Ли предложил глобальный гипертекстовый проект, теперь известный как Всемирная паутина. Проект подразумевал публикацию гипертекстовых документов, связанных между собой гиперссылками, что облегчило бы поиск и консолидацию информации для учёных CERN.
Слайд 3
Для осуществления проекта Тимом Бернерсом-Ли (совместно с его помощниками) были
изобретены идентификаторы URI, протокол HTTP и язык HTML. Без этих
технологий нельзя представить современный Интернет. В период с 1991 по 1993 год Бернерс-Ли усовершенствовал технические спецификации этих стандартов и опубликовал их. Официально годом рождения Всемирной паутины считается 1989 год.
В рамках проекта Бернерс-Ли написал первый в мире веб-сервер httpd и первый в мире гипертекстовый веб-браузер, называвшийся WorldWideWeb. Этот браузер был одновременно и WYSIWYG-редактором (сокр. от англ. What You See Is What You Get — что видишь, то и получишь), его разработка была начата в октябре 1990 года, а закончена в декабре того же года. Программа работала в среде NeXTStep и начала распространяться по Интернету летом 1991 года.
Первый в мире веб-сайт был размещён Бернерсом-Ли 6 августа 1991 года на первом веб-сервере, доступном по адресу http://info.cern.ch/. Ресурс определял понятие Всемирной паутины, содержал инструкции по установке веб-сервера, использования браузера и т. п. Этот сайт также являлся первым в мире интернет-каталогом, потому что позже Тим Бернерс-Ли разместил и поддерживал там список ссылок на другие сайты.
Слайд 4Всемирная паутина = Интернет?
Интернет (сеть Интернет, Internet) - глобальная сеть
компьютерных ресурсов с коллективным доступом на основе использования единой стандартной
схемы адресации, высокопроизводительной магистрали и высокоскоростных линий связи с главными сетевыми компьютерами.
Всеми́рная паути́на (англ. World Wide Web) — распределенная система, предоставляющая доступ к связанным между собой документам, расположенным на различных компьютерах, подключенных к Интернету. Всемирную паутину образуют сотни миллионов веб-серверов.
Слайд 5
В общем случае Internet имеет ряд крупных опорных узлов, объединенных
высокоскоростными каналами.
Основа узлов – компьютеры-серверы, модемные пулы и концентраторы.
От наиболее крупных узлов идут ответвления к многочисленным провайдерам (поставщикам услуг Internet), а от последних к пользователям.
Вся эта система функционирует как единое целое с помощью применения специальных протоколов (правил передачи информации).
Слайд 64.2. Структура и принципы Интернета
Всемирную паутину образуют миллионы веб-серверов сети
Интернет, расположенных по всему миру.
Веб-сервер является программой, запускаемой на подключённом
к сети компьютере и использующей протокол HTTP для передачи данных.
В простейшем виде такая программа получает по сети HTTP-запрос на определённый ресурс, находит соответствующий файл на локальном жёстком диске и отправляет его по сети запросившему компьютеру. Более сложные веб-серверы способны динамически распределять ресурсы в ответ на HTTP-запрос.
Всемирная паутина неразрывно связана с понятиями гипертекста и гиперссылки. Большинство ресурсов всемирной паутины представляет собой гипертекст.
Слайд 7
Гиперте́кст — термин, введённый Тедом Нельсоном в 1950 году для обозначения
текста «ветвящегося или выполняющего действия по запросу».
Обычно гипертекст представляется
набором текстов, содержащих узлы перехода между ними, которые позволяют избирать читаемые сведения или последовательность чтения.
Гипертекст — это текст, связанный ссылками с другими текстами.
В более широком понимании термина, гипертекстом является любая повесть, словарь или энциклопедия, где встречаются отсылки к другим частям данного текста, имеющие отношения к данному термину.
В компьютерной терминологии, гипертекст — текст, сформированный с помощью языка разметки, потенциально содержащий в себе гиперссылки.
Слайд 8
Гипертекст можно определить как нелинейную документацию, которая ветвится и взаимосвязывается, позволяя
читателю исследовать содержащуюся в ней информацию в последовательности, которую он сам выбирает.
Гипертекст позволяет
связывать текст, аудио, фотографии, чертежи, карты, движущиеся картинки и другие формы информации в осмысленное целое, доступ к которому может осуществляться при помощи системы индексации, ориентированной на конкретные идеи, а не на конкретные слова в тексте.
Гипертекст — это представление информации как связанной (linked) сети гнезд (nodes), в которых читатели свободны прокладывать путь (navigate) нелинейным образом. Он допускает возможность множественности авторов, размывание функций автора и читателя, расширение работы с нечеткими границами и множественность путей чтения.
Слайд 9
Гиперссылка (англ. hyperreference) в компьютерной терминологии — часть гипертекстового документа, ссылающаяся на
другой элемент (команда, текст, заголовок, примечание, изображение) в самом документе,
на другой объект (файл, директория, приложение), расположенный на локальном компьютере или в компьютерной сети, либо на элементы этого объекта.
«Битой» ссылкой называют такую гиперссылку, которая ссылается на отсутствующий по каким-либо причинам объект, например, если документ или файл удален или перемещен администратором ресурса, на котором он был расположен, или если сам ресурс недоступен. Обычно в таком случае на странице появляется сообщение с кодом ошибки, но это происходит не всегда.
Слайд 10
Гипертекстовые документы, размещаемые во всемирной паутине, называются веб-страницами. Несколько веб-страниц,
объединенных общей темой, дизайном, а также связанных между собой ссылками
и обычно находящихся на одном и том же веб-сервере, называются веб-сайтом.
Для обзора информации, полученной от веб-сервера, на клиентском компьютере применяется специальная программа — веб-браузер.
Основная функция веб-браузера — загрузка и просмотр веб-страниц, отображение гипертекста.
Слайд 11
Для облегчения создания, хранения и отображения гипертекста во Всемирной паутине
традиционно используется язык HTML (англ. HyperText Markup Language), язык разметки гипертекста.
Работа по разметке гипертекста называется вёрсткой, ма́стера по разметке называют веб-мастером.
После HTML-разметки получившийся гипертекст помещается в файл, такой HTML-файл является основным ресурсом Всемирной паутины.
После того, как HTML-файл становится доступен веб-серверу, его начинают называть «веб-страницей». Набор веб-страниц образует веб-сайт.
В гипертекст веб-страниц добавляются гиперссылки. Гиперссылки помогают пользователям Всемирной паутины легко перемещаться между ресурсами (файлами) вне зависимости от того, находятся ресурсы на локальном компьютере или на удалённом сервере. Гиперссылки веба основаны на технологии URL.
Слайд 12
Для идентификации ресурсов (файлов или их частей) во Всемирной паутине
используются единообразные идентификаторы ресурсов URI (англ. Uniform Resource Identifier).
Для определения
местонахождения ресурсов в сети используются единообразные локаторы ресурсов URL (англ.Uniform Resource Locator).
URL-локаторы сочетают в себе технологию идентификации URI и систему доменных имён DNS (англ.Domain Name System) — доменное имя (или непосредственно IP-адрес в числовой записи) входит в состав URL для обозначения компьютера (точнее — одного из его сетевых интерфейсов), который исполняет код нужного веб-сервера.
Всемирная паутина вызвала настоящую революцию в информационных технологиях и бум в развитии Интернета. Часто, говоря об Интернете, имеют в виду именно Всемирную паутину, однако важно понимать, что это не одно и то же.
Слайд 13Адресация в Интернете
Одной из важнейших организаций в Интернете является IANA
- Internet Assigned Numbers Authority — «Администрация адресного пространства Интернет».
Эта некоммерческая американская организация занимается раздачей IP-адресов.
У каждого компьютера в интернете есть IP-адрес (Internet Protocol), набор из четырех чисел от 0 до 255. Обычно мы не встречаемся с IP-адресами, но всегда ими пользуемся. Например, адрес страницы, написанный наверху в адресной строке, имеет вид http://it.sander.su/IP.php. Фактически за ним скрывается совсем другой адрес, 78.159.125.130.
Слайд 14
В настройках сетевого подключения обычно прописывается не только IP-адрес, но
и так называемая маска, которая определяет вашу подсеть.
Соединение с
Интернетом идет через один из IP-адресов вашей подсети, так называемый шлюз. И если на этот шлюз придут данные из локальной сети с адреса, не попадающего в описанную на шлюзе подсеть, то он просто проигнорирует такой пакет. Так и выстраивается иерархичность. Если организации выдан некоторый блок IP-адресов с какой-то маской, то она может тоже выдавать IP-адреса или блоки адресов своим подчиненным (или провайдер может выдавать блоки более мелким провайдерам), но эти блоки будут являться лишь подблоками основного блока.
Поэтому по IP-адресу можно проследить цепочку - кто и кому этот адрес выдавал - за преобразование таких имен в IP-адреса, отвечают службы DNS.
Слайд 15
Доменное имя (домен, domain, domain name) - часть доменного адреса
(URL) сайта в Интернет, или часть иерархии имен, более практичный
аналог IP-адреса.
Доменная адресация возникла в Internet для удобства пользователей: гораздо легче запомнить доменный адрес (например, www.microsoft.com или www.verisign.com), чем четыре числа IP-адреса. Доменный адрес может содержать латинские буквы, цифры, точки и некоторые другие специальные знаки.
Например: доменный адрес www.aport.ru, содержит три домена: домен верхнего уровня ru (Россия), вложенный домен второго уровня aport и вложенный в него www (домен третьего уровня, в последнее время поддомен www часто не используется).
Обычно для поддержания каждого домена (кроме самого нижнего уровня) используется отдельный DNS-сервер. Таким образом, образуется иерархия серверов DNS. На каждом DNS-сервере ведется база данных об IP-адресах (DNS-серверов их вложенных доменов либо конечных ПК сети).
Слайд 16
Если DNS-сервер посетителя интернета не знает, как разрешить доменное имя
(например, sander.su), то он обратится к доменному серверу, отвечающему за
зону su. Если его адрес не известен заранее, то для этого он обратится к одному из 13 так называемых корневых DNS серверов, адреса которых постоянны и прописаны во всех операционных системах.
