Слайд 1
Выпускное сочинение
2018-2019
Слайд 2Итоговое, выпускное и декабрьское
Выпускное и итоговое: зачет по сочинению -
допуск ко всем выпускным экзаменам.
Декабрьское – обычно экзамен в первую
среду декабря 5 декабря – 19 декабря 2018 года.
• Пересдачи – 6 февраля и 8 мая 2019 года.
Слайд 3Важные цифры:
Длительность экзамена - 3 часа 55 минут.
Рекомендуемый объем
сочинения – 300-350 слов, но не менее - 250.
Конкретные
темы станут известны за 15 минут до начала экзамена.
Слайд 4Формат экзаменационного сочинения
Сочинение – рассуждение на предложенную тему с использованием
аргументов из литературы.
Вы выбираете одну из пяти тем:
-
либо раскрываете предложенное вам высказывание,
- либо отвечаете на поставленный вопрос и доказываете собственную точку зрения примерами из литературы.
Слайд 5Критерии оценки
Сочинение оценивается по пяти критериям:
соответствие теме;
аргументация, привлечение
литературного материала;
композиция;
качество речи;
грамотность.
Для оценивания работы будут
применены 13 критериев.
Два из них по принципу зачет/незачет, остальные выражены в баллах.
Для общего зачета за сочинение необходимо получить минимум 7 положительных критериев, включая оба пункта без баллов.
Всего баллов 20, причем для зачета не обязательно набирать максимум.
Распределяются они так:
соответствие выбранной теме — от 0 до 2 баллов.
пунктуационные нормы — 1 ош./3 балла, 2-3/2 б., 4-5/1 б.
ошибки речи — отсутствуют или 1-2 ош./2 балла, 3-4/1 б.
соблюдение грамматических норм — 1 ош./ 2 балла, 2-3/1 б.
отсутствие орфографических ошибок — 1 ош./3 балла, 2-3/2 б., 4-5/1 б.
аргументации — до 2 баллов при использовании доказательств из литературы и жизни.
точность используемых фактов — литературная и другая достоверность аргументов и данных даст 1 балл.
оригинальность изложения — нестандартные выводы и необычная, но правильная аргументация могут дать 1 балл.
общая грамотность работы — малое количество любых ошибок по формуле 100 слов/4-5 ошибок принесет 2 балла.
качество речевого оформления — использование терминологии, логичность построения предложений даст 2 балла.
логика изложения и стиль построения сочинения — корректность и последовательность повествования принесет 2 балла...
Слайд 6Композиция
Вступление. 1 абзац (4-5 предложений)
О ключевых словах темы +
переход
Основная часть. 2-3 абзаца
Тезис +пример из литературы + микровывод
+ переход
Тезис +пример из литературы + микровывод + переход
{Тезис +пример из литературы + микровывод + переход}
Заключение. 1 абзац
Таким образом, ……………..
Повторить основной вопрос темы и дать краткий ответ.
Слайд 7Направления итогового сочинения
2018-2019
Отцы и дети
Мечта и реальность
Искусство и ремесло
Доброта и
жестокость
Месть и великодушие
Слайд 8Отцы и дети
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия,
связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов»
и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
Слайд 9Произведения и тезисы:
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.С. Пушкин:
«Евгений Онегин», «Капитанская дочка»;
А.Н. Островский, «Гроза»;
Л.Н. Толстой «Война и мир»;
И.А. Гончаров, «Обломов»;
Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание».
М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
В.Г. Распутин «Уроки французского»…
Тезисы по направлению «Отцы и дети»
* Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений
* Советы родителей очень много значат для детей
* По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах
* Не заботиться о своих родителях – значит предать их
* Не всегда родители несут добро своим детям
* Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы
* Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке
* Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал
Слайд 10Возможные формулировки :
401. Какие события и впечатления жизни помогают человеку
взрослеть?
402. Роль родительского наставления в жизни человека.
403. Почему
так важно сохранять связь между поколениями?
404. Согласны ли Вы с утверждением героя И.С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»?
405. Что может мешать отцам и детям понять друг друга?
406. Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?
407. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
408. Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
409. Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?
410. Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
411. В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?
421. «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
422. Какие ещё произведения отечественной литературы могли бы носить название или подзаголовок «Отцы и дети»?
Слайд 11Возможные формулировки:
427. Всегда ли ценны заветы отцов?
428. «Век нынешний
и век минувший»: причины конфликта.
429. В какие времена обостряется
конфликт «отцов и детей»?
430. Трудно ли быть взрослым?
431. Какую роль в становлении личности может играть семья?
441. Рождается ли истина в споре поколений?
442. «Отцы» и «дети»: соперники или союзники?
443. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?
444. Какое значение имеет пора юности в жизни человека?
445. Почему «отцы и дети» – вечная тема?
446. Какую роль в становлении личности могут играть старшие?
447. Что значит быть взрослым?
448. Важно ли человеку получить родительское напутствие?
449. В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь? 450. Родители и дети: спор или диалог?
451. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…»
Слайд 12Варианты вступлений:
1. «Отцы и дети» - вечная проблема, над решением
которой бьются многие поколения с древних времён и до наших
дней. Почему возникает конфликт между самыми близкими людьми – между отцами и детьми? Можно ли преодолеть разницу мировоззрений старших и младших? Какие непреходящие ценности связывают разные поколения? На эти сложные вопросы попробуем ответить на примере классических произведений.
Слайд 13Варианты вступлений:
2. Проблема «отцов и детей», «семейственности» не замыкается только
на кровнородственных отношениях. «Отцовство» в широком смысле слова предполагает любовь
старшего поколения к идущему на смену молодому, терпимость и мудрость, разумный совет и снисхождение. «Сыновство» же подразумевает уважительное отношение «детей» к прошлому и настоящему своего отечества, к тем культурным ценностям, которые «дети» наследуют. Но всегда ли возможны гармоничные отношения старшего и младшего поколений?
Слайд 14Варианты вступлений:
3. Отцы и дети – родные люди, иногда близкие
друг другу по духу, иногда далёкие по взглядам на мир.
В своем стремлении позаботиться о «детях», предостеречь от ошибок, уберечь от провалов «отцы» передают свой жизненный опыт: в наказах, наставлениях и в рассказах о прошлом. Так чем же ценен опыт «отцов» для молодого поколения? И всегда ли нужно следовать советам старших?
Слайд 15Варианты вступлений:
У каждого поколения свои взгляды на мир, честь, достоинство,
службу, любовь. Старшее поколение держится за обретенные в жизненном опыте
принципы, искренне полагая, что именно они являются истинными и правильными. В тот момент, когда подобный взгляд становится абсолютным, единственно возможным, и происходит столкновение с молодым поколением. «Дети» ищут свой путь и совершают свои ошибки и открытия, не всегда совпадающие с «отцовскими». Так можно ли найти компромисс?
Слайд 16«Дети» - зеркальные отражения «отцов»
Дети — достойные дети своих родителей:
А.С.Пушкин « Капитанская дочка», Л.Н.Толстой « Война и мир» ,
семья Ростовых и Болконских.
Дети — зеркальная копия пороков родителей: Д.И.Фонвизин «Недоросль», А.С.Грибоедов « Горе от ума», Н.В.Гоголь « Мёртвые души», Л.Н.Толстой « Война и мир» , семья Курагиных, А.Н.Островский «Гроза», И.А.Гончаров « Обломов».
Конфликт отцов и детей ( И.С.Тургенев « Отцы и дети»- идейный конфликт, А.Островский «Гроза»- семейный конфликт.)
Взаимопонимание отцов и детей ( А.М.Горький « Мать»)
Слайд 17«Отцы и дети» И.С. Тургенева
В романе И. С. Тургенева «Отцы
и дети» раскрываются некоторые причины, которые объясняют нежелание многих детей
перенимать опыт старших. Из личной истории Анны мы узнаем, что их отец разорился от бессмысленных и чрезмерных кутежей. В результате отец оставил детей на произвол судьбы, ведь женщины в то время не могли работать, а без капитала в качестве приданого они не могли выйти замуж. Он своей безответственностью перечеркнул их будущее. Из-за него Одинцова фактически продала себя, став женой нелюбимого человека. Она сделала это, чтобы обеспечить младшую сестру. Конечно, после этого доверие детей к отцам сильно ослабевает, и они уже не хотят ничему у них учиться. Таким образом, старшее поколение порой само дискредитирует себя перед потомками, поэтому они разрывают исторические связи между прошлым и будущим.
Слайд 18«Мертвые души» Н.В. Гоголя
В финальной главе поэмы Н. В. Гоголя
«Мертвые души» рассказывается о детстве главного героя Павла Ивановича Чичикова.
Его отец, безусловно, повлиял на его мировоззрение. Маленький Павлуша учился у него строжайшей экономии, а также усвоил с малых лет важность денег. Завет отца «Береги копейку» он запомнил на всю жизнь. Также отец научил сына угождать начальникам, дружить только с «чиновными и богатыми» и больше всего на свете ценить «копейку», ибо одна она не продаст и не обманет. Желая, видимо, порадовать отца, мальчик начал заниматься предпринимательством еще в школе, обрел беспринципность, которая позволила ему в дальнейшем перейти к серьезным махинациям. Отцовские заветы, с неверными ценностями, привели к закономерному итогу: Чичиков превратился в мошенника и афериста, который так и не нашел праведного и счастливого пути.
Слайд 19Драма «Гроза» А.Н. Островского
В характере Катерины сливаются нежность и удаль,
мечтательность и земная страстность, но самое главное в ней –
нравственная сила и душевная чистота. В семье Кабановых Катерина сталкивается с отношениями, миром, который давит, иссушает ее. Естественным выходом для натуры со столь «горячим сердцем», ограниченной в своем существовании рамками и семьи, не имеющей возможности для образования, жизни в обществе, - становится жажда любви, жизнь сердца. Любовь к Борису становится своего рода вызовом давящей силе обстоятельств.
Слайд 20Катерина
Трагедия Катерины в том, что ей некому
отдать всю силу
своего чувства. Прятаться, обманывать, лицемерить, как это делает Варвара, не
в натуре Катерины. Катерина выбирает для себя самую мучительную форму покаяния – публичную. Покаяние происходит во время грозы, и «страх» Катерины – это внутренний голос ее совести. Жизнь невыносима, любить – некого. Единственным достойным исходом, сохранения того лучшего, что в ней осталось, обретением гармонии, становится самоубийство.
Слайд 21Герои пьесы живут в особом состоянии мира – кризисном, напряженном,
катастрофическом. Раскол происходит внутри самого «темного царства», старого жизненного уклада.
Известный уже конфликт «старого» и «нового» предстает как борьба отживающих, омертвелых традиций, утративших живое содержание, и того, что в этих же самых патриархальных традициях не утеряло своей ценности, способно к обновлению. Этот конфликт «мертвого» и «живого» наиболее полно выражен в противостоянии Кабанихи и Катерины.
Основной конфликт «отцов и детей» в пьесе А. Н. Островского лежит в сфере этической. Слишком разное понимание нравственных норм у Катерины Кабановой и всех остальных персонажей пьесы, и непримиримость этих двух позиций неизбежно должна привести к результату трагическому.
Слайд 22«Отцы», старшее поколение не всегда являют собой образцы для подражания,
не всегда обладают истинными ценностями и верными жизненными ориентирами. Так,
в драме «Гроза» А.Н. Островского и Марфа Игнатьевна Кабанова, и Дикой – антигерои, воплощающие в себе многочисленные пороки. Кабаниха с сильным характером, умная, но главное в ней – формализм, ханжество и лицемерие. Она убежденная, принципиальная сторонница старых, узаконенных норм и правил жизни. Из старых жизненных принципов Марфа Игнатьевна извлекает самые жестокие и «мертвые». Под маской закона Кабаниха скрывает самодурство и деспотизм пострашнее, чем у Дикого. Ее вполне устраивает, если человек (например, ее дочь, Варвара) будет грешить в тайне, скрытно. Но на людях должно лицемерно соблюдать видимость приличий. Этого она требует и от своей невестки. Катерина же способна жить, любить, действовать только «от души», искренно и свободно. «Дети» порой оказываются лучше, чище и свободнее, чем поколение «отцов».
Слайд 23«Станционный смотритель» А.С. Пушкина (очень сильное огрубление смысла)
Неблагодарность к родителям
– это всегда трагедия, как для отцов, так и для
детей, просто не все вовремя осознают ее пагубное влияние на судьбу человека. Такой пример описал А. С. Пушкин в книге «Станционный смотритель». Дуня счастливо жила с отцом и вела их скромное хозяйство, пока к ним не пожаловал очередной гость. Это был ротмистр Минский, которого сразу же поразила красота героини. Гусар «внезапно заболел» и остался у смотрителя в доме на несколько дней, а дочка Самсона простодушно ухаживала за ним. Отец ничего не подозревал и отпустил дочь в церковь, куда ее подвез ротмистр после выздоровления. Однако девушка так и не вернулась домой, отправившись в столицу. Разумеется, Вырин выпросил отпуск, чтобы найти дочь. Однако там его ждал холодный прием: Самсона Вырина выставили за дверь. Потеряв надежду, он спился и вскоре умер от тоски. Спустя несколько лет Дуня приезжает на могилу отца, но уже слишком поздно…
Слайд 24«Дубровский» А.С. Пушкин
А. С. Пушкин в книге «Дубровский» описал конфликт
отцов и детей, который завершился трагически для обеих сторон. Троекуров
решил выгодно выдать дочь замуж за богача Верейского, который еще и жил неподалеку. Однако его не смутило то обстоятельство, что этот брак был неравен: Маша была юной девушкой, а ее жених — стариком. Конечно же, героиня бросилась отцу в ноги с мольбой избавить ее от ненавистного бремени. Она полюбила Дубровского и хотела стать его женой. Но Кирилла Петрович был не из сентиментальных отцов и просто запер дочь дома в ожидании свадьбы. Тогда Маша отправила письмо Верейскому с просьбой о расторжении помолвки, но это лишь ускорило подготовку к венчанию пары. Владимир не знал о переносе даты и прибыл поздно, героиня уже была повенчана и отказалась идти с ним. Так, отец обрек родную дочь на полную горя жизнь в объятиях нелюбимого человека. Вряд ли она когда-нибудь его простит, отношения в семье навсегда испорчены. Вот к чему ведет противостояние поколений, если его вовремя не прекратить.
Слайд 25А. С. Пушкин в книге «Дубровский» привел пример того, как
отец и сын могут хорошо понимать друг друга, если они
оба являются честными и благородными людьми. Владимир любил своего родителя и по первому его зову приехал в Кистенёвку. Оба героя очень похожи: горды, смелы и принципиальны. Старший Дубровский не вынес оскорбления и умер, но с достоинством отстаивал свою независимость от богатого соседа. Он один не любезничал с всемогущим Троекуровым, а держался с ним наравне, как будто разницы между ними и не было. Таким же вырос и Владимир. Он не пытался попросить врага отступить, не просил и не умолял, хотя эти земли были его единственным достоянием. Герой выгнал Троекурова прочь, а потом сжег родной дом, который присвоил себе сосед. Без сомнения, его дальнейшие поступки были бы полностью оправданы отцом, он гордился бы своим мальчиком. Поэтому я не согласен с тем, что отцы и дети непременно должны враждовать или же не находить общего языка. Это не вечный конфликт всех со всеми, а частные случаи, которые легко исправить, если захотеть.
Слайд 26«Обломов» И.А. Гончаров
Будущее детей во многом зависит от прошлого отцов,
которые вложили в потомков то, что хотели. Например, И. А.
Гончаров описал в романе «Обломов» пример правильного воспитания подрастающего поколения. Штольц-старший не баловал сына, но заботился о его образовании. Дома он получил все необходимые для жизни навыки и умения. В юности Андрей отправился покорять большой город без денег и протекции отца. Старик мудро рассудил, что дорогу юноша должен пробивать себе сам. Эта суровая наука дисциплинировала и мотивировала героя. Он стал успешным предпринимателем, который добился всего самостоятельно. У него развились полезные качества: умения экономить и договариваться, обходительность и рассудительность, деловитость и трудолюбие. В отличие от своего друга Обломова, Штольц реализовал свой потенциал и двигался вперед. Очевидно, что правильное воспитание может определить будущее ребенка.
Слайд 27Стихотворения:
«Внимая ужасам войны..» Н.А. Некрасов
О безусловной материнской любви
«Письмо матери»
Е. Есенин
В стихотворении поэт обращается к матери и просит ее
не тревожится о нем, не верить слухам и обещает по весне вернуться в родной дом. И в то же время напоминает, что он уже не тот мальчишка, которого нужно учить, а уставший мужчина, желающий отдохнуть от тоски мятежной в обществе самого родного и близкого человека. Несмотря на различность взглядов на жизнь, мать все же остается для поэта единственной душевной отрадой.
«Бабушке» М. Цветаева
Стихотворение, посвященное бабушке, которую Цветаева видела только на портрете. В своем произведении поэтесса ищет схожесть с умершей бабушкой как внешнюю, так и духовную, пытается уловить «бунтарские» черты характера, угадать радости и переживания женщины. В стихотворении не рассматривается конфликт поколений, наоборот поэтесса хочет восстановить утраченную связь времен.