Слайд 1ВВЕДЕНИЕ
Научный метод познания.
Развитие науки
Слайд 3КУЛЬТУРА
Культура - сложная система всех созданных человечеством материальных и духовных
ценностей в процессе общественной деятельности.
Слайд 4Культура
Культура:
Духовная - знания, идеи, произведения искусства;
социальная - нормы права
и морали, формы общественной жизни.
материальная - материальные объекты, созданные руками
человека
Слайд 5Духовная культура:
1. религия,
2. искусство,
3. наука
Слайд 12Уровень IQ
Коэффицие́нт интелле́кта (англ. IQ — intelligence quotient, читается «ай
кью») — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно
уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста.
50 % людей имеют IQ между 90 и 110,
по 25 % — ниже 90 и выше 110.
Выпускники американских ВУЗов имеют IQ со значением 115,
отличники — 135—140.
Значение IQ менее 70 часто квалифицируется как умственная отсталость.
Слайд 13Количество ученых на 1 млн. человек
Слайд 14Естественные и гуманитарные науки
Разделение на естественные и гуманитарные науки со
времен Античности
по предмету исследования,
целям,
стилю мышления,
традициям, методологическим установкам
и др.
К середине 20 века это разделение пришло в противоречие как с эволюцией знания, основанного на единстве мира, так и с развитием общества. = > «проблеме двух культур», о необходимости их сближения.
Слайд 15(до 17 века)
Проблема двух культур
Слайд 18Естественные и гуманитарные науки
1. изучают
2. объективность и субъективность знаний
Слайд 19Естественные и гуманитарные науки
3. Роль и место ученого
Слайд 20Естественные и гуманитарные науки
4. «Язык»
5. «Объективность знаний»
Слайд 21Единство и взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур
1. Естественные и гуманитарные
науки - суть творения разума и рук человеческих
2. Активно формируют
мировоззрение людей (каждый свою часть) Мировоззрение человека (общие представления о том, как устроен природный и социальный мир в целом) не может быть разорванным, половинчатым.
3. «Пограничные» проблемы. Решение таких проблем заставляет их сотрудничать друг с другом (проблемы экологии, антропосоциогенеза, генной инженерии (применительно к человеку) и т.д.)
4. Разделение «труда» естественных и гуманитарных наук порождает необходимость «обмена продуктами и услугами», а значит, работает в целом на единство, общность человеческой культуры.
Слайд 28Формы движения материи - специфический способ существования материального объекта –
субстрата (носителя) этой формы. Каждая форма охватывает достаточно широкую область
явлений, которые обладают качественным единством и подчиняются общим законам.
Слайд 29Формы движения материи - специфический способ существования материального объекта –
субстрата (носителя) этой формы. Каждая форма охватывает достаточно широкую область
явлений, которые обладают качественным единством и подчиняются общим законам.
Слайд 30Формы движения материи - специфический способ существования материального объекта –
субстрата (носителя) этой формы. Каждая форма охватывает достаточно широкую область
явлений, которые обладают качественным единством и подчиняются общим законам.
Слайд 31Формы движения материи - специфический способ существования материального объекта –
субстрата (носителя) этой формы. Каждая форма охватывает достаточно широкую область
явлений, которые обладают качественным единством и подчиняются общим законам.
Слайд 32Формы движения материи - специфический способ существования материального объекта –
субстрата (носителя) этой формы. Каждая форма охватывает достаточно широкую область
явлений, которые обладают качественным единством и подчиняются общим законам.
Слайд 34Методология науки
Современное естествознание - самые различные науки о природе
физика,
химия,
биология, астрономия,
геология, география,
биофизика, геохимия,
космология, генетика,
цитология, электроника,
радиобиология и т. п..
Каждая из этих наук имеет свой специфический предмет изучения, и соответственно свои специфические методы исследования.
Слайд 35Научный метод познания
Все естественные науки объединяет единая методология или научный
метод познания.
Слайд 37Научные революции
Развитие науки сопровождается не только уточнением и расширением представлений
о существующей картине мира, но и революционными переходами от одной
научной картины мира к другой.
Согласно формулировке американского ученого Т. Куна, динамика науки такова: “Старая парадигма – нормальная стадия развития науки – революция в науке – новая парадигма”. (Парадигма – это система общепринятых научных взглядов на окружающий мир).
Слайд 38Научные революции
1 2 3
Классическая физика:
Механика,
Молекулярно-
кинетическая
теория,
Термодинамика,
Электродинамика.
Постклассическая
Физика:
Специальная и
общая теория
относительности,
Квантовая
физика,
Статистическая
физика.
1667
1905-1926
1980
Синергетика:
Термодинамика
открытых
систем,
Теории порядка
и хаоса, Теория
катастроф,
Самоорганизация.
Слайд 39Противоречия, возникшие в классической физике, были разрешены в новых научных
дисциплинах изменивших представления об окружающем мире