Разделы презентаций


Вокально-хоровой ансамбль. Традиции и перспективы. Екатерина Александровна

Содержание

«Нет выше того потрясения, которое производит на человека совершенно согласованное согласие всех частей между собой».

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Вокально-хоровой ансамбль.
Традиции и перспективы.
Екатерина Александровна Сенюшкина педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории, руководитель Детского хорового ансамбля вокально-хоровой студии «На

Фонтанке» Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга

Из опыта работы хормейстера.

Вокально-хоровой ансамбль. Традиции и перспективы. Екатерина Александровна Сенюшкина педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, руководитель Детского хорового

Слайд 2«Нет выше того потрясения, которое производит на человека совершенно согласованное

согласие всех частей между собой».

Н.В.Гоголь

«Виктор Гюго считал, что три фактора имеют решающее значение в успешном развитии каждого народа. Это буква, цифра и нота».
А.В. Свешников

«Нет выше того потрясения, которое производит на человека совершенно согласованное согласие всех частей между собой».

Слайд 4Палладий Андреевич Богданов (1881 – 1971)
Александр Григорьевич Мурин
(1917 – 1992)

Палладий Андреевич Богданов (1881 – 1971)Александр Григорьевич Мурин(1917 – 1992)

Слайд 6Поездка в Гатчину, 2014г.

Поездка в Гатчину, 2014г.

Слайд 7Исполнение кантов в домашнем кругу музыкантами любителями (конец XVII –

конец XVIII вв.)

Распространение вокально-ансамблевого пения в различных кружках, салонах, обществах

(XVII – первая половина XIX вв.), хоровые ансамбли из талантливых крепостных крестьян

Многочисленные любительские вокально-хоровые общества, изучавшие вокально-ансамблевое искусство (вторая половина XIX – начало XX вв.)

Краткая история жанра

Исполнение кантов в домашнем кругу музыкантами любителями (конец XVII – конец XVIII вв.)Распространение вокально-ансамблевого пения в различных

Слайд 8Главная задача самодеятельного вокального ансамбля - вокально-ансамблевое эстетическое воспитание его

участников, основанное на гармоничном сочетании эстетического и специфического вокально-ансамблевого развития.
Целью

профессионального искусства является эстетическое воспитание и развитие зрителей, самодеятельного – эстетическое развитие самих участников
Главная задача самодеятельного вокального ансамбля - вокально-ансамблевое эстетическое воспитание его участников, основанное на гармоничном сочетании эстетического и

Слайд 9Эстетические ценности, присущие вокально-ансамблевой деятельности:
любовь к жанру
мера артистической самостоятельности, неизмеримо

бОльшая по сравнению с хористами
Повышенная личная ответственность каждого участника

коллектива за качественный уровень исполнения.

Эстетические ценности, присущие вокально-ансамблевой деятельности: любовь к жанрумера артистической самостоятельности, неизмеримо бОльшая по сравнению с хористами Повышенная

Слайд 10Ценности, связанные с технологическим выполнением исполнительских задач:

ансамблевость, слитность голосов
точный

интонационный строй
отчетливая дикция, более активная артикуляция
шкала динамических оттенков
высокий уровень актерского

мастерства
Ценности, связанные с технологическим выполнением исполнительских задач:ансамблевость, слитность голосов точный интонационный стройотчетливая дикция, более активная артикуляцияшкала динамических

Слайд 11сам жанр
состав исполнителей
условия исполнения (концертное выступление или театрально –сценическое действие,

в т.ч. кантатно-ораториальный или оперно-хоровой вок. анс. жанры)
вид исполнения (без

сопр. или с сопр.)
содержание, характер, масштаб, структура

Факторы, исторически определившие классификацию вокально-ансамблевых жанров:

сам жанрсостав исполнителейусловия исполнения (концертное выступление или театрально –сценическое действие, в т.ч. кантатно-ораториальный или оперно-хоровой вок. анс.

Слайд 12
6

Тип вокального ансамбля зависит от того, какие партии входят в

его состав.
Исходя из этого,
вокальные ансамбли делятся на однородные

и смешанные.



Вид определяется количеством ансамблевых голосов – одноголосные, двух-, трех – и пр.- голосные ансамбли.




Так же как и хоры, вокальные ансамбли
могут быть полного и неполного состава.
6 Тип вокального ансамбля зависит от того, какие партии входят в его состав. Исходя из этого, вокальные

Слайд 13В отличие от хора, исполнительский состав вокального ансамбля имеет две

частные характеристики, касающиеся его
жанровой разновидности:

СОЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ (ансамбль солистов)

и
ХОРОВОЙ АНСАМБЛЬ.
В отличие от хора, исполнительский состав вокального ансамбля имеет две частные характеристики, касающиеся его жанровой разновидности: СОЛЬНЫЙ

Слайд 14Соотношение количества участников и числа исполняемых ими партий определяет принадлежность

коллектива к сольному или хоровому исполнительству.

Существуют также вокальные коллективы,

в которых при исполнении произведений одна партия поется одним человеком, а другая (другие) – двумя или более людьми.
Такой ансамбль можно назвать сольно-хоровым.
Он часто встречается в художественной самодеятельности при общем нестабильном составе.
Соотношение количества участников и числа исполняемых ими партий определяет принадлежность коллектива к сольному или хоровому исполнительству. Существуют

Слайд 15Количественный состав вокально – ансамблевого коллектива определяется общим числом участников:


малый состав (4 человека),
средний состав (8 человек)
большой состав

(12 человек).

Каждый из этих составов может быть сольным, хоровым или сольно-хоровым.

Количественный состав вокально – ансамблевого коллектива определяется общим числом участников: малый состав (4 человека), средний состав (8

Слайд 16П.Г. Чесноков определяет хоровую звучность, как
ровную, полноценную звучность при

слиянии всех голосов в едином аккорде, поражающую цельностью и монолитностью.


Им выделено три элемента хоровой звучности: ансамбль, строй, нюансы

П.Г. Чесноков определяет хоровую звучность, как ровную, полноценную звучность при слиянии всех голосов в едином аккорде, поражающую

Слайд 17В.Г. Соколов писал:
«В тех случаях, когда партии хора в

аккорде находятся примерно в одинаковых тесситурных условиях, … ансамбль называется

естественным.»

В противном случае должен быть создан искусственный ансамбль.
В.Г. Соколов писал:  «В тех случаях, когда партии хора в аккорде находятся примерно в одинаковых тесситурных

Слайд 18Интонация – горизонталь
Строй – вертикаль
Тембр – характер звука
Динамика – сила

звука
Ритм – соотношение в длительности звуков
Агогика – единство движения
Дикция –

орфоэпия – единство произношения

Г.А. Дмитревский разделяет понятие ансамбль на технологический и художественный

Интонация – горизонтальСтрой – вертикальТембр – характер звукаДинамика – сила звукаРитм – соотношение в длительности звуковАгогика –

Слайд 191. Одинаковое количество певцов в каждой партии
2. Одинаковое качество голосов

в каждой партии
3. Однотембренность голосов в каждой партии

Для достижения наилучшего

ансамбля (П.Г.Чесноков):
1. Одинаковое количество певцов в каждой партии2. Одинаковое качество голосов в каждой партии3. Однотембренность голосов в каждой

Слайд 20Уравновешенность – основное требование ансамбля. Но допускаются и отклонения:



Частичное выделение

какой-либо партии, ведущей главную мелодию, выдвижение на первый план каких-либо

второстепенных мелодико-ритмических фигур

2. Полный выход из ансамбля певца-солиста

3. Выделение главной темы в полифонических произведениях.
Уравновешенность – основное требование ансамбля. Но допускаются и отклонения:Частичное выделение какой-либо партии, ведущей главную мелодию, выдвижение на

