Слайд 1«Здравствуйте!»
Здравствуйте! -
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что
особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»,
больше ведь мы
ничего не сказали.
Отчего же на капельку
солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку
счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку
радостней сделалась жизнь?
В. Солоухин
Слайд 2Игра «Скажем «Здравствуйте!»»
Проводится по усмотрению учителя либо в паре, либо
со всем классом одновременно.
Скажем «Здравствуйте!» руками (участникам игры нужно придумать
свой жест для приветствия и поприветствовать им всех присутствующих).
Скажем «Здравствуйте!» глазами
(игрокам можно встретиться взглядом с тем, с кем хочется).
Скажем «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостно кругом
(все участники игры произносят хором слово здравствуйте).
Слайд 3Минуты вхождения
в урок
Мусина
Гузяль Гузаировна,
старший преподаватель
кафедры ТиМНО
ИРО РБ
Слайд 4Ведь если я гореть не буду,
И если ты гореть не
будешь,
И если мы гореть не будем,
То кто тогда развеет тьму?
Назым
Хикмет, турецкий поэт
Слайд 5
Формулы приветствия в речи учителей начальных классов как компонент развивающей
образовательной среды
Речь учителя должна изобиловать различными вариантами речевых формул,
богато представленными в современном русском литературном языке.
Слайд 6Проведенный нами анализ используемых учителями начальной школы речевых формул общения
выявил следующее:
40 % учителей используют единственную речевую форму приветствие «Здравствуйте».
50
% учителей используют ограниченное количество формул приветствия: Здравствуйте! Добрый день! Рада (рад, рады) Вас приветствовать!
10 % учителей используют многообразные формулы приветствия учеников.
Слайд 7Многообразие формул приветствия
Ученики начальных классов отвечают на приветствие, зеркально используя
речевую формулу, предложенную учителем.
Таким образом, многообразие формул приветствия в
речи учителя имманентно обеспечивает использование вариативных форм приветствия учеником.
Учитель, владеющий многообразным арсеналом формул приветствия, может только с помощью нескольких слов создать необычную траекторию речевого конструирования урока.
Слайд 8Свободный ассоциативный эксперимент и опрос учащихся выявили следующее:
1. Детям нравится
неклишированное начало урока.
2. Ученики всегда замечают необычное приветствие.
3. Услышанное от
учителя приветствие ученики используют и в иных ситуациях и с иными взрослыми.
4. В классах, где учитель по‑разному приветствует учащихся, ученики владеют большим арсеналом речевых форм приветствия .
Слайд 9Создание развивающей речевой образовательной среды
Учащиеся, которые используют разнообразные формы приветствия
обучаются в классе учителя, который уделяет большое внимание созданию развивающей
речевой образовательной среды и демонстрирует ученикам многообразие речевых формул.
Единственной формулой приветствия владеют дети, учителя которых ограничиваются одной речевой схемой при встрече с учениками.
Слайд 10Приветствие учителя
Приветствие учителя — это не только этикетное речевое действие
при встрече, но и сигнал для учащихся о начале рабочего
дня, модальности дальнейшего общения.
Разнообразие форм приветствия обеспечивает создание богатой речевой среды, обеспечивает усвоение детьми вариативных речевых средств приветствия.
Забывать о приветствии нельзя, ни при каких обстоятельствах, даже если встреча была случайной, даже если вы спешите или встретились на улице. Мужчина – приветствует женщину; младший – старшего по возрасту; входящий в комнату – присутствующих; уходящий прощается с остающимися.
Слайд 11Приветствие – один из самых важных моментов общения. С его
помощью устанавливается контакт между людьми:
Приветствие - контакт – стиль
общения – микроклимат коллектива – атмосфера в обществе – производительность труда – благополучие – самочувствие – здоровье – долголетие.
Слайд 12Забывать о приветствии нельзя, ни при каких обстоятельствах, даже если
встреча была случайной, даже если вы спешите или встретились на
улице.
Мужчина – приветствует женщину; младший – старшего по возрасту; входящий в комнату – присутствующих; уходящий прощается с остающимися.
Слайд 13Проведенный анализ реальных речевых ситуаций, научной и художественной литературы позволил
нам составить языковой контент речевых формул приветствия, допустимых в официально-деловой
сфере общения:
Добрый день! Доброе утро!
Здравствуйте! Рада (рад, рады) Вас приветствовать! Позвольте с Вами поздороваться!
Позвольте Вас приветствовать в это доброе утро! Мое глубокое Вам почтение!
Стихотворные формы.
Слайд 15От чего зависит выбор слов для приветствия?
- Ребята, всегда ли
вы здороваетесь?
Например, с сидящими у вашего подъезда старушками?
Встречаясь
с соседями? Входя в библиотеку?
В купе поезда с будущими попутчиками?
С учителями, которые преподают в других классах?
Когда приходите к врачу?
- Какие при этом формы приветствия вы употребляете?
Решение жизненных ситуаций.
Утром по коридору навстречу тебе шла твоя учительница и учительница соседнего класса. Как ты поздороваешься?
Если ты поздоровался с учителем один раз, надо ли здороваться ещё?
Слайд 16Слова приветствия нужно произносить четко и внятно, глядя при этом
на того, кому они адресованы. Считается неприличным при приветствии отводить
взгляд в сторону, рассматривать помещение и других гостей. Слова приветствия, как правило, сопровождаются улыбкой. Следует избегать излишне громких приветствий, жарких объятий и поцелуев. Невежливо стоять боком, а тем более спиной к тому, кто вас приветствует. Нужно повернуться к человеку и улыбнуться.
Слайд 17Кричалки
«Говоря «Здравствуйте!», я желаю: заряда души, радости, азарта, восхищения, сердечного
творческого вдохновения, ума, искренности тебе, единомышленник!».
Или
«Желаю своим одноклассникам:
здоровья, доброты, радости, вдохновения, самоутверждения, талантливости, воображения, умелости, йогом быть, тепло дарить ежедневно!»
Слайд 18Данный вариант игры можно проводить после изучения темы «Прилагательное».
«Друг, ты
– здоровый, добрый, работоспособный, аккуратный, волевой, смелый, трудолюбивый, веселый, удачи
тебе на весь день!»
Слайд 19Игра-приветствие
«Здравствуй, друг!»
снижает уровень агрессивности, поднимает настроение, учит быть искренними,
сплачивает коллектив. Игру можно использовать перед любым уроком
Здравствуй, друг!
Как
ты тут?
Улыбнись-ка мне –
А я тебе.
После этих слов игрокам можно улыбнуться друг другу, при желании – обнять друг друга. Затем каждый игрок находит себе нового партнера, и действия в паре повторяются.
Слайд 20Абецедарий
В чем особенность построения этого стихотворения?
Июльская ночь.
Алый бархат вечереет,
Горделиво дремлют
ели,
Жаждет зелень, и июль
Колыбельной лаской млеет.
Нежно отзвуки пропели…
Разостлался синий тюль.
…………………
(В. Брюсов)
Абецедарий – стихотворение, в котором первые буквы всех слов образуют алфавит.
Слайд 21«Здравствуйте! »
Формулы приветствия играют большую роль в нашем общении.
Здороваясь
со знакомыми, мы подтверждаем этим свое знакомство и выражаем желание
продолжать его.
«Здравствуйте! » свидетельствует
о готовности к общению и предлагает сделать его доброжелательным.
Слайд 22
В словах-приветствиях заключено важное содержание:
«Я тебя вижу. Ты мне
приятен.
Знай, что я тебя уважаю и хочу,
чтобы и
ты ко мне
хорошо относился.
Я желаю тебе здоровья,
мира, веселья и счастья».
Слайд 23От чего зависит выбор слов для приветствия?
- Здравствуйте!
- Доброе утро!
(день, вечер, ночь)
- Привет! Салют! Приветик!
- Здорово!
- Здравия желаю!
- Рад
вас приветствовать!
- Приветствую вас!
- Разрешите приветствовать вас!
- Здрасьте!
- Мое почтение!
- Хлеб-соль!
Слайд 24
«Здравствуйте!»
- Здравствуйте! -
ты скажешь человеку.
- Здравствуй!
-
улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И
здоровым будет много лет.
Слайд 25В игре «Привет, сосед!»
Ученики, сидя за партами, по
команде учителя поворачиваются к своему соседу по парте и, глядя
друг другу в глаза, произносят следующие слова:
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
Слайд 26Игра – приветствие
«Что в «Здравствуйте» тебе моем?»
Примеры пожеланий:
«з» -
здоровья, зрелости, зоркости и т. д.
«д» - добра, доверия, доброжелательности,
…
«р» - радости, решимости, равновесия, …
«а» - активности, аккуратности, авторитета, …
«в» - великодушия, веселья, верности, …
«с» - сил, счастья, свободы, ..
«т» - терпения, творчества, теплоты, …
«у» - уверенности, уважения улыбок, …
«и» - искренности, идей, изящества, …
«т» - таланта, трудолюбия, …
«е» - единства, естественности, …
Слайд 27Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут…
а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
Ему бывает часто лень
Сказать
при встрече: “Добрый день!”
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае “здорово”
Он вместо “здравствуй” говорит.
А вместо слова “до свидания”
Не говорит он ничего
Иль заявляет на прощание:
“Ну, я пошел… Пока! Всего!”
А. Барто
Слайд 29«Доброе утро!»
- Доброе утро, мои родные! Чему вы сегодня удивлялись?
А мое удивление вызвало солнышко. Оказывается, оно, как настоящий волшебник,
умеет тепло и ласково здороваться. А вот как это было:
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в мое окно.
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло.
Тонкий лучик золотой.
И, как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной.
Давайте же и мы обнимемся и поприветствуем друг друга.
Слайд 30Cолнышко ясное встало,
Доброе утро! –
Сказало.
Доброе утро! –
Кричу я
прохожим,
Веселым прохожим,
На утро похожим.
- Доброе утро! –
В ответ:
Мне улыбнулся
сосед.
- Доброе утро! –
Повсюду я слышу.
Я слышу
И вижу
В глазах у девчонок,
В глазах у мальчишек…
Но если проснешься ,
А дождик в окно
Стучит да стучит
И без солнца темно?
Доброе утро,
Друзья,
Все равно.
Доброе утро
И в холод, и в град.
- Доброе утро! –
Не зря говорят:
Доброе утро
Велит быть добрей,
Честней,
и упорней,
и веселей…
Придумано мудро:
Доброе утро!
(В. Коркина)
Я и солнышко
Слайд 31Добрый день
День был серый,
Непогожий,
Над землёй густела тень.
- Добрый день! –
Сказал
прохожий.
Я ответил:
- Добрый день! –
После этого
Мгновенья
До конца
Большого дня
Почему-то настроенье
Было добрым
У меня.
(В.Орлов)
Слайд 32Добрые слова
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду
за ворота,
Всем идущим на работу
«С добрым утром!» - я кричу.
«Добрый
день!» - кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех, домой идущих к чаю.
(О. Дриз)
Слайд 33
«Доброе утро!»
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
_ Доброе утро!
– солнцу и птицам.
Доброе утро! – приветливым лицам.
И каждый становится
добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
Слайд 34
С добрым утром!
Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою:
С добрым
утром!
С ясным днем!
Вот как славно мы поём!
(Е. Благинина)
Слайд 35«Давайте говорить друг другу комплименты».
На фоне музыки звучат слова:
Давайте восклицать,
друг другом
восхищаться,
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это все любви счастливые
моменты. (Булат Окуджава)
Что такое комплимент?
Для чего нужны комплименты в общении людей?
В каких случаях следует их говорить?
- Скажите друг другу комплимент, чтобы в сердце каждого поселилось лучистое солнышко и грело душу своим теплом.
Слайд 36Загадка
Она ничего не стоит, а обещает много – она обогащает
тех,
кто ее дарит, и бодрит тех, кому она дарована.
Действует мгновенно, а память о ней сохраняется
на всю жизнь.
Слайд 37Подсказка
Никто настолько не богат,
чтобы обойтись без нее.
Никто настолько не
беден,
чтобы не смог ее подарить.
Она отдых уставшему,
надежда отчаявшемуся.
Она
– солнечный луч для печального
и лучшее противоядие горю –
ее нельзя купить, получить как милостыню, одолжить или украсть, ибо она не имеет
никакой цены.
Слайд 38Что общего в приветствии во все времена?
Улыбка!
Самое общее в
приветствии – это вежливость, доброжелательность.
Поэтому ничто в человеческом поведении
не сочетается с ними так часто, как доброжелательная улыбка.
Улыбка – одно из главных выражений человеческого контакта, доброжелательного участия. Это то, чего мы более всего ищем в лице собеседника.
Слайд 39Сила улыбки: как создавать счастье
Улыбка - пропуск в мир счастья,
радости, любви и богатства. Улыбаясь, мы выглядим лучше, увереннее, успешнее,
счастливее в глазах окружающих. Кажемся более симпатичными, обходительными и компетентными. Улыбайтесь друзья, улыбайтесь, как можно чаще!
Слайд 40Улыбка
Улыбнитесь тому, кто вам не улыбается, ибо тот больше всех
в ней нуждается.
Больше всех нуждаются в улыбке те,
у кого
нет никого, чтобы ее подарить.
Улыбайтесь, когда начинаете писать письмо, разговаривать по телефону, здороваясь или знакомясь с незнакомым человеком.
Сегодня мы будем учиться улыбаться.
Слайд 41Есть замечательные слова Мюнхгаузена:
« Серьезное лицо – еще не признак ума,
господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением.
Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!».
- Что можно к ней добавить?
Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.
Слайд 42
«Для чего нужна улыбка?»
На фоне музыки:
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя
поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот,
Разве любы
нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Дети, посмотрите на себя в зеркало и улыбнитесь.
Как вы думаете, для чего человеку нужна улыбка?
Почему животные, например, кошки и собаки, могут обойтись без улыбки, а человек – нет?
Слайд 43Игра «Я всегда улыбаюсь!»
Учитель предлагает детям, передавая из рук в
руки мягкую игрушку, закончить предложение:
1. Я всегда улыбаюсь, когда…
2. Людям
(друзьям, детям) тепло и хорошо со мной, потому что…
3. Когда я прихожу в класс в хорошем настроении…
4. Больше всего я радуюсь, когда…
Слайд 44В качестве усвоения и закрепления этого закона выполни следующие упражнения:
С
сегодняшнего дня каждое утро начинай с улыбки
Научи себя улыбаться просто
так, без всякой причины.
Выполняй ежедневно минимум 200 улыбок в день, для продвинутых - 400 улыбок в день.
Улыбнись 10 случайным незнакомым прохожим. Подари им свою улыбку, глядя в глаза. Обрати внимание, как реагируют люди, что с ними происходит.
С сегодняшнего дня при встрече со знакомыми, друзьями, родственниками, коллегами, а также при новых знакомствах ты будешь улыбаться!
Слайд 45
Любовь к себе – жизненная необходимость
Каждый
человек является таким, каким себя чувствует, каким себя воспринимает, как
к себе относится.
Уважение и любовь к себе сразу же вызовут соответствующее отношение к вам окружающих.
Слайд 46
Упражнение «Ласка»
- У вас впереди рабочий день. Постарайтесь сделать так,
чтобы он был успешным. Для этого пожелайте себе удачи с
помощью поглаживаний.
В начале обнимите себя руками и пожелайте себе удачи. Затем положите руки на шею и погладьте себя, затем погладьте себя по голове, поднимая руки с шеи на голову, затем опустите их на лицо, погладьте себя по лицу, помассируйте свои руки и ноги.
Слайд 47
«Упражнение «Я расту»
Для того, чтобы стать
сильным и ловким, нужно много заниматься. В этом нам поможет
магическое стихотворение.
Ребята стоят на своих местах и выполняют задание по команде учителя.
Упрись в землю ногами,
Потянись к небу руками,
Воздуха чистого вдохни,
И мысленно болезни отгони.
Слайд 48Берегите здоровье друг друга».
У поэта Андрея Дементьева есть такие строки:
Берегите
здоровье друг друга,
У природы мы – малая часть,
Вы кому-то ответили
грубо.
Чью-то жизнь сократили сейчас.
Слайд 49Друзья
Настоящие друзья – это друзья и в радости
и в горе. Но чтобы иметь много друзей, надо самому
быть общительным, чутким,
отзывчивым, преданным, добрым, и хорошим другом.
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой дом уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
(А.С. Пушкин)
Слайд 50
Друзья.
Если плачет кто-то рядом,
Если слёзы льются градом,
Подойдите вы к нему
И
спросите: «Почему?»
Это, дети, сделать надо –
Плохо плакать одному.
(Д. Радович.)
Слайд 51
Первый класс.
Дружный класс!
Хороший класс! –
Это про кого? Про нас!
Это мы
– хороший класс.
Дружим дома. Дружим в школе.
Взрослым помогали в поле.
Всё
всегда у нас в порядке –
И в тетрадях, и на грядке.
Первый класс –
Хороший класс!
Это говорят про нас.
Это мы - хороший класс.
(С. Шушкевич)
Слайд 52«Я - способный!»
Для того, чтобы
слегка поднять детям настроение, можно вывесить на доску заранее написанные
крупными буквами на большом листе бумаге предложения:
Я - способный!
Я со всем справляюсь!
Мне нравится учиться!
Я - хороший ученик!
Я хочу много знать!
Я буду много знать!
Эти формулы самовнушения подействуют не сразу, но подсознание детей примет повторяющуюся информацию как приказ к действию.
Слайд 53
Если хорошо учиться.
Если хорошо учиться,
хорошо
учительнице,
маме очень хорошо,
папе очень хорошо…
Сколько
этих «хорошо»
Сразу же получится,
Если кто-то хорошо
И отлично учится?
(Э. Московская)
Слайд 54
«Веселый танец»
(Подвижно. Чешская)
Дети, взявшись за руки, становятся
в круг. В центр круга выходит ведущий.
Всюду смех и радостные
крики.
Наши щеки ярче земляники!
Только б ноги не устали,
Нет другой печали.
На первую и вторую строчку – ведущий идет по кругу, остальные в другую сторону. Выбранный партнер и ведущий двигаются подскоком, все стоят на месте и хлопают в ладоши, на последние две строчки.
Игра проводится несколько раз с новыми ведущими.
Слайд 55Пламя свечи.
Учитель зажигает свечу.
Дети, посмотрите на свечу и подумайте о
чем-нибудь светлом,
Пусть этот легкий, спокойный и таинственный огонь свечи
очистит наши души от обид, злобы, жадности и поможет всем нам сегодня обрести спокойствие и веру в себя и тех, кто рядом, поможет всем нам стать красивыми душой.
- Какие мысли рождает в вас пламя свечи?