Этими корневыми доменными серверами управляет ICANN - Internet Corporation for Assigned Names and Numbers. Эта некоммерческая американская организация поддерживает бесперебойную работу 13 корневых серверов, а также распределяет ответственных за доменные зоны верхнего уровня - su, ru, com и прочие.
Слайд 17
Доменные зоны верхнего уровня - это, в большинстве случаев, коды
стран. В каждой стране есть своя организация, ответственная за соответствующую
зону верхнего уровня, которая определяет порядок раздачи доменных имен в своей стране.
Домен первого уровня (доменная зона, зона – Top-Level Domain, TLD) - по международному соглашению каждой стране выделено некоторое кодовое обозначение длиной 2-3 буквы, которое называется доменом первого уровня или доменом этой страны. Так, например, если адрес сайта заканчивается на .ru - значит, сайт находится в домене России, .fr - Франции, .jp - Японии.
Существуют несколько доменов первого уровня, связанных не с географией, а с направленностью сайта - например, gov – правительственные, com - коммерческие, org - некоммерческие (общественные) организации, edu - образовательные организаций, net - телекоммуникационные сети.
Слайд 184.3. Основные понятия сетевых технологий
Интернет (сеть Интернет, Internet) - глобальная
информационная сеть, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством
единого адресного пространства, основанного на протоколе TCP/IP. Интернет состоит из множества взаимосвязанных компьютерных сетей и обеспечивает удаленный доступ к компьютерам, электронной почте, доскам объявлений, базам данных и дискуссионным группам.
Слайд 19
Аккаунт (Account, эккаунт) - учетная запись, регистрационная запись (например, хостинга).
Часто под аккаунтом подразумевают логин.
Архитектура клиент-сервер (client-server) - логическое продолжение
концепции модульного программирования. Модуль-клиент (программа), установленный на ПК пользователя, запрашивает сервис (например получение информации из базы данных) у модуля-сервера (программы), расположенного на другом компьютере. В результате деления информационной системы на независимые программы с четко определенными интерфейсами взаимодействия значительно упрощаются сопровождение и поддержка программного обеспечения. В последнее время в качестве клиентской программы все чаще выступает обычный веб-браузер.
База данных (database) - доступное многим пользователям собрание разных сведений. В настоящее время все крупные интернет-ресурсы используют базы данных для хранения информации. Структурированный язык запросов (SQL) позволяет с легкостью производить требуемые операции: добавлять и удалять информацию, а также оперативно ее изменять.
Баннер (banner) - графический файл или текстовый блок, помещаемый на веб-страницу и имеющий гиперссылку на рекламируемый веб-ресурс.
Слайд 20
Блог (blog) - сетевой дневник одного или нескольких авторов, состоящий
из записей в обратном хронологическом порядке. Слово произошло от английского
weblog - «веб-журнал». С помощью сервиса блогов можно создать свой онлайн-дневник, читать и комментировать дневники других пользователей, принимать участие в сообществах на интересные темы и создавать свои сообщества. Совокупность блогов называют блогосферой.
Веб-дизайн (web-design) - это оформление веб-страниц. Он играет такую же роль для сайта, как полиграфический дизайн и верстка для бумажного издания. Часто под веб-дизайном понимают не только создание графических элементов для сайта, но и проектирование его структуры, навигации и иногда даже движков, нужных для работы сайта, то есть создание сайта целиком. Дизайн в смысле разумного устройства сайта значительно важнее, чем его "красивость".
Гиперссылка (ссылка, линк, link, hyperlink) - связь между различными веб-страницами в сети Интернет. Связывать страницы между собой с помощью ссылок позволяет язык HTML. Наличие ссылок является фундаментальным свойством веб-страниц. Ссылкой может являться не только некоторое слово, текст или часть текста веб-страницы, но и картинка или ее часть.
Слайд 21
Гипертекст (hypertext) - текст, содержащий ссылки на другие веб-страницы, верверы
или ресурсы с возможностями выполнения переходов.
Домен - уникальный текстовый идентификатор,
позволяющий легко запомнить и однозначно определить сайт. С помощью DNS-сервера доменное имя превращается в IP-адрес, по которому находится сервер, на котором располагается сайт.
Кеш (кэш, cache) - отложенные "про запас" копии веб-страниц, уже просмотренных пользователем. При попытке повторного просмотра этих страниц браузер (или прокси-сервер) уже не будет запрашивать их с веб-сервиса, а извлечет из кеша. Применение кеша снижает нагрузку на Интернет и повышает скорость загрузки страниц. Иногда случается, что содержимое страницы на сайте изменилось, а в кеше сохранилась его предыдущая версия. Если вам кажется, что содержимое просматриваемой вами страницы неактуально, попробуйте перезагрузить страницу, минуя кеш. У каждого браузера есть специальная комбинация клавиш, выполняющая такую перезагрузку - например, для Internet Explorer это Ctrl+F5.
