Слайд 1Тема № 1.3.4. «Задачи и организационная структура Российской системы по
предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций».
Старший научный сотрудник,
кандидат медицинских
наук
доцент кафедры
МЕЗИН АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ
ВОПРОСЫ:
Тестовый контроль.
1. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени.
2. Определение, задачи и основные принципы построения, функционирования и организации РСЧС.
3. Задачи, состав сил и средств РСЧС, силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России.
4. Основные мероприятия РСЧС по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Слайд 3Для предупреждения ЧС, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и уменьшения ущерба
народному хозяйству, а в случае их возникновения − для ликвидации
последствий принято постановление Правительства РФ 2003 года № 794
«О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)».
Слайд 4Чрезвычайные ситуации по природе возникновения подразделяют на:
I. Биологические
(эпидемии, эпизоотии,
эпифитотии и др.)
II. Социальные (межнациональные конфликты , терроризм, голод, массовые
беспорядки, войны и др.)
III. Природные (землетрясения, наводнения, ураганы, цунами, селевые потоки и др.)
IV.Техногенные (радиационные, химические, биологические аварии; пожары и взрывы; обрушение сооружений; затопления, крушения транспортных средств и др.)
V. Антропогенные (случайные и преднамеренные) - террористические акты, экстремистские действия и др.
VI. Экологические (в атмосфере, биосфере, гидросфере и литосфере)
Слайд 5Классификация ЧС природного и техногенного характера
(Постановление Правительства РФ от 21.05.2007
г. № 304)
Слайд 6
Российская система предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) ̶
государственная организационно-правовая
структура, объединяющая:
- органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной
власти, а также исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- органы местного самоуправления и
- организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от ЧС.
Слайд 7Руководство функционированием РСЧС осуществляется:
Общее - Правительством Российской Федерации.
Непосредственное - Министерством
РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий (МЧС России).
Слайд 8Основные задачи РСЧС:
1. Разработка и реализация правовых и экономических норм
по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
2. Проведение мероприятий,
направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций и объектов социального назначения в ЧС;
3. Создание и обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
4. Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
5. Подготовка населения к действиям в ЧС;
6. Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
7. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
8. Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
Ликвидация ЧС;
9. Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
10. Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
11. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС и др.
Слайд 9
РСЧС ПОДСИСТЕМЫ
I. Территориальные в субъектах РФ
II. Функциональные
УРОВНИ функционирования
Федеральный
Межрегиональный
Региональный
Муниципальный
Объектовый
Слайд 11На межрегиональном уровне РСЧС для руководства силами и средствами МЧС
России, находящимися на территории нескольких субъектов РФ, созданы региональные центры
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (РЦ МЧС).
Слайд 12В настоящее время в стране созданы и действуют 44 функциональных
подсистемы РСЧС, формируемые 16 федеральными органами исполнительной власти и организациями.
Слайд 13На каждом уровне управления РСЧС имеются:
1. Постоянно действующие органы управления,
(органы управления по делам ГОЧС);
2. Координационные органы;
3. Органы повседневного управления
(пункты управления, дежурно-диспетчерские службы) в составе органов управления по делам ГОЧС;
4. Силы и средства;
5. Резервы финансовых и материальных ресурсов;
6. Системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Слайд 14Силы и средства РСЧС
1. Наблюдения и контроля
2. Ликвидации чрезвычайных ситуаций
Слайд 15В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят
силы и средства постоянной готовности - аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования,
иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, способные проводить неотложные работы в ЧС не менее 3 суток.
Слайд 16Силы и средства наблюдения и контроля – службы, учреждения, подразделения
и формирования
- Министерства здравоохранения России;
- Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора);
- Федерального медико-биологического агентства;
- Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Минсельхоза России;
- Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
- Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета);
- Федерального агентства железнодорожного транспорта;
- Федерального агентства морского и речного транспорта;
- Федерального космического агентства и др.
Слайд 17Силы и средства ликвидации ЧС - силы, формирования (военизированные и
невоенизированные):
- поисково-спасательной службы МЧС России;
- Государственной противопожарной службы МЧС РФ;
-
федеральных органов исполнительной власти (противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-технические);
- ВСМК Минздрава России;
- Федеральной службы по ветеринарному и фитосани-тарному надзору Минсельхоза России;
- Росгодромета по активному воздействию на гидрометеорологические процессы;
- службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
- восстановительные и пожарные поезда Федерального агентства железнодорожного транспорта и др.
Слайд 18Силы и средства ликвидации последствий ЧС МЧС России
- национальный центр
управления в кризисных ситуациях;
- пожарная охрана России;
- поисково-спасательная служба;
- спасательные
воинские формирования;
авиация;
- государственная инспекция по маломерным судам;
- общероссийская комплексная система -информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (Оксион);
- психологическая служба;
- техника.
Слайд 19Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России
Задачи:
1. организация мониторинга
и прогнозирования ЧС;
2. реализация задач информационного взаимодействия в целях обеспечения
безопасности населения и территорий;
3. управление силами РСЧС, организация и поддержание межведомственного взаимодействия при решении задач предупреждения и ликвидации ЧС;
4. создание и постоянное совершенствование единого информационного контура РСЧС.
Слайд 20Спасательные воинские формирования
Войска гражданской обороны – воинские формирования, соединения, воинские
части и организации, входящие в состав МЧС России и составляющие
основу его сил быстрого реагирования.
Слайд 21Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового
пребывания людей (ОКСИОН)
Слайд 22Режимы функционирования РСЧС
В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей
ЧС природного и техногенного характера решением соответствующего руководителя органа исполнительной
власти в пределах соответствующей конкретной территории устанавливаются следующие режимы функционирования РСЧС:
Режим повседневной деятельности.
Режим повышенной готовности.
Режим чрезвычайной ситуации.
Слайд 23Режим повседневной деятельности вводится при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической
(бактериологи-ческой), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий
и пожаров.
Слайд 24Режим повышенной готовности вводится при ухудшении производственно -промышленной, радиационной, химической,
биологической (бактериологи-ческой), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о
возможности возникновения ЧС.
Слайд 25Режим чрезвычайной ситуации
вводится при возникновении и во время ликвидации
ЧС природного и техногенного характера.
Слайд 26При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации устанавливается один
из следующих уровней реагирования на ЧС:
1. объектовый уровень реагирования;
2.
местный уровень реагирования;
3. региональный уровень реагирования;
4. федеральный уровень реагирования;
5. особый уровень реагирования;
Слайд 27Санитарные потери – пораженные (оставшиеся в живых) и заболевшие при
возникновении очагов поражения или в результате воздействия поражающих факторов ЧС.
Безвозвратные
потери – люди, погибшие в момент возникновения очага поражения, умершие до поступления в медицинское учреждение и пропавшие без вести.
Слайд 28Показатели санитарных потерь (СП)
Величина СП – количество пораженных (больных),
т.е. человек.
Структура СП – распределение пораженных (больных): по степени тяжести
поражений (заболеваний) - крайне тяжелые, тяжелые, средней степени тяжести, легкие; по характеру и локализации поражений (видам заболеваний), выраженное в процентах.