Слайд 1 www.sfu-kras.ru
http://ivo.institute.sfu-kras.ru
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Общественно-государственная
подготовка
Военно-педагогическое наследие русских полководцев
Слайд 2Формирование системы воспитания офицеров русской армии.
Воспитание офицерского корпуса в годы
Советской власти.
3 Значение военно-педагогического наследия для деятельности офицерских кадров
в современных условиях.
Учебные вопросы:
Слайд 3Литература:
Драгомиров М.И. Условия успешного образования и воспитания солдата. – М.:
Воениздат, 1956.
Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России.
– М.: Воениздат, 1990.
Полторак С.Н. Военная подготовка. – М.: Гардарики, 2004. – С. 175-193.
Слайд 5
Научно-педагогический багаж цвета хаки складывался веками. Периодизацию
истории военной школы правомерно рассматривать как целостную систему с реформаторской
эпохи Петра I.
В конце XVII — начале XVIII века, в период создания регулярной армии, зарождалась самобытная система обучения и воспитания воинов.
Для формирования национального офицерского корпуса по указу Петра I были созданы бомбардирская школа в Преображенском полку (1698—1699 гг.), инженерная, математическая, медицинская, иностранных языков, навигационная школы в Москве и морская академия, артиллерийское училище в Петербурге.
Открыты 50 гарнизонных унтер-офицерских школ.
Слайд 6Петр I- создатель нового офицерского корпуса
Петровский офицер
мог водить солдат в атаку, воодушевляя их собственным примером, а
через несколько дней уже скакал в одну из европейских стран с дипломатическим поручением. Как и задумывал Петр I, офицеры стали его надежными помощниками в реформировании не только армии, но и всего государственного устройства.
Слайд 7Офицеры
Создавая регулярную армию, Петр I особую роль отводил командным
кадрам. «Офицеры суть солдатам, яко отцы детям, того ради надлежит
их равным отеческим образом содержать», – отметил он в одном из приказов.
Царь-реформатор стремился не просто организовать подготовку офицеров как военных профессионалов, но и дать им особый социальный статус. «Офицерам всем дворянство и первое место», – пометил Петр I в своей записной книжке.
Этому принципу он следовал неукоснительно. Царь намеренно ставил офицеров не просто вровень с родовым дворянством, он отдавал им первенство, видя в них не только военных профессионалов, но и свою опору в деле переустройства государства.
Слайд 8Система офицерских чинов
Созданную систему офицерских чинов Петр закрепил в
Воинском уставе 1716 года. В нем воинские чины подразделялись на
четыре группы: генеральские, штаб-офицерские, обер-офицерские, унтер-офицерские.
К генеральским чинам были отнесены чины от генералиссимуса до бригадира,
к штаб-офицерским – от полковника до майора (последний подразделялся на две степени: премьер- и секунд-майор),
к обер-офицерским – от капитана до прапорщика.
К унтер-офицерам были отнесены младшие командиры, не являющиеся офицерами: урядник, вахмистр, фурьер, каптенармус, подпрапорщик и капрал.
Слайд 9Офицерская каста
Военные чины были значительно выше соответствующих им
по классу гражданских и придворных чинов. C получением человеком любого
сословия первого офицерского чина фендрика, а с 1730 г. – прапорщика, он становился потомственным дворянином.
На гражданской службе потомственное дворянство давал только чин коллежского асессора (VIII класс).
В армии чины одинакового наименования в зависимости от рода войск находились в различных классах, в привилегированном положении находилась гвардия – первенство в два чина по сравнению с сухопутными войсками, а также – моряки и артиллеристы, они опережали «сухопутчиков» на один чин.
Слайд 10Офицерская каста
военное обучение и воспитание были подчинены главной
задаче - обеспечению победы в бою и имели ярко выраженную
практическую направленность.
Слайд 11Александр Данилович Менщиков
В июле 1706 г. Меншиков утвердил «Артикул
краткий» – наставление для обучения драгун военному ремеслу. Воспитывая чувства
воинского долга, чести и патриотизма, «Артикул» особенно подчеркивал требования дисциплины и порядка в войсках. В числе этих требований было и предписание относительно женского пола: «Никакой явной блудницы у войска ни в гарнизоне, ни в походе, в обозе не держать, но доносить и того же часу через профоса выгнать».
Слайд 13РУМЯНЦЕВ-ЗАДУНАЙСКИЙ Петр Александрович
Румянцев был истинным гением войны, задавшим русской военной
машине такую направленность и силу движения, что она сказывалась и
спустя полвека, уже в эпоху наполеоновских войн. Под его началом выросла целая плеяда знаменитых русских полководцев, включая Суворова и Кутузова.
Слайд 14Пётр Алекса́ндрович Румя́нцев-Задуна́йский
Кутузов называл Румянцева наимудрейшим и
наиславнейшим полководцем.
По инициативе Румянцева в 1761 г. создана
в русской армии легкая пехота – егеря.
Назначение егерей - поддерживать действия легкой конницы.
В егерские войска отбирались солдаты «самого лучшего, проворного и здорового состояния».
Егеря готовились для действий в рассыпном строю («в рассыпку»)
Слайд 15РУМЯНЦЕВ-ЗАДУНАЙСКИЙ Петр Александрович
Поучения и наставления свои полководец собрал в 1770
году в «Обряд служб», ставший на долгое время строевым и
боевым уставом российской армии. Естественно, что в великой румянцевской школе появились такие военные просветители и гуманисты, как Г. Потемкин, П. Панин, В. Репнин, А. Суворов…
Слайд 16РУМЯНЦЕВ-ЗАДУНАЙСКИЙ Петр Александрович
"Инструкция полковничья пехотного полку", глава пятая которой
носит название "Чему новоприверстанного в полку рекрута и всех солдат
вообще научать надлежит"
Согласно инструкции, ротный командир должен был лично познакомиться с каждым вновь прибывшим рекрутом, "в разные случаи несколько времени разговаривать с ним", "примечать его склонность, привычки", сохраняя за собой и унтер-офицерами общий надзор, поручить его затем "надежному и добронравному солдату, чтоб он ежечасно того нового солдата обучал не только порядочному поведению, но как обуться, одеться и дать себе добрый вид".
Слайд 17РУМЯНЦЕВ-ЗАДУНАЙСКИЙ Петр Александрович
Целью военных действий для фельдмаршала являлось
не занятие территории, крепости или города, а уничтожение живой силы
неприятельской армии.
"Коль ни давно уже упражняюсь всегда в одном ремесле, - писал Румянцев, - но ни испытание и ничто другое не могло мне никогда присоветовать за лучшее предпринимать такие дела, в которых получаемые успехи не делали бы преломления силам противных и не подавали бы по себе следствий решительных"
Румянцев совершенно справедливо полагал, что разгром войск противника будет иметь своим неизбежным следствием занятие его территории и приведет к выигрышу всей войны в целом.
"Никто не покорял города, не разделавшись прежде с силами, его защищающими", -- говорил Румянцев, критикуя действия генерала Голицына под Хотином в 1769 г
Слайд 18РУМЯНЦЕВ-ЗАДУНАЙСКИЙ Петр Александрович
Занимаясь теорией военного искусства, Румянцев не ограничивал
своих исследований изучением специфических, одних только военно-технических его сторон. Он
усматривал прямую связь между политикой и войной. Признание влияния "дел политических", которые "дают правила военным", распространялось им и на обстановку, складывавшуюся непосредственно на самом театре военных действий . Понимание связи политики и войны проходит красной нитью через всю полководческую деятельность Румянцева.
Слайд 19Воспитание офицера
Фельдмаршал Румянцев как-то утром встретился территории своего лагеря
у одной из палаток майора в домашнем халате и колпаке.
Тот хотел скрыться, но главнокомандующий взял его под руку и, разговаривая о пустяках, повёл по лагерю под всеобщее обозрение. Офицер был готов сквозь землю провалиться. В довершении всего фельдмаршал завёл майора в свой шатер, где в присутствии свиты генералов угостил его чаем и лишь затем отпустил, так и не сделав никакого замечания.
