Слайд 1Закон Архимеда
Мы обязаны Архимеду фундаментом учения о равновесии жидкостей.
Ж.Лагранж
Слайд 2АРХИМЕДОВА СИЛА
Древнегреческий ученый, математик и изобретатель, родился в Сиракузах.
Архимед (287
- 212 до н.э.)
Слайд 3Архимед ( 287 – 212 гг. до н.э.)
Архимед посвятил себя
математике и механике. Сконструированные им аппараты и машины воспринимались современниками
как чудеса техники.
Среди его изобретений – Архимедов винт, устройство для поднятия воды или сыпучих материалов, таких как песок. Архимед говорил о рычаге, теорией которого он занимался: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир».
Слайд 4Тело вопертое в воду не теряет весу сроду. Оно прётся
от туды весом выпертой воды.
Открыл закон великий грек
Его имя - Архимед!
3
Слайд 5ЗАКОН АРХИМЕДА
Сила, выталкивающая целиком погруженное в жидкость
или газ тело, равна весу жидкости или газа в объеме
этого тела. Приложена к телу, направлена вверх.
FA = Рж
FA = g ρж Vт
Слайд 6Сила Архимеда
Причина возникновения выталкивающей силы в разности сил на разных
глубинах
F выталкивающая = F2 – F1
Слайд 7Как вычислить величину Архимедовой
силы ?
Р в воздухе – Р в
воде = F A
Слайд 8НАШИ ВЫВОДЫ
объема тела
плотности жидкости
объема
погруженной части тела
плотности тела
формы тела
глубины погружения
Слайд 10Легенда об Архимеде
В это время Сиракузами правил царь Гиерон. Он
поручил Архимеду проверить честность мастера, изготовившего золотую корону. Хотя корона
весила столько, сколько было отпущено на нее золота, царь заподозрил, что она изготовлена из сплава золота с другими, более дешевыми металлами. Архимеду было поручено узнать, не ломая короны, есть ли в ней примесь.
Слайд 11Именно с помощью выталкивающей силы Архимед решил задачу царя. Идея
решения пришла к ученому внезапно, когда он, находясь в бане,
погрузился в наполненную водой ванну, его осенила мысль, давшая решение задачи.
Слайд 12Легенда об Архимеде.
Царь: О, Архимед, велик твой разум.
Меня ж сомнение
гнетёт-
Моя корона вся ль из злата?
Произведи-ка мне расчёт.
Архимед: Трудна задача
Гиерона,
Её я взвешу, что ж с того –
Узнаю массу, но объёма
Не буду знать я всё равно.
Искусный мастер постарался
Тем мне задачу затрудняя
Объём короны вычислять.
Слайд 13Ох, вы труды мои лихие,
Чем время попусту терять,
Пойду я в
баню, вод стихию,
И лягу в ванну отдыхать.
Но что это? Вода
из ванны,
Куда я тело погрузил,
Бежит ручьём на чистый кафель,
Мои одежды намочив!
О эврика! Я так корону
В сосуд с водою опущу,
Произведу расчёт нехитрый,
Объём короны получу,
Затем её узнаю плотность
И Гиерону дам ответ.
Мой царь! Ты прав: слукавил мастер!
Царь: Велик твой разум, Архимед!
Слайд 14"Э-В-Р-И-К-А!"
На тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила
равная…………….
сила, …равная
…весу жидкости или газа, .
вытесненного
этим……. Телом!!!!!
FАрхимеда= Рж gV
Слайд 15ПОДУМАЙ !
На какой из опущенных в воду стальных
шаров действует наибольшая выталкивающая сила?
Слайд 16ПОДУМАЙ !
Одинакового объема тела – стеклянное и стальное
– опущены в воду. Одинаковы ли выталкивающие силы, действующие на
них?
Слайд 17ПОДУМАЙ !
Как изменится выталкивающая сила на данное тело
при погружении его в жидкости на разную глубину?
Слайд 18ПОДУМАЙ !
Изменится ли выталкивающая сила, если брусок, находящийся
в жидкости, перевести из положения а в положение б?
Слайд 19ПОДУМАЙ !
Подвешенные к коромыслу весов одинаковые шары погрузили
в жидкость сначала так, как показано на рисунке а, а
затем так, как показано на рисунке б. В каком случае равновесие весов нарушится? Почему?
Слайд 20ПОДУМАЙ !
Кусок стального рельса находится на дне
реки. Его приподняли и поставили вертикально. Изменилась ли при этом
действующая на него выталкивающая сила, если при подъеме часть рельса окажется над водой?
Слайд 21ПОДУМАЙ !
Почему подводной лодке иногда трудно
оторваться от глинистого
дна.
Ответ .Архимедова сила не возникает в том случае ,когда вода
не проникает между лодкой и дном.
Слайд 22 На какой из опущенных в воду шаров действует
наибольшая выталкивающая сила?
Слайд 23 В сосуде с водой плавает брусок из льда,
на котором лежит деревянный шар. Плотность вещества шара меньше плотности
воды. Изменится ли уровень воды в сосуде, если лед растает?
Слайд 24ПОЧЕМУ тело
ПЛАВАЕТ ?
ТОНЕТ ?
ВСПЛЫВАЕТ ?
Слайд 25Архимед открыл три условия, которые стали основой науки о плавании
Если
FАРХ.>mg - тело всплывает, до тех пор, пока силы не
уравновесятся.
FАРХ.3. FАРХ.=mg - тело плавает в любой точке жидкости (газа).
Слайд 26Исследуйте как зависит
положение тела в жидкости
от плотности
ТЕЛО ТОНЕТ
ТЕЛО ПЛАВАЕТ
ТЕЛО ВСПЛЫВАЕТ
PТ > PЖ
PТ = Pж
Pт < Pж
Слайд 27Условие плавания тел
Если плотность тела больше плотности жидкости, то тело
в ней тонет.
Если плотность тела меньше плотности жидкости, то тело
в ней всплывает.
При равенстве плотностей тела и жидкости, тело плавает.
Слайд 28ЗАДАЧИ
3. Надводная часть айсберга имеет объем ΔV = 500 м3.
Найти
объем айсберга V, если плотность льда ρльда = 0,92 г/см3, а
плотность воды ρводы = 1,03 г/см3.
Слайд 29ЗАДАЧИ
4. Сплошное тело, объемом 0,2 л и массой 300 г бросают в
воду. Выберите положение тела, которое оно займет после погружения.
Слайд 30Домашнее задание
П. 49
Упр.32 (1-3).