Слайд 1Возрастные особенности кисти рук. Связь развития кисти и речи. Развитие
кисти. Учет особенности кисти в учебно-воспитательной работе.
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев».
(В.А.Сухомлинский).
Слайд 2План презентации:
1.Возрастные особенности развития функции речи и рук………………………………….3-5 слайд
2. Связь
развития кисти и речи ……..6-9 слайд
3. Учет особенности кисти рук
в учебно-воспитательной работе ……….……10-14 слайд
4. список литературы……………………15 слайд
Слайд 3.
Возрастные особенности развития функции речи и руки.
Слайд 5Примечание: когда функции пальцев рук развиты достаточно хорошо, кубик берётся
2 пальцами, за грани, можно считать, что у ребёнка полностью
открылась функция речи в головном мозге.
По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идёт развитие речевой функции. Тренировку пальцев рук врачи-неврологи рекомендуют начинать проводить с 6 месяцев в виде массажа кисти рук и каждого пальчика его фаланги. Разминание и поглаживание рекомендуется проводить ежедневно
Слайд 6 Связь развития кисти и речи.
О связи умственных способностей, речи и
мелкой моторики руки известно давно. У детей дошкольного возраста это
наиболее ярко выражено. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.
Развитие моторики рук оказывает большое влияние на речевую активность ребенка, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Особенно важно обратить внимание на развитие и совершенствование моторики рук в первые годы жизни малыша. Формирование речевых областей в головном мозгу завершается, в основном, к двухлетнему возрасту, и совершенствование их продолжается еще в течение нескольких лет. Функции кистей рук и речи тесно взаимосвязаны. И ребенок с самого начала инстинктивно стремится это использовать, пытаясь манипулировать всеми попадающимися ему предметами именно с помощью рук.
Слайд 8Здоровье на ладошке. Зоны отвечающие за внутренние органы. Аккупунктурные точки.
Слайд 9 В настоящее время исследователями доказано, что развитие мелкой моторики пальцев
рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института
физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания.
Слайд 10Учет особенности кисти в учебно-воспитательной работе.
У большинства современных детей
отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Еще
30-40 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах ручку и карандаш.
Слайд 11
1. Умелыми пальцы становятся далеко не сразу. Пальцы детей
в детском саду очень слабые.
Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые
систематически - в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу - с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким и т.п Главное, чтобы данные занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка ручку и мучить его работой над прописями. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.
Слайд 12 2. при организации занятий рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить
о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает
на 1,5 года от кисти руки девочки. важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Можно провести подготовительную работу перед такими занятиями, провести пальчиковую гимнастику и т. д.
Слайд 13 3. В работе с леворукими детьми следует учитывать определенные особенности
выработки у них учебных навыков, в первую очередь – навыков
письма.
Постановка техники письма у левшей специфична: для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, так как при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой.
В группе рекомендуется сажать леворуких детей так, чтобы окно было слева. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность.
Слайд 14
Все упражнения по развитию кисти рук должны быть организованы в
соответствии с возрастом ребенка. Также одним из важнейших направлений в
работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки к письму является взаимодействие с родителями.
Привлечение родителей к активной деятельности по выполнению рекомендаций и заданий в домашних условиях является важным моментом. Так, обученные конкретным игровым приемам по развитию моторики рук и методам их реализации в самостоятельной деятельности ребенка, они могут вести непрерывную работу по развитию своего малыша.
Слайд 15
Литература:
1. И. Ю. Кулагина. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения
до 17 лет. М., 1998.
2.http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac67.htm
3. http://www.maam.ru/detskijsad/-razvitie-sensoriki-i-melkoi-motoriki-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-cherez-razvivayuschie-igry-iz-opyta-raboty.html