Разделы презентаций


Возрастная периодизация психического развития человека

Содержание

Кризис новорожденности 0 - 2 месяца Переход от внутриутробного к внеутробному образу жизни, полная зависимость от взрослого. Социальная улыбка как начало индивидуальной психической жизни

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Тема: «Возрастная периодизация психического развития человека»



Тема: «Возрастная периодизация психического развития человека»

Слайд 2Кризис новорожденности 0 - 2 месяца
Переход от внутриутробного к внеутробному

образу жизни, полная зависимость от взрослого. Социальная улыбка как начало

индивидуальной психической жизни

Кризис новорожденности  0 - 2 месяца Переход от внутриутробного к внеутробному образу жизни, полная зависимость от

Слайд 3Младенчество 2 месяца — 1 год
Социальная ситуация развития


Ситуация эмоционального единства ребенка и взрослого («мы»)
Ведущая деятельность
Непосредственно –эмоциональное

общение
Общение
С родным взрослым - ситуативно-личностное
Младенчество  2 месяца — 1 год   Социальная ситуация развития 	Ситуация эмоционального единства ребенка и

Слайд 4Психологические новообразования:
Потребность в общении
Базовое доверие к миру
Дифференциация ощущений и

эмоциональных состояний
Различение близких и посторонних людей
Преднамеренные действия (хватание, доставание предмета)
«Истинное»

подражание
Предметное восприятие
Автономная речь
Ходьба
Мотивирующие представления.
Превращение ребенка в субъекта желания и действия

Психологические новообразования: Потребность в общенииБазовое доверие к мируДифференциация ощущений и эмоциональных состоянийРазличение близких и посторонних людейПреднамеренные действия

Слайд 5Ключевые понятия
Биологическая беспомощность,
опережающая инициатива взрослого,
бондинг,
Безусловные и

условные рефлексы,
социальная улыбка,
максимально социальное существо,
комплекс оживления,
госпитализм, дефицит

общения,
потребность в новых впечатлениях,
доречевое общение, гукание, гуление, лепет, пассивная и активная речь,
прогрессивные и тупиковые движения, простые манипуляции и др.

Ключевые  понятия Биологическая беспомощность, опережающая инициатива взрослого, бондинг, Безусловные и условные рефлексы,социальная улыбка, максимально социальное существо,

Слайд 6Кризис 1 года
Физическое отделение от матери. Расширение пространства,

доступного для ребенка. Рост самостоятельности. Гипобулические реакции: первые акты протеста,

противопоставления себя другим, так называемые гипобулические реакции, в которых не дифференцируется воля и аффект (Л.С.Выготский), которые особенно выявляются, когда ребенку в чем - то отказано (кричит, падает на пол, отталкивает взрослых и т.п.)

Кризис  1 года Физическое отделение от матери. Расширение пространства, доступного для ребенка. Рост самостоятельности. Гипобулические реакции:

Слайд 7Раннее детство 1—3 года
Социальная ситуация развития
Ребенок и взрослый (конкретный,

из близкого окружения), или «Я и другой», или Ребенок –

Предмет- Взрослый.
Познание мира человеческих предметов.
Ведущая деятельность
Орудийно-предметная (предметно-манипулятивная)
Общение
со взрослым – ситуативно-деловое,
со сверстниками — начальные формы, взаимное подражание.
Раннее детство  1—3 годаСоциальная ситуация развития 	Ребенок и взрослый (конкретный, из близкого окружения), или «Я и

Слайд 8Психологические новообразования
Овладение предметными действиями
Символическое, замещающее действие
Предметная игра
Начальные этапы изобразительной и

других — видов продуктивной деятельности
Активная речь
Наглядно-действенное мышление
Личное действие
Сознание «Я сам»
Отделение

себя от окружающих и сравнение себя с ними

Психологические новообразованияОвладение предметными действиямиСимволическое, замещающее действиеПредметная играНачальные этапы изобразительной и других — видов продуктивной деятельностиАктивная речьНаглядно-действенное мышлениеЛичное

Слайд 9Ключевые понятия
Ситуативность поведения,
социализация,
орудийные действия, соотносящие действия, внешние ориентировочные действия,


полифункциональные предметы,
ситуативная речь, пассивная речь,
стадия каракулей, стадия головоногов,


агрессивность,
непроизвольное внимание, непроизвольная память и др.
Ключевые понятия Ситуативность поведения, социализация,орудийные действия, соотносящие действия, внешние ориентировочные действия, полифункциональные предметы, ситуативная речь, пассивная речь,

Слайд 10Кризис 3 лет
«Семизвездие симптомов кризиса»: упрямство,

негативизм, строптивость, протест-бунт, своеволие, обесценивание взрослых, деспотизм, психологическое отделение от

близкого взрослого.
«Гордость за достижение»

Кризис 3 лет  «Семизвездие симптомов  кризиса»:  упрямство,  негативизм, строптивость, протест-бунт, своеволие, обесценивание взрослых,

Слайд 11Дошкольное детство 3 — 7 лет
Социальная ситуация развития
Ребенок и взрослый

(общественный, обобщенный). Познание мира человеческих отношений
Ведущая деятельность
Игра (сюжетно-ролевая игра)
Общение


Общение со взрослыми:
3-5 лет — внеситуативно-познавательное;
5-7 лет — внеситуативно-личностное.
Общение со сверстниками - игровое сотрудничество,сопереживание

Дошкольное детство 3 — 7 летСоциальная ситуация развития Ребенок и взрослый (общественный, обобщенный). Познание мира человеческих отношенийВедущая

Слайд 12Психологические новообразования
Воображение
Наглядно-образное мышление
Начала понятийного мышления
Картина мира
Новые мотивы поведения
Соподчинение, иерархия мотивов
Произвольность

поведения
Первичные этические инстанции
Самосознание
Самооценка
Практическое овладение речью, развитие функций речи

Психологические новообразования ВоображениеНаглядно-образное мышлениеНачала понятийного мышленияКартина мираНовые мотивы поведенияСоподчинение, иерархия мотивовПроизвольность поведенияПервичные этические инстанцииСамосознаниеСамооценкаПрактическое овладение речью, развитие

Слайд 13Ключевые понятия
эгоцентрическое мышление, эгоцентрическая речь, контекстная речь,
артификализм, анимизм,
децентрация

мышления,
сенсорное развитие (усвоение сенсорных эталонов),
игровая роль, содержание игры,

сюжет, игра с правилами, игра-драматизация, режиссерская игра,
идентификация, и т.д.

Способность к замещению, символическая функция сознания,
условно-динамическая позиция,
ориентация на смысл и характер человеческих отношений, умение осмысленно ориентироваться на позицию другого человека,

Ключевые понятия эгоцентрическое мышление, эгоцентрическая речь, контекстная речь, артификализм, анимизм, децентрация мышления, сенсорное развитие (усвоение сенсорных эталонов),

Слайд 14Кризис 7 лет
Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривляние).

Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни, занятии.
Способность и потребность

в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции

Кризис 7 лет Потеря  детской непосредственности  (манерничанье, кривляние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни,

Слайд 15Младший школьный возраст 6—7—10 лет
Социальная ситуация развития
Внутренняя позиция

ученика как человека, совершенствующего самого себя
Ведущая деятельность
Учебная деятельность


Общение
Особенности учебного общения: роль учителя, роль сверстников.
Совместное обсуждение учебных проблем

Младший  школьный возраст  6—7—10 лет Социальная ситуация развития Внутренняя позиция ученика как человека, совершенствующего самого

Слайд 16Психологические новообразования
«Умение учиться»
Понятийное мышление
Внутренний план действий
Рефлексия — интеллектуальная и личностная
Новый

уровень произвольности поведения
Самоконтроль и самооценка
Ориентация на группу сверстников
Зависимость уровня

достижений от содержания и организации учебной деятельности

Психологические новообразования«Умение учиться»Понятийное мышлениеВнутренний план действийРефлексия — интеллектуальная и личностнаяНовый уровень произвольности поведенияСамоконтроль  и самооценкаОриентация на

Слайд 17Ключевые понятия
Психологическая готовность к школе, личностная готовность, умственная готовность,
чувство

компетентности,
познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования,
школьная адаптация и дезадаптация,
школьная

фобия, школьная тревожность,
неуспеваемость,
труд,
латентный период и др.
Ключевые понятия Психологическая готовность к школе, личностная готовность, умственная готовность, чувство компетентности, познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования, школьная

Слайд 18Кризис предподростковый
«Мотивационный вакуум».
Кризис самооценки.
Ломка старой системы взаимоотношений,

смена всей структуры переживаний. Рефлексивный оборот на себя

Кризис  предподростковый «Мотивационный вакуум». Кризис самооценки. Ломка старой системы взаимоотношений, смена всей структуры переживаний. Рефлексивный оборот

Слайд 19Подростковый, отроческий возраст 10-11-14-15 лет
Социальная ситуация развития
Формирование сознательного отношения

к себе как к члену общества. Благоприятные условия (сензитивность) для

проявления индивидуальности
Подростковая группа как психологическое пространство возникновения основных новообразований подростков.
Ведущая деятельность
Интимно - личностное общение сверстников (Д.Б. Эльконин.)Общение в общественно полезной деятельности (Д.И. Фельдштейн)
Общение
Стремление занять удовлетворяющее положение в группе сверстников.
Подросток и взрослые: амбивалентность отношений, стремление к независимости и потребность в защите и поддержке.

Подростковый, отроческий возраст  10-11-14-15 летСоциальная ситуация развития Формирование сознательного отношения к себе как к члену общества.

Слайд 20Психологические новообразования
Чувство взрослости — новый уровень самосознания
Стремление к самоутверждению
Возникновение внутренней

жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей
«Я-концепция»
Формально-логическое (рассуждающее)

мышление
Рефлексия

Психологические новообразованияЧувство взрослости — новый уровень самосознанияСтремление к самоутверждениюВозникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям

Слайд 21Ключевые понятия
«Гормональная буря», пубертатный период, половое созревание,
идентичность,
акцентуации характера

(личностных особенностей),
референтная группа, лидерство, кодекс товарищества,
«личный миф»,
«воображаемая аудитория»,


подростковый эгоцентризм,
стратегии преодоления трудностей,
конфликты,
стержневые интересы 

Ключевые понятия«Гормональная буря», пубертатный период, половое созревание, идентичность, акцентуации характера (личностных особенностей), референтная группа, лидерство, кодекс товарищества,

Слайд 22Кризис перехода к юности (15-18 лет)
Становление человека как субъекта

собственного развития

Кризис  перехода к юности  (15-18 лет) Становление человека как субъекта собственного развития

Слайд 23Юность Ранняя — 15—17 лет. Поздняя — 17-21 год.
Социальная ситуация

развития
Поиск своего места в более широкой социальной общности, начало

практической самореализации. Процесс самоопределения как аффективный центр социальной ситуации развития
Ведущая деятельность
Учебно - профессиональная деятельность.
Профессиональное самоопределение
Общение
Потребность в неформальном, доверительном общении со старшими. Дружба. Установление взаимоотношений с лицами противоположного пола. Любовь

Юность  Ранняя — 15—17 лет. Поздняя — 17-21 год.Социальная ситуация развития Поиск своего места в более

Слайд 24Психологические новообразования
Потребность в самоопределении
Готовность к личностному и профессиональному

самоопределению
Жизненные планы
Устойчивое самосознание
Идентичность
Ценностные ориентации
Мировоззрение
Внутренняя позиция мужчины или женщины

Психологические новообразования  Потребность в самоопределенииГотовность  к личностному и профессиональному самоопределениюЖизненные планыУстойчивое самосознаниеИдентичностьЦенностные ориентацииМировоззрение Внутренняя позиция

Слайд 25Ключевые понятия
Взрослость, жизненные задачи,
социальные роли, модель типичного жизненного

пути, ролевое смешение, диффузия идентичности,
психосоциальный мораторий,
абстрактное мышление,
философская рефлексия,


осознание собственной уникальности,
смысл жизни,
юношеский максимализм

Ключевые понятияВзрослость, жизненные задачи,  социальные роли, модель типичного жизненного пути, ролевое смешение, диффузия идентичности, психосоциальный мораторий,

Слайд 26Кризис перехода к взрослости (18-20 лет)
«Отрыв от родительских корней»

Кризис перехода к взрослости  (18-20 лет) «Отрыв от родительских корней»

Слайд 27Взрослость: молодость и зрелость Ранняя взрослость (молодость, «вхождение в зрелость») —

20—30 лет. Средняя взрослость (зрелость) — 30-60 лет
Социальная ситуация развития
Принятие

на себя полноты ответственности
Ведущая деятельность
Труд. Максимальная реализация сущностных сил человека.
Спектр основных сфер деятельности — труд, семья, общение — остается постоянным, но изменяется их соотношение
Общение
Круг общения, связанный с профессиональной деятельностью.
Освоение и реализация супружеских и родительско-детских отношений

Взрослость: молодость и зрелость Ранняя взрослость (молодость, «вхождение в зрелость») — 20—30 лет. Средняя взрослость (зрелость) —

Слайд 28Психологические новообразования
Построение стратегии жизни
Феномен акме
Смысложизненные решения
Новый уровень интеллектуального развития

(способность самому формулировать проблемы, диалектическое мышление)
Материнство/отцовство

Психологические новообразования Построение стратегии жизниФеномен акмеСмысложизненные решенияНовый уровень интеллектуального развития  (способность самому формулировать проблемы, диалектическое мышление)Материнство/отцовство

Слайд 29Ключевые понятия
Взрослость, зрелость,
самоактуализация, индивидуация, индивидуализация, индивидуальный жизненный стиль,
акме,

акмеология,
карьера, профессионализм,
генеративность,
стили родительства,
система социальных ролей,
автобиографический

метод,
модель кризиса, модель перехода

Ключевые понятияВзрослость, зрелость, самоактуализация, индивидуация, индивидуализация, индивидуальный жизненный стиль, акме, акмеология, карьера, профессионализм, генеративность, стили родительства, система

Слайд 30Нормативные кризисы зрелости
Кризис 30-летия - коррекция плана жизни, создание более

упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье;


кризис 40-летия (кризис середины жизни) - осознание утраты молодости; сомнения в правильности прожитой жизни как центральная проблема возраста;
кризис 50 лет (Кризис «пустого гнезда) - Взрослые дети покидают родительскую семью и начинают автономную жизнь, супружеская пара теряет смысл существования. Угасание физической привлекательности и сексуальной активности.
Нормативные кризисы зрелостиКризис 30-летия - коррекция плана жизни, создание более упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности,

Слайд 31Взрослость: старение и старость Пожилой возраст (старение) — 60—75 лет. Старость —

75-90 лет. Долгожительство — свыше 90 лет

Социальная ситуация развития
Готовность

к выходу на пенсию. Адаптация к новому социальному статусу. Поиск новых форм занятости
Ведущая деятельность
Профессиональная деятельность в адаптированных формах. Структуризация и передача жизненного опыта. Хобби.
Общение
Прародительство. Постепенный отказ от активности. Сужение круга общения. Взаимоотношения со взрослыми детьми и внуками

Взрослость: старение и старость Пожилой возраст (старение) — 60—75 лет. Старость — 75-90 лет.  Долгожительство —

Слайд 32Психологические новообразования
Принятие жизни такой,какая она есть
Жизненная мудрость
Счастливая старость
Интегрированность, цельность

Психологические  новообразования Принятие жизни такой,какая она естьЖизненная мудростьСчастливая старостьИнтегрированность, цельность

Слайд 33Ключевые понятия
Геронтология и ортобиотика – науки о старости и правильном

образе жизни,
пенсионный шок,
стратегии старения,
активное и пассивное старение,
типологии

старости,
освобождение от «сексуального рабства»,
изменения памяти,
психологическое время в старости,
отношение к смерти,
отчаяние или счастливая старость.


Ключевые понятия Геронтология и ортобиотика – науки о старости и правильном образе жизни,пенсионный шок, стратегии старения, активное

Слайд 34Кризис индивидуального существования
Смерть как последнее критическое событие в жизни. Установки

в отношении смерти


Кризис индивидуального существованияСмерть как последнее критическое событие в жизни. Установки в отношении смерти

Слайд 35ЗАДАНИЕ:
Темы докладов:
Психологические особенности подросткового возраста.
Психологические особенности юношеского возраста.
Взрослость и

акме.
Возрастные кризисы.
Отражение психологии различных возрастов в произведениях мирового искусства.
Возрастные особенности

в народной культуре и фольклоре.
ЗАДАНИЕ:Темы докладов: Психологические особенности подросткового возраста.Психологические особенности юношеского возраста.Взрослость и акме.Возрастные кризисы.Отражение психологии различных возрастов в произведениях

Слайд 36Рекомендуемая литература (в наличии в библиотеке РГСУ)
Шаповаленко, Ирина Владимировна. Возрастная

психология (Психология развития и возрастная психология) : учеб. для студ.

вузов, обуч. по напр. и спец. психологии / И. В. Шаповаленко ; рец. : Л. Ф. Обухова, О. А. Карабанова. - М. : Гардарики, 2009. - 349 с.
Кулагина, Ирина Юрьевна. Возрастная психология : развитие человека от рождения до поздней зрелости : учеб. пособие для студ. высших спец. учеб. заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий ; рец. : В. П. Зинченко. - 2-е изд. - М. : ТЦ Сфера, 2008, 2009. - 464 с. : ил. 70
Возрастная психология : детство, отрочество, юность : хрестоматия : учеб. пособие для студ. вузов / сост. и науч. ред. : В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - 7-е изд., перераб. и испр. - М. : Академия, 2008. - 624 с. 50
Обухова, Людмила Филипповна. Возрастная психология : учеб. для студ. вузов / Л. Ф. Обухова. - М. : Высшее образование : МГППУ, 2009. - 460 с.
Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия : для студ. высш. пед. учеб. заведений / сост. : И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 368 с. 61
Эльконин, Даниил Борисович. Детская психология : учеб. Пособие для студ. вузов / Д. Б. Эльконин ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 384 с. 34МО
Социально-психологические особенности родительско-детских отношений в неполных отцовских семьях [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Носкова Марина Владимировна ; РГСУ. - М. : [б. и.], 2010. - 21 с.
Вопросы психологии : журнал
Вестник Московского университета. Серия 14: Психология : журнал // eLibrary.ru
Психологический журнал : журнал // eLibrary.ru
Рекомендуемая литература (в наличии в библиотеке РГСУ)Шаповаленко, Ирина Владимировна. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) :

Слайд 37Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика