Слайд 1З3. ПРИРОДНЫЕ БАРЬЕРЫ И РАЗМЕЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Слайд 2Поселок на берегу большой реки разделен на два квартала глубоким
сырым заросшим оврагом.
Из одной части поселка в другую люди
вынуждены перемещаться в обход.
В результате все участники межквартальных взаимодействий проходят через одну и ту же точку — у вершинки оврага, там где он уже перестает быть препятствием.
«Разумно» поступит тот хулиган, который именно здесь будет поджидать младшеклассника по дороге в школу, чтобы отобрать у него деньги на завтрак. Рационально поведет себя та бабушка, которая именно у этой точки встанет с корзинкой ягод и безменом. Выгоду получит тот коммерсант, который здесь разместит ларек с чипсами и напитками...
По подобной модели (в местах завершения объезда крупных физико-географических препятствий, «на вираже») возникло немало узлов человеческой деятельности — городов.
Из этих точек удобно контролировать потоки,
в этих точках возникает наибольшая потребность в услугах для участников межместных взаимодействий.
Принципиальная схема такой конфигурации напоминает восклицательный знак, где «палочка» знака символизирует барьер, а точка — город у окончания барьера.
Слайд 3С точки зрения пространственного анализа не имеет значения, в каком
вещественном виде барьер выражен на местности.
Является ли он
отрицательной
формой рельефа (овраг, каньон),
- положительной (вал, гряда, хребет)
- лежит вровень с окружающей местностью (верховое болото, раскаленная пустыня).
водный он или сухопутный,
настоящий (действительно кишащий волками лес)
или психологический (безобидный лес, через который идти тем не менее «страшно»).
На карте мира «палочка» восклицательного знака чаще всего выражена хребтом или возвышенностью
Слайд 4!!! Урала, Аппалачей и Ошмянской возвышенности
«Точками» — узлами «под» такими
палочками сформировались
Оренбург (объезд Урала с юга),
Атланта (объезд Аппалачей
с юга),
Вильнюс (объезд окончания Ошмянской возвышенности с северо-запада).
Оренбург
Атланта
Слайд 5Такие города, выросшие в необходимых (вернее, трудно обходимых) точках земной
поверхности,
не могли не приобрести широкой известности.
Они не могли
не собирать в себе опыт, культуру, умения с разных, порой весьма отдаленных территорий.
Их имена, их политическая воля, их культура, их товары не могли не выноситься пространственными связями на большие расстояния.
Поэтому всему Союзу известен оренбургский пуховый платок (хотя челябинцы считают, что настоящие пуховые козы, дающие сырье для «оренбургских» платков, пасутся именно на юге их области, а вовсе не в Оренбуржье).
Поэтому по всему свету разошлась изобретенная в Атланте «кока-кола», и в Атланте базируется штаб-квартира этой, одной из самых известных в мире корпораций (а так ведь подумать: всего-то сладенькая газировка; изобрети ее кто-нибудь в Асунсьоне или Воронеже — о ней бы давно забыли). В Атланте — центр вездесущей CNN.
Поэтому Вильнюс ярко проявил себя в Средние века как интернациональный город — столица великого княжества с русско-белорусско-литовским населением, простиравшегося почти до Подмосковья. По «восклицательному» положению своему он своим влиянием выходил далеко за рамки тесного литовского этнического резервата.
Слайд 6Пусть наш овраг получит пару отверший, а поселок разделится на
центральную часть (где сосредоточены основные учреждения, торговля и т.п.) и
окраину.
Тогда могут образоваться две особых точки объезда «палочки» — на манер украинской буквы (йи). При этом та точка, что будет ближе к насыщенному ядру поселка, скорее всего, будет крупнее, бойчее.
Слайд 7Чтобы проверить правильность предположения, всмотримся в карту Урала. Урал расширяется
к югу.
Вот и повод, чтобы обратить на рисунок гор
на карте вдумчивое внимание учеников и тут же дать материал для закрепления знаний — через смысловое развитие, связь.
При охвате широкого Южного Урала Оренбургу «помогает» Орск.
На Урале в паре крупнее западный Оренбург, со стороны насыщенной Европейской России.
Слайд 8А при охвате широкой горной полосы Аппалачей на помощь Атланте
приходит Бирмингем. (Похожим образом, при объезде Пеннинских гор с юга,
растет и английский Бирмингем, давший свое имя американцу.)
В Аппалачах крупнее восточная Атланта, обращенная к Атлантическому побережью, базе освоения Америки.
