Разделы презентаций


Византийская цивилизация

Содержание

План лекции: Основные периоды эволюции византийской цивилизацииВизантийская модель цивилизационного развитияКультурное пространство Византийской цивилизации

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Византийская цивилизация



Византийская цивилизация

Слайд 2




План лекции:
Основные периоды эволюции византийской цивилизации
Византийская модель цивилизационного развития
Культурное

пространство Византийской цивилизации

План лекции: Основные периоды эволюции византийской цивилизацииВизантийская модель цивилизационного развитияКультурное пространство Византийской цивилизации

Слайд 3




ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
появилась на исторической арене на рубеже двух эпох –

крушения поздней античности и зарождения средневекового мира
ее эволюция связана

с зарождением, расцветом и гибелью Византийской империи
цивилизационной доминантой является восточное христианство
ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯпоявилась на исторической арене на рубеже двух эпох – крушения поздней античности и зарождения средневекового мира

Слайд 4




ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ
располагалась на трех континентах – на стыке Европы, Азии

и Африки
занимала площадь до 1 мл кв.км.
включала Балканский полуостров,

Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, Киренаику, часть Месопотамии и Армении, средиземноморские острова, в первую очередь Крит и Кипр, владения в Крыму (Херсонес), на Кавказе (в Грузии), некоторые области Аравии, острова Восточного Средиземноморья
ее границы простирались от Дуная до Евфрата
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯрасполагалась на трех континентах – на стыке Европы, Азии и Африки занимала площадь до 1 мл

Слайд 5




Уникальность ВИЗАНТИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
проявляется в том, что это единственная цивилизация, даты

рождения и гибели которой известны с точностью до дня.
Родилась Византия

8 ноября 324 г., когда на месте древнего городка Византий на берегу Босфора была заложена новая столица Римской империи, получившая название Константинополь.
Завершила свой исторический путь 29 мая 1453 г., когда Константинополь был завоеван турками.
Уникальность  ВИЗАНТИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИпроявляется в том, что это единственная цивилизация, даты рождения и гибели которой известны с

Слайд 6




ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ
в средние века официально называлась «Империя

римлян» («ромеев»)
в эпоху Возрождения закрепилось название «Византия

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ в средние века официально называлась «Империя римлян» («ромеев»)в эпоху Возрождения закрепилось название «Византия

Слайд 7


Этапы развития ВИЗАНТИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Ранний этап- IV - первая половина VII

вв. - формирование византийской государственности и превращение христианства в главенствующую

религию.
Средний этап - вторая половина VII - XII вв. - расцвет Византийской цивилизации, разделение единой христианской церкви на Западную и Восточную, завершение кодификации права, превращение греческого языка в официальный государственный язык.
Поздний этап - XIII-XV вв. - обнаруживаются проявления стагнации и наступает закат цивилизации.
Этапы развития  ВИЗАНТИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИРанний этап- IV - первая половина VII вв. - формирование византийской государственности и

Слайд 8


Флаг и герб династии Палеологов

Флаг и герб династии Палеологов

Слайд 9




Римский император Константин I Великий (324 – 337

гг.)
основатель Византийской цивилизации
324 г. заложил на месте древнего

греческого города Византия новую столицу империи, названную его именем Константинополь
Римский император Константин I    Великий (324 – 337 гг.) основатель Византийской цивилизации 324 г.

Слайд 10




Миланский эдикт Константина I 313 г.
христианство уравнивалось в правах с

другими религиями на территории Римской империи
христиане получали право свободного вероисповедания

им было разрешено организовывать церкви и возвращалось конфискованное имущество
по отношению к христианам установился режим религиозной терпимости

Миланский эдикт Константина I 313 г.христианство уравнивалось в правах с другими религиями на территории Римской империихристиане получали

Слайд 11




Миланский эдикт
Положил начало союзу

между императорской властью и христианской церковью, двумя первоначально враждовавшими силами,

определившими в своей совокупности специфику византийской истории и культуры.


Миланский эдикт Положил начало союзу между императорской властью и христианской церковью, двумя

Слайд 12




Константинополь
являлся экономическим, административным и культурным центром Византийской империи,
удачно расположен

на стыке европейских и азиатских провинций Римской империи,

на пересечении важнейших торговых и стратегических путей, сухопутных и морских.
Константинопольявлялся экономическим, административным и культурным центром Византийской империи, удачно расположен на стыке европейских и азиатских провинций Римской

Слайд 13




Константинополь

отличался выгодным географическим положением и укреплениями, которые делали его практически

неприступным.

Константинопольотличался выгодным географическим положением и укреплениями, которые делали его практически неприступным.

Слайд 14




Система укреплений Константинополя

Система укреплений  Константинополя

Слайд 15
Римская империя
395 г.
окончательный раздел
Западная Римская империя
пала под ударами варваров
В

476 г.
Восточная Римская империя –
Византия просуществовала
до 1453 г.


Римская империя395 г.окончательный разделЗападная Римская империя пала под ударами варваровВ 476 г.Восточная Римская империя – Византия просуществоваладо

Слайд 16
Римская империя в IV в.

Римская империя в IV в.

Слайд 17




Византия – наследница Рима
Византийские императоры официально именовали себя басилевсами (царями)

ромеев, а столица империи долгое время носила название Нового Рима.
Сами

византийцы гордо именовали себя «ромеями»(т.е. римлянами), воспринимая судьбу своего государства как продолжающуюся историю Рима.

Византия – наследница РимаВизантийские императоры официально именовали себя басилевсами (царями) ромеев, а столица империи долгое время носила

Слайд 18




Император Юстиниан I Великий 527-565гг.
В правление императора Юстиниана I ранняя

Византия достигла
вершины своего могущества
«Единое государство, единый закон,

единая религия»- девиз Юстиниана I
Император Юстиниан I Великий 527-565гг.В правление императора Юстиниана I ранняя Византия достигла   вершины своего могущества«Единое

Слайд 19




Император Юстиниан I Великий
Ещё в детские годы дядя-полководец,

усыновив Юстиниана, привёз его в Константинополь и дал хорошее образование.

Впоследствии дядя стал императором Юстином I, и сделал Юстиниана соправителем.
После смерти дяди в 527г. Юстиниан унаследовал трон и стал властелином огромной империи.
С одной стороны, его отличали великодушие, простота, мудрость политика, талант искусного дипломата, с другой — жестокость, коварство, двуличие.
Юстиниан I был одержим идеей возрождения величия Рима.
Император Юстиниан I ВеликийЕщё в детские годы дядя-полководец, усыновив Юстиниана, привёз его в Константинополь и

Слайд 20




Император Юстиниан I Великий
захватил королевство вандалов в Африке, королевство остготов

в Италии, Северную Африку, Сицилию, часть Испании.
К середине VI

в. территория империи увеличилась почти вдвое.
Восстановил Римскую империю в ее прежних границах


Император Юстиниан I Великийзахватил королевство вандалов в Африке, королевство остготов в Италии, Северную Африку, Сицилию, часть Испании.

Слайд 21
Византия при Юстиниане I

Византия при Юстиниане I

Слайд 22




«Свод гражданского права» Юстиниана I (Corpus Juris Civilis)

состоял из 4-х книг:
«Кодекс Юстиниана»

– собрание императорских распоряжений (II - VI вв.)
2. «Дигесты» – выборка из наследия римских юристов
3. «Институции» – учебник гражданского права
4. «Новеллы»–новые законы Юстиниана I
«Свод гражданского права» Юстиниана I  (Corpus Juris Civilis)        состоял

Слайд 23




«Свод гражданского права»


Впервые законодательно признавалась теория естественного равенства людей:


несовместимость рабства с человеческой природой;
тщательно разработан принцип частной собственности, права

наследования, семейное право.
«Свод» стал учебником для многих поколений юристов и образцом при составлении новых законов в большинстве стран Европы.

«Свод гражданского права» Впервые законодательно признавалась теория естественного равенства людей: несовместимость рабства с человеческой природой;тщательно разработан принцип

Слайд 24




Борьба Византии с внешними врагами
С VII в. серьезным врагом

Византии становятся арабы, которые к этому времени создали государство, сплоченное

исламом. Они завоевали Сирию и Палестину.
В IX в. начинается длительная борьба Византии с болгарами.
В X-XI вв. походы на Константинополь неоднократно предпринимали князья Киевской Руси Олег, Игорь, Святослав.
В конце XI в. пришедшие из Приаралья турки-сельджуки вытесняют Византию из Малой Азии.
Борьба Византии с внешними  врагамиС VII в. серьезным врагом Византии становятся арабы, которые к этому времени

Слайд 25
Византийская империя в VI-XI вв.

Византийская империя в VI-XI вв.

Слайд 26
Штурм Константинополя крестоносцами 13 апреля 1204 г.


Штурм Константинополя крестоносцами  13 апреля 1204 г.

Слайд 27



В первой половине XIII в. Византийская империя Византия распалась

на несколько частей: Латинскую, Никейскую, Трапезундскую империи и Эпирское царство

В первой  половине XIII в. Византийская империя Византия распалась на несколько частей: Латинскую, Никейскую, Трапезундскую империи

Слайд 28
Византийская империя в 1265 г.

Император Михаил VIII Палеолог (1259 – 1282 гг.) отвоевал Константинополь

и восстановил Византийскую империю, хотя и в значительно меньших размерах.


Византийская империя в 1265 г.      Император Михаил VIII Палеолог (1259 – 1282

Слайд 29




Гибель Византийской империи
В 1453 г. султан Мехмет II с 80-ти

тысячной армией после длительной осады взял Константинополь.
Судьбу Константинополя вскоре разделили

другие греческие города.

Последний император Византии Константин XI Палеолог погиб в бою

Гибель Византийской империиВ 1453 г. султан Мехмет II с 80-ти тысячной армией после длительной осады взял Константинополь.Судьбу

Слайд 30


Штурм Константинополя в 1453 г.

Штурм Константинополя в 1453 г.

Слайд 31
Вступление султана Мехмета II в Константинополь в 1453 г.

Вступление султана Мехмета II в Константинополь в 1453 г.

Слайд 32


Гибель Византии
После разгрома Византии Османская империя стала одним

из самых могущественных государств Средневекового мира, а Константинополь, переименованный в

Стамбул, стал столицей империи

Гибель Византии  После разгрома Византии Османская империя стала одним из самых могущественных государств Средневекового мира, а

Слайд 33


Своеобразие Византийской цивилизации в сочетании:

Своеобразие Византийской   цивилизации в сочетании:

Слайд 34




Особенности византийской модели цивилизационного развития
сильное государство с развитым римским правом

крупные города с преобладанием ремесла и торговли
рабовладение в сочетании с

общинным земледелием
развитая культура, в которой преобладали греческие элементы.

Особенности византийской модели цивилизационного развитиясильное государство с развитым римским правом крупные города с преобладанием ремесла и торговлирабовладение

Слайд 35




Особенности византийской модели цивилизационного развития
Византия сумела

сохранить все основные элементы наследства предшествующей Римской цивилизации
переход к

феодализму проходил гораздо медленнее, чем в Западной Европе
завершился лишь в XI в.



Особенности византийской модели     цивилизационного развитияВизантия сумела сохранить все основные элементы наследства предшествующей Римской

Слайд 36


Особенности экономического развития византийской цивилизации
наличие крупной феодальной собственности;
контроль со стороны

государства за частными землевладельцами;
римское право узаконивало частную собственность на

землю;
император не являлся собственником всех земель, хотя его владения были огромны.





Особенности экономического развития византийской цивилизацииналичие крупной феодальной собственности;контроль со стороны государства за частными землевладельцами; римское право узаконивало

Слайд 37




Особенности политического развития византийской цивилизации
верховная власть принадлежала императору – самодержцу

(автократору), по- гречески его называли басилевс (царь)
власть императора не была

наследственной
императора избирали синклит (сенат), состоявший из крупных сановников, и войско.

Особенности политического развития византийской цивилизацииверховная власть принадлежала императору – самодержцу (автократору), по- гречески его называли басилевс (царь)власть

Слайд 38




Византийский император обладал неограниченной властью
Принятие законов
Руководство армией
Определение
внутренней и
внешней

политики
Функции императора

Византийский император обладал неограниченной властьюПринятие законовРуководство армиейОпределение внутренней и внешней политикиФункции императора

Слайд 39




Империя
как форма государственного устройства представлялась византийцам в качестве наиболее

приемлемой и совершенной формы государственности.
Идею империи византийцы

унаследовали от Рима.

Империя как форма государственного устройства представлялась византийцам в качестве наиболее приемлемой и совершенной формы государственности. Идею империи

Слайд 40




Великая схизма христианской церкви
Схизма – греч.- раскол
В IV в.

началась борьба за политическое лидерство между двумя крупнейшими центрами христианства

- Римом и Константинополем.
В 1054 г. Римский папа и константинопольский патриарх предали друг друга анафеме.
Произошел окончательный раскол христианства на католическое (на Западе) и православное (в Византии)
Православие выступало идеологической основой Византийской империи.


Великая схизма христианской церквиСхизма – греч.- раскол В IV в. началась борьба за политическое лидерство между двумя

Слайд 41


Великая схизма христианской церкви

Великая схизма христианской церкви

Слайд 42




Взаимоотношения светской и духовной власти в Византии
В Византии сложилась особая

система взаимоотношения светской и церковной властей, называемая цезарепапизмом: императоры, по

существу, управляли Церковью, становясь «папами».
Церковь была подчинена государству.
Избрание константинопольского патриарха зависело от императора.


Взаимоотношения светской и духовной власти в ВизантииВ Византии сложилась особая система взаимоотношения светской и церковной властей, называемая

Слайд 43




Взаимоотношения светской и духовной власти в Византии
Император был не только

светским правителем, но и главой церкви.
Сам император не обожествлялся

-он считался смертным человеком, но по отношению к подданным он был подобием Отца Небесного.
Обожествлялась сама императорская власть, и распоряжения императоров рассматривались как божественные.
Взаимоотношения светской и духовной власти в ВизантииИмператор был не только светским правителем, но и главой церкви. Сам

Слайд 44




Идею империи укрепляло христианство, придавая ей священный характер
В IV в.

один из сподвижников Константина Великого Евсевий Кесарийский создал политическую теорию,

которая служила религиозным обоснованием византийской государственности.
Согласно этой теории, светская и духовная власть в Византии слиты воедино, образуя симфонию (созвучие, гармонию).
Идею империи укрепляло христианство, придавая ей священный характерВ IV в. один из сподвижников Константина Великого Евсевий Кесарийский

Слайд 45
Важным положением в теории Евсевия Кесарийского было обоснование смысла и

величия Византийского государства
Византия - оплот христианства, она находится под

Божественным покровительством и ведет к спасению все другие народы.
Православие выступало идеологической основой Византийской империи.

Важным положением в теории Евсевия Кесарийского было обоснование смысла и величия Византийского государства Византия - оплот христианства,

Слайд 46




Культурное пространство византийской цивилизации
Уникальность византийской культуры в том, что
Византия была

частью античного мира
Именно в ней возникла и достигла наивысшего расцвета

православная ветвь средневековой культуры.
Культурное пространство византийской цивилизацииУникальность византийской культуры в том, чтоВизантия была частью античного мираИменно в ней возникла и

Слайд 47


Особенности византийской культуры
Синтез западных и восточных элементов культурно-исторического развития при

главенстве греко-римских традиций;
Сохранение и развитие традиций античной культуры, впоследствии послуживших

основой западноевропейской культуры эпохи Возрождения;
Формирование православия, повлиявшего на философские и богословские воззрения, а также на систему этических и эстетических ценностей.

Особенности византийской культурыСинтез западных и восточных элементов культурно-исторического развития при главенстве греко-римских традиций;Сохранение и развитие традиций античной

Слайд 48




Особенности культуры Византии
внешняя помпезность
приверженность строгой обрядности
сознание превосходства над культурой народов

остального мира

Особенности культуры Византиивнешняя помпезностьприверженность строгой обрядностисознание превосходства над культурой народов остального мира

Слайд 49




Резиденцией императора был Константинополь, откуда осуществлялось управление империей.

Резиденцией императора был Константинополь, откуда осуществлялось управление империей.

Слайд 50




Церковное зодчество
Античные храмы
рассматривались как обиталище

божества
значительную роль играло их наружное пластическое решение и весьма несущественную

– внутреннее пространство
все обряды и празднества происходили снаружи, на площади.


Церковное зодчество    Античные храмы рассматривались как обиталище божествазначительную роль играло их наружное пластическое решение

Слайд 51




Церковное зодчество
Христианский храм
храм мыслится не как обиталище божества,

а как место, где собирается община верующих.
Организация внутреннего пространства становится

главной задачей зодчих, а внешний вид здания воспринимается, скорее, как оболочка.
храм был основным типом общественного здания, выполнявшим важную идейно-воспитательную роль


Церковное зодчество  Христианский храмхрам мыслится не как обиталище божества, а как место, где собирается община верующих.Организация

Слайд 52



Архитектурные формы церковного зодчества
Крестово-купольный
Базилика
Базилика св. Апполинария в Равенне
Византийский крестово-
купольный храм

Архитектурные формы церковного зодчестваКрестово-купольныйБазиликаБазилика св. Апполинария в РавеннеВизантийский крестово-купольный храм

Слайд 53


Бази́лика -греч. – царский дом
в Риме являлась общественным зданием
с

распространением христианства базилика стала одним из мест коллективной молитвы христиан

и одним из главных типов христианского храма
прямоугольное в плане здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (обычно 3 или 5) частей —
т. н. нефов, средний неф, завершающийся апсидой, выше и шире боковых и освещается через окна над крышами боковых нефов
Бази́лика -греч. – царский домв Риме являлась общественным зданием с распространением христианства базилика стала одним из мест

Слайд 54




Крестово-купольный храм
тип христианского храма, сложившийся в зодчестве

Византии.
В классическом варианте постройки купол на парусах опирается на

четыре столба в центре здания, откуда расходятся четыре сводчатых рукава креста. Образующиеся при этом угловые помещения также перекрываются небольшими куполами или сводами.
Святая София Константинопольская. Аксонометрический разрез
Крестово-купольный храмтип христианского храма, сложившийся в зодчестве Византии. В классическом варианте постройки купол на

Слайд 55




Софийский собор в Константинополе
самый знаменитый архитектурный памятник Византийской империи.
В

VI веке храм был перестроен из старой базилики времен императора

Константина Великого (IV в.).
Но изменения в его архитектурном облике были столь значительны, что можно говорить о том, что храм был заново создан в 532 - 537 гг. при императоре Юстиниане.
На одной из знаменитых мозаик Софии Константинопольской изображены императоры Константин и Юстиниан, подносящие свои дары Богородице: Константин — город Константинополь, столицу первой христианской империи (столица империи перенесена в Константинополь в 330 г.); Юстиниан - собор Святой Софии.
Софийский собор в Константинополе	самый знаменитый архитектурный памятник Византийской империи. В VI веке храм был перестроен из старой

Слайд 56


Мозаика Софийского собора в Константинополе

Мозаика Софийского собора в Константинополе

Слайд 57


Софийский собор в Константинополе архитекторы Анфимий из Тралл

и Исидор из Милета

Софийский собор в Константинополе архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета

Слайд 58




Софийский собор в Константинополе
Высота Софийского собора - 55 метров, диаметр

купола составляет 31 метр.
После захвата Константинополя турками собор был превращен

в мечеть Айя София
С 1935 г. является музеем
Софийский собор в КонстантинополеВысота Софийского собора - 55 метров, диаметр купола составляет 31 метр.После захвата Константинополя турками

Слайд 59




Основные формы византийской живописи
Мозаика
Фреска
Икона
Книжная миниатюра

Основные формы византийской живописиМозаикаФрескаИконаКнижная миниатюра

Слайд 60




Мозаика
Мозаика в церкви Сан- Витале
в Равенне


Мозаика в церкви Св.Георгия


в Салониках

Мозаика Мозаика в церкви Сан- Виталев РавеннеМозаика в церкви Св.Георгия в Салониках

Слайд 61


Равенна. Мавзолей Галлы Плацидии.

Равенна. Мавзолей Галлы Плацидии.

Слайд 62




Мозаика в церкви Сан Витале в Равенне
Феодора , супруга

византийского императора Юстиниана I

Мозаика в церкви Сан Витале в РавеннеФеодора , супруга византийского императора Юстиниана I

Слайд 63Мозаика и Фрески монастыря Хора

Мозаика и Фрески монастыря Хора

Слайд 64




Иконопись зародилась в Византии в IV в.

Иконопись зародилась в Византии в IV в.

Слайд 65



Византийская икона VIII- IX вв.
«Гостеприимство Авраамово»
«Рождество Христово»

Византийская икона VIII- IX вв. «Гостеприимство Авраамово»«Рождество Христово»

Слайд 66




Вывод:
Византия стала мостом между западной и восточной культурами.
Она оказала глубокое

воздействие на развитие многих стран средневековой Европы.
Наиболее интенсивно это влияние

проявилось в тех странах, где утвердилось православие.

Вывод:Византия стала мостом между западной и восточной культурами.Она оказала глубокое воздействие на развитие многих стран средневековой Европы.Наиболее

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика