Слайд 1Задание № 23 ЕГЭ по истории, алгоритм выполнения
Слайд 2Что требуется
Проанализировать историческую проблему или ситуацию.
Полное правильное выполнение задания 23
оценивается 3 баллами.
Слайд 31) оцениваются только те положения ответа, которые соответствуют поставленному вопросу;
за ответ, не соответствующий заданию, даже при развёрнутом его изложении
выставляется 0 баллов;
2) не предусматривается начисление «поощрительных» или «штрафных» баллов, не предусмотренных критериями оценивания;
3) не предусматривается снижение оценки при нарушении последовательности выполнения требований задания;
4) эксперт оценивает и засчитывает ответ, если он по ошибке был записан под номером другого задания (например, ответ на задание 24 записан под номером задания 25 и может быть идентифицирован;
5) не предусматривается снижение баллов за орфографические, пунктуационные и другие ошибки в русском языке, допущенные экзаменуемым, кроме случаев, когда ошибки делают невозможным адекватное понимание и оценивание ответа.
Слайд 4Задание 23 - анализ исторического факта, явления, процесса. От ученика,
сдающего Единый государственный экзамен, требуется назвать несколько причин некоего события
или явления, результаты какого-либо процесса и т. п. Данное задание является безальтернативным, т.е. ученик должен дать ответ на вопрос, относящийся к конкретному периоду, событию, правителю, процессу, явлению. В задание 23 могут быть включены вопросы, относящиеся к различным сферам общества: политике, экономике, культуре, социальным отношениям.
Слайд 5Советы
Не нужно воспринимать учебник как догму, скучный список дат, которые нужно
заучить. Читая тот или иной параграф, нужно задавать самому себе
вопросы — «почему произошло это событие?», «могли ли действия монарха или полководца привести к иному результату?», «какие социальные группы могли принять участие в этих событиях?», «что позволило одержать победу?» и т. д. Это позволяет морально подготовиться к таким проблемным ситуациям. Очень полезно читать не только учебную, но и научную или хотя бы научно-популярную литературу: большинство таких проблемных заданий — это вопросы, которые были или даже остаются предметом обсуждения в исторической науке и нашли отражение в книгах. Но чтобы читать такие книги, нужно действительно интересоваться историей.
Слайд 6Алгоритм работы над заданием № 23
1. Внимательно прочитай характеристику исторической
ситуации.
2. Определи историческое время, место, персоналии данного периода, события. Вспомни
исторические события.
3. Внимательно ознакомься с вопросами (их не менее двух!!!).
4. Сформулируй в соответствии с заданием причинно-следственные связи характеризуемого явления (процесса, события).
5. Запиши ответ на каждый поставленный вопрос.
Слайд 7Примеры заданий
Как назывались временные высшие совещательные органы для подготовки мероприятий
по решению крестьянского вопроса, создаваемые в период царствования императора, которому
принадлежит данная речь? Укажите любые два мероприятия, подготовленные этими органами.
Слайд 9В задании сформулирована ситуация, которую выпускник должен проанализировать с привлечением
имеющихся у него знаний по истории и ответить на поставленные
вопросы, выполнить задания. Таким образом, в ходе выполнения задания экзаменуемый не просто воспроизводит заученную информацию, но активно работает с ней: устанавливает причинно-следственные, временные и другие связи между событиями и явлениями; сравнивает исторические объекты, процессы; делает выводы.