Слайд 20
Князь Потемкин – Таврический Григорий Александрович
Обращая внимание на
необходимость самого серьезного подхода к обучению и воспитанию солдат, Потемкин
требовал, чтобы офицеры обучали подчиненных, «избегая сколько можно бесчеловечных и в обычай приведенных к сему побои, творящих службу отвратительною, но ласковым и терпеливым всего истолкованием...»
Слайд 21
Князь Потемкин – Таврический Григорий Александрович
2 февраля 1784г.
произведен в генерал-фельдмаршалы и президенты Военной коллегии. Провёл некоторые преобразования
в строевой службе и экипировке русской армии (прекратил использование пудры, уничтожил косички и букли, ввёл для солдат лёгкие сапоги). В решении стратегических вопросов опирался на полководческое искусство П. А. Румянцева, А. В. Суворова
Суворов А В в 1789г. писал о нем: "Он честный человек, он добрый человек, он великий человек: щастье мое за него умереть".
Слайд 22Федор Федорович Ушаков
"... Нельзя соблюсти всех правил эволюции,
иногда нужно делать несходное с оною, не удаляясь, однако, от
главных правил, если возможно". И Ушаков не задумывался, когда нужно "делать несходное" с усвоенным раньше.
Ушаков же в сражениях при Фидониси, Керчи, Тендре и Калиакрии в Средиземноморском походе применил новую маневренную наступательную тактику.
Ушаков всячески поддерживал традиции и обычаи флота. И если у моряков было инстинктивное тяготение друг к другу, единение вокруг корабля, вокруг эскадры, флота, то великий русский адмирал включал это в факторы победы и развивал эти чувства. Недаром он всегда четко и в то же время широко, панорамно ставил задачи перед подчиненными командирами и даже пытался разъяснить морякам смысл задачи, дела, сражения, экспедиции, повышая их боеготовность.
Слайд 23В 1796 г. Воцарился на российский престол Император Павел Первый
Слайд 24
Генералиссимус Александр Васильевич Суворов- Рымникский,
князь, граф Италийский
13 (24) ноября 1729 — 6 (18) мая 1800
Слайд 25Александр Васильевич Суворов
Суворов оставил большое теоретическое наследство, особенно в
области тактики и методики подготовки войск, выраженное в многочисленных приказах
и наставлениях (а также отчасти в переписке). В ряду всех подобных суворовских документов выдающееся место, бесспорно, занимает «Наука побеждать».
Слайд 26
Сущность своих нововведений он выразил в лаконичной формуле «глазомер, быстрота,
натиск».
Применение этого принципа требовало от офицеров и солдат личной
инициативы, взаимной выручки, целеустремленности.
Полководец стремился не к вытеснению противника с территории, а к полному его разгрому в результате резкого изменения ситуации на театре военных действий.
Его действия сводились к принципу «увидеть — победить»
Слайд 28Генерал-фельдмаршал Михаил Богданович Барклай де Толли
С 20
января 1810г по сентябрь 1812 года — военный министр. Провёл
большую работу по усилению армии. Руководил изданием «Учреждения для управления большой действующей армией», в котором определялись права и обязанности высших начальников и штат полевого штаба.
Ввёл корпусную организацию войск и новые воинские уставы.
Добился усовершенствований в боевой подготовке и довольствии войск, увеличения численности армии и строительства новых крепостей.
Полный кавалер ордена Святого Георгия
Слайд 29Михаил Илларионович Кутузов
Осенью 1794 г. Кутузов был назначен главным
директором сухопутного кадетского корпуса в Петербурге
Кутузов прежде всего изменил
методику преподавания тактики, насытив занятия примерами из боевого опыта, и ввел чтение лекций по курсу военной истории. Основные лекции по этим военным, предметам Кутузов читал сам. Он приводил много ярких боевых примеров, что позволяло будущим офицерам сознательно усваивать основы военного искусства.
