Слайд 1Влияние информации на психику детей и подростков
Иванов С.А., зав. кафедрой
проектного управления в системе образования Института развития образования Свердловской области,
кандидат педагогических наук
Слайд 2«Информация оказывает огромное влияние на духовный мир людей и способна
перестраивать основы нравственности».
«Человек обрел могучее, но крайне опасное оружие,
не менее могучее и не менее страшное по своим последствиям, чем атомная бомба».
Академик Н.Н. Моисеев
Слайд 3Риски социализации и воспитания в России
Нарастание тревожности в обществе
Рост готовности
применять насилие
Рост преступности (насильственной, корыстной и немотивированной)
Слабо сформированная гражданская идентичность
(чужой патриотизм, чужие образы поведения)
Примитивная (клиповая) культура
Рост доверия к экстрасенсам, сектам и т.п.
Слайд 4Риски социализации
(обобщение)
Риски для психического здоровья
Риски для физического здоровья
Риски для безопасности
страны
Риски социализации не снимаются воспитанием, хотя могут быть уменьшены, значит,
это дело не только системы образования
Слайд 5Источники и каналы передачи информации
Образовательное учреждение
Телевидение
Интернет
Музыка
Видеоигры
Другие люди (одноклассники, сверстники, приятели
и т.д.)
Учреждения культуры
Сотовые телефоны
Детская и подростковая пресса
Семья
Природа
Слайд 7Идеологический посыл мировых СМИ как канала передачи информации
Негатив в мире
преобладает над позитивом
Наш мир есть мир насилия (физического, военного, сексуального,
психологического)
Культ «красивой» (гламурной) жизни, богатства вообще и денег, в частности, естественен и необходим. Воспитание «разумных потребностей» - пережиток коммунистических времён; высшие (духовные) потребности – либо от скудости, либо от глупости
Слайд 8Факты о насилии в США
За годы, проведённые в школе ребёнок
видит на ТВ 8 – 50 тыс. убийств и 100
-200 тыс. актов насилия.
Вероятность стать жертвой преступления в Америке гораздо больше, чем попасть в аварию.
Вероятность быть убитым за свою жизнь составляет 1/133.
Убийства среди подростков увеличились на 232% с 1950 г.
Слайд 9Констатация фактов (США)
66% детских передач содержат сцены насилия причём в
¾ случаев насилие никак не наказывается.
85% наиболее популярных в США
видеоигр содержат акты насилия. 59% девочек и 73% мальчиков назвали своими любимыми те видеоигры, которые содержат акты насилия.
33% детей десяти-одиннадцати лет считают, что им следует приобрести сексуальный опыт и что это для них серьёзна проблема;
Слайд 10Насилие в видеоиграх
«Войны и террор, казни и
изнасилования, уличные драки и похищения, захваты самолётов и убийства –
все эти события, являющиеся действительностью для взрослых, превратились в сюжеты детских игр. Дети не всегда могут отличить развлечение от действительности, и принимают его вполне всерьёз…»
Герман Зильбер, германский журналист
Слайд 11 Видеоигры, в основном, учат детей быстро реагировать
на новую ситуацию и безжалостно уничтожать условного врага на экране,
не оставляя ему времени на размышление. В этих играх дети выступают в роли убийц, познают методы наилучшего уничтожения других людей и получают за это призовые.
А сколько родителей поощряют эти занятия и выделяют деньги на покупку таких игр?
Слайд 12Исследования влияния насилия на детей
Выводы Американской Академии Педиатрии
Дети, которые смотрят
много передач со сценами насилия, воспринимают насилие как легитимный способ
разрешения конфликтов.
Просмотр сцен насилия делает человека более беззащитным к насилию в реальной жизни.
Чем больше ребёнок видит сцен насилия на экране, тем больше шансов, что он станет жертвой насилия.
Если ребёнок отдаёт предпочтение просмотру телепрограмм, содержащих сцены насилия, увеличивается вероятность, что он вырастет агрессивным человеком и даже совершит преступление.
Слайд 13Исследования влияния насилия на детей
Мичиганский Университет
Насилие на экране оказывает воздействие,
подобное никотину. Механизм его действия схож с действием сигареты: чем
больше насилия видит человек, тем оно больше ему нравится.
У любителей боевиков, агрессивных видеоигр вырабатывается привычка к актам насилия.
Полученная от ТВ и видеоигр агрессивность имеет свойство «накапливаться» и может спровоцировать человека на насилие.
Слайд 14Исследование влияния насилия на детей
Несовершеннолетние склонны верить информации на ТВ
больше, чем взрослым.
Уровень преступности в той или иной стране возрастал
на 10-15% после появления в ней телевидения.
Телевизионное насилие особенно опасно для детей до 8 лет, т.к. они не могут чётко различить – где начинается реальная жизнь, а где кончается фантазия.
Дети склонны подражать тому, что они видят на экране.
Слайд 15Как ТВ искажает мир
(данные западных исследователей)
Слайд 16Что делать? Запреты? Свобода?
«Свобода должна пронизывать и тем самым последовательно
отменять каждый акт принуждения, по необходимости применяемый в образовании…свобода и
личность даются не сразу, но растут постепенно».
С.И. Гессен
Слайд 17Противодействие негативной информации
Приобщение детей к отечественной культуре – праздникам, традициям,
искусству, этическим нормам.
Приоритет духовно-нравственных ценностей в образовании (базовых национальных ценностей).
Использование
духовно-эстетического потенциала природы в развитии мироощущения ребёнка.
Трансляция ценностно-ориентированных знаний, вовлечение в процесс образования эмоций и чувств.
Практическая деятельность детей по охране природы, обустройстве местной территории, помощи людям и т.п.
Слайд 18Базовые национальные ценности российского общества
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Здоровье
Труд
и творчество
Наука
Традиционные религии России
Искусство и литература
Природа
Человечество
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Слайд 19Противодействие негативной информации
Открытое объяснение детям о способах манипуляции над их
сознанием со стороны торговых корпораций.
Обучение детей различать полезную и вредную
информацию, определять смыслы информации.
Организация системы воспитания в школе.
Создание системы классных часов этико-правовой , смысложизненной направленности.
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Мониторинг развития мировоззрения ребёнка.
Создание информационной образовательной среды в ОУ, способствующей воспитанию растущей личности
Слайд 20Формирование образовательной среды, доброжелательной к детям, которая характеризуется:
способностью обеспечивать комплекс
возможностей для самоактуализации и саморазвития субъектов образовательного процесса;
позитивным эмоциональным фоном;
преобразующей
деятельностью участников образовательного процесса;
визуальными и сенсорными характеристиками, несущими эстетическую и духовно-нравственную ценность.
Слайд 21 «Погрузите Ребёнка в море доброты, и всякое зло, если
в нём есть такое, потонет.
Держите Ребёнка в мире
Красоты, и всё безобразное, если есть в нём такое, покинет его.
Бросайте Ребёнка в огонь любви, и всякая зависть, если есть в нём она, сгорит»
Ш.А. Амонашвили
Слайд 23Направления формирования образовательной среды, доброжелательной к детям
Формирование самооценки растущей личности
Критерием
успехов выступают не абсолютные рекорды типа «лучший ученик», «лучший спортсмен»,
«лучший учитель», а индивидуальная динамика развития каждого субъекта образовательного процесса.
Слайд 24Организация созидательно-преобразующей деятельности участников образовательного процесса
Когда субъекты образовательного процесса могут
осуществлять свое личностное развитие путем практического участия в исследовательской, конструкторской
и другой работе, соответствующей их склонности.
Для одних это может оказаться оборудование школьного аквариума, для других - моделирование костюмов для школьного театра, для третьих - разработка программного обеспечения для школьного компьютерного класса, для четвертых – участие в школьном хоре или ансамбле и т.д.
Слайд 25Формирование эстетичности образовательной среды
Соответствующий эстетический уровень образовательной среды - важнейший
фактор, обусловливающий характер поведения всех субъектов образовательного процесса в этой
среде.
Слайд 26Развитие потребности в формировании мировоззрения растущей личности
Предполагает такую организацию образовательной
среды, когда субъекты образовательного процесса могут в специально создаваемой обстановке
(круглые столы, встречи с философами, писателями, политиками и т.д.) свободно дискутировать о глобальных, государственных, региональных проблемах, тенденциях стратегического развития общества, жизненном предназначении человека и т.п.
Актуализация подобного рода размышлений позволяет человеку осознать свое место в мире, строить реалистические и вместе с тем высокие планы своего будущего.
Слайд 27Создание возможностей удовлетворения и развития потребности в самоактуализации личности
Данное направление
обеспечивается поливариантностью образовательной среды, предусматривающей возможность широкого выбора ребёнком возможностей
творческого, интеллектуального и духовно-нравственного развития, а, в конечном счёте – самоактуализации – высшей потребности каждого человека
Слайд 28Поливариантность образовательной среды
Слайд 29Развитие сенсорности образовательной среды
Основную информацию о среде человек получает с
помощью зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению
образовательной среды.
Помимо зрения определённую позитивную информацию могут нести в школе другие органы чувств – в частности, слуха (приятная музыка, «музыка ветра», шум небольшого фонтана и др.).
Слайд 30Формирование символизма образовательной среды
Та или иная образовательная среда с помощью
системы закодированных в ней символов транслирует человеку соответствующие указания к
определенному способу поведения
Слайд 31Диалог культур
Предметы и явления в образовательном процессе рассматриваются с
точки зрения различных культур.
Особую актуальность приобретает это направление в
полиэтнической образовательной среде, что позволяет формировать у растущей личности такое качество как толерантность.
Слайд 32Формирование позитивного эмоционального фона
Позитивное, радостное взаимодействие субъектов образовательного процесса.
Образовательный
юмор (Ш.А. Амонашвили).
Игровой контекст образовательного процесса.
Слайд 33Развитие сплочённости и самоуправления школьного коллектива
Участие всех субъектов в
управлении образовательным процессом .
Совместное планирование достижения общих целей и задач.
Сопричастность
субъектов к управлению образовательным процессом.
Использование школьного радио, печати, сменных стендов, линеек, шефства старших над младшими и т.д.
Слайд 34Организация индивидуализированности (персонализации) пространственно-предметной образовательной среды
Ребенок должен прежде всего иметь
свой уголок, свою личную территорию. Для своего нормального развития ребенок
должен чувствовать себя обладателем окружающего мира, его отдельной части; проверять себя, свои возможности на нем и его свойства — на себе.
Установлено, что отсутствие в современной школе таких пространств, где ребенок мог бы побыть в одиночестве, отдохнуть от шума, выйти на время из-под контроля педагогов, негативно воздействует как на актуальное эмоциональное состояние, так и на его отношение к образовательной среде.
Слайд 35Формирование правового пространства образовательного учреждения
Формирование правосознания у участников образовательного процесса
(включающего знание норм права и отношение к праву, закону).
Создание служб
примирения.
Профилактика насилия.
Этико-правовое образование.