Слайд 9По своему вещественному выражению пространственный барьер может быть комбинированным,
т.е.
состоять из разнородных вытянутых в линию физико-географических объектов (например, гряда,
продолжаемая болотами).
Волга и Сухона (исток Северной Двины) разделены дремучими таежными Северными Увалами.
На западе Увалы продолжаются другими возвышенностями, переходящими потом в водораздельные болота.
Вместе они образуют протяженный широтный барьер.
Удобное место для объезда этого барьера с запада — через Вологду. Кому приходилось выходить на восточную окраину Вологды за аэропорт или кто видел крупномасштабную карту ее окрестностей, знает, какая угнетающая безжизненная пустыня открывается сразу за городской чертой: непролазные болота, брошенные торфоразработки. Вот еще город, дома, люди, а восточнее — как ножом обрезало: барьер для человечества. (Ради этого впечатления и этого понимания, право же, стоит специально купить «раскладушку» Вологодской области.)
Западное окончание этого вопиющего восклицательного знака — четкая точка Вологды — необходимой Вологды, прочно въевшейся в русскую культуру в словосочетаниях «вологодское кружево» и «вологодское масло» (хотя доля Вологодской области в современном производстве масла в стране смехотворна).
Слайд 10Иногда барьер еще не совсем закончился, но из очень трудно
проницаемого он превратился в полупроницаемый, и расположенная здесь точка может
стать важным узлом. Но и другая точка, находящаяся уже там, где барьер полностью потеряет свою изолирующую способность, также может стать вторым, конкурирующим узлом.
Самарканд и Бухара — альтернативы объезда гор Средней Азии
Слайд 11Самарканд и Бухара — альтернативы объезда гор Средней Азии
Из Душанбе
можно ехать в самую северную область Таджикистана — Согдийскую (Ленинабадскую)
— прямиком. Но кому приходилось так ездить, знает, какой это изматывающий путь, что значит преодолеть барьеры Зеравшанского и Туркестанского хребтов (и они не одни на этом пути) даже в роли пассажира. И это при современной строительной технике и современных автомобилях, а что было полвека назад!
А зимой на несколько месяцев, и даже в теплое время года в плохую погоду, перевалы вообще закрываются. Тогда есть один лишь путь: объезд с запада (на востоке — супербарьер Памира!).
И тогда таджикам из таджикской Согдийской области в таджикскую столицу приходится добираться в объезд Зеравшанского барьера — через Самарканд.
Через полутаджикский город, но находящийся ныне в Узбекистане, с его пограничниками, таможенниками и визами.
Слайд 12Прочувствовавшим это на себе без карт ясно яркое положение Самарканда
— у западной оконечности Туркестанского хребта и высотной части хребта
Зеравшанского.
Обращаем внимание школьников на карту Средней Азии: на долготе Самарканда заканчиваются тысячеметровые высоты протянувшегося с востока (от Хан-Тенгри через пики Ленина и Коммунизма) мощного горного пояса.
Ясно и положение благородной Бухары (Бухоро-шариер), контролирующей полностью равнинный объезд всей этой горной линии.
Бухарский халат, самаркандская тюбетейка вошли в историю русского костюма. По всему Союзу варят плов имени обоих городов. Бухарец Ходжа Насреддин... Великий астроном Улугбек в Самарканде...
Если Оренбург—Орск и Атланта—Бирмингем являли собой образцы «последовательного соединения» на объездах барьеров, то Самарканд и Бухара — образчики «параллельного соединения» (и поэтому Самарканд и Бухара — вечные конкуренты).
Слайд 13Завершение высоких гор Хиджаза: Мекка
Там где северные отроги Хиджазских гор
перестают быть по-настоящему высокими, расцветает Мекка.
В приличных школьных атласах
на картах Юго-Западной Азии хорошо видно: «темно-коричневые» (с послойной окраской «выше 2000 м») горы, тянущиеся от Йемена на северо-запад вдоль Красноморского побережья Аравийского полуострова, примерно на 21—22-й параллели утрачивают свою интенсивную окраску и «спускаются» до уже более или менее проходимой, преодолимой высоты 1000—2000 м. И здесь почти с математической точностью — пунсон Мекки. Обращаем внимание на карту!
Что была и есть Мекка для четверти мира.
Слайд 14Конфигурации диафрагмы
Мы уже употребили слово «необходимое» в отношении положений !
Конечно, любой Оренбург и любой Вильнюс, если они вдруг начнут
вести себя не по правилам (требовать за транзитные услуги непомерно много), можно объехать, пусть и сделав бо'льший крюк.
Но физическая география создает порой ситуации поистине необходимые: когда в протяженном барьере (или в двух последовательно выстроившихся барьерах) есть лишь одна узкая щёлка. Как в диафрагме фотоаппарата: непроницаемая для света разделительная пластина и узкое отверстие, впускающее лучи в камеру. В этом отверстии лучи неизбежно фокусируются.
Так неизбежно фокусируются пространственные связи в городах, занявших ключевые (фокусные) позиции против узких межбарьерных проходов.
В такой роли — взимателя мзды за право транзита через контролируемую исключительную точку земной поверхности — начинали свою биографию многие города.
Но эта роль тут же обрастала и другими:
охрана транспортных потоков,
предоставление инфраструктуры (караван-сараи, постоялые дворы, отели, склады, логистические платформы...),
посредничество, ростовщичество (кредитование),
«попутная» переработка перевозимых грузов,
ремонт и сооружение транспортных средств...
Слайд 15Глаз Востока: Дамаск
Именно оптический образ использовал римский император Юлиан, назвав
глазом Востока этот город, вставший у «пролома» между Антиливаном и
Хермоном (иначе — г. Эш-Шейх).
В глазе Дамаска собираются лучи торговых связей, инноваций, образа жизни, идей, идущие от Средиземного моря и долины Бекаа* на восток и идущие из Месопотамии—Ирака через пустыню к Средиземному морю.
Поэтому всему миру издревле известны дамасская сталь и ткань дамассе (хотя вовсе не факт, что именно в Дамаске они были изобретены).
Поэтому Дамаск стал отправным пунктом для многих деятелей всемирной известности: великий античный архитектор и инженер-строитель Аполлодор из Дамаска,
апостол Павел (его преображение из мытаря Савла в христианина произошло на центральной улице старого Дамаска),
великий богослов Иоанн Дамаскин.
Несколько известных в арабском мире поэтов, философов, историков носят прозвища ад-Димашки, т.е. Дамасский.
Дамаск был столицей одного из огромных интернациональных государств (Дамасский халифат Омейядов). По образцу минаретов дамасской мечети Омейядов возведены такие всемирно известные постройки, как колокольня Сан-Марко в Венеции и башня Хиральда в Севилье. Лучи связей, фокусируемых Антиливаном и Хермоном, разносили имена и образцы Дамаска по всей христианско-мусульманской ойкумене. Дамаск претендует на звание самого древнего из ныне существующих городов мира.
Слайд 16В альпийско-юрской диафрагме: Женева
Женева, утвердившаяся у прохода между Альпами и
Юрой — древний (известна с I века н.э.) интернациональный посреднический
и финансовый город.
Межместные связи, сходясь здесь, как в горловину песочных часов, сводили сюда международные конференции, капиталы, общение, конфликты.
юра
Альпы
Слайд 17Юрско-вогезско-шварцвальдская диафрагма: сторож Бельфор, посредник Базель и транспортник Монбельяр
Северная оконечность
Юры, где горная цепь смыкается и с Шварцвальдом, и с
Вогезами, образует поучительный пример реализации диафрагмового географического положения в разных проявлениях.
Щель Юра—Шварцвальд контролируется посредническим Базелем. Само имя его — от лат. Basilia (Царское [место]) — указывает на исключительность географического положения.
Проход между Юрой и Вогезами, красноречиво именуемый Бургундскими Воротами, породил два ярких города:
Бельфор (Прекрасная крепость) — знаменитая и мощная крепость, призванная запереть, закрыть вход во Францию с востока, и
Монбельяр, родина автоконцерна «Пежо», который на рубеже XIX—XX вв. начал обслуживать, стимулировать пространственные связи. В
конце ХХ в. к специализации Монбельяра добавилось еще производство скоростных поездов TGV, этих символов пространственных взаимодействий новой Европы.
Слайд 18Меж Великими озерами: Детройт
Генри Форд построил свой первый автомобиль и
заложил основы своего бизнеса в Детройте — в узком проходе
между преградами (для сухопутных путей), образуемыми Гуроном (на севере) и Эри (на юге).
Имя Детройт происходит от французского detroit — пролив, по положению на проливе, соединяющем Эри с небольшим озером Сент-Клэр.
Но это и «пролив» для жгута сухопутных связей вдоль северного берега реки Св. Лаврентия на юго-запад, что ищут прохода в узкой сухопутной «паузе» между Эри и Гуроном. Тут то их и поджидает Детройт.
Слайд 19Меж Балатоном и его «дочкой»: Секешфехервар
В межозерной «паузе» между протяженным
барьером Балатона и оз. Веленцеи-То вырос Секешфехервар** (Столичный белый замок)
— древняя столица Венгрии.
В социалистические годы на необходимо сходящихся здесь транспортных путях вырос знаменитый СЭВовский автобусный завод, чьи «Икарусы», хоть и порядком потрепанные и коптящие, все же еще бегают по нашим дорогам.
Слайд 20Вена, Дрезден
В том месте, где Дунай начинает прорываться через «паузу»
Альпы—Карпаты, стоит Вена
Слайд 21Вена, Дрезден
где Лаба, сделавшись Эльбой, выходит из теснины между Рудными
горами и западными отрогами Судет, — Дрезден
Слайд 22Древняя Вена, упоминаемая как римская Виндобона в I в. н.э.,
а до того существовавшая как город кельтов.
Старинный Дрезден, бывший
в I тысячелетии еще славянской «Дроздовкой».
Вена, чье имя пучками сфокусированных здесь связей разнесено по миру в форме венскихкафе, венских стульев, венских вальсов, венских шницелей.
Город Венского конгресса, делившего мир после внушавшего трепет Наполеона.
Город прославленной Венской оперы и МАГАТЭ.
Дрезден, едва ли не самый красивый и стильный город Германии, прославленный своей картинной галереей и находящейся в ней «Сикстинской мадонной» Рафаэля.
Город, который «скопил» в своей диафрагме «Дрезднер Банк», длительное время бывший крупнейшим финансовым концерном Германии.
Слайд 23На общегеографической карте Центральной России вы легко найти особенность положения
Смоленска — там, где Днепровская долина с двух сторон стискивается
Смоленско-Московской и Духовщинской возвышенностями.
Пучок транспортных артерий сходится сюда с запада, чтобы потом пучком же разойтись на восток.
Смоленск
Слайд 24Брюссель
В примере мы уже начали рассматривать особенности положения города, застолбившего
себя в мире брюссельской капустой, пригревшего «столичные» структуры НАТО и
ЕС.
Две обжимающие город реки. Но что заставляет Маас выгибаться к северо-западу?
Пусть ваши ученики всмотрятся в физическую карту Европы. Южная часть четко отделяется бежевато-коричневыми тонами — Высокая Европа. Северная приатлантическая полоса — салатово-зеленая, ниже ступени 200 м. Мысленно, а еще лучше на ксерокопии карты, прочертим северную грань 200-метровой ступени красной ручкой. Теперь в руки — главный инструмент пространственного аналитика, циркуль. Ищем место, где наша красная линия ближе всего сходится с побережьем Атлантики. Там, где на линии Шарлеруа—Антверпен Арденны (с юга) и эстуарии Шельды (с севера) стискивают равнинную («салатовую») Европу до 120—130-километрового перешейка, и растет давний и сребролюбивый контролер этого прохода Брюссель.
Так же как в !-образных конфигурациях барьеры могут быть комбинированными, так и диафрагма может состоять из двух разнородных «половинок».
Для желающих поработать руками
Слайд 26Узел ворот: Дербент
Дербент зажат с запада отрогами Кавказа, с востока
— водами Каспия.
Собственно, такое положение занимают все пункты от
Махачкалы до Баку (этакая пролонгированная диафрагмовая конфигурация), но у Дербента (и это уже видно на хороших картах даже пятимиллионного масштаба) горы прямо-таки напирают на море.
И не приходится удивляться, что именно здесь суждено было возникнуть самому древнему городу современной России.
Имя «Дербент», согласно распространенной этимологии, переводится как Узел ворот. Не правда ли, красноречивое фокусное название? Дербентские правители, стремясь еще более усилить свою контролирующую роль над всеми потоками между Восточным Закавказьем и Предкавказьем, возвели стену, «восполняющую» изъяны в горах. Остатки этого искусственного барьера, комбинируемого с естественным (чтобы уж мышь не проскочила, чтобы на кривой козе не объехать!), можно видеть по сей день.
Слайд 27Гудермес, Грозный
На упрощенном изображении рельефа местности ясно видна диафрагмовая роль
Гудермеса и !-образное положение Грозного. Гудермес открывает (или запирает) вход
в равнинную котловину Чечни, Грозный контролирует главные, наиболее населенные долины и идущие по ним коммуникации (включая и нефтегазовые).
Гудермес — начальная точка «чеченских кампаний», здесь обычно группируются лояльные России чеченцы. После разгрома Грозного многие даже предлагали не восстанавливать город, а перенести столицу республики в Гудермес. Но, очевидно, такой вариант годился, если бы Чечню просто хотели изолировать («заткнуть» пробкой Гудермеса), а не «восстановить здесь конституционный порядок», то есть не контролировать территорию. Естественным фокусом связей, естественным операционным базисом внутри Чечни служит уже «восклицательный» Грозный.
Слайд 28V-образные конфигурации
Наиболее частые проявления V-образной конфигурации — треугольные межгорные долины,
орошаемые короткой, но энергичной рекой.
Близ верховьев этой реки, у
вершины треугольника, обычно и возникает главный и известный город, контролирующий всю долину.
Слайд 29Колхида: Кутаиси. Куринская низменность: Гянджа
Эти два города, стоящие у вершин
своих плодородных V, ограниченных Кавказом и Армянским нагорьем и его
продолжениями, при биссектрисах соответственно Риони и Куры, — особые для своих стран.
Транспортные пути повторяют V-образные конфигурации долин и фокусируются в этих городах.
Кутаиси (предание относит его существование ко временам аргонавтов) древне'е Тбилиси.
А Гянджа (Кировабад) старше и «заслуженнее» Баку.
Один лишь Низами Гянджеви (из Гянджи), создатель «Хосрова и Ширин», «Лейли и Меджнуна», значит для азербайджанской литературы больше, чем Шекспир для европейской.
С этими городами связано становление национальных культур, самосознания, государственности; в современных Грузии и Азербайджане — это центры особых политических движений.
Слайд 30Флоренция
Город, стоящий во главе плодородной и богатой долины Арно (массив),
ограниченной Апеннинами и Рудными горами (Коллине-Металлифере), и издавна собирающий с
нее свою положенную долю, уже к средним векам буквально расцвел (Флоренция буквально значит «цветущая»).
Флоренцию называют родиной Возрождения. С этим городом связаны имена Данте, Петрарки, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Флорентийская мозаика как родовое понятие вошла в разные языки мира.
Слайд 31Паданская низменность: Милан и Турин
Альпы и Аппенины оставляют между собой
место для треугольника Паданской низменности, рассекаемой По. У вершины треугольника
контроль над богатой долиной делят Милан иТурин.
Туринская плащаница, Миланский собор, миланский театр «Ла-Скала», всемирно известныймиланский «Фиат», футбольные команды Милана и Турина — проявление богатого географического положения двух фокусных точек, главенствующих на Паданской низменности.
Низменность эту, кстати, называют еще и Ломбардской. И нелишне здесь вспомнить о происхождении слова «ломбард»: культурные сокровища Милана рождались из жесткой системы не только административного, но и финансового (ростовщического) контроля над богатой V, выгороженной самой природой в удел здешних процентщиков.
Имя «Милан» происходит от Медиолан, что означает Середина равнины. Красноречивая характеристика географического положения, не правда ли?
Слайд 32Тегеран
Виднейший город Ирана — один из самых своеобычных и самых
упоминаемых в современной мировой политике городов — Тегеран стоит при
вершине гигантского опрокинутого к востоку V, образуемого Эльбурсом и продолжающими его Хорасанскими горами на севере и Кухрудом на юге.
«Биссектрисой» служит не свежая река, а горько-соленая пустыня Деште-Кевир (Великая Соляная пустыня), переходящая восточнее в Деште-Лут (Песчаная пустыня). Связи страны, выстраиваясь по краям пустыни-барьера, прижимаясь к горным бордюрам, неизбежно сходятся в районе Тегерана — естественного контролера.
Слайд 33Для закрепления и саморазвития
1. Мы рассмотрели диафрагмовые конфигурации для сухопутных путей.
Приведите примеры соответствующих конфигураций для путей водных. Проиллюстрируйте их схемами
и в нескольких словах поясните, в чем заключается исключительность узлов (городов), возникших в соответствующих исключительных географических положениях.
2. В чем, по вашему мнению, познавательный (пока чисто информационный) урожай лекции? Что ваши ученики получили бы и усвоили лучше, если бы вы применили в обучении примеры и методики из лекции?
3. Что, по вашему мнению, материал лекций (этой и предыдущих) может дать для повышения престижа нашего предмета в школе?
4. Что, на ваш взгляд, ученики, даже те, которые заведомо не будут заниматься географией, получат для своего развития, разбирая с вами на уроке по картам приведенные примеры?
5. В чем заключается методическая роль использованных в лекции исторических и общекультурных фактов, топонимических сюжетов?