Слайд 1Внутренняя политика Александра II
(1855-1881)
Слайд 2Последствия поражения России в Крымской войне
1. Упал международный авторитет России.
2.
Война показала военно-техническую отсталость России от западно-европейских стран.
3. Война привела
к финансовому и экономическому кризису.
4. Война пробудила гласность в общественно-политической жизни страны.
Слайд 3Задача России
в середине XIX века
Социально-экономическая модернизация страны – создание
современной промышленности и путей сообщения, обновления в системе образования, либерализация
общественной жизни.
Слайд 4Александр II (1855-1881):
начало правления
1856 г. - амнистия
политзаключенных
(декабристов, петрашевцев,
участников
польского
восстания 1830-1831 гг.)
1857 год -
ликвидация военных
поселений,
ослабление цензуры
Слайд 51855-1881 гг. – правление Александра II
«Лучше начать уничтожение крепостного права
сверху, нежели ждать, когда оно начнет уничтожаться снизу»
(Из речи, произнесенной
во время коронации в 30.03.1856 г.)
Слайд 6ПРИЧИНЫ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА:
Низкая производительность крепостного труда;
Отсутствие личной свободы препятствовало
развитию капитализма
Крепостное право - угроза общественного спокойствия
Возможность потерять статус великой
державы
Безнравственность крепостного права
Слайд 7В чем состояла главная трудность отмены крепостного права?
ВСПОМНИТЕ:
Какие проекты уже
имелись по решению вопроса о крепостном праве?
Слайд 8Радищев
«Путешествие из Петербурга в Москву»
А.С. Пушкин «Деревня»
Тургенев «Записки охотника»
Декабристы
Западники
и славянофилы
Кружок А.И.Герцена и Н.П.Огарева
Кружок В.Г.Белинского
Кружок М.В. Буташевич-Петрашевского
1797 г. –
указ о трехдневной барщине
1803 г. – указ о «вольных хлебопашцах»
1837 - 1842 гг. – реформы Киселева, указ об «обязанных крестьянах»
Обличение ужасов крепостного права в русской литературе:
Законы, подтачивавшие основы крепостного права
Тайные организации, выступавшие за отмену крепостного права
Слайд 9ОТМЕНИТЬ КРЕПОСТНОЕ ПРАВО!
НО КАК ?
Слайд 10Подготовка к отмене крепостного права.
03.01.1857 г. – образование Секретного комитета
“для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян”.
Октябрь 1857
г. – виленский генерал-губернатор В.Н.Назимов от лица дворян просит разрешения обсудить вопрос об освобождении крестьян без наделения их землей.
20.11.1857 г. – Александр II издает рескрипт об учреждении из числа дворян губернских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян.
Февраль 1858 г. – Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Председателем назначен великий князь Константин Николаевич.
Март 1859 г. – учреждены Редакционные комиссии. Председателем назначен генерал Я.И.Ростовцев. Главная задача: рассмотреть все материалы, поступившие из губерний и составить на их основе общий проект закона об освобождении крестьян
Слайд 11Члены Редакционных комиссий
Милютин Николай Алексеевич
Самарин Юрий Федорович
Ростовцев Яков Иванович
Великий
князь
Константин Николаевич
Слайд 12Сразу же после речи императора перед дворянством министр внутренних дел
С.С.Ланской поручил своему помощнику А.И.Левшину собрать все имеющиеся в предыдущем
царствовании проекты, записки, мнения по крестьянскому вопросу. Изучив их, министр пришел к выводу, что придется выбирать из трех возможных вариантов освобождения крестьян.
Каковы были эти варианты?
Министр внутренних дел С.С.Ланской
Слайд 13Варианты освобождения крестьян, представленные Редакционной комиссией.
Как вы
думаете, какой вариант и почему избрал Александр II?
Слайд 1419 февраля 1861 г.
Манифест
Александра II
об освобождении
крестьян
(+16 правовых
документов)
Слайд 15Цели реформы 1861 г.
Личное
освобождение
крестьян
Наделение крестьян землей за выкуп
Введение
крестьянского самоуправления
Слайд 16Основные положения крестьянской реформы 1861 г.
Крестьяне получали личную свободу и
наделялись общегражданскими правами (в том числе правом переходить в другие
сословия).
Крестьяне освобождались с землей, размер которой в зависимости от региона (черноземные, нечерноземные, степные губернии) колебался от 3 до 12 десятин (1 десятина = 1,1 гектар).
Крестьяне, в пользовании которых было больше земли, чем предусматривалось реформой, должны были вернуть излишки помещику («отрезки»). А наоборот - «прирезки».
Землю крестьяне должны были выкупать у помещика. До совершения выкупной сделки крестьяне считались «временнообязанными». (Стоимость земли в разных регионах была не одинаковой и исчислялась согласно положению: если сумму денег (стоимость выкупаемой крестьянами земли) положить в банк под 6% годовых, то сумма процентов должна равняться сумме получаемого ранее от крестьян оброка).
20% выкупной суммы крестьяне должны были выплатить единовременно. 80% выкупной суммы давало в кредит государство (на 49 лет под 6% годовых).
Крестьяне в течение 9 лет (до 1870 г.) не могли отказаться от своего земельного надела и покинуть сельскую общину.
Земля выкупалась крестьянской общиной. Крестьяне получали наделы во временное пользование. Выход из общины с землей был запрещен.
Мировые посредники (из дворян) в течение 2 лет совместно с сельскими старостами составляли уставные грамоты, где определялись условия освобождения каждой семьи.
Слайд 17Значение и последствия крестьянской реформы 1861 г.
Крестьяне освобождены от крепостной
зависимости.
Произошло социальное расслоение (кулаки, батраки).
Созданы условия для развития капитализма.
Сохранились феодальные
пережитки (помещичье землевладение, община, сословия).
Отработки из-за малоземелья (работа на земле помещика за взятую ими в аренду землю).
Недовольство крестьян условиями выкупных платежей (всплеск крестьянских восстаний).
Слайд 18Крестьянские волнения накануне
и после реформы 1861 г.
1826 г.
1860 г. 1861 г.
1862 г. 1864г.
Слайд 19Домашнее задание
§ 1-2 стр. 6-12,
документ стр. 21-22
Слайд 21Великие реформы
1860-1870-х гг.
Вывод
Слайд 22Земская реформа 1864 г.
Разработчики проекта
реформы – комиссия
во главе с
Н.А. Милютиным
Суть:
создание в уездах
и губерниях выборных
органов местного
самоуправления (земств)
Принципы:
выборность
и бессословность
Слайд 23Основные положения
земской реформы 1864 г.
Земскими учреждениями становились губернские и уездные
земские собрания и их исполнительные органы.
Земства занимались местным хозяйством, здравоохранением,
строительством дорог, образованием.
Земства не имели политической силы и находились под контролем губернаторов.
Избирательная система обеспечивала в них большинство дворян (выборы в земства были многоступенчатыми и неравными).
Слайд 25Городская реформа 1870 г.
Суть:
Введение городского самоуправления
по типу земского
Выборные городские думы
(распорядительные органы) и избираемые гор. думами городские управы (исполнительные органы).
Во
главе гор. думы и гор. управы – городской голова.
Избирательные права – только у плательщиков налогов с недвижимости.
Компетенция гор. самоуправления – только хозяйственные вопросы.
Губернаторы контролировали деятельность органов городского самоуправления.
Слайд 27Судебная реформа 1864 г.:
Равенство (формальная бессословность) граждан перед законом.
Несменяемость судей
и независимость их от администрации.
Гласность судопроизводства.
Состязательность судопроизводства (обвинение – защита);
учреждена адвокатура (присяжные поверенные).
Институт присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел.
Создана система быстрых и бесплатных мировых судов. Вводилась выборность мировых судей.
Упрощена система судопроизводства и сокращено число судебных инстанций.
Но! Сохранились сословные суды (для крестьян, духовенства, военных и высших чиновников).
Наиболее последовательная и прогрессивная
Слайд 29Военная реформа (1861-1874 гг.):
Сокращена численность армии.
Приняты новые воинские уставы.
Расширена сеть
военно-учебных заведений (военные гимназии, юнкерские училища, военные академии).
Создана система военных
округов.
Проведено перевооружение армии.
Отменена рекрутская система. Введена всеобщая воинская повинность (с 1 января 1874 г.).
Все мужчины
с 20 лет
6 лет службы
в сухопутных войсках
7 лет службы
на флоте
Д.А. Милютин
Слайд 30Реформы в области народного образования 1863-1864 гг.
Начальное
образование
Среднее
образование
Высшее
образование
«Положение о начальных
народных училищах»
1864
г.
Учебные заведения
могли открывать земства,
общественные орга-
низации, частные лица
«Положение
гимназий и
прогимназий» 1864
г.
Прогимназии
(4 года обучения)
Гимназии
Реальные
Готовили к поступлению
в высшие технические
учебные заведения
Классические
Готовили к поступлению
в университет
«Университетский
устав» 1863 г.
Автономия
(выборность ректоров,
проректоров, деканов,
профессоров;
создание советов
университетов)
Образование стало более доступным для
представителей различных сословий
+
женские
гимназии
Слайд 31Реформа печати (1865 г.)
Устранение (только в столицах) предварительной цензуры изданий.
Назначение
наказаний за помещение «недозволенных» сведений только по суду.
Министр внутренних дел
после трех предостережений имел право прекратить выпуск газеты или журнала.
Слайд 32ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ
Александра II
СФЕРЫ
ОБЩЕСТВЕННОЙ
ЖИЗНИ
СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ДУХОВНАЯ
Р
Е
Ф
О
Р
М
Ы
ОТМЕНА
КРЕПОСТНОГО ПРАВА
1861
ФИНАНСОВАЯ
1860-1862
ЗЕМСКАЯ 1864
ГОРОДСКАЯ
1870
СУДЕБНАЯ
1864
ВОЕННАЯ
1861-1874
ПРОСВЕЩЕНИЯ
1863-1864
ПЕЧАТИ
1865
Слайд 33Воплощение реформ в жизнь происходило очень сложно:
Реформы разрабатывали молодые либеральные
чиновники, а претворяли их в жизнь старые чиновники-консерваторы.
Почти сразу же
после обнародования крестьянской реформы ее активные участники — министр внутренних дел С. С. Ланской и его ближайший помощник Н. А. Милютин были отправлены в отставку.
Министром внутренних дел был назначен консерватор П. А. Валуев. Начал гонения на тех мировых посредников, которые слишком рьяно отстаивали, по его мнению, интересы крестьян при проведении реформы.
В 1867 г. были существенно ограничены права земств. Усиливался контроль за их деятельностью со стороны правительственных органов.
Консерваторы обвинили либерального министра просвещения А. В. Головнина в развращении молодежи идеями нигилизма и добились его отставки.
Пост министра просвещения занял Д. А. Толстой, шефом жандармов был назначен генерал граф Н. А. Шувалов, во главе полиции Петербурга был поставлен генерал Ф. Ф. Трепов.
Слайд 34В 1871 г. Д. А. Толстой реформу среднего школьного образования:
ликвидация реальных гимназий
введение нового типа классических гимназий, в которых
практически было исключено естествознание и в еще большем объеме вводились древние языки.
воспитание в гимназиях строилось на строжайшей дисциплине, беспрекословном повиновении, поощрении доносительства.
вместо реальных гимназий создавались реальные училища, срок обучения в которых был уменьшен до 6 лет. Они были освобождены от задачи подготовки учащихся в высшие учебные заведения, давая лишь узкие технические знания.
Увеличилось число органов, надзирающих за высшими учебными заведениями.
Министр
просвещения
Д. А. Толстой
Слайд 35На Александра II было совершено несколько покушений:
Д. В. Каракозовым 4 апреля 1866
года. Когда Александр II направлялся от ворот Летнего сада к
своей карете, раздался выстрел. Пуля пролетела над головой императора: стрелявшего толкнул стоявший рядом крестьянин Осип Комиссаров.
Польским эмигрантом Антоном Березовским 25 мая 1867 года в Париже; пуля угодила в лошадь.
А. К. Соловьёвым 2 апреля 1879 года в Петербурге. Соловьёв совершил 5 выстрелов из револьвера, в том числе 4 — в императора, но промахнулся.
19 ноября 1879 года произошла попытка взрыва императорского поезда под Москвой. Спасло императора то, что он ехал в другом вагоне. Взрыв пришёлся на первый вагон, а сам император ехал во втором, так как в первом он вёз продукты из Киева.
С. Н. Халтуриным 5 февраля 1880 был произведён взрыв на первом этаже Зимнего дворца. Император обедал на третьем этаже, спасло его то, что он прибыл позже назначенного времени, погибла охрана (11 человек) на втором этаже.
Для охраны государственного порядка и борьбы с революционным
движением 12 февраля 1880 года была учреждена
Верховная распорядительная комиссия
во главе с либерально настроенным графом Лорис-Меликовым.
Слайд 36Д. В. Каракозов
Антон
Березовский
А. К. Соловьёв
С. Н. Халтурин
Зимний дворец после взрыва Халтурина
Покушение
Каракозова на Александра II
Слайд 37С 6 августа 1880 г. –
М.Т. Лорис-Меликов -
министр
внутренних дел
III отделение С.Е.И.В. канцелярии было присоединено к Министерству внутренних
дел, министр внутренних дел стал шефом жандармов. Все охранные органы были сосредоточены в одних руках — в Министерстве внутренних дел. В результате борьба с террористами стала вестись более успешно, количество покушений пошло на убыль.
Ослабил цензуру, содействовал открытию запрещенных ранее, появлению новых изданий.
Настоял на увольнении министра народного просвещения графа Д. А. Толстого.
Слайд 38Обложка книги "Конституция Лорис-Меликова и
его частные письма (1904)
Создать из представителей земств и городов
две временные комиссии - административно-хозяйственную и финансовую для разработки законов.
Состав комиссий должен был определить сам император.
Подготовленные в них проекты законов Лорис-Меликов предлагал направить для обсуждения в Общую комиссию, составленную из выборных представителей земского и городского самоуправления.
После одобрения в Общей комиссии законопроекты поступили бы в Государственный совет, в заседании которого тоже участвовали бы 10—15 выборных, работавших в Общей комиссии.
28 февраля 1881 г. Лорис-Меликов представил царю доклад, который получил название
«Конституция Лорис-Меликова»:
Правление М.Т. Лорис-Меликова вошло в историю под названием «Диктатура сердца»
Слайд 39Гибель Александра II
Утром 1 марта 1881 г.
Александр II одобрил
проект
Лорис-Меликова и назначил
на 4 марта заседание Совета
министров
для его
окончательного
утверждения. Но через
несколько часов император
был убит террористами
вследствие смертельного
ранения, полученного на
набережной
Екатерининского канала
около 2 часов 25 минут
пополудни от взрыва
бомбы (второй в ходе
покушения), брошенной под
его ноги народовольцем
Игнатием Гриневицким.
К. Е. Маковский.
Портрет Александра II
на смертном одре
Слайд 40Вывод
Реформы 60-70-х гг. XIX века значительно продвинули Россию по
пути политической модернизации.
Вместе с отменой крепостного права они открывали путь
к созданию в России собственно гражданского общества.
Однако Россия по-прежнему оставалась самодержавной монархией. Александр II верил в то, что самодержавная монархия является лучшей и наиболее органичной для русского народа формой правления.
Слайд 41Домашнее задание
§ 1-2, п.4-5, вопрос №9