Слайд 1Жанр антисказки в поэзии
В. С. Высоцкого
Подготовил: студент группы 18160
Голдышенко Ольга
Научный руководитель: д. ф. н., доц. Колмакова О. А.
Слайд 2Мероприятия, посвященные 80-летию со дня рождения Владимира Высоцкого:
— Дом Высоцкого
на Таганке, с 20 по 30 января (с 11:00 до
18:00) — выставка «Я, конечно, вернусь…»;
— Дом Гоголя, 20 января (с 14:00 до 15:30) — музыкально-литературная программа «Поэты — все единой крови…»;
— творческий центр «Москворечье», с 22 по 31 января (с 11:00 до 19:00) — выставка «Человек. Поэт. Актер»;
— библиотека имени Н.В. Гоголя, 23 января (с 18:00 до 20:00) — музыкально-поэтический вечер «Я, конечно, вернусь…»;
— культурный центр «Вдохновение», 25 января (с 19:30 до 21:00) — лекция «Вне центрального телевидения: феномен популярности Владимира Высоцкого».
Слайд 3Современные исследования о Высоцком:
Гавриков В.А. Лесковские традиции народной этимологии в
творчестве В.С. Высоцкого // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия:
Гуманитарные и социальные науки.2017. № 3.С. 103-110.
Новиков, В. «Всё не так, ребята…»: Владимир Высоцкий в воспоминаниях друзей и коллег // Знамя.2017. № 9.
Смехов В. Здравствуй, однако…Воспоминания о Высоцком. Москва: Старое кино, 2018.
Сенкевич Г.А. Социальные мотивы в творчестве Владимира Высоцкого // Человек в мире культуры. 2015.№ 3.С. 31-35.
Сипкина Н.Я. «Военные» баллады в поэзии Р. Рождественского и В. Высоцкого (сравнительная поэтика стилей поэтов) в контексте литературного процесса 1970-х гг.: основные тенденции развития // Вестник КемГУ.2016.№ 2 (66).С. 210-215
Слайд 4Проблема фольклорности в поэзии
В. С. Высоцкого
уровень стиля (стилизация
устного слова – сказ)
уровень жанра (сказка, легенда, баллада)
Слайд 5Пример сказовой стилизации
Милицейский протокол (1971)
Товарищ первый нам сказал, что
вы уймитесь,
Что — не буяньте, что — разойдитесь.
На "разойтись" я
сразу ж согласился —
И разошёлся, то есть расходился!
Но если я к о г о ругал — карайте строго!
Но это — вряд ли! Скажи, Серёга!
А что упал, так то — от помутненья,
Орал не с горя — от отупенья.
...Теперь дозвольте пару слов без протокола.
Чему нас учит семья и школа?
Что жизнь сама таких накажет строго. Правильно?
Тут мы согласны. Скажи, Серёга!
Слайд 6Сказка в поэзии В. С. Высоцкого
Лукоморья больше нет. Антисказка (1966)
Лукоморья
больше нет, от дубов простыл и след.
Дуб годится на
паркет, - так ведь нет:
Выходили из избы здоровенные жлобы,
Порубили те дубы на гробы.
Распрекрасно жить в домах на куриных на ногах,
Но явился всем на страх вертопрах!
Добрый молодец он был, ратный подвиг совершил - Бабку-ведьму подпоил, дом спалил!
Ты уймись, уймись, тоска
У меня в груди!
Это только присказка –
Сказка впереди.
Слайд 7Нету мочи, нету сил, – Леший как-то недопил,
Лешачиху свою
бил и вопил:
– Дай рубля, прибью а то, я
добытчик али кто?!
А не дашь – тогда пропью долото!
– Я ли ягод не носил? - снова Леший голосил.
– А коры по сколько кил приносил?
Надрывался издаля, все твоей забавы для,
Ты ж жалеешь мне рубля, ах ты тля!
–
Слайд 9Куплеты нечистой силы (1974)
:
Ох, надоело по лесу гонять,
Зелье
я переварила…
Нет, чтой-то стала совсем изменять
Наша нечистая сила!
Слайд 10:
Вижу намедни — утопленник. Хвать!
А он меня — пяткой
по рылу!..
Нет, перестали совсем уважать
Нашу нечистую силу!"
:
Лешачиха со
зла,
Лишив меня лешевелюры,
Вчера из дупла
на мороз прогнала —
У ей с Водяным шуры-муры.
Слайд 11Основной прием в «антисказках» Высоцкого – гротеск:
лесная нечисть – карикатурное
изображение людей
«сакральный текст» насыщен просторечиями
Слайд 12Запретили все цари всем царевичам
Строго-настрого ходить по Гуревичам,
К
Рабиновичам не сметь, тоже - к Шифманам!
Правда, Шифманы нужны
лишь для рифмы нам.
В основном же речь идет за Гуревичей:
Царский род ну так и прет к ихней девичьей -
Там три дочки - три сестры, три красавицы...
За царевичей цари опасаются.
И Гуревичи всю жизнь озабочены:
Хоть живьем в гробы ложись из-за доченек!
Не устали бы про них песню петь бы мы,
Но назвали всех троих дочек ведьмами.
И сожгли всех трех цари их, умеючи,
И рыдали до зари все царевичи,
Не успел растаять дым костров еще -
А царевичи пошли к Рабиновичам.
Там три дочки - три сестры, три красавицы.
И опять, опять цари опасаются...
Ну, а Шифманы смекнули - и Жмеринку
Вмиг покинули, махнули в Америку.
Слайд 13Фольклорные элементы
Образы
царь
царевич
ведьма
Мотив сватовства
Троекратность
три семьи: Гуревичи, Рабиновичи Шифманы
три дочери («Там три
дочки - три сестры, три красавицы...»)
Ритмизующий повтор
«Там три дочки -
три сестры, три красавицы... / За царевичей цари опасаются» – «Там три дочки - три сестры, три красавицы. / И опять, опять цари опасаются...»
Слайд 14Разрушение сказочного канона
Образы
сказочные – обытовлены («Запретили все цари всем царевичам
/ Строго-настрого ходить по Гуревичам, / К Рабиновичам не сметь,
тоже - к Шифманам!»)
бытовые – сакрализованы («еврей» опасен как «чужой»)
Мотив сватовства
снижен – царевичам не важно, на ком жениться: «И рыдали до зари все царевичи, / Не успел растаять дым костров еще - / А царевичи пошли к Рабиновичам»
Финал
трагическая ирония: Америка в сознании советского обывателя – это «загробный мир» («Ну, а Шифманы смекнули - и Жмеринку / Вмиг покинули, махнули в Америку»)
Слайд 15Выводы
1) В. С. Высоцкий не обращается к стилизации жанра
сказки
2) Автор использует элементы сказки (образы, мотивы, стиль), утрируя их
3) Создается особый карнавальный мир
4) Перевернутый мир, как зеркало, отражает аномальность мира реального