Киберпространство (cyberspace) - термин, который был впервые использован в романе "Neuromancer" Вильяма Гибсона (William Gibson) о прямой сетевой организации искусственного интеллекта и относится к коллективной сфере компьютерных коммуникаций.
Слайд 22
Модем (modem) - (сокр. от MODulator-DEModulator) - устройство, использующее модуляцию
сигналов для передачи цифровых данных через аналоговые сети. С помощью
модема можно работать в Интернет через обычную аналоговую телефонную сеть. Максимальная теоретическая скорость доступа таких модемов - 56 Кбит/с. Термин иногда применяется к скоростным кабельным или DSL- модемам, а также терминальным адаптерам ISDN, хотя технически все эти устройства реализуют цифровую передачу данных и поэтому модемами не являются.
Модерация - это процесс выполнения правил, установленных владельцем какого-либо места общения в Интернете. Модерацией также называют проверку выполнения правил веб-сервисов, записанных в пользовательском соглашении.
Морда (из сленга оптимизатора) - главная страница сайта. Как правило, имеющая наиболее высокие показатели посещаемости и цитируемости по сравнению с остальными страницами сайта. Гиперссылки с морд считаются наиболее «жирными ссылками».
Мост (bridge) - устройство, соединяющее несколько физических локальных сетей, имеющих один и тот же протокол, и пропускающее трафик в обе стороны. Мост делит среду передачи данных на части, изолируя одни участки подсети от других, что обеспечивает повышение скорости передачи данных и снижает возможность несанкционированного проникновения в сеть.
Слайд 23
Обратная связь (feedback) - сбор мнений, отзывов от посетителей сайта.
Самое простое и стандартное действие для получения от пользователей обратной
связи - размещение на сайте электронного адреса для писем. Отсутствие такого адреса на сайте считается дурным тоном. Чтобы побудить пользователей писать отзывы, следует разместить на своем сайте форму для отсылки сообщения.
Разновидностью такой формы является так называемая "гостевая книга" (guestbook, гестбук). Когда пользователь заполняет форму в гостевой книге, его отзыв сразу же публикуется на сайте. Это весьма демократичный вариант сбора отзывов, но гостевая книга требует модерации - например, удаления нецензурных сообщений, если таковые в ней появятся.
Наконец, в качестве средства получения обратной связи может использоваться форум - он наиболее актуален в случае, если вы готовы давать публичные ответы на вопросы и жалобы пользователей.
Слайд 24
Опорный узел (узел всемирной паутины)- см. сайт
Плагин (plug-in) - программный
компонент-прибавка к браузеру, позволяющая реализовать дополнительные функции. Например, просмотр Flash-мультипликации,
прослушивание музыки в mp3, просмотр документов в формате .pdf и т.п. Большинство плагинов бесплатны и могут быть скачаны с сайта производителя. Некоторые элементы страниц сайтов могут требовать того или иного плагина. Если нужный плагин у вас не установлен, браузер, как правило, автоматически предложит вам установить его.
Портал – это отдельные крупные фрагменты сайта, а иногда и сами сайты.
Портал (portal) - веб-ресурс, предоставляющий множество сервисов и услуг: поиск в Интернете, новости, всевозможные справочники, бесплатную электронную почту, дискуссионные группы по интересам, онлайн-шопинг, а также интернет-каталог ссылок на другие сайты. В последнее время термин все чаще применяется к комплексным вертикально-интегрированным сайтам узкого назначения.
Слайд 25
Провайдер - (provider, Internet Service Provider, ISP) - это компания,
предоставляющая услугу доступа в Интернет и другие услуги, такие как
хостинг, e-mail и др. Большинство провайдеров предоставляет доступ в Интернет посредством модема частным лицам - dial up. Провайдеры, которые обеспечивают корпоративный доступ в Интернет, часто предлагают выделенные высокоскоростные линии связи, в том числе оптоволокно, радиодоступ и др.
Прокси-сервер (Proxy сервер, прокси, proxy) - буферный сервер, предназначенный для ускорения доступа, кэширования передаваемой информации и скрытия информации пользователя.
Слайд 26
Сайт (site, веб-сайт, интернет-сайт, web-site, website, узел всемирной паутины, узел
www) - совокупность логически связанных web-страниц; это место в Интернете,
которое определяется своим адресом (URL), имеет своего владельца и состоит из веб-страниц, которые воспринимаются как единое целое. Строгого определения сайта не существует - например, некоторые разделы больших сайтов вполне могут восприниматься и даже определяться их владельцами как отдельные сайты.
Трафик (traffic, траффик, посещаемость) - поток (или объем) информации, проходящей через канал связи или приходящийся на сайт/сервер. Может быть исходящим и входящим. Входящим называется сетевой трафик из Интернет к Вашему серверу. Исходящим, соответственно, от Вашего сервера в Интернет. Если пользователи загружают страницы с Вашего сервера - трафик исходящий. Если они, наоборот, вводят информацию на сервер (например, через HTML-формы), то трафик - входящий. Для 99% Web-сайтов исходящий трафик является преобладающим. Но в силу особенностей протокола HTTP, даже при загрузке информации с сервера, входящий трафик все равно присутствует. Для большинства Web-сайтов, в среднем, входящий трафик составляет 10-20% от исходящего.
