Слайд 1Введение в UML
Узенцова Наталия
Слайд 2План лекции
Диаграмма прецедентов
Диаграмма классов
Диаграмма последовательности
Диаграмма деятельности
Слайд 3Моделирование прецедентов
Форма выработки требований
Этапы моделирования:
Устанавливаются границы потенциальной системы.
Выявляются актеры.
Выявляются прецеденты:
определяется
прецедент;
устанавливаются основные альтернативные потоки.
Предыдущие шаги повторяются, пока прецеденты, актеры и
границы системы не стабилизируются.
Слайд 4Диаграмма прецедентов (Use Case)
Компоненты:
Граница системы – прямоугольник, очерчивающий
прецеденты для обозначения края, или границы, моделируемой системы. В UML
2 эту границу называют контекстом системы (subject).
Актеры – роли, выполняемые людьми или сущностями, использующими систему.
Прецеденты – то, что актеры могут делать с системой.
Отношения – значимые отношения между актерами и прецедентами.
Слайд 5Идентификация актеров
Кто или что использует систему?
Какие роли они играю
во взаимодействии?
Кто устанавливает систему?
Кто или что запускает и выключает систему?
Кто
обслуживает систему?
Какие системы взаимодействуют с данной системой?
Кто или что получает и предоставляет информацию систем
Происходит ли что-нибудь в точно установленное время?
Слайд 6Главные моменты при создание актера
Актеры всегда являются внешними по отношению
к системе, следовательно, находятся вне вашего контроля.
Актеры взаимодействуют непосредственно с
системой – так они помогают в определении контекста системы.
Актеры представляют роли, исполняемые людьми или сущностями по отношению к системе, а не конкретных людей или сущностей.
Один человек или сущность может играть по отношению к системе множество ролей одновременно или последовательно во времени.
У каждого актера должно быть короткое, осмысленное с прикладной точки зрения имя.
Каждого актера должно сопровождать краткое описание (одна или две строчки), объясняющее, что данный актер из себя представляет с прикладной точки зрения.
Слайд 7Идентификация прецедентов
Какие функциональные возможности понадобятся конкретному актеру от системы?
Система
сохраняет и извлекает информацию? Если да, какой из актеров инициирует
это поведение?
Что происходит, когда система изменяет состояние (например, при запуске и выключении системы)? Кто-нибудь из актеров получает при этом уведомление?
Какие-либо внешние события оказывают влияние на систему? Как система узнает об этих событиях?
Система взаимодействует с какой-либо внешней системой?
Система генерирует какие-либо отчеты?
Слайд 9Диаграмма классов (class diagram)
Служит для представления статической структуры модели
системы в терминологии классов объектно-ориентированного программирования.
Минимальная форма класса включает
в себя следующее:
Имя – обязательно.
Атрибуты – имена атрибутов являются обязательными, хотя на начальном этапе могут моделироваться только важные предполагаемые атрибуты.
Операции – в анализе операции могут быть всего лишь очень приблизительными формулировками обязанностей класса. Параметры и возвращаемые типы операций приводятся только в том случае, если они важны для понимания модели.
Видимость – обычно не указывается.
Стереотипы – могут указываться, если они приводят к улучшению модели.
Помеченные значения – могут указываться, если они улучшают модель.
Слайд 10Диаграмма классов (class diagram)
Слайд 11Диаграмма классов (class diagram)
Подклассы наследуют все возможности своих надклассов.
Наследуют:
атрибуты; операции; отношения; ограничения.
Слайд 12Диаграмма классов (class diagram)
Агрегация – это отношение целое-часть.
Семантику агрегации можно
подытожить следующим образом:
агрегат может существовать как независимо от частей,
так и вместе с ними;
части могут существовать независимо от агрегата;
агрегат является в некотором смысле неполным в случае отсутствия некоторых частей;
части могут принадлежать одновременно нескольким агрегатам.
Слайд 13Диаграмма классов (class diagram)
Композиция – более строгая форма агрегации.
Резюмировать семантику
композиции можно следующим образом: одновременно части могут принадлежать только одному
композиту –совместное владение частями невозможно;
композит обладает исключительной ответственностью за все свои
части; это означает, что он отвечает за их создание и уничтожение;
композит может высвобождать части, передавая ответственность за них другому объекту;
в случае уничтожения композита он должен или уничтожить все свои части, или передать ответственность за них другому объекту.
Слайд 14Диаграмма последовательности (sequence diagram)
Представляет взаимодействия между линиями жизни как упорядоченную
последовательность событий. Это самая гибкая форма диаграммы взаимодействий.
Слайд 15Диаграмма последовательности (sequence diagram)
Слайд 16Диаграмма последовательности (sequence diagram)
Слайд 17Диаграммы деятельности (activity diagram)
Позволяют моделировать процесс как деятельность, которая состоит
из коллекции соединенных ребрами узлов
Слайд 18Диаграммы деятельности (activity diagram)
Узлы управления