Слайд 2
План лекции:
Основные периоды эволюции византийской цивилизации
Византийская модель цивилизационного развития
Культурное
пространство Византийской цивилизации
Слайд 3
ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
появилась на исторической арене на рубеже двух эпох –
крушения поздней античности и зарождения средневекового мира
ее эволюция связана
с зарождением, расцветом и гибелью Византийской империи
цивилизационной доминантой является восточное христианство
Слайд 4
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ
располагалась на трех континентах – на стыке Европы, Азии
и Африки
занимала площадь до 1 мл кв.км.
включала Балканский полуостров,
Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, Киренаику, часть Месопотамии и Армении, средиземноморские острова, в первую очередь Крит и Кипр, владения в Крыму (Херсонес), на Кавказе (в Грузии), некоторые области Аравии, острова Восточного Средиземноморья
ее границы простирались от Дуная до Евфрата
Слайд 5
Уникальность
ВИЗАНТИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
проявляется в том, что это единственная цивилизация, даты
рождения и гибели которой известны с точностью до дня.
Родилась Византия
8 ноября 324 г., когда на месте древнего городка Византий на берегу Босфора была заложена новая столица Римской империи, получившая название Константинополь.
Завершила свой исторический путь 29 мая 1453 г., когда Константинополь был завоеван турками.
Слайд 6
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ
в средние века официально называлась «Империя
римлян» («ромеев»)
в эпоху Возрождения закрепилось название «Византия
Слайд 7
Этапы развития
ВИЗАНТИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Ранний этап- IV - первая половина VII
вв. - формирование византийской государственности и превращение христианства в главенствующую
религию.
Средний этап - вторая половина VII - XII вв. - расцвет Византийской цивилизации, разделение единой христианской церкви на Западную и Восточную, завершение кодификации права, превращение греческого языка в официальный государственный язык.
Поздний этап - XIII-XV вв. - обнаруживаются проявления стагнации и наступает закат цивилизации.
Слайд 8
Флаг и герб династии Палеологов
Слайд 9
Римский император Константин I
Великий (324 – 337
гг.)
основатель Византийской цивилизации
324 г. заложил на месте древнего
греческого города Византия новую столицу империи, названную его именем Константинополь
Слайд 10
Миланский эдикт Константина I 313 г.
христианство уравнивалось в правах с
другими религиями на территории Римской империи
христиане получали право свободного вероисповедания
им было разрешено организовывать церкви и возвращалось конфискованное имущество
по отношению к христианам установился режим религиозной терпимости
Слайд 11
Миланский эдикт
Положил начало союзу
между императорской властью и христианской церковью, двумя первоначально враждовавшими силами,
определившими в своей совокупности специфику византийской истории и культуры.
Слайд 12
Константинополь
являлся экономическим, административным и культурным центром Византийской империи,
удачно расположен
на стыке европейских и азиатских провинций Римской империи,
на пересечении важнейших торговых и стратегических путей, сухопутных и морских.
Слайд 13
Константинополь
отличался выгодным географическим положением и укреплениями, которые делали его практически
неприступным.
Слайд 14
Система укреплений Константинополя
Слайд 15
Римская империя
395 г.
окончательный раздел
Западная Римская империя
пала под ударами варваров
В
476 г.
Восточная Римская империя –
Византия просуществовала
до 1453 г.
Слайд 17
Византия – наследница Рима
Византийские императоры официально именовали себя басилевсами (царями)
ромеев, а столица империи долгое время носила название Нового Рима.
Сами
византийцы гордо именовали себя «ромеями»(т.е. римлянами), воспринимая судьбу своего государства как продолжающуюся историю Рима.
Слайд 18
Император Юстиниан I Великий 527-565гг.
В правление императора Юстиниана I ранняя
Византия достигла
вершины своего могущества
«Единое государство, единый закон,
единая религия»- девиз Юстиниана I
Слайд 19
Император Юстиниан I Великий
Ещё в детские годы дядя-полководец,
усыновив Юстиниана, привёз его в Константинополь и дал хорошее образование.
Впоследствии дядя стал императором Юстином I, и сделал Юстиниана соправителем.
После смерти дяди в 527г. Юстиниан унаследовал трон и стал властелином огромной империи.
С одной стороны, его отличали великодушие, простота, мудрость политика, талант искусного дипломата, с другой — жестокость, коварство, двуличие.
Юстиниан I был одержим идеей возрождения величия Рима.
Слайд 20
Император Юстиниан I Великий
захватил королевство вандалов в Африке, королевство остготов
в Италии, Северную Африку, Сицилию, часть Испании.
К середине VI
в. территория империи увеличилась почти вдвое.
Восстановил Римскую империю в ее прежних границах
Слайд 22
«Свод гражданского права» Юстиниана I
(Corpus Juris Civilis)
состоял из 4-х книг:
«Кодекс Юстиниана»
– собрание императорских распоряжений (II - VI вв.)
2. «Дигесты» – выборка из наследия римских юристов
3. «Институции» – учебник гражданского права
4. «Новеллы»–новые законы Юстиниана I
Слайд 23
«Свод гражданского права»
Впервые законодательно признавалась теория естественного равенства людей:
несовместимость рабства с человеческой природой;
тщательно разработан принцип частной собственности, права
наследования, семейное право.
«Свод» стал учебником для многих поколений юристов и образцом при составлении новых законов в большинстве стран Европы.
Слайд 24
Борьба Византии с внешними врагами
С VII в. серьезным врагом
Византии становятся арабы, которые к этому времени создали государство, сплоченное
исламом. Они завоевали Сирию и Палестину.
В IX в. начинается длительная борьба Византии с болгарами.
В X-XI вв. походы на Константинополь неоднократно предпринимали князья Киевской Руси Олег, Игорь, Святослав.
В конце XI в. пришедшие из Приаралья турки-сельджуки вытесняют Византию из Малой Азии.
Слайд 25
Византийская империя в VI-XI вв.
Слайд 26
Штурм Константинополя крестоносцами
13 апреля 1204 г.
Слайд 27
В первой половине XIII в. Византийская империя Византия распалась
на несколько частей: Латинскую, Никейскую, Трапезундскую империи и Эпирское царство
Слайд 28
Византийская империя в 1265 г.
Император Михаил VIII Палеолог (1259 – 1282 гг.) отвоевал Константинополь
и восстановил Византийскую империю, хотя и в значительно меньших размерах.
Слайд 29
Гибель Византийской империи
В 1453 г. султан Мехмет II с 80-ти
тысячной армией после длительной осады взял Константинополь.
Судьбу Константинополя вскоре разделили
другие греческие города.
Последний император Византии Константин XI Палеолог погиб в бою
Слайд 31
Вступление султана Мехмета II в Константинополь в 1453 г.
Слайд 32
Гибель Византии
После разгрома Византии Османская империя стала одним
из самых могущественных государств Средневекового мира, а Константинополь, переименованный в
Стамбул, стал столицей империи
Слайд 33
Своеобразие Византийской цивилизации в сочетании:
Слайд 34
Особенности византийской модели цивилизационного развития
сильное государство с развитым римским правом
крупные города с преобладанием ремесла и торговли
рабовладение в сочетании с
общинным земледелием
развитая культура, в которой преобладали греческие элементы.
Слайд 35
Особенности византийской модели цивилизационного развития
Византия сумела
сохранить все основные элементы наследства предшествующей Римской цивилизации
переход к
феодализму проходил гораздо медленнее, чем в Западной Европе
завершился лишь в XI в.
Слайд 36
Особенности экономического развития византийской цивилизации
наличие крупной феодальной собственности;
контроль со стороны
государства за частными землевладельцами;
римское право узаконивало частную собственность на
землю;
император не являлся собственником всех земель, хотя его владения были огромны.
Слайд 37
Особенности политического развития византийской цивилизации
верховная власть принадлежала императору – самодержцу
(автократору), по- гречески его называли басилевс (царь)
власть императора не была
наследственной
императора избирали синклит (сенат), состоявший из крупных сановников, и войско.
Слайд 38
Византийский император обладал неограниченной властью
Принятие законов
Руководство армией
Определение
внутренней и
внешней
политики
Функции императора
Слайд 39
Империя
как форма государственного устройства представлялась византийцам в качестве наиболее
приемлемой и совершенной формы государственности.
Идею империи византийцы
унаследовали от Рима.
Слайд 40
Великая схизма христианской церкви
Схизма – греч.- раскол
В IV в.
началась борьба за политическое лидерство между двумя крупнейшими центрами христианства
- Римом и Константинополем.
В 1054 г. Римский папа и константинопольский патриарх предали друг друга анафеме.
Произошел окончательный раскол христианства на католическое (на Западе) и православное (в Византии)
Православие выступало идеологической основой Византийской империи.
Слайд 41
Великая схизма христианской церкви
Слайд 42
Взаимоотношения светской и духовной власти в Византии
В Византии сложилась особая
система взаимоотношения светской и церковной властей, называемая цезарепапизмом: императоры, по
существу, управляли Церковью, становясь «папами».
Церковь была подчинена государству.
Избрание константинопольского патриарха зависело от императора.
Слайд 43
Взаимоотношения светской и духовной власти в Византии
Император был не только
светским правителем, но и главой церкви.
Сам император не обожествлялся
-он считался смертным человеком, но по отношению к подданным он был подобием Отца Небесного.
Обожествлялась сама императорская власть, и распоряжения императоров рассматривались как божественные.
Слайд 44
Идею империи укрепляло христианство, придавая ей священный характер
В IV в.
один из сподвижников Константина Великого Евсевий Кесарийский создал политическую теорию,
которая служила религиозным обоснованием византийской государственности.
Согласно этой теории, светская и духовная власть в Византии слиты воедино, образуя симфонию (созвучие, гармонию).
Слайд 45
Важным положением в теории Евсевия Кесарийского было обоснование смысла и
величия Византийского государства
Византия - оплот христианства, она находится под
Божественным покровительством и ведет к спасению все другие народы.
Православие выступало идеологической основой Византийской империи.
Слайд 46
Культурное пространство византийской цивилизации
Уникальность византийской культуры в том, что
Византия была
частью античного мира
Именно в ней возникла и достигла наивысшего расцвета
православная ветвь средневековой культуры.
Слайд 47
Особенности византийской культуры
Синтез западных и восточных элементов культурно-исторического развития при
главенстве греко-римских традиций;
Сохранение и развитие традиций античной культуры, впоследствии послуживших
основой западноевропейской культуры эпохи Возрождения;
Формирование православия, повлиявшего на философские и богословские воззрения, а также на систему этических и эстетических ценностей.
Слайд 48
Особенности культуры Византии
внешняя помпезность
приверженность строгой обрядности
сознание превосходства над культурой народов
остального мира
Слайд 49
Резиденцией императора был Константинополь, откуда осуществлялось управление империей.
Слайд 50
Церковное зодчество
Античные храмы
рассматривались как обиталище
божества
значительную роль играло их наружное пластическое решение и весьма несущественную
– внутреннее пространство
все обряды и празднества происходили снаружи, на площади.
Слайд 51
Церковное зодчество
Христианский храм
храм мыслится не как обиталище божества,
а как место, где собирается община верующих.
Организация внутреннего пространства становится
главной задачей зодчих, а внешний вид здания воспринимается, скорее, как оболочка.
храм был основным типом общественного здания, выполнявшим важную идейно-воспитательную роль
Слайд 52
Архитектурные формы церковного зодчества
Крестово-купольный
Базилика
Базилика св. Апполинария в Равенне
Византийский крестово-
купольный храм
Слайд 53
Бази́лика -греч. – царский дом
в Риме являлась общественным зданием
с
распространением христианства базилика стала одним из мест коллективной молитвы христиан
и одним из главных типов христианского храма
прямоугольное в плане здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (обычно 3 или 5) частей —
т. н. нефов, средний неф, завершающийся апсидой, выше и шире боковых и освещается через окна над крышами боковых нефов
Слайд 54
Крестово-купольный храм
тип христианского храма, сложившийся в зодчестве
Византии.
В классическом варианте постройки купол на парусах опирается на
четыре столба в центре здания, откуда расходятся четыре сводчатых рукава креста. Образующиеся при этом угловые помещения также перекрываются небольшими куполами или сводами.
Святая София Константинопольская. Аксонометрический разрез
Слайд 55
Софийский собор в Константинополе
самый знаменитый архитектурный памятник Византийской империи.
В
VI веке храм был перестроен из старой базилики времен императора
Константина Великого (IV в.).
Но изменения в его архитектурном облике были столь значительны, что можно говорить о том, что храм был заново создан в 532 - 537 гг. при императоре Юстиниане.
На одной из знаменитых мозаик Софии Константинопольской изображены императоры Константин и Юстиниан, подносящие свои дары Богородице: Константин — город Константинополь, столицу первой христианской империи (столица империи перенесена в Константинополь в 330 г.); Юстиниан - собор Святой Софии.
Слайд 56
Мозаика Софийского собора в Константинополе
Слайд 57
Софийский собор в Константинополе архитекторы Анфимий из Тралл
и Исидор из Милета
Слайд 58
Софийский собор в Константинополе
Высота Софийского собора - 55 метров, диаметр
купола составляет 31 метр.
После захвата Константинополя турками собор был превращен
в мечеть Айя София
С 1935 г. является музеем
Слайд 59
Основные формы византийской живописи
Мозаика
Фреска
Икона
Книжная миниатюра
Слайд 60
Мозаика
Мозаика в церкви Сан- Витале
в Равенне
Мозаика в церкви Св.Георгия
в Салониках
Слайд 61
Равенна. Мавзолей Галлы Плацидии.
Слайд 62
Мозаика в церкви Сан Витале в Равенне
Феодора , супруга
византийского императора Юстиниана I
Слайд 64
Иконопись зародилась в Византии в IV в.
Слайд 65
Византийская икона VIII- IX вв.
«Гостеприимство Авраамово»
«Рождество Христово»
Слайд 66
Вывод:
Византия стала мостом между западной и восточной культурами.
Она оказала глубокое
воздействие на развитие многих стран средневековой Европы.
Наиболее интенсивно это влияние
проявилось в тех странах, где утвердилось православие.