Слайд 27
Файловый сервер (File Server) - компьютер, обеспечивающий доступ к файлам
для удаленных пользователей (клиентов).
Файрвол (брандмауэр, firewall, fire wall) -
программа или компьютер, используемые для защиты корпоративных компьютерных сетей от несанкционированного доступа. Основной принцип работы файрвола заключается в явном определении того, какие ресурсы корпоративной сети могут быть доступны снаружи. В предельном случае всеми ресурсами можно пользоваться только изнутри корпоративной сети.
Фрейм (frame) - html-тег, позволяющий выделить на экране несколько независимых областей так, чтобы в каждую область можно было загрузить свою веб-страницу. Обычно используется для размещения логотипа или навигатора в фиксированном месте экрана пользователя.
Хостинг (Hosting, Web-hosting, Collocation) - размещение страниц сайта на сервере, постоянно подключенном к Интернет.
Чат (chat) - этот термин описывает множество систем, предназначенных для интерактивных конференций. Как только один пользователь набирает фразу на своем компьютере, она тут же становится доступной для других участников конференции. Примеры таких систем: IRC, ICQ, WebChat, prodigy.
Слайд 28Протоколы передачи данных
протокол - это просто установленный "язык" общения программ
пересылка
данных – передача по кабелю последовательности "битов" - нулей или
единиц
чтобы этот поток дошел до целевого компьютера и тот смог его обработать, должны существовать некоторые правила формирования данных, и эти правила описываются стандартными протоколами
Слайд 294.4. Виды сетей:
Интранет
Интранет (англ. Intranet, интрасеть) — в отличие от сети
Интернет, это внутренняя частная сеть организации.
Интранет — это Интернет в
миниатюре, который построен на использовании протокола IP для обмена и совместного использования некоторой части информации внутри этой организации. Это могут быть списки сотрудников, списки телефонов партнёров и заказчиков. Чаще всего под этим термином имеют в виду только видимую часть интранет — внутренний веб-сайт организации.
Интранет-сайт основан на базовых протоколах HTTP и HTTPS, организован по принципу клиент-сервер и доступен с любого компьютера через браузер.
Интранет — это «частный» Интернет, ограниченный виртуальным пространством отдельно взятой организации. Intranet допускает использование публичных каналов связи, входящих в Internet (VPN, но при этом обеспечивается защита передаваемых данных и меры по пресечению проникновения извне на корпоративные узлы.
Слайд 30
Приложения в Intranet основаны на применении Internet-технологий и в особенности
Web-технологии: гипертекст в формате HTML, протокол передачи гипертекста HTTP и
интерфейс се́рверных приложений CGI. Составными частями Intranet являются Web-се́рверы для статической или динамической публикации информации и браузеры для просмотра и интерпретации гипертекста.
Как утверждает Стивен Лотон (Stephen Lawton), термин «интранет» впервые появился 24 апреля 1995 года в журнале «Digital News & Review», техническим редактором которого он являлся, в его статье под заголовком «Intranets fuel growth of Internet access tools».
Слайд 31
Интранет построен на базе тех же понятий и технологий, которые
используются для Интернета, такие как архитектура клиент-сервер и стек протоколов
Интернет (TCP/IP). В интранете встречаются все из известных интернет-протоколов, например, протоколы HTTP (веб-службы), SMTP (электронная почта), и FTP (передача файлов). Интернет-технологии часто используются для обеспечения современными интерфейсами функции информационных систем, размещающих корпоративные данные.
Интранет можно представить как частную версию Интернета, или как частное расширение Интернета, ограниченного организацией с помощью брандмауэра. Первые интранет-веб-сайты и домашние страницы начали появляться в организациях в 1990—1991. Однако по неофициальным данным, термин интранет впервые стал использоваться в 1992 году в таких учреждениях, как университеты и корпорации, работающие в технической сфере.
Слайд 32
Интранет также противопоставляют Экстранету; доступ к интранету предоставлен только служащим
организации, в то время как к экстранету могут получить доступ
клиенты, поставщики, или другие утверждённые руководством лица. В Экстранет-технологии помимо частной сети, пользователи имеют доступ к Интернет ресурсам, но при этом осуществляются специальные меры для безопасного доступа, авторизации, и аутентификации.
Интранет компании не обязательно должен обеспечивать доступ к Интернету. Когда такой доступ обеспечивается, обычно это происходит через сетевой шлюз с брандмауэром, ограждая интранет от несанкционированного внешнего доступа. Сетевой шлюз часто также осуществляет пользовательскую аутентификацию, шифрование данных, и часто — возможность соединения по виртуальной частной сети (VPN) для находящихся за пределами предприятия сотрудников, чтобы они могли получить доступ к информации о компании, вычислительным ресурсам и внутренним контактам.
Слайд 33
Очевидная выгода использования интранет
Высокая производительность при совместной работе над
какими-то общими проектами
Легкий доступ персонала к данным
Гибкий уровень
взаимодействия: можно менять бизнес-схемы взаимодействия как по вертикали, так и по горизонтали.
Мгновенная публикация данных на ресурсах интранет позволяет специфические корпоративные знания всегда поддерживать в форме и легко получать отовсюду в компании, используя технологии Сети и гипермедиа. Например: служебные инструкции, внутренние правила, стандарты, службы рассылки новостей, и даже обучение на рабочем месте.
Позволяет проводить в жизнь общую корпоративную культуру и использовать гибкость и универсальность современных информационных технологий для управления корпоративными работами.
Слайд 34
Преимущества веб-сайта в интранет перед клиентскими программами архитектуры клиент-сервер
Не
требуется инсталляция программы-клиента на компьютерах пользователей (в качестве неё используется
браузер). Соответственно, при изменениях функциональности корпоративной информационной системы обновление клиентского ПО также не требуется.
Сокращение временных издержек на рутинных операциях по вводу различных данных, благодаря использованию веб-форм вместо обмена данными по электронной почте
Кросс-платформенная совместимость — стандартный браузер на Microsoft Windows, Mac, GNU/Linux/*NIX.
Недостатки интранет
Сеть может быть взломана и использована в целях хакера.
Непроверенная или неточная информация, опубликованная в интранет, приводит к путанице и недоразумениям.
В свободном интерактивном пространстве могут распространяться нелегитимные и оскорбительные материалы.
Легкий доступ к корпоративным данным может спровоцировать их утечку к конкурентам через недобросовестного работника.
Работоспособность и гибкость интранет требуют значительных накладных расходов на разработку и администрирование.
Слайд 35Экстранет
Экстранет (англ. extranet) — это защищенная от несанкционированного доступа корпоративная сеть, использующая
Интернет-технологии для внутрикорпоративных целей, а также для предоставления части корпоративной
информации и корпоративных приложений деловым партнерам компании.
Вопросы обеспечения безопасности в Экстранет намного серьёзнее, чем в Интранет. Для сети Экстранет особенно важны аутентификация пользователя (который может и не являться сотрудником компании) и, особенно, защита от несанкционированного доступа, тогда как для приложений Интранет они играют гораздо менее существенную роль, поскольку доступ к этой сети ограничен физическими рамками компании.
Корпоративное применение Экстранет это закрытые корпоративные порталы, на которых размещаются закрытые корпоративные материалы и предоставляется доступ уполномоченным сотрудникам компании к приложениям для коллективной работы, системам автоматизированного управления компанией, а также доступ к ограниченному ряду материалов партнерам и постоянным клиентам компании. Кроме того, в Экстранете возможно применение и других сервисов Интернет: электронной почты, FTP и т.д.
Слайд 36
Экстранет - это защищенное перекрестное информационное пространство для взаимодействия с
«внешним» миром. Это специально созданная общая веб-территория для эффективного сотрудничества
с другими компаниями.
Ужесточенная политика безопасности:
доступ к Экстранету из Интернета возможен только по авторизации;
внешние пользователи приглашаются в Экстранет по электронной почте;
доступ к Экстранету ограничен не только из Интернета, но и из Интранета;
сотрудников вашей компании для работы в Экстранете нужно включить в специальную группу пользователей;
переход из Интранета в Экстранет и обратно осуществляется сотрудниками компании нажатием на одноименные кнопки;
кнопки перехода видны только вашим сотрудникам, причем, имеющим права на доступ к Экстранету;
приглашенные в Экстранет внешние пользователи не имеют доступа к информации на корпоративном портале.
Слайд 37
В чем достоинства Экстранета, как нейтральной территории, совместной полосы и
пространства для встреч? Это ресурс, работающий на тех же принципах,
что и Интранет. Поэтому не придется переучивать сотрудников для управления новым проектом и работы с внешними пользователями. Коллективная работа в Экстранете полностью аналогична работе в Рабочих группах на корпоративном портале - в той же удобной и привычной среде. Единственное отличие – ужесточение политики безопасности.
Особенности:
в Экстранете нет понятия открытых и видимых групп, как в Интранете: все группы видны только их участникам;
группы создают только администраторы Экстранета и сотрудники, которым это разрешено;
вступить в группу по собственной инициативе невозможно - только по приглашению;
в Экстранете рабочие группы обладают собственным, отличным от Интранета, функционалом;
политика безопасности работы в группах Экстранета ужесточена;
в архивных группах невозможно произвести никаких изменений.
Слайд 38
Календарь координирует совместную работу сотрудников и приглашенных лиц, поскольку предоставляет
информацию об их присутствии в офисах;
В Базе знаний хранится
весь опыт, накопленный в рабочих группах Экстранета, и этот опыт можно передавать новым коллегам;
Все инструменты коммуникаций продукта работают в Экстранете, за исключением общих форумов и блогов;
мессенджер Экстранета отправляет сообщения только по доступным для данного пользователя контактам
с помощью Техподдержки решаются вопросы сопровождения продуктов и услуг.
Гаджеты
Контакты отображает список Контактов, а также список Публичных сотрудников. Количество выводимых контактов настраивается в панели настроек гаджета.
Мои обращения позволяет быстро отреагировать на сообщения по поводу ваших запросов. С помощью гаджета выполняется быстрый переход к самому обращению или создается новое.
Слайд 39Технологии Всемирной паутины
Для улучшения визуального восприятия веба стала широко применяться
технология CSS, которая позволяет задавать единые стили оформления для множества
веб-страниц. Ещё одно нововведение, на которое стоит обратить внимание, — система обозначения ресурсов URN (англ. Uniform Resource Name).
Популярная концепция развития Всемирной паутины — создание семантической паутины.
Семантика — это система определений с точки зрения программирования, которая прописывает смысл, поведение и предназначение конструкций, предложений и фраз языка программирования, который используется для написания необходимых алгоритмов.
Слайд 40
Семантика (от др.-гр. σημαντικός — обозначающий) — раздел языкознания, изучающий значение единиц
языка. В качестве инструмента изучения применяют семантический анализ. Также «семантикой»
может обозначаться сам круг значений некоторого класса языковых единиц (например, «семантика глаголов движения»).
Слайд 41
Семантическая паутина — это надстройка над существующей Всемирной паутиной, которая призвана
сделать размещённую в сети информацию более понятной для компьютеров.
Семантическая
паутина — это концепция сети, в которой каждый ресурс на человеческом языке был бы снабжён описанием, понятным компьютеру.
Семантическая паутина открывает доступ к чётко структурированной информации для любых приложений, независимо от платформы и независимо от языков программирования.
Слайд 42
Программы смогут сами находить нужные ресурсы, обрабатывать информацию, классифицировать данные,
выявлять логические связи, делать выводы и даже принимать решения на
основе этих выводов.
При широком распространении и грамотном внедрении семантическая паутина может вызвать революцию в Интернете. Для создания понятного компьютеру описания ресурса, в семантической паутине используется формат RDF (англ. Resource Description Framework), который основан на синтаксисе XML и использует идентификаторы URI для обозначения ресурсов.
Новинки в этой области — это RDFS (англ. RDF Schema) и SPARQL (англ. Protocol And RDF Query Language) (произносится как «спа́ркл»), новый язык запросов для быстрого доступа к данным RDF.
Слайд 434.5. Web-технологии: HTML, DHTML, JavaScript, PHP, MySQL, XML+XLST, Ajax
HTML
Web-страницы (Web-pages)
всемирной паутины создаются при помощи языка разметки гипертекста (HyperТext Markup
Language, HTML).
HTML - это язык разметки. HTML используется для разметки текстового документа, точно так же, как это делает редактор при помощи жирного красного карандаша. Эти пометки служат для определения формата (или стиля), который будет использован при выводе текста на экран монитора.
Слайд 44
Общий вид HTML-файла, теги
M в аббревиатуре HTML означает "mark-up" --
разметка.
Текст размечается тегами, которые являют собой ключевые слова языка, заключенные
в угловые скобки "<" и ">" (больше-меньше).
Чаще их употребляют парами, чтобы отметить начало и конец некоторого куска текста. Отмечают же его для того, чтобы браузер показывал текст на экране в заданном тегами виде.
В приведенном примере три пары тегов:
--
Пара, которая показывает, что содержимое файла -- документ в формате HTML.
--
Пара обрамляющая текст, не выводимый на экран, и предназначенный для машин.
--
Пара обрамляющая текст, выводимый на экран.
Слайд 45DHTML
DHTML (динамический HTML) - это набор средств, которые позволяют создавать
интерактивные Web-страницы без увеличения загрузки сервера.
DHTML построен на объектной
модели документа (Document Object Model, DOM), которая расширяет традиционный статический HTML-документ.
DOM обеспечивает динамический доступ к содержимому документа, его структуре и стилям. В DOM каждый элемент Web-страницы является объектом, который можно изменять.
DOM не определяет новых тэгов и атрибутов, а просто обеспечивает возможность программного управления всеми тэгами, атрибутами и каскадными листами стилей (CSS).
Слайд 46JavaScript
JavaScript предназначен для написания сценариев для активных HTML-страниц. JavaScript не
предназначен для создания автономных приложений.
Программа на JavaScript встраивается непосредственно в
исходный текст HTML-документа и интерпретируется брaузером по мере загрузки документа.
С помощью JavaScript можно динамически изменять текст загружаемого HTML-документа и реагировать на события, связанные с действиями посетителя или изменениями состояния документа или окна.
Важная особенность JavaScript - объектная ориентированность. Программисту доступны многочисленные объекты, такие, как документы, гиперссылки, формы, фреймы и т.д.
Слайд 47PHP
PHP (Personal Home Page) - серверный язык создания сценариев. Первая
версия PHP была создана Расмусом Лердорфом в 1994 г. и
представляла собой набор инструментов для отслеживания посетителей Web-страницы.
Сегодня это полноценный мощный язык программирования, его название было изменено как рекурсивное образование PHP HyperText Preprocessor (препроцессор гипертекста PHP).
Конструкции PHP, вставленные в HTML-текст, выполняются сервером при каждом посещении страницы. Результат их обработки вместе с обычным HTML-текстом передается браузеру.
