Разделы презентаций


Языкознание Тема урока: Метафоричность русской загадки. М етафора,

Содержание

Отгадайте загадкиКрасная девушка по небу ходит.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Языкознание Тема урока: Метафоричность русской загадки. Метафора, олицетворение. Роль глаголов в

загадках.

Языкознание Тема урока: Метафоричность русской загадки. Метафора, олицетворение. Роль глаголов в загадках.

Слайд 2Отгадайте загадки
Красная девушка по небу ходит.

(Солнце)
Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.
(Книга)
Красна девица сидит в темнице, а коса наружу.
(Морковь)
А что означает слово загадать?
Загадка имеет скрытый смысл. Загаданные предметы описаны посредством других, имеющих сходство с теми, о которых умалчивается.
- Что используют для обозначения загаданного предмета?
Отгадайте загадкиКрасная девушка по небу ходит.

Слайд 3Соотнесите загадку с отгадкой
Три братца пошли на речку купаться, два

купаются, третий на берегу валяется. Искупались, вышли, на третьем повисли.
В

тёмной темнице красны девицы без нитки, без спицы вяжут вязеницы.
В брюхе – баня, в носу – решето, на голове – пупок; всего одна рука и то на спине.
Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник.
Не ездок, а со шпорами; не сторож, а всех будит.

Чайник


Петух

Лошадь

Вёдра, коромысло

Улей, пчёлы, соты

Соотнесите загадку с отгадкой 	Три братца пошли на речку купаться, два купаются, третий на берегу валяется. Искупались,

Слайд 4Метафора (с греч. – перенос)
Чтобы появилась метафора, следует найти точки

соприкосновения двух предметов или явлений в чем-то, например:
озеро как

зеркало — зеркало озера;
руки как золото — золотые руки;
волосы как серебро — серебряные волосы.
Именно поэтому метафору считают скрытым сравнением, в котором отображаются как постоянные, так и временные, преходящие, случайные сходства предметов. 

Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни.

Метафора (с греч. – перенос)Чтобы появилась метафора, следует найти точки соприкосновения двух предметов или явлений в чем-то,

Слайд 5Метафоричными являются связи животное — человек и отсюда возникшие наименования

людей в переносном смысле: баран, осёл,

свинья, лиса, сорока, волк, медведь, петух, вол. 
Метафоричными являются связи животное — человек и отсюда возникшие наименования людей в переносном смысле:

Слайд 6Перенос значения одного слова на другой, то есть возникновение метафоры,

связан с их сходством:
подобие формы: дамская шляпка — шляпка

гвоздя, копна сена — копна волос;

цветовая близость: янтарные бусы — янтарный блеск; золотое кольцо — золотая листва;
общность функции: дворники расчистили снег — автомобильные дворники; горит свеча — горит лампочка; сторож (охранник) — сторож (кухонное приспособление, не дающее подгореть молоку);
похожесть в расположении: подошва обуви — подошва горы. 
Перенос значения одного слова на другой, то есть возникновение метафоры, связан с их сходством: подобие формы: дамская

Слайд 7Диалог культур.
В разных европейских языках называют «маленький король»:
королёк –

русский,
roitelet – французский,
realtino – итальянский,
basolicos – греческий,
Zaunkonig – немецкий,
kinglet

– английский.

Русские говорят: «Вам ясно?», имея в виду: «Вы поняли?»
Англичане: «Is it clear?»

Королёк

Диалог культур. В разных европейских языках называют «маленький король»:королёк – русский,roitelet – французский, realtino – итальянский,basolicos –

Слайд 8ласточка
Из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. Даля:
Гнездо ласточки разорять

грех; Где ласточке не летать, а к весне опять прибывать;

Голубь и ласточка – любимые богом птицы; Благовещенье без ласточки – холодная весна.

В английском языке одна пословица связана с образом ласточки: One swallow does not make spring (Одна ласточка весны не делает)

ласточкаИз «Толкового словаря живого великорусского языка» В. Даля:Гнездо ласточки разорять грех; Где ласточке не летать, а к

Слайд 9Утка
Существительное duck – утка имеет переносное значение голубушка, дорогуша.
Русское слово

утка лишено оттенков ласкательности. Англичане же нежно и ласково воспринимают

слово утка.
УткаСуществительное duck – утка имеет переносное значение голубушка, дорогуша.Русское слово утка лишено оттенков ласкательности. Англичане же нежно

Слайд 10 Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,

(Туловище вправо,

влево.)  Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)  Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)  Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) 

Физкультминутка Спал цветок и вдруг проснулся,

Слайд 11Найдите метафоры
И может быть — на мой закат печальный

блеснёт любовь улыбкою прощальной. (А.С. Пушкин)
Нам дорога твоя отвага, огнём

душа твоя полна. (М.Ю. Лермонтов)
Пора золотая была, да сокрылась. (А. Кольцов)
Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать. (Э. Рязанов)
Луна будет улыбаться весь вечер. (А. Чехов)
Тоска необъятная жрала его, и безымянный червь точил его сердце. (Н. Гоголь)
Прапорщики воткнулись глазами в царя.
(А. Толстой) 
Найдите метафоры И может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной. (А.С. Пушкин) Нам

Слайд 12Проверьте себя
И может быть — на мой закат печальный блеснёт

любовь улыбкою прощальной. (А.С.Пушкин)
Нам

дорога твоя отвага, огнём душа твоя полна. (М.Ю. Лермонтов)
Пора золотая была, да сокрылась. (А.Кольцов)
Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать. (Э. Рязанов)
Луна будет улыбаться весь вечер.(А. Чехов)
Прапорщики воткнулись глазами в царя.
(А. Толстой) 

Проверьте себяИ может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной.

Слайд 13Олицетворение — прием в литературе
Часто писатели и поэты прибегают к

одной из разновидностей метафоры — олицетворению, чтобы создать ёмкий и

яркий образ природы или явления. Художники слова наделяют неживые предметы свойствами и качествами человека. Так возникает олицетворение. Предметы остаются неживыми, но у них появляются человеческие качества. Явления или предметы, животные, птицы ведут себя как люди: разговаривают, думают, печалятся или радуются.
Могучий день пришел. Деревья встали прямо,
Вздохнули листья. В деревянных жилах
Вода закапала.
Н. Заболоцкий. Утренняя песня. 
Олицетворение — прием в литературе	Часто писатели и поэты прибегают к одной из разновидностей метафоры — олицетворению, чтобы

Слайд 14Олицетворение — это литературный прием перенесения свойств и качеств человека на

неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия.
С. Есенин
Мелколесье. Степь и дали. Свет

луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали Разливные бубенцы. 
Ф. Тютчев
Лазурь небесная смеётся, Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьется Долина светлой полосой. 

лес проснулся (сравните: ребенок проснулся); камыш шепчет (девушка шепчет);
темнота подкралась (разведчик подкрался). 

Олицетворение — это литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия.С. ЕсенинМелколесье. Степь

Слайд 15Моя Россия Берёза –

символ России.
А.И. Куинджи
Но всех милей мне девушка – берёза,
Пришедшая из

сказок и былин…
Моя Россия       Берёза – символ России. А.И. КуинджиНо всех милей мне

Слайд 16Прочитайте стихотворение Д.Б. Кедрина. Какое впечатление оно на вас произвело?

Какое время года изображено в стихотворении?










И.И. Левитан
«Золотая осень»
Скинуло кафтан

зелёный лето,
Отсвистели жаворонки всласть.
Осень, в шубу жёлтую одета,
По лесам с метёлкою прошлась,
Чтоб вошла рачительной хозяйкой
В снежные лесные терема
Щеголиха в белой разлетайке –
Русская румяная зима!

- Найдите языковые выразительные средства, с помощью которых поэт рисует картину поздней осени.
Прочитайте стихотворение Д.Б. Кедрина.  Какое впечатление оно на вас произвело?  Какое время года изображено в

Слайд 17А какую роль играют глаголы в загадках?
ДЗ.
Создать несколько загадок.
Нарисовать
иллюстрацию(Мои

загадки).

А какую роль играют глаголы в загадках?ДЗ.Создать несколько загадок. Нарисоватьиллюстрацию(Мои загадки).

Слайд 18
Итак, завершая урок, я попрошу вас закончить предложения:
1)Для меня

на уроке самым трудным было…
2)Для меня на уроке самым интересным

было…
3)Из урока я узнал(а) новое…
4) На уроке мне понравилось…
Итак, завершая урок, я попрошу вас закончить предложения:1)Для меня на уроке самым трудным было…2)Для меня на

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика