Слайд 1Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древнейших
времен до XIII века
Слайд 2Вопросы
Характерные особенности воспитания и обучения детей у восточных славян.
Основные методы
и средства воспитания в народной педагогике восточных славян.
Языческая культура восточных
славян и ее влияние на воспитание подрастающего поколения.
Влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли восточных славян.
Слайд 7особенности воспитания и обучения детей у восточных славян
7-9 века
- зарождение общеславянской традиции обучения и воспитания
Возник новый письменный язык
– славянский
Семейно-сословный характер воспитания
Связь с народной педагогикой
Слайд 8Воспитание детей у восточных славян
Слайд 9Семейный характер воспитания
Основой воспитания всех сословий была семья.
дети с раннего
возраста становились членами общины, племени. Воспитание было пронизано духом единства
членов племени. Каждый должен был подчиняться отцу, главе семейства, каждый должен был готов пожертвовать собой ради спасения сородича или всего племени.
Слайд 11Сословный характер воспитания
Программа воспитания низших сословий
Земледельцы –
воспитывали в детях терпение,
трудолюбие, выносливость, физическую силу, учили их обрабатывать землю и получать
урожай. Ремесленники –
воспитывая такие же качества, обучали детей своему ремеслу, передавая по наследству свои знания и умения.
Физическая сила и выносливость.
Идеалы воспитания - герои сказок, былин и преданий: Иван Крестьянский Сын, Никита Кожемяка и др. Они были наделены сильным характером, волей, трудолюбием и упорством. Герой-ремесленник Никита Кожемяка мастерски владел своим ремеслом.
Слайд 12Программа воспитания высших сословий
Дружинники-
детей учили ратному делу и владению оружием,
а у знати главным было умение управлять общиной.
Жрецы –
акцент на интеллектуальное развитие.
При воспитании детей знатной прослойки общества практиковалось «кормильство» или «кумовство»
Прототипом современных школ можно считать гридницу, где обучались сыновья дружинников с 12-летнего возраста
Слайд 132.Основные методы и средства воспитания в народной педагогике восточных славян
Педагогические
идеи тесно связаны с народными обычаями, традициями, фольклором
Воспитание нацелено
на передачу опыта от старших к младшим, сохранение жизненного уклада, воспитанию общественно важных и полезных качеств
Идеал - отважные, добрые и сильные герои мифов, сказок и преданий
Слайд 14Пословицы и поговорки
«Какова матка, таковы и детки»
«Держись за соху: она
кормилица», «Работа да руки – надежные в людях поруки».
Слайд 16Основные методы и средства
. Здравый опыт воспитания сосредотачивался в пословицах,
поговорках, поучениях, наставлениях
Хранилищем представлений о воспитании была календарно обрядовая
поэзия
Обряды инициации
Слайд 203. Языческая культура восточных славян и ее влияние на воспитание
Язычество
– религия, основанная на поклонении многим богам и обожествлении сил
природы (воды, огня, земли, ветра и др.), животных, растений и деревьев.
Слайд 21Основу народного мировоззрения составляла мифология
Самые древние боги у древних славян
не имели имен
Известны были только Род, отожествляющий мужское начало, и
Рожаницы, отождествлявшие начало женское, дающие жизнь всему живому
Слайд 22Культ богов
Создан к X в.
Состоял из:
- богов высшего уровня,
- богов
среднего уровня
- богов низшего уровня
Слайд 247 высших богов
Владимиров пантеон
Перун (бог грозы и молний),
Велес (покровитель
скота, торговли и богатства),
Хорс (бог летнего и зимнего солнцестояния),
Даждьбог
(бог солнца),
Мокошь или Макошь (женское божество, богиня плодородия и покровительница семейного очага),
Стрибог - бог воздуха и ветра;
Сварог - бог неба и огня и его сыновья Сварожичи.
Слайд 28Боги среднего уровня
Ярило - мужское начало, связывался с обеспечением плодородия,
прибытка урожая.
Купала – отвечал за плодородие, его атрибуты -
вода и огонь. связывался с сезонным обновлением природы.
Коляда – персонаж, связанный пиком зимнего солнцестояния.
Лада - покровительница красоты, любви и брака.
Слайд 30Боги низшего уровня
Баба-Яга,
Кощей Бессмертный,
Леший,
Водяной,
Кикимора
Слайд 33периоды
В истории педагогии различают 2 периода развития воспитания до Петра:
киевский
X- XIII
московский XIV – XVII.
Киевский период Руси (10-13 вв).
Слайд 34Особенности воспитания
1. Выбор православия (988 г.),
2. Враждебная настороженность к католицизму
и западноевропейской педагогической традиции («латинской учёности»),
3. Богослужения на славянской языке,
4.
Нравственность – первооснова всего воспитания
5. Идеалы и программа воспитания черпались из житий святых, поучений и проповедей
Слайд 36«Изборник Святослава» (1073)
содержал элементы знаний, входивших в курс семи свободных
искусств, а также круг христианских идей и представлений.
Материал, изложенный
в ясной и доступной форме, помогал овладеть знаниями в духе византийской образованности.
Слайд 37«Поучение Владимира Мономаха детям»: идеи воспитания (1117)
Воспитание любви к Богу
и страха божьего,
строгое соблюдение церковных обрядов,
советует почитать старших,
отца как наивысшего авторитета,
не отлынивать от работы,
творить добро,
вести деятельную жизнь,
учиться.
Слайд 38Зарождение школы
Мастера грамоты
Церковные и монастырские школы
Школы учения книжного