Кутузов развивал у своих воспитанников необходимые для офицера качества: преданность родине, дисциплинированность, инициативу, волю, решительность, воинское товарищество, любовь к солдату, чувство ответственности за порученное дело. Он часто говорил: «Каковы офицеры - такова и армия».
Слайд 30Михаил Илларионович Кутузов
Михаил Илларионович вел педагогическую работу в соединенной
солдатской школе, находившейся при основной дворянской школе для обучения детей
солдат.
Кутузову в это время было 14 лет. Изучая военные науки в дополнительном классе, совершенствуя свои знания, он вместе с тем преподавал арифметику и геометрию.
21 августа 1762 г. Кутузов был произведен в чин капитана и назначен командиром роты Астраханского пехотного полка, которым командовал полковник А. В. Суворов Суворов, вернувшись из походов Семилетней войны, резко изменил методы боевой подготовки войск. Молодой офицер Кутузов перенял от своего командира новые методы обучения и воспитания солдат и офицеров. От Суворова он унаследовал твердое убеждение, что главная сила русской армии в ее солдате, что, завоевав доверие и любовь солдат, можно требовать от них высшегo напряжения на войне и победы в боях
Суворов дал следующую характеристику Кутузову как дипломату: «Ой умен, ой хитер, его никто не обманет».
Слайд 31Николай I
Николай I далеко превзошел своего ранее царствовавшего брата Александра.
Об этом свидетельствует изданный в 1831 году устав о строевой
службе, главная идея которого заключалась в обеспечении выработки у солдат автоматических действий.
Слайд 32НАХИМОВ ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ
За 38 лет морской службы осуществил 32
кампании, побывал почти во всех морях планеты. В Крымскую войну
(1853-1856), командуя эскадрой Черноморского флот, разгромил турок в Синопском сражении. Один из организаторов и руководителей обороны Севастополя (1854-1855).
Слайд 33
.Он был назначен командиром линейного корабля "Силистрия", и одиннадцать
лет его дальнейшей службы прошли на этом линкоре. Отдавая все
силы работе с экипажем, внушая подчиненным любовь к морскому делу, Павел Степанович сделал "Силистрию" образцовым кораблем, а свое имя популярным на Черноморском флоте. На первое место он ставил флотскую выучку экипажа, был строг и требователен к подчиненным, но имел доброе сердце, открытое для сочувствия и проявлений морского братства.
НАХИМОВ ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ
Слайд 34Михаил Иванович Драгомиров
Драгомиров разработал стройную систему обучения и воспитания.
Она в наибольшей степени учитывала конкретно-историческую ситуацию, специфику русского национального
характера и соответствовала последним достижением военно-теоретической мысли России и зарубежных стран того времени.
Слайд 35Михаил Иванович Драгомиров
Драгомиров писал: «Все дело воспитания и образования
войск приводится к весьма немногим идеям: 1) ставить воспитание выше
образования; 2) переходить от анализа к синтезу (т. е. учить делу по частям, но на этом не останавливаться, непременно соединять эти части в одно, так как они соединяются при действии против неприятеля); 3) учить целесообразно; 4) развить внимание людей в военном направлении; 5) приучить их встречать неожиданности быстро, но несуетливо; 6) вести занятия так, чтобы ни один шаг в них не противоречил закону выручки своих; 7) ознакомить различные роды оружия со взаимными их свойствами; 8) вести маневры так, чтобы «всякий воин понимал свой маневр»; 9) устранять все, способствующее развитию самосохранения и поощрять все, благоприятствующее самоотвержению, и потому давать практику в преодолении чувства опасности; 10) учить показом , а не рассказом; 11) остерегаться примерного исполнения чего бы то ни было в мере, допускаемой мирною практикою, – вот и все.
Слайд 36Михаил Иванович Драгомиров
«Цель воспитания, – писал он, – выражается
в двух словах: нужно, чтобы солдат был надежен, т.е. правдив
и исполнял свои обязанности всегда одинаково, как на глазах у начальника, так и за глазами»
Исходя из верного понимания того, что в бою приходится считаться не с одними потерями в людях и орудиях, но и с утратой порядка, мужества, доверия, сплоченности, внутренней силы и духа войск, пишет Драгомиров, справедливо считать, что «важнейшим военным элементом является человек; а важнейшим свойством человека — его нравственная энергия», в таком случае «победа будет, до известной степени, в руках той армии, в которой солдаты проникнуты решимостью добыть ее, хотя бы ценою собственной гибели, ибо тот только может победить, т.е. погубить другого, кто сам способен решиться на погибель».
Слайд 37Михаил Иванович Драгомиров
Для войны, – писал он, – прежде
и главнее всего нужен человек цельный. т.е. гармонически развитый»
«Начальники солдат
должны быть как отцы детям». Забытое офицерами указание Петра I Драгомиров развил еще полнее в выпущенной им «Солдатской памятке», где сказано:
«Зри в части семью; в начальнике — отца; в товарище — родного брата; в подначальном — меньшого родню: тогда и весело, и дружно, и все нипочем».
Слайд 38Михаил Иванович Драгомиров
М. И. Драгомировым было написано значительное количество
военно-педагогических работ, его по праву считают создателем военной педагогики как
науки. Его система сформировала основные подходы к военному обучению и воспитанию. М. И. Драгомировым были возрождены суворовские идеи бережного отношения к военному человеку. «Кто не бережет солдата, – говорил он, – тот недостоин чести им командовать». О действенности военно-педагогической системы М. И. Драгомирова свидетельствуют победы его дивизии во время русско-турецкой войны.
Слайд 40Михаил Иванович Драгомиров
. Горстка русских и болгар на перевале защищалась из последних
сил, неприятель почти уже одержал над нею полную победу, как
вдруг к оборонявшимся подоспело сильное подкрепление — части 14-й пехотной дивизии Драгомирова. В 30 градусную жару, не смыкая глаз, они за 4 дня совершили 160 километровый марш и с марша вступили в бой. Мощная контратака драгомировских молодцов позволила быстро отбросить штурмовые колонны османов от перевала. Вслед за тем еще три дня продолжались ожесточенные бои за Шипку; Сулейман-паша все не верил, что ключ к победе, который он уже держал у себя, вдруг выскользнул у него из рук. Воины 14-й пехотной дивизии проявили себя в этом многодневном сражении блестяще, и хотя оттеснить противника подальше от перевала не удалось, сам он остался в руках русских войск.
Слайд 41СКОБЕЛЕВ МИХАИЛ ДМИТРИЕВИЧ 1843-1882
В боях Скобелев показал себя
прекрасным тактиком — впервые его пехотинцы, действовавшие в рассыпном строю,
атаковали вражеские укрепления перебежками, что заметно снизило потери. Это было новым словом в военном искусстве того времени.
«Стрелять должны вы, а не противник», — учил генерал своих солдат.
Слайд 42вице-адмирал Степан Осипович Макаров
Занимался океанологическими исследованиями.
Публиковал научные монографии.
Изобрёл наконечник к артиллерийским снарядам, что увеличило их пробивную силу.
Разработал морскую тактику броненосного флота,
систему обучения и воспитания личного состава флота.
Заслужил звание «беспокойного адмирала». Называли его «победителем брони», «дедушкой минного флота»,
«отцом ледокольного флота»,
«великим учителем военных моряков».
Слайд 44Унтер-офицер
Институт унтер-офицеров в Русской армии существовал с 1716 по 1917
г. Воинский устав 1716 г. к унтер-офицерам относил: сержанта -
в пехоте, вахмистра - в кавалерии, каптенармуса, подпрапорщика, капрала, ротного писаря, денщика и ефрейтора. Положение унтер-офицера в военной иерархии определялось так: «Те, которые ниже прапорщика, свое место имеют, называются «унтер-офицеры», т.е. нижние начальные люди».
Согласно уставу унтер-офицерам вверялись первоначальное обучение солдат, постоянный и бдительный надзор за нижними чинами, наблюдение за внутренним порядком в роте. Позднее (1764 г.) законодательство закрепило за унтер-офицером обязанность не только обучать нижние чины, но и воспитывать их.
Слайд 45Роль унтер-офицеров
Унтер-офицеры играли заметную роль и в решении такой
важной задачи, как обучение солдат грамоте, а новобранцев национальных окраин
- знанию русского языка. Данная проблема приобретала стратегическое значение: армия превращалась во «всероссийскую школу образования». Унтер-офицеры весьма охотно занимались с солдатами письмом и арифметикой, хотя времени для этого было крайне мало. Усилия приносили свои плоды - процент неграмотных солдат сокращался. Если в 1881 г. их было 75,9 процента, то в 1901 г. - 40,3.
В боевой обстановке подавляющее большинство унтер-офицеров отличалось отменной храбростью, увлекало за собой солдат. В русско-японской войне унтер-офицеры часто исполняли обязанности офицеров, призванных из запаса.
Слайд 46Высший командный состав российской армии в 1914 году
Разразившая в
августе 1914 Первая мировая война, несмотря на ряд одержанных над
врагом побед, в общем и целом складывалась неудачно для России. Причин тому немало. И одна из них, безусловно, заключалась в неумелых действиях соединений и объединений Российской армии - дивизий, корпусов и армий. То есть высший командный состав зачастую не соответствовал лучшим стандартам того времени, что давало право руководству германского Генерального штаба говорить: "В борьбе с русскими войсками мы сможем себе позволить действия, на которые не дерзнули бы с равноценным противником…"
Слайд 48Тухачевский Михаил Николаевич
С мая 1918 был назначен комиссаром Московского
района обороны. Принимал участие в формировании и обучении регулярных частей
РККА, отдавая предпочтение командным кадрам из пролетариата.
Слайд 49Тухачевский Михаил Николаевич
С авг. 1921 возглавил Военную академию РККА.
В 1931 был назначен зам. председателя Реввоенсовета СССР, начальником вооружений
РККА.
В 1934 стал зам., а с 1936 первым зам. наркома обороны СССР. В 1933 был награжден орденом Ленина, в 1935 Тухачевскому было присвоено звание Маршала Советского Союза.
Слайд 50Тухачевский Михаил Николаевич
Тухачевский занимался созданием и обучением новой армии
с современным вооружением, включающим танковые части, авиацию, ракетное оружие.
Эту
армию он собирался возглавить в приближающейся войне с фашистской Германией
Слайд 51Красная армия
Красная армия создавалась на основе следующих принципов:
Классовость — армия создавалась
как классовая организация. Из общего правила было сделано одно исключение:
в Красную армию призывались офицеры старой армии, многие из которых к рабочим и крестьянам отношения не имели. Для того, чтобы осуществлять контроль за их поведением и недопущению с их стороны диверсионной, шпионской, вредительской и иной подрывной деятельности (а также в других целях) было создано Всероссийское бюро военных комиссаров, с 1919 — Политическое управление РВСР (на правах отдельного подразделения ЦК РКП/б/, затем ЦК РКП/б/, включавше в себя политический состав Армии.
Интернационализм — этот принцип предполагал допуск в Красную армию не только граждан Российской республики, но и иностранных трудящихся.
Выборность командного состава — в течение нескольких месяцев после декрета командный состав выбирался. Но в апреле 1918 года принцип выборности был отменен. Командиры всех уровней и рангов стали назначаться соответствующим государственным органом.
Двуначалие — кроме командного состава в управлении вооружёнными силами на всех уровнях активное участие принимали военные комиссары.
Слайд 52Новая военно-педагогическая система формировала негативное отношение к врагам революции, чему
в значительной степени способствовало политическое обучение. Для этого 6 апреля
1918 г. был учрежден институт военных комиссаров, а 14 октября 1919 г. – институт политруков рот. В общей системе воспитания главное внимание уделялось формированию политической сознательности, бдительности к проискам врагов Советской власти и поддержанию дисциплинированности. В апреле 1918 г. утвердили текст первой советской военной присяги, в 1919 г. ввели воинские уставы. Каждому военнослужащему выдавалась специальная «Служебная книжка красноармейца», своего рода военно-политический учебник, целый раздел которого был посвящен суворовской «Науке побеждать».
Красная Армия
Слайд 53Дмитрий Иванович Фурманов
В 1918 вышел декрет СНК о введении в
Красной Армии института военных комиссаров
Слайд 54Красная Армия
В начале своего существования Красная армия отказалась от использования
профессиональных офицеров, считая их наследием царского режима. Руководить частями Красной
армии были назначены «командиры». В армии были отменены погоны и воинские звания. Для различия личного состава по старшинству использовались исключительно названия должностей, например, комдив (командир дивизии), комкор (командир корпуса) и т. д.
22 сентября 1935 года ЦИК и СНК СССР устанавливают для всех военнослужащих персональные воинские звания. Переход к ним осуществился только к осени. В декабре 1935 вводятся знаки отличия по званиям. Для отличия званий, с 1935 по 1943 использовались петлицы . В 1940 году в Красной армии вводятся генеральские звания. Инициатором данного нововведения стал К. Е. Ворошилов. В армии появилось звание Маршала, а генеральские звания были введены вместо «комбрига», «комдива», «комкора» и «командарма».
В 1943 году в армии вводятся погоны и вводится в обращение наименование «офицер».
Слайд 55Воинские звания 1943 года
Несмотря на то,
что воинские звания РККА образца 1943 года разрабатывались на основе
царских, они, тем не менее, не являются точной их копией. В первую очередь можно отметить следующие различия:
не были восстановлены унтер-офицерские чины фельдфебель, вахмистр (кавалерийский чин);
не были восстановлены обер-офицерские чины подпоручик, поручик, штабс-капитан;
чин прапорщика (на старославянском — «знаменосец», от «прапор» — знамя), относившийся в царской армии к обер-офицерским, в Советской Армии был учреждён только в 1972 году. Звания «прапорщик», «старший прапорщик» выделены в отдельную категорию, и к офицерским не относятся;
Не были восстановлены чины, существовавшие только в кавалерии — корнет (соотв. подпоручику), штабс-ротмистр (соотв. штабс-капитану), ротмистр (соотв. капитану);
вместе с тем был учреждён чин майора, в царской армии упразднённый в 1881 году;
ряд изменений произошёл и в чинах высшего офицерского состава, например, не был восстановлен чин генерал-фельдцейхмейстера, и др
Слайд 56ШТАТНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ОФИЦЕРСКОГО СОСТАВА ВС РФ
на 1сентября 2008 г.
1107
25
665
87 637
99 550
90 411
50 975
ВСЕГО: 355 345
Слайд 57Офицеры
Офицеры
Прапорщики
Сержанты
Сержанты
При этом, прапорщики содержатся в качестве высшего звания сержанта
Солдаты
Солдаты
Слайд 58Основными направлениями реформирования системы военного образования являются:
совершенствование структуры и механизма формирования кадрового заказа на подготовку офицеров.
Повышение эффективности работы источников комплектования Вооруженных Сил офицерами;
оптимизация системы и емкости военно-учебных заведений, реорганизация сети военных кафедр (факультетов) гражданских вузов;
улучшение организации, содержания и обеспечения образовательного процесса;
сохранение и укрепление научно-педагогического и научного потенциала высшей военной школы, повышение эффективности послевузовского профессионального и дополнительного профессионального образования;
развитие системы довузовской подготовки молодежи. Улучшение профессионального отбора кандидатов на учебу в вузы;
совершенствование организационного и экономического механизмов управления системой военного образования;
совершенствование федерального законодательства в области подготовки военных кадров.
Слайд 59Воспитание военнослужащих ВС РФ
В 2002 г. президентом
Российской Федерации утверждена Программа перехода Вооруженных Сил Российской Федерации, других
войск, воинских формирований и органов к единой системе воспитания.
В 2004 г. приказом министра обороны № 70 был принят основополагающий правовой акт Министерства обороны Российской Федерации в области воспитания – Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Она определяет сущность, цели, задачи, виды и направления воспитания военнослужащих.