Слайд 1Внимание младших школьников.
Приемы привлечения и удержания внимания
«Управляя вниманием, мы
берем в свои руки ключ к образованию и к формированию
личности и характера»
Л.С.Выготский
Слайд 2Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на
каком-либо объекте.
Чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность
обучения.
Именно невнимательность и есть главная причина плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах
Слайд 3Основные виды внимания:
1) внимание непроизвольное — самое простое и генетически
исходное; представлено рефлексом ориентировочным, возникающим при воздействии неожиданных и новых
раздражителей; психическая деятельность человека устремляются в том или ином направлении как бы, сама по себе, без сознательных волевых усилий личности,
2) внимание произвольное — обусловленное постановкой сознательной цели; Формула здесь простая: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что» Этот вид внимания тесно связан с волей человека.
Основные виды внимания - непроизвольное и произвольное - тесно связаны между собой и порой переходят друг в друга.
Слайд 4Свойства внимания
Устойчивость заключается в способности определенное время сосредотачиваться на одном
и том же объекте. Даже при очень устойчивом и сосредоточенном
внимании всегда есть колебания внимания.
Слайд 5Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенность
Переключение означает сознательное
и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой
Слайд 6
Под объемом внимания понимается количество объектов, которые человек может охватить
с достаточной легкостью одновременно.
Объем внимания младших школьников довольно узок.
Первоклассники, рассматривая картинки, сосредоточиваются по преимуществу на 2—3 объектах
Слайд 7Под распределением внимания понимают способность человека удерживать в центре внимания
определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать
сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания
Распределение внимания у детей младшего школьного возраста развито слабо. Так, первоклассники еще не в состоянии осуществлять одновременно два действия, но уже в III классе дети могут одновременно следить и за содержанием того, что они пишут, и за его орфографической правильностью
Слайд 8Отвлекаемость (отвлечение) внимания - это непроизвольное перемещение внимания с одного
объекта на другой.
Внимание младших школьников характеризуется повышенной отвлекаемостью.
Наиболее
отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой.
Слайд 9Возрастные особенности развития внимания младших школьников
Внимание младших школьников характеризуется:
Непроизвольным
Неустойчивым
Кратковременным характером
Слайд 10Возрастная особенность младших школьников — сравнительная слабость произвольного внимания. Это
приводит к необходимости включать в процесс обучения элементы игры и
достаточно часто менять формы деятельности.
Слайд 11Формирование самоконтроля
Анализ задания ребенком ( для чего, в какой последовательности,
как выполнять задание) Ребенок проговаривает последовательность своих действий.
Выполнение действий
под самодиктовку (проговаривание улучшает концентрацию и устойчивость внимания).
Постепенно выполнение действий с проговариванием переходит во внутренний план и ребенок сам себя контролирует.
Слайд 12Приемы удержания и привлечения внимания
Голосовая и эмоциональная модуляция. Изменение интонации,
тембра, высоты, громкости голоса.
Модуляция темпа речи. Это выдерживание пауз; изменение темпа
речи от медленного до скороговорки. Резкое изменение скорости речи.
Слайд 13Прерывание речи, использование догадок. Прерывание речи на словах, достаточно очевидных
с требованием произносить их вслух тем, кто догадался, на каком
слове прервана речь
«Провалы памяти». Якобы забывание достаточно очевидных для класса элементов сообщения: дат, имен, терминов, названий и т.д., - с просьбой помочь вспомнить, обязательное поощрение активных.
Эхо. Преподаватель прерывает рассказ буквально на полуслове и требует от любого обучающегося повторить последнее предложение без искажений: «Как эхо».
Слайд 14Жестикуляция
«Экстрараздражители» (внезапные световые, звуковые сигналы, не связанные с содержанием урока)
«Слушаем
тишину»
Смена каналов восприятия
«Зрительный контакт» (посмотреть и кивнуть отдельным детям)
Слайд 15«Активное ассистирование»
«Конвейер» педагог начинает читать, передает учебник, просит продолжить ученика,
тот передает следующему ученику.
«Эстафета» Пересказ текста по команде (хлопок, свисток
и т.д.) передается следующему ребенка.
«Бейсбол» Педагог задает вопрос и кидает мячик одному из детей. Ребенок отвечает, задает свой вопрос и кидает мяч другому ребенку.
Слайд 16 Нейропсихологические приемы.
Разминка
Что нужно делать: в полной тишине учитель
четко и быстро читает предложение. Задавая вопрос, показывает на того
ученика, которого просит ответить.
Предложение: Тамара попросила мужа купить мясо, масло, мыло и спички. Он пошел в магазин и купил сало, мыло, мясо и спички.
Вопрос? Что он забыл купить? (масло)
Предложение: Вас попросили пойти в комнату №325 и в нижнем правом ящике письменного стола взять брошюру «Социализм и левое движение в Англии».
Вопрос: В какой комнате-235, 355 или 325? В каком ящике? Как называется брошюра?
Предложение: В перечне слов дот, мот, крот, плот, дзот вторым стоит слово крот.
Вопрос: правильно?
Слайд 17Расскажите о прошлом
Что нужно делать: рассказать о вчерашнем дне с
конца- то есть что вы делали вечером, днем, как начался
вчерашний день. Заглядывая в ближайшее или более дальнее прошлое, вы активизируете внимание и память и не даете мозгу возможности стереть эту информацию, как ненужную.
Слайд 18«Болгария»
Что нужно делать: В Болгарии принято произнося слово «нет» кивать,
а произнося «да»- качать головой как мы, когда отрицаем.
Учитель договаривается
с ребенком, что на любые его вопросы нужно отвечать «как в Болгарии».
Слайд 19Закончи умозаключение
Задача: Все поэты тонко чувствуют язык. Давид Самойлов -
поэт. Значит…
Ответ: Давид Самойлов тонко чувствует язык.
Задача: Все ученики нашего
класса будут участвовать в олимпиаде по математике. Антон учится в нашем классе, значит…
Ответ: Антон будет участвовать в олимпиаде.
Задача: Собаки не любят расставаться с хозяином. Барни - собака, значит…
Ответ: Барни не любит расставаться с хозяином.
Слайд 20Тесты Струпа
Что нужно делать: назвать вслух ЦВЕТ, а не слово.
Слайд 21Блиц
Что нужно делать: к доске выходят два человека. Они должны
быстро отвечать на вопросы учителя. Учитель фиксирует, кто первым ответил,
кто дал правильный ответ, тут же комментирует ответы и на доске отмечает набранные очки.
Вопросы для блица:
Правда ли, что воскресенье может быть раньше субботы?
Сказку «Колобок» написал Пушкин?
Сколько орехов в пустом стакане?
Сколько минут надо варить крутое яйцо?
Слайд 22Пишу-считаю
Что нужно делать:
Детям дается задание писать буквы русского алфавита, пропуская
каждую третью букву. В это же время, когда дети выполняют
это задание, учитель ходит по классу и в разное время делает хлопки. Дети должны, не делая нигде пометок, считать в уме сколько раз хлопнул учитель.
Длительность упражнения 2-3 минуты. По команде стоп каждый пишет в тетради результат (число хлопков). Выигрывает тот, кто не ошибся ни в написании алфавита, ни в подсчете хлопков.
Варианты задания в тетради:
а) пишем все буквы алфавита, две цифры, две следующие буквы: а,б,1,2,в,г,3,4
б) пишем две цифры, две пропускаем: 1,2,5,6,9,10….
в) пишем цифры, пропуская все где, есть 3 и те, которые делятся на 3: 1,2,4,5,7,8….
Слайд 23В центре удержания внимания стоит активность самого ребенка
Игра «Светофор»
Как я
понял новый материал?
Красный- совсем не понял
Желтый – остались вопросы
Зеленый я
все понял