Слайд 1Выиграть в баскетбол достаточно просто – необходимо как можно больше
забить мячей в корзину соперника и не допустить обратного. Необходимо
тренировать технику броска с различных позиций, положений тела, с использованием отскока от щита и без, с остановкой и в движении.
Слайд 2Большинство начинающих игроков, как только получили мяч, сразу же пытаюсь
закинуть его в корзину всеми немыслимыми способами, не обращая внимание
на технику выполнения броска. Такие броски, как правило, нестабильные и в игровых ситуациях имеют достаточно скромный процент реализации. Существует мнение, что правильный бросок в баскетболе тот, при котором мяч оказался в корзине, однако это суждение ошибочно. Ведь игрок может попасть случайно даже с закрытыми глазами. Чаще попадать в корзину поможет верно освоенная техника правильного броска. Для начала выделим разновидности бросков в баскетболе.
Слайд 3Броски различаются
По типу их исполнения:
одной или
двумя руками.
По способу исполнения:
с места, в прыжке,
в движении, после прохода, после обманного движения, крюком, полукрюком, броском сверху.
По расстоянию от кольца: ближние (0-3 м), средние (3-5 м) и дальние (из-за линии радиусом 6,25 м), или трехочковые броски.
Слайд 4Задействование рук при броске
Бросок двумя руками Бросок одной рукой
сверху
сверху
от груди от груди
снизу снизу
сверху вниз сверху вниз
добивание добивание
Слайд 5Взаимодействие со щитом
Возможность отскока
бросок с вращением без отскока от щита
бросок с отскоком от щита
Направление к щиту
прямолинейный по отношению к щиту бросок
бросок под углом к щиту
параллельный бросок
Слайд 6
Основные требования при броске следующие:
выполняй бросок быстро,
в исходном положении
удерживай мяч близко к туловищу,
если бросаешь одной, то направь локоть
бросающей руку на корзину,
выпускай мяч через указательный палец,
сопровождай бросок рукой и кистью,
постоянно удерживай взгляд на цели,
полностью сосредотачивайся на бросок,
следи за мягкостью и непринужденностью броска,
для сохранения равновесия удерживай плечи параллельно.
Слайд 7Броски мяча с места
Бросок двумя руками от груди
Ноги чуть согнуты, одна нога впереди, руки держат мяч на
уровне груди, мяч держится пальцами, большие пальцы расположены почти рядом друг с другом.
С выпрямлением ног руки выносятся по дуге вверх-вперед, кончиками пальцев мячу придается обратное вращение, руки как бы тянутся за мячом. Движения рук должны быть синхронными, иначе сложно добиться попадания в кольцо.
Слайд 8Бросок двумя руками сверху
Ноги чуть согнуты, одна
нога впереди. Руки держат мяч над головой на кончиках пальцев,
большие пальцы рядом. С выпрямлением ног выпрямляются руки; бросок заканчивается работой кистей, пальцы которых придают мячу обратное вращение; руки как можно дольше сопровождают мяч.
Слайд 9Бросок одной рукой от плеча
Ноги чуть согнуты,
нога, одноименная бросающей руке, – впереди, мяч находится на согнутой
руке на пальцах кисти. Второй рукой мяч поддерживается снизу-сбоку. Локоть бросающей руки и колено впереди стоящей ноги находятся на одной вертикальной линии. Бросок начинается с ног, вместе с выпрямлением которых разгибается рука, держащая мяч, другая рука уходит в сторону; бросок заканчивается работой кисти, пальцы которой придают обратное вращение мячу. Рука как можно дольше сопровождает мяч.
Слайд 10Техника броска в баскетболе с отскоком от щита
Броски в баскетболе с отскоком от щита выполняются преимущественно с
близкой дистанции. Обучение броскам целесообразно начинать с позиции под углом 45 градусов из под кольца с правой стороны правшам и с обратной левшам как наиболее простой из возможных. Бросок необходимо выполнять с отскоком от щита. Для правшей целью является правый верхний угол прямоугольника, изображенного на щите (точка 1). Траектория броска с минимальной дугой, практически прямолинейная. Забросить мяч в корзину возможно и при попадании в другую точку, изменяя силу броска, придавая вращение, но целью должен быть именно правый верхний угол. Также не забываем тренировать технику броска с противоположной позиции.
Слайд 11 Следующим этапом в освоении бросковой техники с места
является прямолинейный по отношению к щиту бросок. Для занятия правильной
позиции необходимо подойти на пару шагов прямо от штрафной линии в направлении кольца. Не стоит заходить слишком близко под кольцо, так как в этом случае траектория полета мяча будет иметь очень большую дугу, что увеличивает сложность попадания в цель. Целью в данном случае является середина верхней стороны прямоугольника, изображенного на щите (точка 2). Если мяч при отскоке бьется в переднюю дугу кольца и при этом не попадает, следует уменьшить силу броска.
Слайд 12Упражнения для обучения
1. Игроки располагаются по 3–4 человека
напротив кольца на расстоянии 3–4 шагов друг от друга и
поочередно выполняют броски в кольцо.
2. То же, но за попадание игрок получает право дополнительного броска.
3. То же, но в течение определенного времени игроки должны сделать как можно больше попаданий в кольцо.
4. То же, но через определенное время игроки переходят к другому кольцу.
5. Игроки располагаются сбоку от кольца на расстоянии 2–2,5 м и выполняют броски мяча с отскоком от щита.
Слайд 13Бросок мяча в движении
После освоения
бросков с места необходимо переходить к броскам в движении. Бросок
начинается сразу же после второго свободного шага одновременно с выносом ноги на третий шаг. Момент броска оптимально выбирать, когда тело находится в наивысшей точке и вот вот должно опускаться. Ориентировочным началом свободных шагов при движении под углом к кольцу является второй маркер трапецевидной зоны, при прямолинейном движении - штрафная линия. Первый свободный шаг следует выполнять с той ноги, какой рукой будет выполняться бросок.
Слайд 14Упражнения для обучения
Игроки располагаются по 3–4
человека перед кольцом. Сбоку от кольца на расстоянии 3–4 м
рисуют линию и два следа: первый – шаг правой ноги, а второй – шаг левой
1. Игрок стоит у контрольной линии, стопы параллельны, в руках мяч. Он начинает ведение мяча на месте (2–3 удара), потом ловит его, выполняет шаг правой ногой в первый след, левой – во второй и делает бросок в кольцо.
2. То же, что в упр. 1, но впереди левая нога.
3. Игроки располагаются на расстоянии 4–5 м от контрольной линии. Двигаясь шагом, они ведут мяч, доводят его до контрольной линии, ловят мяч, выполняют 2 шага по следам и выполняют бросок в кольцо.
Слайд 15 1. Игрок стоит у контрольной линии, стопы параллельны,
в руках мяч. Он начинает ведение мяча на месте (2–3
удара), потом ловит его, выполняет шаг правой ногой в первый след, левой – во второй и делает бросок в кольцо.
2. То же, что в упр. 1, но впереди левая нога.
3. Игроки располагаются на расстоянии 4–5 м от контрольной линии. Двигаясь шагом, они ведут мяч, доводят его до контрольной линии, ловят мяч, выполняют 2 шага по следам и выполняют бросок в кольцо.
4. Игроки располагаются в колонну по 6 и выполняют броски в боковые кольца после ведения и двух шагов.
5. Мальчики располагаются на одной стороне зала (рис. 23), а девочки – на другой. Первый игрок колонны № 1 выполняет бросок после ведения, затем передает мяч первому игроку колонны № 2. Игрок № 2 переходит с мячом в колонну № 1, а игрок № 1 – в колонну № 2.
6. Мальчики располагаются на одной стороне зала (, а девочки – на другой. Первый игрок колонны № 1 выполняет бросок после ведения, затем передает мяч первому игроку колонны № 2. Игрок № 2 переходит с мячом в колонну № 1, а игрок № 1 – в колонну № 2.
7. Мальчики располагаются на одной стороне зала (рис. 23), а девочки – на другой. Первый игрок колонны № 1 выполняет бросок после ведения, затем передает мяч первому игроку колонны № 2. Игрок № 2 переходит с мячом в колонну № 1, а игрок № 1 – в колонну № 2.
Слайд 16Скамейка ставится параллельно или под углом 45° к щиту примерно
на линии штрафного броска. Ученик держит мяч в руках, стоя
на левой ноге, согнув правую. Он ударяет мячом о пол по другую сторону скамейки, чтобы мяч отскочил до уровня пояса, затем отталкивается левой ногой и ловит его, находясь в воздухе. Далее, приземлившись на правую ногу, игрок делает шаг левой ногой и после этого бросает мяч в кольцо. Первый шаг должен быть длинным, второй короче, чтобы движение к кольцу было более эффективным. Упражнение выполняется 20 мин. на протяжении двух трех уроков.
Исходное положение игрока 1 такое же, как и в первом упражнении. Ученик ловит мяч, который бросает ему стоящий напротив него игрок 2, выполняет два шага и на третий делает передачу игроку 2, который бросает мяч в кольцо, а сам возвращается в исходное положение. Повторив упражнение 10–12 раз, игроки меняются ролями. Упражнение отрабатывается на протяжении двух уроков.
Когда дети освоят упражнения, скамейку убирают, и они продолжают делать то же самое, мысленно представляя себе, что она все еще находится на месте
Слайд 17После ведения мяча (рис. 3) ученик делает два шага (первый
через скамейку) с последующим броском по кольцу. Упражнение отрабатывается на
протяжении двух уроков.
То же упражнение, но игрок не ведет мяч сам, а получает его от игрока 2 (стоящего под баскетбольным щитом) в тот самый момент, когда игрок 1 совершает свой первый шаг через скамейку (рис 4.). Упражнение выполняется на протяжении двух уроков.
Игрок 1 разбегается, в прыжке через скамейку ловит мяч от игрока 2, выполняет два шага и передает мяч игроку 3, после чего бежит и встает за игроком 4, а игрок 2 – за игроком 6. Упражнение выполняется на протяжении двух уроков.
Слайд 18 Игрок 3 бежит без мяча, получает передачу от игрока
1, выполняет два шага, ведет мяч, опять делает два шага,
передает мяч игроку 2, который возвращает его обратно игроку 3, а тот с двух шагов выполняет бросок по кольцу. Затем он сам берет мяч и передает его игроку 1, после чего становится за игроком 5, и т.д. Спустя некоторое время игроки 1 и 2 меняются местами с другими игроками.
Игрок 1 выбегает навстречу игроку 4, выполняющему два
шага, ловит от него мяч, делая также два шага, и передает
его выбежавшему навстречу игроку 5. После передач игрок
4 становится за игроком 3, а игрок 1 – за игроком 6. В свою
очередь, игрок 5 передает мяч игроку 2, и т.д.
Слайд 19Техника броска в баскетболе без отскока от щита
Основной
ошибкой в броске является отсутствие необходимой величины дуги в траектории
полета мяча и неправильная работа кисти баскетболиста. При выполнении броска рука должна полностью выпрямляться, а кисть должна срабатывать так, чтобы мячу придавалось вращение против часовой стрелки. При бросках со средней дистанции высота мяча, находящегося в наивысшей точке над уровнем кольца, должна быть в пределах 1,5-2 метров. Эта величина может варьироваться в зависимости от положения игрока, роста и других факторов.
Слайд 20
Выполнение баскетбольного броска условно можно разделить на
три фазы:
подготовительная
основная
завершающая
Слайд 21Штрафной бросок в баскетболе
Штрафной бросок
в баскетболе выполняется с позиции, обозначенной как штрафная линия. Назначается
в случае фола в момент выполнения броска, либо за умышленную грубость. При попадании мяча в корзину во время нарушения пробивается один мяч, в других случаях - два. Исключением является только нарушение во время броска с трехочковой позиции: здесь игроку дается три попытки забить мяч. Каждый из забитых мячей при выполнении штрафного броска приравнивается к одному очку. Также штрафной бросок может быть назначен судьей в других случаях при явных нарушениях команды.
Слайд 22Техника выполнения штрафного броска
Техника выполнения штрафного
броска в баскетболе существенно не отличается от выполнения других бросков.
Ступни игрока не должны пересекать штрафную линию, в противном случае бросок не будет защитан. При выполнении штрафного броска взгляд баскетболиста направлен на ближнюю дугу кольца, ноги слегка согнуты. Основная фаза начинается с разгибания коленей и выпадом руки. Особое внимание следует уделять работе кисти. Она должна повторять движение, будто вы закладываете мяч в корзину.
Слайд 23Упражнения для тренировки бросков.
1. Броски из-под щита. Игроки
выстраиваются в две колонны. В каждой колонне по два -
три мяча. После ведения головной игрок забрасывает мяч и передает его в свою колонну. Затем переходит в хвост другой колонны.
2. Броски из-под кольца с препятствием. Игрок отдает мяч тренеру, разбегается к кольцу, получает ответную передачу, делает два шага, перепрыгивая через стул, и бросает по кольцу. Задача: при броске выпрыгнуть максимально вверх, не задеть стул и быть готовым к борьбе на щите. Упражнение воспитывает у игроков стремление завершать бросок из-под кольца в высшей точке прыжка, оставаться в игре после броска и участвовать в борьбе за отскок на чужом щите.
Слайд 24Основные требования при броске следующие:
выполняй бросок быстро,
в исходном положении удерживай
мяч близко к туловищу,
если бросаешь одной, то направь локоть бросающей
руку на корзину,
выпускай мяч через указательный палец,
сопровождай бросок рукой и кистью,
постоянно удерживай взгляд на цели,
полностью сосредотачивайся на бросок,
следи за мягкостью и непринужденностью броска,
для сохранения равновесия удерживай плечи параллельно.
Слайд 25Общие ошибки при бросках в корзину:
Неумение сосредоточить внимание на
цели.
Слишком сильное вращение мяча.
Плохое равновесие тела.
Поспешность при
выполнении броска.
Разведение локтей при выполнении броска.
Отсутствие сопровождения мяча.
Броски со слишком низкой или слишком
высокой траекторией.
Держание мяча на ладони во время броска .