Слайд 1ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Множества и операции над множествами.
Челябинск, 2018
Слайд 2ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
УМЕНИЯ
ЗНАНИЯ
МНОЖЕСТВО
ЭЛЕМЕНТ МНОЖЕСТВА
ВИДЫ МНОЖЕСТВ
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ
МНОЖЕСТВАМИ
ОБЪЕДИНЕНИЕ МНОЖЕСТВ
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ МНОЖЕСТВ
НАХОДИТЬ
ОБЪЕДИНЕНИЕ МНОЖЕСТВ
НАХОДИТЬ
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ МНОЖЕСТВ
ИЗОБРАЖАТЬ
С ПОМОЩЬЮ КРУГОВ
ЭЙЛЕРА
РЕШАТЬ ЗАДАЧИ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ
Слайд 3«Множество есть многое, мыслимое нами как единое»
основатель теории множеств – Георг Кантор
(1845-1918)
— немецкий математик, логик, теолог, создатель теории бесконечных множеств, оказавшей определяющее влияние на развитие математических наук на рубеже 19-20 вв.
Слайд 4Примеры множеств из окружающего мира
Например, множество дней недели состоит из
элементов: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Множество месяцев –
из элементов: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Слайд 5Понятие множества является одним из основных понятий математики и поэтому
не определяется через другие.
Объекты, из которых образованно множество, называются элементами.
Множества
принято обозначать прописными буквами латинского алфавита: A, B, C, …, Z.
Элементы множества принято обозначать строчными буквами латинского алфавита: a, b, c, …, z.
Множество, не содержащее ни одного объекта, называется пустым и обозначается так: Ø
Слайд 6Множества
a, b, …, x, y, z – элементы множества
A, B,
… X, Y, Z - множества
{ ; } – используется
для перечисления элементов
| - заменяет словосочетание «…таких, что …»
- знак принадлежности, a А
- знак включённости, A B
«Множество – единое имя для совокупности всех
объектов, обладающих данным свойством»
Слайд 7Множество четырехугольников
Пространственные тела
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8,
9, 10, 11…
Квадраты чисел
Цифры десятичной системы счисления
10, 12, 14, 16
… 96, 98
Слайд 8ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Множество
Слайд 9ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Способы задания множеств
Слайд 10ВИДЫ МНОЖЕСТВ
А = {2; 3; 5; 7; 11; 13};
{х
| 5< х
…};
{10; 20; 30; 40; 50; …};
Бесконечные множества
Слайд 11ВИДЫ МНОЖЕСТВ
Запишите множества букв слов
КОНИ И КИНО
Равные множества
{К, О,
Н, И}
{К, И, Н, О}
Слайд 12 Обозначения некоторых числовых множеств:
N – множество
натуральных чисел;
Z – множество целых чисел;
Q – множество рациональных чисел;
I - множество иррациональных чисел;
R – множество действительных чисел.
Слайд 13Характеристическое свойство – это такое свойство, которым обладает каждый элемент,
принадлежащий множеству, и не обладает ни один элемент, который ему
не принадлежит.
Например, множество А={1,3,5,7,9} можно задать через характеристическое свойство – множество однозначных, нечетных натуральных чисел.
Так множества обычно задают в том случае, когда множество содержит большое количество элементов или множество бесконечно.
Слайд 16Множество
a, b, …, x, y, z – элементы множества
A, B,
… X, Y, Z - множества
- знак принадлежности, a
А
- знак включённости, A B
{ ; } – используется для перечисления элементов
| - заменяет словосочетание «…таких, что …»
Леонард Эйлер
(1707 – 1783)
А
В
«Множество – единое имя для совокупности всех
объектов, обладающих данным свойством»
Слайд 17Пересечение множеств
Х
Y
и
Х={1;3;5;7;9}
Y={3;6;9;12;15}
Х
Y
= ?
Х
Y
= {3;9}
1
3
5
7
9
3
6
9
12
15
А
В
Множество
a, b, …, x, y, z –
элементы множества
A, B, … X, Y, Z - множества
-
знак принадлежности, a А
- знак включённости, A B
{ ; } – используется для перечисления элементов
| - заменяет словосочетание «…таких, что …»
«Множество – единое имя для совокупности всех
объектов, обладающих данным свойством»
и
Пересечение множеств
Пересечением множеств А и В называют множество,
состоящее из всех общих
элементов множеств А и В
Слайд 19Ассоциативность
( А ∩ В ) ∩ С = А ∩
( В ∩ С )
Слайд 20Дистрибутивность
( А U В ) ∩ С = (А ∩
С ) U ( В ∩ С )
Слайд 21В
Множество
Пересечение множеств
Пустое множество
Объединение множеств
А
или
Х={1;3;5;7;9}
Y={3;6;9;12;15}
Х
Y
= ?
Х
Y
= {1;3;5;7;9;6;12;15}
Х
Y
3
9
1
3
5
7
9
6
6
12
15
12
15
a, b, …, x, y, z – элементы
множества
A, B, … X, Y, Z - множества
- знак принадлежности, a А
- знак включённости, A B
{ ; } – используется для перечисления элементов
| - заменяет словосочетание «…таких, что …»
и
«Множество – единое имя для совокупности всех
объектов, обладающих данным свойством»
Объединением множеств А и В называют множество,
состоящее из всех элементов,
которые принадлежат хотя бы
одному из этих множеств –
или множеству А или
множеству В
Объединение множеств
или
Слайд 22Свойства объединения множеств
Коммуникативность
Ассоциативность
Если В А, то А
В = А
Для любых множеств А, В и С справедливо
равенство:
А В = В А
( А В ) С = А ( В С )
А (В С) = (А В) ( А С )
б)
А (В С) = (А В) ( А С )
Слайд 23Вычитание множеств
Разностью множеств А и В называется множество, содержащее те
и только те элементы, которые принадлежат множеству А и не
принадлежат множеству В.
А\В={х|х Є А и х ∉ В}
Дополнением множества В до множества А называется множество, содержащее те и только те элементы множества А, которые не принадлежат множеству В.
a
d
А
В
b
c
Слайд 24Свойства разности
а) А \ (В С) = (А \
В) (А \ С)
б) А \ (В С)
= (А \ В) (А \ С) = (А \ В) \ С
Слайд 25k
Решение задачи
с помощью кругов Эйлера
Леона́рд Э́йлер — швейцарский,
немецкий и российский математик, внёсший значительный вклад в развитие математики,
а также механики, физики, астрономии и ряда прикладных наук.
Слайд 26поют 17
танцуют 19
Всего 30
17+19=36, всего 30
36-30=6
6
11
13
В классе 30 человек, каждый
из которых поёт или танцует. Известно, что поют 17 человек,
а танцевать умеют 19 человек. Сколько человек поёт и танцует одновременно?
Слайд 27Решение
Пусть А - это множество учеников, умеющих петь. Количество
элементов в нём по условию равно n = 17. Пусть
В - множество учеников, умеющих танцевать. Количество элементов в нём - m = 18. Множество совпадает со всем классом, т.к. каждый ученик в классе поёт или танцует. - это множество тех учеников класса, которые поют и танцуют одновременно. Пусть их количество равно k.
Согласно формуле доказанной выше
n + m- k = 17+ 19- k = 30 k = 6.
Ответ: 6 учеников в классе поют и танцуют одновременно.
Слайд 28Всего 67
Английский 47
Немецкий 35
23
47-23=24
24
35-23=12
12
24+12+23=59
67- 59=8
На фирме работают 67 человек. Из
них 47 знают английский язык, 35 - немецкий язык, а
23 - оба языка. Сколько человек в фирме не знают ни английского, ни немецкого языков?
Слайд 29Каждый учащийся в классе изучает английский или французский язык. Английский
язык изучают 25 учащихся, французский — 27 учащихся, а два
языка — 18 учащихся. Сколько учащихся в классе?
Ответ: в классе 34 ученика
Английский 25
Немецкий 27
Только английский
25 – 18 = 7
Только немецкий
27 – 18 = 9
7 + 9 + 18 = 34
18
7
9
Слайд 30Расположите 4 элемента в двух множествах так, чтобы в каждом
из них было по 3 элемента.
Слайд 31Множества А и В содержат соответственно 5 и 6 элементов,
а множество А ∩ В – 2 элемента. Сколько элементов
в множестве А U В?
Объединение содержит 9 элементов
Слайд 32Каждая семья, живущая в нашем доме, выписывает или
газету, или журнал,
или и то и другое вместе. 75 семей
выписывают газету, а
27 семей выписывают журнал и лишь 13 семей выписывают и журнал, и газету. Сколько семей живет в нашем доме?
Всего: 14 + 13 + 62 =89
Слайд 33На школьной спартакиаде каждый из 25 учеников 9 –го
класса выполнил
норматив или по бегу, или по прыжкам в высоту. Оба
норматива выполнили 7 человек, а 11 учеников выполнили норматив по бегу, но не выполнили норматив по прыжкам в высоту. Сколько учеников выполнили норматив: а) по бегу; б) по прыжкам в высоту; в) по прыжкам при условии, что не выполнен норматив по бегу?
Слайд 34Из 52 школьников 23 собирают значки, 35 собирают марки, а
16 – и значки, и марки. Остальные не увлекаются коллекционированием.
Сколько школьников не увлекаются коллекционированием?
Слайд 35Каждый из учеников 9-го класса в зимние каникулы ровно два
раза был в театре, посмотрев спектакли А, В или С.
При этом спектакли А, В, С видели соответственно 25, 12 и 23 ученика. Сколько учеников в классе?
Слайд 36В воскресенье 19 учеников нашего класса побывали в
планетарии, 10
– в цирке и 6 – на стадионе. Планетарий и
цирк посетили 5 учеников; планетарий и стадион - 3; цирк и стадион - 1. Сколько учеников в нашем классе, если никто не успел посетить все три места, а три ученика не посетили ни одного места?
Слайд 37Решение
В четвёртом пенале должны лежать предметы, которые уже встречаются в первых трех
пеналах, но только по одному разу. Это синяя ручка, оранжевый карандаш и красный
ластик.
Ответ
Синяя ручка, оранжевый карандаш, красный ластик.
Задача
В первом пенале лежат лиловая ручка, зелёный карандаш и красный ластик; во втором — синяя ручка, зелёный карандаш и жёлтый ластик; в третьем — лиловая ручка, оранжевый карандаш и жёлтый ластик. Содержимое этих пеналов характеризуется такой закономерностью: в каждых двух из них ровно одна пара предметов совпадает и по цвету, и по назначению. Что должно лежать в четвёртом пенале, чтобы эта закономерность сохранилась?
Подсказка
Подумайте, может ли в четвёртом пенале лежать лиловая ручка.
Слайд 38№ 5
Изобразите с помощью кругов Эйлера пересечение множеств
K и
L, если:
а) K L
б) L
K
в) K = L
г) K L =
Слайд 39Решение: Обозначим через x число людей, являющихся математиками и философами
одновременно. Тогда число математиков равно 7x, а число философов — 9x.
Если
x 0, то философов больше. А что значит, что x = 0? Это значит, что ни тех, ни других нет вообще, то есть их ''поровну''. Это правильный ответ, формально удовлетворяющий условию задачи. И те, кто его указал, вдвойне молодцы! Хотя решение засчитывалось и тем, кто разобрал только случай, когда математики всё-таки есть.
Ответ: Если есть хотя бы один философ или математик, то философов больше.
Задача
Среди математиков каждый седьмой — философ, а среди философов каждый девятый — математик. Кого больше: философов или математиков?
Подсказка
Рассмотрите людей, являющихся математиками и философами одновременно.
Слайд 40Домашнее задание:
В киоске около школы продается мороженое двух видов: «Спортивное»
и «Мальвина». На перемене 24 ученика успели купить мороженое. При
этом 15 из них купили «Спортивное», а 17 – мороженое «Мальвина». Сколько человек купили мороженое обоих сортов?
САМОПРОВЕРКА ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