XML
XML (eXtensible Markup Language) - расширяемый язык разметки. Основное внимание в XML сосредоточено на данных. В XML структурная разметка данных и представление данных строго разделены.
Слайд 48XSLT
XSLT (eXtensible Stylesheet Language Transformations) - расширяемый язык преобразования листов
стилей.
Язык XSLT служит транслятором, с помощью которого можно свободно
модифицировать исходный текст. XLST играет решающую роль в утверждении XML в качестве универсального языка хранения и передачи данных. Область применения XSLT широка - от электронной коммерции до беспроводного Web.
Слайд 49AJAX
Ajax расшифровывается как Asynchronous Javascript And XML (Асинхронные Javascript И
XML) и технологией в строгом смысле слова не является.
Если
в стандартном веб-приложении обработкой всей информации занимается сервер, тогда как браузер отвечает только за взаимодействие с пользователем, передачу запросов и вывод поступившего HTML, то в Ajax-приложении между пользователем и сервером появляется еще один посредник - движок Ajax. Он определяет, какие запросы можно обработать "на месте", а за какими необходимо обращаться на сервер.
Слайд 50
Чем большую популярность завоевывает Web, тем сложнее становятся Web-узлы. Статические
гипертекстовые страницы, подготовленные средствами HTML, встречаются все реже. Практически на
каждой домашней странице можно встретить счетчик посещений или часы; большинство сайтов позволяют получить доступ к статистике посещения как отдельных страниц, так и всей их совокупности.
Многие организации включают в свои страницы формы регистрации пользователей или формы заказов на услуги. Все перечисленные функции не реализованы в Web-серверах. И счетчик посещений, и работа с формой предполагают использование внешней по отношению к серверу программы.
Слайд 51
Работа Web-мастера все в большей степени состоит из программирования и
все в меньшей - из подготовки HTML-страниц. Еще более актуальной
тема программирования в Web становится при обсуждении способов создания сетей intranet. Дело в том, что в этом случае сопряжение Web-сервера с системами управления базами данных имеет решающую роль, и без программирования здесь просто не обойтись.
При разработке прикладных программ для Web, кроме столь популярного языка программирования Java можно использовать три технологии: CGI-скрипты, FCGI-приложения и API-интерфейсы. Каждый из этих подходов имеет свои преимущества, равно как и определенные недостатки.
Слайд 524.6. Виды прикладных программ Интернета
Интернет-порталы
Web-версии журналов
Новостные ресурсы
Базы данных, каталоги компаний
и услуг
Архитектурные конкурсы и премии, фестивали, рейтинги дизайнеров, сайтов, брэндов
Каталоги
ссылок
online-конференции и форумы
Электронные библиотеки, книги, интернет-магазины
Web-ресурсы по объемному моделированию и архитектурному проектированию
Энциклопедии по архитектуре
Архитектурные выставки
Слайд 55Портал
Портал (portal) - слово "портал" пришло в Интернет из архитектуры
в значении "главный вход". Имеется в виду сайт, с которого
человек регулярно начинает свою работу в Интернете, который он делает стартовой страницей своего браузера.
Портал должен сочетать веб-сервисы, контент и ссылки на другие ресурсы таким образом, чтобы соответствовать потребностям большого числа пользователей. Основная идея существования портала заключается в том, что, создав некую критическую массу сервисов, можно набрать такое количество пользователей, которое будет "самопополняющимся", после чего посещаемость портала растет практически без дополнительных затрат на рекламу.
Портал в строгом смысле слова - это сайт с очень большим количеством посетителей, большой и известный.
Подавляющее большинство порталов построено вокруг поисковых машин и каталогов. Порталов довольно немного - на каждом уровне (глобальном, национальном, региональном) их обычно единицы.
Слово "портал" стало часто упоминаемым и применяется практически к любым сайтам, кроме разве что домашних страниц.
Сайты, предназначенные для широкой аудитории, называют "горизонтальными" порталами, а тематические - "вертикальными" порталами.
Слайд 60Форум
Форум (forum, веб-конференция, www-conference) - это инструмент для общения на
сайте. Сообщения в форуме в чем-то похожи на почтовые -
каждое из них имеет автора, тему и собственно содержание. Но для того, чтобы отправить ("запостить", от англ. to post) сообщение в форум, не нужна никакая дополнительная программа - нужно просто заполнить соответствующую форму на сайте.
Принципиальное свойство форума заключается в том, что сообщения в нем объединены в треды (от англ. thread - "нить"). Когда вы отвечаете в форуме на чье-то сообщение, ваш ответ будет "привязан" к исходному сообщению. Последовательность таких ответов, ответов на ответы и т.д. и создает тред. В итоге форум представляет собой древовидную структуру, состоящую из тредов.
Хозяин форума определяет правила поведения в нем и при необходимости модерирует его.
В отличие от чатов, сообщения, отправленные в форум, могут храниться неограниченно долго, и ответ в форуме может быть дан не в тот же день, когда появился вопрос. Частный случай форума - пресс-конференция в Интернет, когда форум организуется как общение пользователей сайта с приглашенными гостями.