Слайд 1
Выполнила:
Верещагина Олеся
Курс 1 группа
ОБ-ФК-ДО-11
Методика обучения технике барьерного бега
Слайд 2Содержание
Определение барьерного бега
Методика обучения бега на 110 и 100 м
с барьерами
Примерный план обучения технике барьерного бега
Слайд 3Бег с барьерами (барьерный бег) — совокупность легкоатлетических дисциплин, где
спортсмены соревнуются в спринтерских видах бега, по ходу которого спортсменам
необходимо преодолевать барьеры.
Слайд 4Задача 1. Ознакомить с техникой барьерного бега.
Ознакомление следует начинать с
демонстрации техники бега по дистанции, которая включает бег со старта
с преодолением 3 — 4 барьеров и финиширование. Желательно продемонстрировать технику бега еще 2 —3 разa, а затем предложить занимающимся самим несколько раз пробежать в три шага через 2 — 3 барьера, высотой 40—50 см и расстоянием 7 —8 м. В процессе показа техники барьерного бега обратить внимание занимающихся на смелое подбегание к барьеру, бросок на барьер и связь ритма преодоления барьера с бегом между ними.
Методика обучения бега на 110 и 100 м с барьерами
Слайд 5Задача 2. Обучить технике преодоления барьера.
Барьерный бег требует от спортсмена
хорошей гибкости задней и передней поверхности бедра, подвижности в тазобедренных
суставах. Поэтому, прежде чем приступить к решению этой задачи, необходимо ознакомить занимающихся с упражнениями, направленными на развитие гибкости и эластичности мышц и связочного аппарата.
1. Стоя на одной ноге у опоры, делаются махи другой ногой вперед —назад.
2. Стоя лицом к опоре, делаются махи прямой ногой в правую и левую стороны.
3. Ходьба с наклонами вперед и доставанием пола руками.
4. Ходьба с выпадами вперед и пружинистым покачиванием туловища, а затем с наклоном вперед и доставанием локтями пола.
5. Стоя спиной к гимнастической стенке, согнуть в колене ногу и занести носок стопы на перекладину. Прогнуться в пояснице, выводя таз вперед.
Слайд 66. Широко расставив ноги, совершать попеременные приседания то на правой,
то на левой ноге, пружинисто покачиваясь.
7. Сесть в
положение «барьерного шага» (маховая нога вытянута вперед, толчковая, согнутая в стопе, отведена в сторону под прямым углом).
8. Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении. Опираясь руками о пол, подняться вверх, приняв положение «широкого шага». Не отрывая пяток от пола, переместиться в положение «барьерного шага», при котором толчковая нога вытянута вперед, а маховая отведена в сторону.
9. Поставить ногу пяткой на гимнастического «коня», барьер или другую опору, наклониться вперед и в сторону отведенной ноги.
10. Стоя боком у барьера, гимнастической стенки или «коня», положить согнутую в колене ногу на опору. Наклоны туловища в сторону отведенной ноги, а затем вперед —вниз, одновременно опуская плечо и руку, противоположные стоящей ноге.
Здесь и далее упражнения проводятся с постепенным усложнением. Занимающиеся должны постепенно освоить все перечисленные упражнения. В процессе дальнейших занятий, когда бегуны уже приобретут достаточную барьерную гибкость, число упражнений и количество их повторений уменьшается. По мере развития гибкости, эластичности мыщц и связочного аппарата и знакомства с техникой барьерного бега занимающиеся приступают к овладению техникой преодоления препятствий и ритмикой бега между ними. Подводящие упражнения целесообразно выполнять в той последовательности, в которой производятся движения в барьерном беге.
Слайд 7В первую очередь следует освоить упражнения, направленные на овладение правильным
выполнением отталкивания и входом на препятствие.
Стоя спиной к гимнастической
стенке или препятствию и опираясь на него, делается подъем и выпрямление маховой ноги над барьером, затем нога возвращается в исходное положение. Опорную ногу в колене не сгибать. Барьер должен стоять на расстоянии 1 —1,20 м от бегуна.
Стоя между барьерами и опираясь на них руками, делается подъем маховой ноги с продвижением таза вперед.
Делать подскоки на толчковой ноге, удерживая маховую ногу под прямым углом, разгибая и сгибая ее в коленном суставе при Каждом подскоке. Толчковая нога при этом не сгибается.
Имитация атаки барьера, поставленного у гимнастической стенки или гимнастического коня, стопки матов. При выполнении упражнения нужно следить за тем, чтобы бедро маховой ноги Поднималось несколько выше уровня «коня», после чего производить быстрое ее разгибание в коленном суставе до полного выпрямления. Одновременно «выбрасывается» рука, разноименная маховой ноге, и увеличивается наклон туловища. Постепенно упражнение усложняется тем, что выполняется с подходом и атака на препятствие дополняется броском руки и активным продвижением вперед туловища.
Слайд 8Затем в обучении применяются подводящие упражнения для овладения техникой работы
толчковой ноги.
Скольжение стопой толчковой ноги вдоль наклонной поверхности барьера
с последующим выносом ее вперед.
Перенос толчковой ноги через барьер, стоя в положении небольшого наклона вперед с упором рук о гимнастическую стенку, барьер. При выполнении этих упражнений необходимо следить за тем, чтобы опорная нога не сгибалась в колене.
Перенос толчковой ноги сбоку через два барьера разной вы соты, стоящих друг от друга на расстоянии 50 — 60 см.
Дальше следуют упражнения для обучения сочетанию движений маховой и толчковой ног и схода с препятствия.
Сидя на «коне» в положении «широкого шага», одновременно с опусканием маховой ноги перенести толчковую ногу через снаряд.
Преодолеть барьер из положения «стоя» на толчковой ноге и держа ногу над барьером (опустить маховую ногу, одновременно отталкиваясь толчковой).
Выполнять упражнение можно как с места, так и с подходом к барьеру.
Дальнейшее обучение технике перехода через барьер происходит одновременно с обучением ритма бега, что способствует закреплению технических навыков, полученных в процессе выполнения специальных упражнений.
Слайд 9Задача 3. Обучить ритму и технике бега между барьерами.
Для
решения этой задачи на дорожке ставятся 3 — 5 барьеров
высотой 50 — 60 см на расстоянии 7 м друг от друга. Расстояние от линии старта до первого барьера составляет около 7 — 7,5 м. Занимающиеся должны из положения высокого старта преодолеть дистанцию, сделав до первого барьера 4 шага, а между препятствиями — 3 шага. Ритм бега должен быть следующим: первые три шага одинаковы по времени, четвертый быстрее. Преподаватель голосом или хлопками задает данный ритм, например: «Раз, два, три — гоп! Раз, два, три — гоп!» Для дальнейшего освоения ритмом бега целесообразно разметить дорожку по длине шагов. Примерное их соотношение должно быть следующим: первый отрезок 105 см, второй — 130 см, третий — 155 см, четвертый — 140 см, расстояние от места отталкивания до барьера — 170 см. Очень важно при этом обратить внимание занимающихся на то, что сокращение последнего, перед отталкиванием на барьер, шага происходит за счет постановки ноги как можно ближе к проекции ОЦМ с передней части стопы.
Слайд 10Задача 4. Обучить технике низкого старта и стартового разгона с
преодолением барьеров.
После усвоения техники преодоления препятствий и ритма бега
приступают к обучению технике старта и стартового ускорения. Для этого необходимо овладеть техникой низкого старта, уметь быстро набирать скорость и ритмично выполнять бег до первого барьера, точно попадая ногой на место отталкивания через барьер, а также увеличивать скорость бега после преодоления препятствия. Обучение низкого старта производится так же, как в беге на короткие дистанции. Нужно обратить внимание занимающихся на более энергичные движения рук и более быстрое выпрямление туловища. Основное средство обучения — бег с низкого старта с последующим преодолением 2 — 3 барьеров. В том случае если занятия длительное время включают бег со старта через один барьер, то спортсмены привыкают снижать скорость после его преодоления. В начальный период обучения расстояние между барьерами может быть уменьшено.
Слайд 11Задача 5. Обучение технике барьерного бега в целом и ее
совершенствование.
Решение этой задачи достигается многократным повторением специальных упражнений барьериста,
бегом через барьеры различной высоты, бегом через увеличивающееся число барьеров, расставленных на разном расстоянии, бегом с низкого и высокого стартов по всей дистанции без учета времени и с контролем времени. Следует отметить, что применение различного сочетания расстановки барьеров и изменение их высоты позволяют сделать занятия более интересными, повышают их эмоциональность, облегчают процесс овладения техникой. Эффективность обучения технике барьерного бега также значительно повышается при использовании учебных барьеров пониженной высоты и с мягкими Перекладинами (рис. 96). Принципиальная последовательность обучения технике барьерного бега на 400 м та же и происходит после овладения техникой барьерного бега на короткие дистанции. Рекомендуем подробно рассмотреть «Примерный план обучения технике барьерного бега».
Слайд 12Примерный план обучения технике барьерного бега