Слайд 1Занятие для магистрантов
МЕТОДОЛОГИЯ
НАУЧНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
Слайд 2Наука -
сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и
теоретическая систематизация объективных знаний
о действительности
Слайд 3
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О НАУКЕ
(3 СМЫСЛА)
Слайд 4Научные знания – это специфическая форма отражения действительности в сознании
людей в числе еще трех специфических форм: искусства, религии, философии.
Слайд 6КЛАССИФИКАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Слайд 7ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Слайд 9СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 10ХАРАКТЕРИСТИКИ НАУЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 12ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 14 ЛОГИКА ВЫДЕЛЕНИЯ ПРИНЦИПОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
В ОТНОШЕНИЯХ:
Слайд 15ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 16 СРЕДСТВА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
(СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ)
Слайд 17Понятие методологии и метода.
Метод в широком смысле - способ,
путь
Метод – это совокупность приёмов или операций практической или теоретической
деятельности.
Методология – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.
Слайд 19Декарт: учение о методе. 4 основных правила
1. нельзя принимать за
истинное то, что не представляется ясно и отчетливо;
2. исследуемую проблему
надо разделять на ряд простых частей, подвергая каждую тщательному анализу;
3. в познании следует постепенно продвигаться от простого к сложному;
4. периодически составлять детальные перечни и обзоры исследуемых явлений, чтобы максимально исключить случаи, когда какая-то деталь остается не принятой во внимание.
Слайд 21Фрэнсис Бэкон
УЧЕНИЕ ОБ ИДОЛАХ
Идолы рода
Идолы пещеры
Идолы площади
Идолы театра
Слайд 23ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Под научной проблемой понимается такой вопрос, ответ
на который не содержится в накопленном обществом научном знании.
Проблема
– это специфическая форма организации знания, объектом которого является не непосредственная предметная реальность, а состояние научного знания об этой реальности.
Слайд 24ПОДЭТАПЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
1. Постановка проблемы - постановка вопросов. Вычленение центрального проблемного
вопроса.
2. Оценка проблемы - определение необходимых условий, ресурсного обеспечения, методов исследования.
3. Обоснование
проблемы - доказательство необходимости ее решения, научной и/или практической ценности ожидаемых результатов.
4. Структурирование проблемы - декомпозиция – поиск дополнительных вопросов (подвопросов), без которых невозможно получить ответ на центральный – проблемный – вопрос.
Слайд 25ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объект исследования – это то, что противостоит
познающему субъекту в его познавательной деятельности - т. е. это
та часть окружающей действительности, с которой исследователь имеет дело.
Предмет исследования – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта.
Слайд 26НОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МОГУТ БЫТЬ ПОЛУЧЕНЫ:
1. Исследована новая (на рис. обозначена
затенением), предметная область (рис.а);
2. К ранее исследованной предметной области применены новые
технологии – методы или средства познания (рис.б)
3. Одновременно исследуется новая предметная область с использованием новых технологий (рис.в).
Вариант (рис.г) принципиально невозможен!
Слайд 27ПОИСК ОБОБЩАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
Слайд 28ЗАКОНОМЕРНОСТЬ: ЧЕМ ШИРЕ ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, ТЕМ СЛОЖНЕЕ ПОЛУЧАТЬ
ДЛЯ НЕЕ
ОБЩИЕ НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
«Слабые» науки вводят самые минимальные ограничивающие предположения (а
то и не вводят их вовсе) и получают наиболее размытые результаты.
«Сильные» науки вводят множество ограничивающих предположений, но получают более четкие, более обоснованные результаты, область применения которых, правда, весьма заужена (точнее – четко ограничена введенными предположениями).
Слайд 29ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ
В самом первом приближении тема исследования формулируется в его
начале.
Но завершенный вид она приобретает, как правило, когда сформулирован
предмет исследования – ведь в подавляющем большинстве случаев тема исследования и указывает на предмет исследования,
а ключевое слово или словосочетание в теме исследования указывает, чаще всего, на его объект.
Слайд 30ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ
2 значения
В первом значении подход рассматривается как некоторый исходный
принцип, исходная позиция, основное положение или убеждение:
целостный подход,
комплексный подход,
функциональный подход,
системный подход,
личностный подход,
деятельностный подход.
Слайд 31ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ
2 значения
2.Во втором значении исследовательский подход рассматривается как направление
изучения предмета исследования и классифицируются по парным категориям диалектики, отражающим
полярные стороны, направления процесса исследования:
содержательный и формальный подходы;
логический и исторический подходы (логико-исторический и историко-логический подходы);
качественный и количественный подходы;
феноменологический и сущностный подходы;
единичный и общий (обобщенный) подходы.
Слайд 32ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ
На основе объекта и предмета исследования определяется его
цель. Цель исследования – это то, что в самом общем
виде необходимо достичь по завершении исследования.
Подразумевается, что по завершении исследования должна быть как бы полностью решена проблема исследования в рамках, определенных его предметом, целью и поставленными задачами.
Слайд 33КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.Критерии оценки достоверности результатов теоретического
исследования. Результат теоретического исследования – теория, концепция или какие-либо теоретические
построения – конструкции должны отвечать следующим критериям для любых отраслей научного знания:
1. предметностью;
2. полнотой;
3. непротиворечивостью;
4. интерпретируемостью;
5. проверяемостью;
6. достоверностью.
Слайд 34КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.Критерии оценки достоверности результатов эмпирического исследования:
1. Критерии должны быть объективными (настолько, насколько это возможно
в данной научной области).
2. Критерии должны быть адекватными, валидными, то есть оценивать именно то, что исследователь хочет оценить.
3. Критерии должны быть нейтральными по отношению к исследуемым явлением.
4. Совокупность критериев с достаточной полнотой должна охватывать все существенные характеристики исследуемого явления, процесса.
Слайд 35СТАДИЯ ПОСТРОЕНИЯ
ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Слайд 36ГИПОТЕЗА
Гипотеза является моделью будущего научного знания (возможного научного знания).
Научная
гипотеза выступает в двоякой роли: либо как предположение о той
или иной форме связи между наблюдаемыми явлениями и процессами, либо как предположение о связи между наблюдаемыми явлениями, процессами и внутренней их основой. Гипотезы первого рода называются описательными, а второго – объяснительными.
Слайд 37УСЛОВИЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ГИПОТЕЗЫ:
1. Гипотеза должна объяснять весь круг явлений и
процессов, для анализа которого она выдвигается.
2. Принципиальная проверяемость гипотезы.
3.
Приложимость гипотезы к возможно более широкому кругу явлений.
4. Максимально возможная принципиальная простота гипотезы.
Слайд 38СТАДИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Слайд 39ЭТАП ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ
Под задачей понимается данная в определенных
конкретных условиях цель деятельности.
Задачи исследования выступают как частные, сравнительно
самостоятельные цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.
Слайд 40ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ УСЛОВИЙ (РЕСУРСНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ)
Слайд 41ЭТАП ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (МЕТОДИКИ) ИССЛЕДОВАНИЯ
Методика исследования – документ, который
включает в себя описание проблемы, объекта, предмета
исследования, его цели, гипотезы, задач, методологических основ и методов исследования, а также планирование, то есть разработку временнóго графика выполнения намеченных работ.
Слайд 42ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ФАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Заключается в непосредственной проверке построенной научной гипотезы
в соответствии с разработанным на стадии конструирования и технологической подготовки
исследования комплексом рабочих материалов и оборудования.
Технологическая фаза состоит из двух стадий:
1) проведения исследования
2) оформления результатов.
Слайд 43СТАДИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
включает два этапа:
теоретический этап (анализ и
систематизация литературных данных, отработка понятийного аппарата, построение логической структуры теоретической
части исследования);
эмпирический этап – проведение опытно-экспериментальной работы.
Слайд 44ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ
К КЛАССИФИКАЦИИ:
1. Каждая классификация может проводиться только по одному
основанию.
2. Объем членов классификации должен быть в точности равен объему
всего классифицируемого класса.
3. Каждый объект может попасть только в один подкласс.
4. Члены классификации должны взаимно исключать друг друга.
5. Подразделение на подклассы должно быть непрерывным.
Слайд 45ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕОРИИ
Слайд 46 В качестве центрального системообразующего
элемента (звена) теории могут выступать:
концепция, идея, единый исследовательский подход,
система аксиом или система аксиоматических
требований и т.д.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ТЕОРИИ
Слайд 47СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ:
алгоритм, аппарат (дидактические, понятийные аппараты и т.д.);
классификации; критерии; методики; методы; механизмы, модели; направления; обоснования; основания; основы;
парадигмы; параметры; периодизации; подходы; понятия, приемы; принципы; программы; процедуры; решения; системы; содержание; способы; средства; схемы; структуры; стратегии; фазы; сущности; таксономии; тенденции; технологии; типологии; требования; условия; фазы; факторы, формы; функции; характеристики; цели; этапы и т.д.
Слайд 48ЭМПИРИЧЕСКИЙ ЭТАП.
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
Опытно-экспериментальная работа, хотя она нередко и занимает
значительную, а подчас и большую часть бюджета времени исследователя, служит
лишь для подтверждения или опровержения предварительно сделанных им теоретических построений, начиная с гипотезы.
Слайд 49СТАДИЯ ОФОРМЛЕНИЯ
РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Этап апробации результатов.
Апробация осуществляется в формах
публичных докладов и выступлений, дискуссий, а также в форме письменного
или устного рецензирования.
Этап оформления результатов.
По завершении апробации исследователь приступает к литературному оформлению и публикации результатов своего исследования.
Слайд 50РЕФЛЕКСИВНАЯ ФАЗА
НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Слайд 51РЕФЛЕКСИВНАЯ ФАЗА
НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Научное исследование завершается рефлексивной фазой - «обращением назад»:
осмыслением, сравнением, оценкой исходных и конечных состояний:
- объекта научной деятельности
– итоговая оценка (самооценка) результатов исследования
субъекта деятельности, т.е. самого себя – рефлексия
системы научного знания - научная рефлексия
Слайд 53МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
на сайте
www.methodolog.ru