Разделы презентаций


Занятие для магистрантов

Содержание

Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Занятие для магистрантов

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Занятие для магистрантовМЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Слайд 2Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и

теоретическая систематизация объективных знаний о действительности

Наука -  сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности

Слайд 3 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О НАУКЕ (3 СМЫСЛА)

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О НАУКЕ (3 СМЫСЛА)

Слайд 4Научные знания – это специфическая форма отражения действительности в сознании

людей в числе еще трех специфических форм: искусства, религии, философии.

Научные знания – это специфическая форма отражения действительности в сознании людей в числе еще трех специфических форм:

Слайд 6КЛАССИФИКАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

КЛАССИФИКАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Слайд 7ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Слайд 8СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ТЕОРИИ

СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ТЕОРИИ

Слайд 9СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 10ХАРАКТЕРИСТИКИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХАРАКТЕРИСТИКИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 11НОРМЫ НАУЧНОЙ ЭТИКИ

НОРМЫ НАУЧНОЙ ЭТИКИ

Слайд 12ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 13ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Слайд 14 ЛОГИКА ВЫДЕЛЕНИЯ ПРИНЦИПОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В ОТНОШЕНИЯХ:

 ЛОГИКА ВЫДЕЛЕНИЯ ПРИНЦИПОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В ОТНОШЕНИЯХ:

Слайд 15ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 16 СРЕДСТВА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ)

 СРЕДСТВА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ)

Слайд 17Понятие методологии и метода.
Метод в широком смысле - способ,

путь
Метод – это совокупность приёмов или операций практической или теоретической

деятельности.
Методология – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Понятие методологии и метода. Метод в широком смысле - способ, путьМетод – это совокупность приёмов или операций

Слайд 18МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Слайд 19Декарт: учение о методе. 4 основных правила
1. нельзя принимать за

истинное то, что не представляется ясно и отчетливо;
2. исследуемую проблему

надо разделять на ряд простых частей, подвергая каждую тщательному анализу;
3. в познании следует постепенно продвигаться от простого к сложному;
4. периодически составлять детальные перечни и обзоры исследуемых явлений, чтобы максимально исключить случаи, когда какая-то деталь остается не принятой во внимание.
Декарт: учение о методе. 4 основных правила1. нельзя принимать за истинное то, что не представляется ясно и

Слайд 21Фрэнсис Бэкон
УЧЕНИЕ ОБ ИДОЛАХ 
Идолы рода
Идолы пещеры
Идолы площади
 Идолы театра

Фрэнсис БэконУЧЕНИЕ ОБ ИДОЛАХ Идолы родаИдолы пещерыИдолы площади Идолы театра

Слайд 23ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Под научной проблемой понимается такой вопрос, ответ

на который не содержится в накопленном обществом научном знании.
Проблема

– это специфическая форма организации знания, объектом которого является не непосредственная предметная реальность, а состояние научного знания об этой реальности.
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ  Под научной проблемой понимается такой вопрос, ответ на который не содержится в накопленном обществом

Слайд 24ПОДЭТАПЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
1. Постановка проблемы - постановка вопросов. Вычленение центрального проблемного

вопроса.
2. Оценка проблемы - определение необходимых условий, ресурсного обеспечения, методов исследования.
3. Обоснование

проблемы - доказательство необходимости ее решения, научной и/или практической ценности ожидаемых результатов.
4. Структурирование проблемы - декомпозиция – поиск дополнительных вопросов (подвопросов), без которых невозможно получить ответ на центральный – проблемный – вопрос.
ПОДЭТАПЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ1. Постановка проблемы - постановка вопросов. Вычленение центрального проблемного вопроса.2. Оценка проблемы - определение необходимых условий, ресурсного

Слайд 25ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объект исследования – это то, что противостоит

познающему субъекту в его познавательной деятельности - т. е. это

та часть окружающей действительности, с которой исследователь имеет дело.

Предмет исследования – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта.
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯОбъект исследования – это то, что противостоит познающему субъекту в его познавательной деятельности -

Слайд 26НОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МОГУТ БЫТЬ ПОЛУЧЕНЫ:
1. Исследована новая (на рис. обозначена

затенением), предметная область (рис.а); 2. К ранее исследованной предметной области применены новые

технологии – методы или средства познания (рис.б) 3. Одновременно исследуется новая предметная область с использованием новых технологий (рис.в). Вариант (рис.г) принципиально невозможен!
НОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МОГУТ БЫТЬ ПОЛУЧЕНЫ: 1. Исследована новая (на рис. обозначена затенением), предметная область (рис.а); 2. К ранее

Слайд 27ПОИСК ОБОБЩАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

ПОИСК ОБОБЩАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

Слайд 28ЗАКОНОМЕРНОСТЬ: ЧЕМ ШИРЕ ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, ТЕМ СЛОЖНЕЕ ПОЛУЧАТЬ ДЛЯ НЕЕ

ОБЩИЕ НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
«Слабые» науки вводят самые минимальные ограничивающие предположения (а

то и не вводят их вовсе) и получают наиболее размытые результаты.

«Сильные» науки вводят множество ограничивающих предположений, но получают более четкие, более обоснованные результаты, область применения которых, правда, весьма заужена (точнее – четко ограничена введенными предположениями).
ЗАКОНОМЕРНОСТЬ: ЧЕМ ШИРЕ ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, ТЕМ СЛОЖНЕЕ ПОЛУЧАТЬ  ДЛЯ НЕЕ ОБЩИЕ НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ«Слабые» науки вводят самые

Слайд 29ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ
В самом первом приближении тема исследования формулируется в его

начале.

Но завершенный вид она приобретает, как правило, когда сформулирован

предмет исследования – ведь в подавляющем большинстве случаев тема исследования и указывает на предмет исследования, а ключевое слово или словосочетание в теме исследования указывает, чаще всего, на его объект.
ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯВ самом первом приближении тема исследования формулируется в его начале. Но завершенный вид она приобретает, как

Слайд 30ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ 2 значения
В первом значении подход рассматривается как некоторый исходный

принцип, исходная позиция, основное положение или убеждение:
целостный подход,
комплексный подход,


функциональный подход,
системный подход,
личностный подход,
деятельностный подход.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ 2 значения В первом значении подход рассматривается как некоторый исходный принцип, исходная позиция, основное положение

Слайд 31ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ 2 значения
2.Во втором значении исследовательский подход рассматривается как направление

изучения предмета исследования и классифицируются по парным категориям диалектики, отражающим

полярные стороны, направления процесса исследования:
содержательный и формальный подходы;
логический и исторический подходы (логико-исторический и историко-логический подходы);
качественный и количественный подходы;
феноменологический и сущностный подходы;
единичный и общий (обобщенный) подходы.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ 2 значения 2.Во втором значении исследовательский подход рассматривается как направление изучения предмета исследования и классифицируются

Слайд 32ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ

 На основе объекта и предмета исследования определяется его

цель. Цель исследования – это то, что в самом общем

виде необходимо достичь по завершении исследования.
Подразумевается, что по завершении исследования должна быть как бы полностью решена проблема исследования в рамках, определенных его предметом, целью и поставленными задачами.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ На основе объекта и предмета исследования определяется его цель. Цель исследования – это то, что

Слайд 33КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.Критерии оценки достоверности результатов теоретического

исследования. Результат теоретического исследования – теория, концепция или какие-либо теоретические

построения – конструкции должны отвечать следующим критериям для любых отраслей научного знания:
1. предметностью;
2. полнотой;
3. непротиворечивостью;
4. интерпретируемостью;
5. проверяемостью;
6. достоверностью.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.Критерии оценки достоверности результатов теоретического исследования. Результат теоретического исследования – теория, концепция

Слайд 34КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.Критерии оценки достоверности результатов эмпирического исследования:

1. Критерии должны быть объективными (настолько, насколько это возможно

в данной научной области).
2. Критерии должны быть адекватными, валидными, то есть оценивать именно то, что исследователь хочет оценить.
3. Критерии должны быть нейтральными по отношению к исследуемым явлением.
4. Совокупность критериев с достаточной полнотой должна охватывать все существенные характеристики исследуемого явления, процесса.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ2.Критерии оценки достоверности результатов эмпирического исследования:   1. Критерии должны быть объективными (настолько,

Слайд 35СТАДИЯ ПОСТРОЕНИЯ ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

СТАДИЯ ПОСТРОЕНИЯ ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Слайд 36ГИПОТЕЗА
Гипотеза является моделью будущего научного знания (возможного научного знания).
Научная

гипотеза выступает в двоякой роли: либо как предположение о той

или иной форме связи между наблюдаемыми явлениями и процессами, либо как предположение о связи между наблюдаемыми явлениями, процессами и внутренней их основой. Гипотезы первого рода называются описательными, а второго – объяснительными.
ГИПОТЕЗА Гипотеза является моделью будущего научного знания (возможного научного знания).Научная гипотеза выступает в двоякой роли: либо как

Слайд 37УСЛОВИЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ГИПОТЕЗЫ:
1. Гипотеза должна объяснять весь круг явлений и

процессов, для анализа которого она выдвигается.
2. Принципиальная проверяемость гипотезы.
3.

Приложимость гипотезы к возможно более широкому кругу явлений.
4. Максимально возможная принципиальная простота гипотезы.
УСЛОВИЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ГИПОТЕЗЫ:1. Гипотеза должна объяснять весь круг явлений и процессов, для анализа которого она выдвигается.2. Принципиальная

Слайд 38СТАДИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

СТАДИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Слайд 39ЭТАП ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ
Под задачей понимается данная в определенных

конкретных условиях цель деятельности.
Задачи исследования выступают как частные, сравнительно

самостоятельные цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.
ЭТАП ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ Под задачей понимается данная в определенных конкретных условиях цель деятельности. Задачи исследования выступают

Слайд 40ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ УСЛОВИЙ (РЕСУРСНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ)

ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ УСЛОВИЙ (РЕСУРСНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ)

Слайд 41ЭТАП ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (МЕТОДИКИ) ИССЛЕДОВАНИЯ
Методика исследования – документ, который

включает в себя описание проблемы, объекта, предмета

исследования, его цели, гипотезы, задач, методологических основ и методов исследования, а также планирование, то есть разработку временнóго графика выполнения намеченных работ.
ЭТАП ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (МЕТОДИКИ) ИССЛЕДОВАНИЯ Методика исследования – документ, который включает  в себя описание проблемы,

Слайд 42ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ФАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ


Заключается в непосредственной проверке построенной научной гипотезы

в соответствии с разработанным на стадии конструирования и технологической подготовки

исследования комплексом рабочих материалов и оборудования.

Технологическая фаза состоит из двух стадий:
1) проведения исследования
2) оформления результатов.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ФАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ Заключается в непосредственной проверке построенной научной гипотезы в соответствии с разработанным на стадии конструирования

Слайд 43СТАДИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
включает два этапа:
теоретический этап (анализ и

систематизация литературных данных, отработка понятийного аппарата, построение логической структуры теоретической

части исследования);
эмпирический этап – проведение опытно-экспериментальной работы.
СТАДИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ включает два этапа: теоретический этап (анализ и систематизация литературных данных, отработка понятийного аппарата, построение

Слайд 44ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КЛАССИФИКАЦИИ:
1. Каждая классификация может проводиться только по одному

основанию.
2. Объем членов классификации должен быть в точности равен объему

всего классифицируемого класса.
3. Каждый объект может попасть только в один подкласс.
4. Члены классификации должны взаимно исключать друг друга.
5. Подразделение на подклассы должно быть непрерывным.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КЛАССИФИКАЦИИ: 1. Каждая классификация может проводиться только по одному основанию. 2. Объем членов классификации должен быть

Слайд 45ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕОРИИ

ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕОРИИ

Слайд 46 В качестве центрального системообразующего
элемента (звена) теории могут выступать:


концепция, идея, единый исследовательский подход,
система аксиом или система аксиоматических

требований и т.д.


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ТЕОРИИ

В качестве центрального системообразующего элемента (звена) теории могут выступать: концепция, идея, единый исследовательский подход, система аксиом

Слайд 47СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ:
алгоритм, аппарат (дидактические, понятийные аппараты и т.д.);

классификации; критерии; методики; методы; механизмы, модели; направления; обоснования; основания; основы;

парадигмы; параметры; периодизации; подходы; понятия, приемы; принципы; программы; процедуры; решения; системы; содержание; способы; средства; схемы; структуры; стратегии; фазы; сущности; таксономии; тенденции; технологии; типологии; требования; условия; фазы; факторы, формы; функции; характеристики; цели; этапы и т.д.

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ: алгоритм, аппарат (дидактические, понятийные аппараты и т.д.); классификации; критерии; методики; методы; механизмы, модели; направления;

Слайд 48ЭМПИРИЧЕСКИЙ ЭТАП. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
Опытно-экспериментальная работа, хотя она нередко и занимает

значительную, а подчас и большую часть бюджета времени исследователя, служит

лишь для подтверждения или опровержения предварительно сделанных им теоретических построений, начиная с гипотезы.
ЭМПИРИЧЕСКИЙ ЭТАП. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА Опытно-экспериментальная работа, хотя она нередко и занимает значительную, а подчас и большую часть

Слайд 49СТАДИЯ ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Этап апробации результатов.
Апробация осуществляется в формах

публичных докладов и выступлений, дискуссий, а также в форме письменного

или устного рецензирования.
Этап оформления результатов.
По завершении апробации исследователь приступает к литературному оформлению и публикации результатов своего исследования.
СТАДИЯ ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ Этап апробации результатов. Апробация осуществляется в формах публичных докладов и выступлений, дискуссий, а

Слайд 50РЕФЛЕКСИВНАЯ ФАЗА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

РЕФЛЕКСИВНАЯ ФАЗА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Слайд 51РЕФЛЕКСИВНАЯ ФАЗА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Научное исследование завершается рефлексивной фазой - «обращением назад»:

осмыслением, сравнением, оценкой исходных и конечных состояний:
- объекта научной деятельности

– итоговая оценка (самооценка) результатов исследования
субъекта деятельности, т.е. самого себя – рефлексия
системы научного знания - научная рефлексия
РЕФЛЕКСИВНАЯ ФАЗА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯНаучное исследование завершается рефлексивной фазой - «обращением назад»: осмыслением, сравнением, оценкой исходных и конечных

Слайд 53МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ на сайте www.methodolog.ru

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ  на сайте www.methodolog.ru

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика