Слайд 1Влияние семейных отношений на возникновение психосоматических заболеваний у ребенка
Муниципальное
бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Педагог-психолог
Лавринович Наталья Дмитриевна
г. Удомля, 2020
г.
Слайд 2 Психосоматика (греч. psyche — душа, soma — тело) — направление в медицине
и психологии, занимающееся изучением влияния психологических (преимущественно психогенных) факторов на
возникновение и последующую динамику соматических заболеваний.
В основе психосоматического заболевания лежит реакция на эмоциональное переживание, сопровождающаяся функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор поражаемого органа или системы.
Определение понятия
Слайд 3Здоровье ребенка – основа его развития.
Все знают, что мы постоянно
являемся « носителями патогенных микробов и бактерий», но заболеваем лишь
тогда, когда «сдает» иммунитет. Ослабление иммунитета у детей – распространенное явление, однако наука подтвердила факт зависимости сил сопротивляемости организма от эмоционального состояния пациента, более того – доказала возможность бессознательного программирования заболеваний самим человеком. И дети в этом «искусстве» просто мастера!..
Слайд 4 Эндокринная система человека влияет на работу всех других систем организма,
но сама
моментально откликается на эмоциональные реакции и чувства субъекта.
(Всем известен пример «выброса» адреналина в кровь под воздействием эмоции страха и следующие за этим изменения)
Повторяющиеся эмоциональные состояния закрепляют определенный «паттерн» жизнедеятельности
физического тела, приводящий вскоре к «искажениям» — болезни.
Как это работает:
Этот путь типичен для людей всех возрастов, но у детей проецирование негативных эмоций на физический план происходит гораздо быстрее. А главное – эти эмоции могут быть совершенно незаметны взрослым!..
Слайд 5Многие тяжелые недуги – бронхиальная астма, псориаз, сахарный диабет, —
излечиваются совершенной переменой образа мысли, а значит – и жизни
— детей!.. С другой стороны – хронические болезни дыхательных путей, пищеварительной системы, опорно -двигательного аппарата возвращаются вновь и вновь, не смотря на
квалифицированное лечение, именно потому,
что психологическая причина , провоцирующая заболевание,
остается «на месте».
По этому принципу единства и взаимозависимости внутреннего
мира человека и его физического состояния построены многие
курсы типа: «Исцели свою мысль – исцели свое тело!»
Однако дети не будут «работать над своим сознанием»,
да и как показывает практика – они-то готовы
«грамотно» относиться к жизни!..
Все дело во взрослых, и, главное – в мамах!..
Слайд 6 Когда малыш ещё совсем маленький, язык тела –
это единственный способ коммуникации между ним и матерью, он «говорит»
о том, что его беспокоит, посредством кожных высыпаний, повышения температуры, частых срыгиваний, рвоты и т.п. Ребёнок постарше, который уже умеет говорить, не всегда может разобраться в своих чувствах, правильно их истолковать и высказать. Его что-то тревожит, но он не понимает этого, переживания находятся на подсознательном уровне.
Подросток часто подавляет свои эмоции
и стесняется делиться ими со взрослыми.
Поэтому телесные проявления играют роль
своеобразного «канала связи» между детьми
и родителями. Частые, плохо поддающиеся
медикаментозному лечению заболевания могут
выступать так называемым психосоматическим
симптомом.
В этом случае болезнь – это способ сообщить
взрослым о какой-то своей проблеме, потребности.
Слайд 7К заболеваниям, имеющим под собой психосоматические причины, относят:
- острые респираторные
заболевания, простуды, герпес;
- проблемы желудочно-кишечного тракта (боли в желудке,
тошнота, рвота, диарея, психологический запор);
- аллергии, кожные заболевания (нейродермит, экзема, псориаз, атопический дерматит);
- заболевания носоглотки (ангина, тонзиллит, аденоидит, хронический насморк);
- хронический кашель, бронхит, бронхиальная астма;
- анемия;
- дисфункция щитовидной железы;
- головные боли;
- нарушения сна;
- энурез, энкопрез;
- конъюнктивит.
Слайд 8Наиболее распространёнными причинами психосоматических расстройств у детей являются:
1. обстановка, психологический
климат в семье (напряжённые отношения между родителями, частые ссоры). В
таких случаях ребёнок пытается стать «спасателем» родительских отношений. Подсознательно он решает: «если я буду болеть, мама и папа перестанут ругаться, мы будем все вместе». И часто это работает – родители на время болезни ребёнка объединяются перед общей бедой, откладывают свои ссоры и бросают все силы на лечение ребенка. Но после его выздоровления обстановка в семье становится прежней, малыш снова страдает и, как следствие, заболевает повторно. Замкнутый круг. Дети, страдающие от конфликтов родителей, часто подвержены заболеваниям носоглотки (ангины, тонзиллиты, хронический насморк, отиты);
2. сильное эмоциональное потрясение (потеря близкого человека, домашнего питомца, развод родителей). Ребёнок тяжело переживает подобные события. Ему труднее справиться с горем. Нередко, не понимая, по какой причине оно произошло, малыш подсознательно начинает винить себя. Если чувство вины не отпускает, разрастается, давит, ребёнку трудно его побороть, он заболевает физически. У детей процесс горевания происходит не так, как у взрослых. Внешне малыш может быть спокоен и весел, но на уровне его организма и психики происходят изменения, которые «точат» изнутри;
Слайд 93. Рождение ещё одного малыша. Часто ребёнок оказывается не готов
к появлению на свет брата или сестры. Внезапно для всех
он становится «уже взрослым» и должен понимать, что маленькому брату или сестре ЕГО (!) мама нужна больше, чем ему самому, что нужно делить с малышом комнату, игрушки, любовь и внимание родителей, в общем, всё, что до этого принадлежало только ему. Он чувствует себя покинутым, ненужным, отвергнутым и, как правило, не рассказывает о своих переживаниях родителям. Накапливаясь, такие чувства могут привести к аденоидиту, частым ОРВИ.
4. отношения с матерью. Сюда входит и чрезмерное влияние матери (гиперопека), и, наоборот, недостаток внимания (гипоопека). В первом случае мама чересчур опекает ребёнка, контролирует каждый его шаг, буквально «душит» его своей заботой. Это часто приводит к психосоматическим расстройствам дыхательной системы (хронический кашель, бронхиты, бронхиальная астма). При гипоопеке матери ребёнок по большей части предоставлен сам себе и все свои проблемы вынужден решать самостоятельно. Но такая ноша непосильна для него. Это может обернуться неполадками в пищеварительной системе (тошнота, рвота, диарея и проч.);
Слайд 105. трудности с адаптацией в новом коллективе (детском саду, школе),
сложности в отношениях с другими детьми. Часто родители жалуются на
то, что ребёнок неделю ходит в сад, а потом две недели болеет, и так постоянно. И не всегда причина кроется в слабом иммунитете. Возможно, малыш просто не хочет идти туда, ему там плохо, страшно, грустно. Подавление этих чувств может привести к частым простудам, герпесу и даже обморокам;
6. чрезмерные требования, излишняя строгость и завышенные ожидания родителей. Если родители слишком строги, задают чересчур высокую планку поведения, у ребёнка формируется чувство несостоятельности, боязнь не соответствовать ожиданиям взрослых. Кроме того, родители часто подавляют эмоции ребёнка, используя в общении с ним реплики типа: «хорошие дети так себя не ведут», «мальчики не плачут» и т.п. Когда ребёнок не позволяет себе выразить то, что он чувствует, это прямой путь к ангинам, хроническому кашлю и насморку. Также такие дети часто страдают от заикания, логоневроза, которые сопровождаются судорогами артикуляционного аппарата, возникающими от чрезмерного возбуждения нервной системы и хронического напряжения мышц лица, гортани и грудины.
Слайд 11ЛЮБОВЬ
ПОДДЕРЖКА
ПОНИМАНИЕ
УВАЖЕНИЕ
ПРИНЯТИЕ
СПОКОЙСТВИЕ
БЛАГОДАРНОСТЬ
ПРОЩЕНИЕ
ТЕРПЕНИЕ
РОВНОСТЬ И СТОЙКОСТЬ ДУХА
- Это наши великие помощники в сохранении
здоровья детей и семейного благополучия!!!
Берегите себя!