Слайд 1
Выполнила: студентка группы 46/1 ОВ
Косачева Дарья
Слайд 2Тренинг - это интенсивный курс обучения, сочетающий краткие теоретические семинары
и практическую обработку навыков за короткий срок (Психологический словарь).
Тренинг
– совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимопонимания людей в группе (Краткий психологический словарь, 1982).
Тренинг – комплекс специально подобранных и взаимодополняющих методов, направленных на достижение определенной цели. Отдельные методики объединены общим замыслом, материал располагается в них с учетом возраста и нарастанием сложности.
Слайд 3Цели:
Изучение психологических закономерностей, механизмов и способов межличностного взаимодействия для
создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми.
Содействие процессу
личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.
Развитие самосознания и самоисследования участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутриличностных и поведенческих изменений.
Исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении.
Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья.
Слайд 4Задачи:
1. Сложить у участников целостное, развернутое, системное знание по теме
тренинга.
2. Научить эффективному поведению в заданных тренингом ситуациях.
> Получить опыт
использования разных техник
> проработать все различные ситуации
3. Развить личностный потенциал: социальный интеллект, эмоциональную зрелость, гибкость, уверенность, находчивость, креативность...
Слайд 6Виды тренингов (Целикова В. В.):
Интеллектуальный
посредством которого люди учатся развивать
и использовать свои мыслительно-познавательные способности. В результате последовательных упражнений, обогащающих
интеллектуальные умения, индивиды продвигаются к обретению познавательной активности, которая позволит им эффективно решать проблемы и действовать в любой ситуации (развитие памяти, мышления, воображения и т.д.). Используются интеллектуальные игры: «Слова перевертыши», «25 букв», «Аналогии» и другие.
Регулятивный
посредством которого человек учится самостоятельно изменять, регулировать конкретные стороны своей жизни. Например, тренинг уверенного поведения, тренинг неагрессивного поведения.
Тренинг специальных умений
К ним относятся бизнес-тренинги. Тренинг эффективных продаж. Тренинг ведения переговоров. Тренинг формирования команды.
Коммуникативный
Цель такого обучения - преодоление коммуникативных барьеров, устранение комплексов личности, возникающих в процессе общения, обучение непростому искусству поддержания беседы, умению завязывать знакомство, а также умению не только слушать, но и слышать собеседника. Предполагает акцент именно на личном, а не на профессиональном общении - ведь достижение поставленных бизнес-целей напрямую зависит от того, насколько эффективно налажено взаимодействие с клиентами и партнерами, с представителями государственных и контролирующих органов, а также и общение сотрудников компании между собой.
Слайд 7Структура тренинговых занятий
Материал скомпонован в соответствии с классической
трехчастной формой: завязка, кульминация и развязка.
1. Разогрев. Как
правило, эти упражнения – энергизаторы - не несут в себе смысловой нагрузки. Это могут быть разогревающие или релаксирующие игры и упражнения в зависимости от задач и потребностей группы.
2. Постановка и проработка проблемы. Это то, ради чего человек приходит в группу. Мотивацией участия в тренинге не может быть принуждение.
3. Третья часть – обсуждение, рефлексия. По ценности - это наиболее весомая часть, так как здесь человек может открыто выразить себя. Это та часть, где происходит решение проблемы, где человек чувствует, вспоминает, думает про себя. В процессе обсуждения проблемы происходит ее осознание через проговаривание вслух своих мыслей. Обсуждение осуществляется не только в конце, но и поэтапно: после «разогрева», после каждого упражнения и процедуры и после всего занятия.
Слайд 8Правила
Так как тренинг представляет собой структурированную и
целенаправленную форму активности, его проведение проходит в рамках ряда правил.
1. Правило единой формы обращения
2. Правило актуального общения
3. Правило конфиденциальности
4. Правило персонификации высказываний
5. Правило искренности и уважительности
6. Правило пунктуальности
7. Правила пользования мобильными телефонами
Это основные правила, уместные на любом тренинге. В зависимости от его направленности и специфики могут вводиться и иные, но базовые правила тренинга очень важны для первичного создания атмосферы, способствующей продуктивной работе.
Слайд 9Требования к ведущему:
Проведение групповых тренингов - вид деятельности педагога-психолога,
социального педагога, (его называют ведущим группы или тренером), который позволяет
предъявить особые требования к его профессиональным личностным качествам.
Образование - лица с высшим психологическим образованием, либо специалисты с высшим образованием другого профиля (педагогическим, медицинским, социально-педагогическим и др.), прошедшим определенную стажировку и имеющим опыт работы с обучающимися соответствующего возраста.
Ведущему следует хорошо знать особенности возраста его целевой категории, особенно подростковой и юношеской.
Слайд 10Ведущий должен:
уметь действовать в изменяющихся обстоятельствах, быть креативным, избегать стандартов
и стереотипов в подходах и оценках;
отличаться психологической устойчивостью и
физической выносливостью;
вести здоровый образ жизни, соответствующий традиционной культуре (без мистицизма, без приверженности к мировоззренческим догмам) и современной экологической ситуации, не должен курить, употреблять алкоголь и наркотики;
быть гендерно чувствительным;
владеть информацией о репродуктивном здоровье, насилии, о гендерных различиях, о курении как патологической части жизни общества и каждой отдельной личности.
Наиболее оптимальная позиция ведущего – позиция друга, понимающего и доброжелательного, внимательного и взыскательного и, главное, способного помочь любому стать самим собой.
Слайд 11Факторы, способствующие проведению качественного тренинга:
актуальность,
новизна материала,
новизна упражнений,
удовлетворенность
аудитории,
реальность использования информации в жизни,
личность тренера,
соответствие материала
теме.
Слайд 12Использованные источники:
Вагин И.О., Рипинская П.С. «ТРЕНИНГИ - ЭТО КЛАССНО! СТРАТЕГИЯ
ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕНИНГОВ» Москва, 2005.
Целикова В.В. «СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
КАК ПРЕДПОСЫЛКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ ( НА ПРИМЕРЕ ТРЕНИНГА» Журнал практического психолога. 1996.С. 54-60.
Беспалова Н.Н., Доронина О.В., Яговец В.С. «ПОДГОТОВКА К ТРЕНИНГУ КАК ФОРМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ» Оптимизация самостоятельной работы обучающихся в условиях модернизации высшего образования материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). 2014. С. 118-120.