Слайд 21Фортепиано в ансамбле с поющими тоже должно петь, обладать дыханием,

мягкой атакой, протяженностью звука, слитностью аккордов.
Все это отличает игру

аккомпаниатора – мастера.»
Фортепиано в ансамбле с поющими тоже должно петь, обладать дыханием, мягкой атакой, протяженностью звука, слитностью аккордов. Все

Слайд 22Вокально- хоровые навыки юного музыканта:

Певческие навыки
Умение понимать жест дирижера
Техника хорового

дыхания
Звукообразование
Дикция
Чистота интонирования

Вокально- хоровые навыки юного музыканта:Певческие навыкиУмение понимать жест дирижераТехника хорового дыханияЗвукообразованиеДикцияЧистота интонирования

Слайд 23Принципы формирования ансамбля. (В.Е. Ровнер)
организация на базе хора

резервный ансамбль из новичков

выработка

единой тембровой окраски голосов

развитие гармонического слуха

удвоение каждой партии

подготовка «регулятора», знающего

смежный голос
создание репертуара для меньших составов
Принципы формирования ансамбля. (В.Е. Ровнер)организация на базе хорарезервный ансамбль из новичковвыработка единой тембровой окраски голосовразвитие гармонического слухаудвоение

Слайд 24Специфика вокальной работы в вокальном ансамбле.
формирование единого тембра в унисоне



постоянное стремление к созданию благозвучного уравновешенного аккорда


Специфика вокальной работы в вокальном ансамбле.формирование единого тембра в унисоне постоянное стремление к созданию благозвучного уравновешенного аккорда

Слайд 25Распевка –

подготовка голосового аппарата к пению
работа над усвоением вокальных

навыков.
вокально-слуховая настройка ансамбля
работа над технически сложными пассажами, гармоническими оборотами

**психологическое воздействие

на коллектив, приведение его в рабочее состояние, подготовка его к репетиционной работе.
Распевка – подготовка голосового аппарата к пениюработа над усвоением вокальных навыков.вокально-слуховая настройка ансамбляработа над технически сложными пассажами,

Слайд 26умение слушать общее звучание ансамбля

умение чувствовать и соблюдать коллективный ритмический

пульс

синхронное ансамблевое звучание
Воспитание ансамблевых навыков:

умение слушать общее звучание ансамбляумение чувствовать и соблюдать коллективный ритмический пульссинхронное ансамблевое звучаниеВоспитание ансамблевых навыков:

Слайд 27ознакомление, ясное внутреннее представление о произведении
проигрывание или исполнение произведения начерно,

пусть и с неточностями
разучивание по партиям
самая разнообразная группировка голосов
соединение

всех партий
расчленение на фрагменты, пение в замедленном темпе, прогоны от начала до конца
- в активном сопоставлении частного с общим

Основные стадии разучивания музыкального произведения.

ознакомление, ясное внутреннее представление о произведениипроигрывание или исполнение произведения начерно, пусть и с неточностямиразучивание по партиям самая

Слайд 28«Ключ к пониманию процесса обучения в ансамблях … лежит в

понимании ансамбля не только как коллектива исполнителей, но и как

игровой группы (В.Р.), в которой у каждого участника есть определенная роль.. процесс исполнения является и проживанием игровой ситуации».
Д. Покровский,
композитор, артист, педагог,
исследователь русского фольклора,
лауреат Государственной премии СССР

Элементы театрализации в ансамбле.

«Ключ к пониманию процесса обучения в ансамблях … лежит в понимании ансамбля не только как коллектива исполнителей,

Слайд 29Правило конфиденциальности: все что говорится и слышится в группе ,

не выносится за её пределы.

Говорить максимально искренне.
Вы должны быть

максимально в настоящем, придерживаться принципа “здесь и сейчас”.

Быть в настоящем – значит обращать внимание на текущие события, на поведение и чувства других участников, т.е. быть включенным в групповую работу.

В группе не говорят о других участниках в третьем лице, а обращаются к ним , называя по имени.

Принятие групповых норм

Правило конфиденциальности: все что говорится и слышится в группе , не выносится за её пределы. Говорить максимально

Слайд 30Приложение. Упражнение “Ливень”
Все сидят в кругу. Ведущий просит всех закрыть

глаза и сохранять тишину, настраиваясь, таким образом, на восприятие звуков.


Через некоторое время ведущий начинает потирать ладони (шум приближающегося дождя), затем к нему присоединяются следующий участник и т.д. против часовой стрелки, пока последний участник (левый сосед ведущего) не подхватит это движение. Затем ведущий запускает следующие движение – щелчки пальцами одной руки (первые крупные капли). Постепенно это движение выполняют все участники. Таким образом, будут запущенны следующие движения:
Потирание ладоней (шум приближающегося ливня);
Щелчки пальцев одной руки; Щелчки пальцев двух рук;
Хлопки в ладоши; Хлопки по груди;
Хлопки по одному колену; Хлопки по двум коленям;
Не переставая хлопать, сначала топать одной ногой, затем двумя ногами.
Так постепенно создается шум сильного ливня.
Через какое-то время ведущий начинает запускать движения в обратном порядке - дождь постепенно затихает и удаляется. После того как последний участник перестанет потирать ладони, несколько секунд все сидят в тишине, пока ведущий не попросит открыть глаза.

Правила:
Начинай выполнять движения только после твоего соседа слева.
Продолжай выполнять старое движение, пока не приступишь к новому.
Приложение. Упражнение “Ливень”Все сидят в кругу. Ведущий просит всех закрыть глаза и сохранять тишину, настраиваясь, таким образом,

Слайд 31Приложение. Упражнение “Совместный счет”
Задание очень простое: следует всего лишь досчитать

до десяти(по количеству участников).
Хитрость состоит в том, что считать

надо коллективно: кто-то говорит “один”, кто-то другой - “два” и т.д., договариваться о порядке счета нельзя.
Если очередное число произносят одновременно два человека, счет начинается сначала.
В простейшем варианте упражнение выполняется с открытыми глазами, в более сложном - с закрытыми.
Разговаривать по ходу выполнения упражнения запрещается.
Ведущий фиксирует, до скольки удалось довести счет в каждую из попыток.
Это упражнение проходит интереснее, когда участники располагаются не по кругу, а врассыпную. Если участники сами установят определенный порядок произнесения чисел (по кругу, через одного, по алфавиту и т.п.), следует похвалить их за находчивость.
Приложение. Упражнение “Совместный счет”Задание очень простое: следует всего лишь досчитать до десяти(по количеству участников). Хитрость состоит в

Слайд 32Приложение. Упражнение “Квадрат”
Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники

закроют глаза.
Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат.


Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию.
Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей.
После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены.
Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс.
Так же можно строиться в другие фигуры.
Приложение. Упражнение “Квадрат”Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно

Слайд 33Литература
Работы по хороведению П. Чеснокова, Г. Дмитревского, А. Егорова, С.

Казачкова, К. Ольхова, К. Пигрова, К. Птицы, В. Соколова, В.

Краснощекова, В. Ильина, П. Левандо, и др.

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.:Музыка, 1968
Назаренко И.К. Искусство пения. Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения. Хрестоматия, - М.:Музыка, 1968
Левидов И.И. певческий голос в здоровом и больном состоянии. – Л. – М., 1939

Романовский Н. Принципы работы над строем в хоре. – В кн.: Хоровое искусство. Л.: Музыка, 1967

Асафьев Б. Камерный вокальный ансамбль. В кн.: Русская музыка. Л.: Музыка, 1979

Ровнер В.Е. Работа самодеятельного вокального ансамбля. – Л., 1973
Ровнер В.Е. Вокальный ансамбль. – Л.: Музыка, 1977
Ровнер В.Е. – Учебное пособие по курсу «Методика работы с самодеятельными коллективами». – Л.: ЛГИК им. Н.К. Крупской, 1984
Ровнер В.Е. Исполнительская традиция вокальных ансамблей в русской музыкальной культуре. – Л.: Музыка, 1988

Лукишко А.И. Непроизвольные изменения силы голоса в хоре, автореферат. – Л., 1984

Киблер Н. Использование вокально-хоровых упражнений при работе над школьным песенным репертуаром. – Великий Новгород; Нов.ГУ, 2010

ЛитератураРаботы по хороведению П. Чеснокова, Г. Дмитревского, А. Егорова, С. Казачкова, К. Ольхова, К. Пигрова, К. Птицы,

Слайд 34Паисов Ю. Камерный хор – новая ветвь русского хорового исполнительства.

– в сб.: Современные проблемы советского музыкально-исполнительского искусства, М.: Советский

композитор, 1985.

Ровнер В.Е. Исполнительская традиция вокальных ансамблей в русской музыкальной культуре. – Л.: Музыка, 1988

Е.Д. Светозарова
«Русская светская хоровая музыка a cappella XIX – начала XX века» Нотографический справочник, Санкт-Петербург, 2004, Издательство СПбГПУ

Репертуар для ансамбля. Хрестоматия по курсу вокального ансамбля/ сост. Е.Г.Бакланова, О.С. Карасева. – М.: ГМПИ имени М.М.Ипполитова-Иванова, 2012

Думбляускайте Л.А. «Тембр хора. Тембро-интонационные нюансы в искусстве хорового пения». – Л., 1974

Долгушина М.Г. Камерная вокальная музыка в России. – СПб., 2014

Юрлов А. Автореферат «Некоторые вопросы учебно-репетиционной работы профессионального хора». – М., 1954

Томсинская Э.М. «Методы музыкально-певческого воспитания и динамика некоторых биометрических показателей при пении в подростково-молодежных хорах. – М., 1971

Романовский Н.В. Автореферат «Проблемы хорового строя». – Л., 1969

Кирюшин В.В. «Поем по нотам», методическое пособие, вып. 1. – М., 1967

Паисов Ю. Камерный хор – новая ветвь русского хорового исполнительства. – в сб.: Современные проблемы советского музыкально-исполнительского

Слайд 35Аверина Н.В. Проблема репертуара в детском хоровом исполнительстве. – М.,

1996
Покровский Д. Фольклор и музыкальное восприятие. – В кн.: Восприятие

музыки. М.: Музыка, 1980

Басаргина Д. В., Семенова Т. В. Игры в тренинге. Любимые рецепты успешного тренера – СПБ.: Речь, 2010. – 174 с.
Фоппель К. Групповая сплоченность. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010. – 336 с. – (Все о психологической группе )
http://www.trepsy.net/

Краулис Х.Д. К вопросу о выравнивании тембрового звучания хора на различных гласных. (теория и практика вокально-хоровой подготовки учителя музыки общеобразовательных школ). – М., 1980

Наумова Е.Е. Камерные вокальные ансамбли в русской музыке, автореферат. – М., 2002

Шкербина Т.Ю. От примы до октавы: методика работы с артистами детского хорового коллектива. – Челябинск, ЧГИК, 2017

Съедин В.Г. Вопросы хорового ансамбля в курсе истории и теории хорового исполнительства. – Тамбов, 1996

Аверина Н.В. Проблема репертуара в детском хоровом исполнительстве. – М., 1996Покровский Д. Фольклор и музыкальное восприятие. –

Слайд 36Контакты: (Екатерина Александровна Сенюшкина)

katyasen@yandex.ru https://vk.com/id2134327
Спасибо за внимание!

Контакты:  (Екатерина Александровна Сенюшкина)katyasen@yandex.ru  https://vk.com/id2134327 Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика