Слайд 1Выполнила студентка 5 курса
Резник Оксана
2014-ППДО-301
Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова
Слайд 2Система развивающего обучения, созданная большим коллективом под руководством Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова,
В.В.Репкина, отличается от других концепций развивающего обучения своей прямой направленностью
на задачу психического — умственного и личностного — развития учащихся.
Слайд 3Концептуальные основания технологии РО Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова
Идея о центральном значении деятельности сознания
в процессе обучения.
Возможности ребенка к обучению (и, следовательно, к развитию)
огромны, но не используются в традиционной технологии.
Детям с дошкольного возраста доступны многие теоретические понятия, они принимают их и осваивают раньше, чем научаются действовать с их частными проявлениями.
Повышение теоретического уровня учебного материала в начальной школе стимулирует рост умственных способностей ребенка.
Слайд 4Принципы
Развитие происходит путем врастания ребенка в культуру и опирается как
на свое основание на достижения естественного созревания (Л.С.Выготский).
Обучение есть источник
развития (обучение происходит в зоне ближайшего развития).
Принцип субъектности ребенка в учебном процессе. Ученик должен быть субъектом, а не объектом обучения.
Принцип опережающего обучения (обучение опережает развитие).
Приоритетная цель — формирование способов умственных действий (СУД).
Слайд 5Содержание программы
Система научных понятий есть фактор умственного развития в процессе
школьного обучения.
Повышение роли теоретического мышления (приоритет СУД, а не ЗУН).
Основой
развивающего обучения служит его содержание, от которого производны методы и формы организации обучения.
Содержательные обобщения. Знания, конституирующие учебный предмет или его основные разделы, усваиваются учащимися в процессе анализа условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми.
Слайд 6Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова
Издательство Вита-Пресс” подготовило и выпустило
в свет полный комплект учебников для начальной школы, работающей по
системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова:
сборник программ
обучение грамоте
русский язык
литературное чтение
математика
окружающий мир
изобразительное искусство и художественный
труд
Слайд 7Даниил Борисович Эльконин родился в 1904 году в Полтавской губернии,
учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им.
А. И. Герцена. Эльконин создал оригинальную концепцию переодизации психического развития в онтогенезе, основанием которой служит понятие ведущая деятельность. Эта концепция была разработана на основе развития идей культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и деятельностного подхода в варианте А. Н. Леонтьева. Разработал также психологическую теории игры, исследовал формирование личности ребенка.
Слайд 8Василий Васильевич Давыдов (31 августа 1930 — 19 марта 1998)
— советский педагог и психолог. Академик и вице-президент Российской академии
образования (1992). Доктор психологических наук (1971), профессор (1973). С 1953 г. работал в учреждениях АПН СССР (вице-президент с 1989). Почетный член Национальной академии образования США (1982). Член редколлегий журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал». Последователь Л.С. Выготского, ученик Д.Б. Эльконина и П.Я. Гальперина (с которым позднее дружил до конца жизни). Работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития. Теоретические разработки Давыдова внедрялись и проверялись на практике в московской экспериментальной школе № 91.
Слайд 9Методика
Дедуктивный способ подачи информации. Усвоение знаний, имеющих общий и абстрактный
характер, предшествует знакомству с более частными и конкретными знаниями; последние
выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы.
Принцип проблемности как условие мотивации.
Восхождение от абстрактного к конкретному, ориентация на основные отношения изучаемого предмета.
Принцип моделирования. Выявленное отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать свойства объекта знаний в чистом виде.
Слайд 10Особенности
Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы,
в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных
предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.
Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.
Слайд 11В широкой практике
РО существенно изменило взгляд психолого-педагогической общественности на возрастные
возможности и закономерности психического развития детей. Центральное положение теории РО,
которое можно рассматривать как психолого-педагогическое открытие, заключается в следующем: современный младший школьник может оторваться от пут узкого житейского (так называемого эмпирического) отношения к вещам и явлениям и подняться до высот теоретических обобщений, опираясь при этом на доступный ему опыт осмысления окружающей действительности. Это положение подтверждено как в экспериментальных исследованиях, так и в широкой практике.