Слайд 1www.otkazniki.ru
Что надо знать волонтеру
о детях из детского дома
Слайд 2 Возможность нашей успешной адаптации в социуме и выстраивания отношения с
другими людьми во взрослой жизни во многом зависит от того,
как прошло наше детство.
Слайд 3 Черепаха оставляет своих детенышей самостоятельно рождаться в мир
Человеческий детеныш
не может выжить самостоятельно в течение нескольких первых лет жизни
Слайд 4Для того, чтобы в будущем уметь устанавливать долговременные отношения с
людьми, у ребенка должна сформироваться «правильная» привязанность к постоянному значимому
взрослому
Потребность в заботящемся «личном»
взрослом – врожденная и базовая
потребность ребенка.
Слайд 5Формирование психики ребенка происходит в первые годы жизни
благодаря взаимодействию
со значимыми взрослыми.
ОСНОВА ЛИЧНОСТИ
я существую
это хорошо
Слайд 6 В течение первого года жизни формируются основы эмпатии –
навыков
понимания
чувств других людей,
основы для выстраивания
любых отношений.
Слайд 7Во всех культурах и традициях период выхода ребенка в условия
социума
и коллективных форм
проведения времени
происходит в среднем
с
6-9 лет.
Слайд 8
Последствия разрыва со значимым взрослым или его отсутствия:
отставание в физическом
умственном развитии,
ослабленный иммунитет,
проблемы в усвоении социальных навыков,
неврологические
нарушения (навязчивые движения, сосание пальцев, нанесение себе повреждений),
сложности в установлении долговременных отношений
сложности с освоением родительской роли в будущем.
Слайд 9Проживание в условиях
«коллективного» воспитания,
формирует определенные
поведенческие навыки.
В
результате мы получаем взрослого человека, которому сложно жить в мире
индивидуальных
домохозяйств, самостоятельно действовать, и выстраивать отношения с людьми.
Слайд 10Дети в учреждениях,
это обычные дети, которые :
Потеряли семью и
переживают это
Могли не иметь никакого опыта привязанности
Испытывают чувство одиночества
Испытывают напряжение
и тревогу
Могут находится в депрессии
Возможно переживали насилие
Чувствуют себя «исключенными» из общества
Привыкают получать из своего статуса «бонусы»
Слайд 11Детям до 7- 8 лет необходима долговременная привязанность и семья
ВАЖНО!
Детям с 7- 8 лет можно объяснить, что такое
дружба
Слайд 12 Волонтеры полезны,
если соблюдается:
Постоянность состава волонтеров
Регулярность
поездок
Подготовленность волонтеров
Существует эмоциональная и психологическая поддержка волонтеров
Продуманность программы участие волонтеров
в жизни детей
Слайд 13Универсальная проверка пользы волонтерской деятельности :
Чем поможет то, что я
делаю сегодня, этому конкретному ребенку, когда в 18 лет он
окажется один за порогом учреждения?
Слайд 14Что надо знать волонтеру:
Особенности ситуации в которой находятся дети
Психологические особенности
детей в условиях дефицита или отсутствия привязанности
Правила безопасного взаимодействия с
детьми (границы, договоренности)
Правила взаимодействия с сотрудниками и руководством учреждения
Минимальные основы возрастной психологии
Практические навыки содержательной части вашей работы(мастер-классы, тренинги, арт-терапия, и т.п.)
Слайд 15Почему важны границы?
Безопасность ребенка:
ребенок уже имеет опыт травмировавшего его
расставания
ребенок нуждается в постоянной привязанности и готов верить в
минимальные ее признаки, он не умеет рационально оценить ситуацию
в условиях коллективного учреждения у детей практически нет личного пространства и вещей, того, что является основной для умения выстраивать границы коммуникации, помогите детям их обрести!
Безопасность взрослого:
человек не всегда готов нести ответственность за то, что он вольно или невольно пообещал, это может привести к тяжелым эмоциональным (в лучшем случае) последствиям
в нашем мире есть четкие представления о дозволенных границах; ребенок, у которого их нет, может быть очень навязчивым (звонить ночью, неожиданно появляться у вас дома, если вы дали адрес и т.п.)
Слайд 16Волонтер VS персонал
Вы приезжаете на несколько часов в месяц или
в день,
персонал находится с детьми все время
Уклад жизни интернатного
учреждения - устоявшаяся система, вторжение любых дополнительных и внешних элементов нарушает баланс и после вашего отъезда персоналу становится объективно сложнее справиться с детьми
Выводы:
Ваше уважительное отношение к персоналу позволит им сохранять хорошее отношение к детям.
Понимая, что у вашей работы есть негативные для них последствия, заранее обсудите эти моменты и предложите помощь.
Если у вас есть подозрение на жестокое обращение с детьми, сначала обсудите это с руководством вашей организации, потом с руководством учреждения и лишь если свидетельства очевидны, а понимания вы не находите, нужно обращаться во внешние структуры
Слайд 17 Основная цель волонтеров в учреждении -
помочь ребенку выйти из него в
мир
более защищенным и подготовленным
Волонтеры могут стать ключиком к внешнему миру, к новым знаниям, к возможности облегчить свои переживания через арт-терапию.
Но что бы ни делали волонтеры,
самое главное для детей –
опыт постоянных
и надежных
дружеских отношений.
Слайд 18 Мир должен быть ЕДИНЫМ!
Если в учреждение регулярно приезжают волонтеры,
шансы на успешную адаптацию и социализацию детей существенно повышаются