Слайд 1ЖИЛИЩНЫЕ УРОКИ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И КЛАССНЫХ ЧАСОВ
ПО ЖИЛИЩНОМУ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВУ
Слайд 2Содержание
I раздел «Социально-развивающий»
- предназначен для классных руководителей
7-9 классов, воспитателей, организаторов внеклассной работы.
II раздел «Учебно-информационный»
- предназначен
для учителей обществознания 10-11 классов.
Слайд 3I раздел
«Социально-развивающий»
Слайд 4
Целевая группа 1
Классные руководители
Воспитатели
Организаторы внеклассной работы
Зам. руководителей по воспитательной работе
Социальные
педагоги
Тьюторы
Методисты
………..
Слайд 5Целевая группа 2
Учащиеся 7-9 классов
Родители учащихся
Студенты СПО, ВПО
Слайд 6Ценностная составляющая
Люди рождаются свободными, но гражданами они становятся в деятельности;
Культура
гражданственности выращивается через норму деятельности;
Сформированная гражданская культура – контроль за
своей судьбой, неравнодушие к тому, что происходит вокруг, чувство удовлетворения от созидания, дарения, служения людям;
Традиция приносить пользу для личного и общественного блага – есть культурная норма бытия;
Культура гражданственности = культура благодеятельности
Слайд 7изучать (уметь решать проблемы, …)
искать (уметь работать с разными источниками
информации, …)
думать (критически относиться к тому или иному аспекту развития
наших сообществ; формулировать свое собственное мнение в дискуссиях, …)
сотрудничать (принимать решения, уметь договариваться, …)
приниматься за дело (уметь организовывать свою работу, нести ответственность, …)
идти на риск (уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; уметь находить новые решения, …)
нести ответственность
Ключевые компетенции
Слайд 8Сквозные темы
«Гражданская инициатива и предприимчивость»
«Здоровье и безопасность»
«Информационная среда»
«Культурное самосознание»
«Непрерывное образование и планирование карьеры»
«Окружающая среда и
устойчивое развитие»
«Технологии и инновации»
«Ценности и нравственность»
Слайд 9Сквозные темы – это:
надпредметные, социально значимые темы;
механизм интеграции всех
элементов образовательной среды;
средство, формирующее личностное отношение к тем сферам жизни,
которые ни один предмет в отдельности не рассматривает.
Слайд 10Зачем нужны сквозные темы?
Позволяют получить целостное представление об общественном развитии.
Обеспечивают
включение школьников в обсуждение и/или решение актуальных для общества вопросов;
Содействуют формированию у учащихся умения применять свои знания в различных жизненных ситуациях.
Слайд 11Содержание 1 раздела
Пояснительная записка
7 модельных классных часов + 3 экскурсии
Коллектор
информационных материалов
Методический дайджест
Проектный самоучитель (технология учебного и внеучебного проектирования)
Слайд 12Пояснительная записка
Время пребывания населения в жилище и на прилегающей территории
колеблется от 80% (взрослые) до 90% (дети, пожилые и больные
люди)
Квартира, дом, двор, улица, микрорайон имеют основополагающее значение
Ответственность в области жилищных отношений – выполнение гражданских обязательств (права и обязанности)
Слайд 13Пояснительная записка
Цикл классных часов для 7-9 классов
Серия вариативных занятий:
по предложенному
образцу
отдельные элементы и приемы
интегрированные элементы
дизайн сценария
перенос идеи, рождение нового замысла
Слайд 14
Примерный учебный план
Вводное занятие: «Жилище, жильцы, жилищное законодательство»
Кто и что
делает в жилищной сфере?
Экскурсия на очистные сооружения.
Откуда берется и куда
девается вода в нашем доме?
Экскурсия на газораспределительную станцию и объекты электроснабжения.
Газ, тепло и свет в нашем доме.
Что такое мусор, и куда он девается?
Экскурсия в Администрацию муниципалитета
Про соседство.
Итоговое занятие.
Слайд 15Структура занятий
Организационный блок:
Комментарий к содержательному вступлению для классного руководителя
Описание
подготовительной процедуры: что нужно подготовить заранее и кого можно пригласить.
Методический
блок:
«Методическая подсказка»;
«Техническое задание»;
«Проблемная ситуация».
«Живые» квесты
Марафон предприимчивости
Слайд 17«Жилище, жильцы, жилищное законодательство»
Это первый разговор со школьниками о том,
что такое жилищные отношения и проблемы в сфере жилищного права.
Важно
выяснить, что они знают и слышали раньше об этом, какие ассоциации у них возникают со словами «жильцы», «жилище», «жилищное право».
Для систематизации имеющихся знаний и проектирования дальнейшей работы - таблица «Знаю-Хочу узнать- Узнал» (сокращенно ЗХУ)
Слайд 18«Кто и что делает в жилищной сфере?»
Приглашается сотрудник Управляющей компании
для участия в дискуссии
В методическом дайджесте представлены различные форматы структурированных
дискуссий (круглые столы, либеральные клубы, дебаты, модель ООН, Ток-шоу, перекрестное обсуждение, брифинг и пр.)
Слайд 19«Кто и что делает в жилищной сфере»
Вопросы для обсуждения
Какие
организации (структуры) на федеральном, региональном и муниципальном уровнях занимаются вопросами
ЖКХ и какими именно?
Какие частные и кооперативные структуры занимаются вопросами ЖКХ, и какими именно?
Куда и как должны обращаться жители при различных проблемах, связанных с жилищной сферой?
Какие официальные документы определяют права и обязанности жильцов?
В чем разница между квартиросъемщиком и собственником приватизированной квартиры (права, обязанности, возможности)?
Слайд 20Экскурсионный блок с техническим заданием
Водоочистные сооружения
Газораспределительная станция
Администрация муниципалитета
Итоговый отчет в
виде презентации или рукописного журнала
Слайд 22Почему это так важно!
Жизнь за пределами академического образовательного мира практически
никогда не сегментируется на отдельные предметы и курсы
ЗУНы используются в
реальной жизни в сочетаниях, соответствующих потребностям, жизненная проблематика комплексна
В менторской компании знание предстает в естественном жизненном контексте
Приходит понимание – то, чем занимаемся в школе, актуально и за ее пределами
Слайд 23ЧТО ЭТО?
Модель пошагового изучения реальной деятельности организации-ментора с постепенным усложнением
задач и выявлением проблемных полей или «точек роста»
Это осмысленный процесс
познания компании для собственного развития и осознанного профессионального самоопределения
Слайд 24Особенности модели
На каждой ступени программы ученик планирует, выполняет, анализирует, оценивает
каждое из своих заданий и отслеживает динамику своего обучения
Каждое задание
позволяет глубоко изучить какую-то одну из важных частей деятельности своей компании-ментора
В компании учащиеся сталкиваются со взрослыми ролевыми профессиональными моделями, а значит могут тренировать свои умения, брать на себя ответственность, планировать время, сотрудничать и познавать самих себя
Процесс предполагает выполнение совместно с компанией-ментором одного или нескольких проектов
Слайд 25Примеры заданий для посещения компании
Цель: создать картину «живой» компании
Задача: описать
деловую идею компании, персонал и организацию деятельности (услуги, продукты, клиентов,
поставщиков, бизнес- и социальных партнеров), уделите внимание отрасли в целом
Методы: изучение письменной информации, интервью
Подготовка: решить, как собираетесь устраивать презентацию, что должно быть включено, как организовать информацию, что спросить через интервью
Слайд 26«Три вопроса о том,
без чего нельзя прожить»
Три классных часа,
в результате которых создается школьный журнал (альманах), включающий рубрики:
Откуда берется
и куда девается вода в нашем доме?
Газ, тепло и свет в нашем доме.
Что такое мусор и куда он девается?
Слайд 27«Три вопроса о том, без чего нельзя прожить»: методики
Проблемные ситуации
(затопление, засор, счетчики, расчеты….)
Изучение квитанций по оплате услуг
Интервью с сотрудниками
расчетных центров
Исследовательское наблюдение и следственный эксперимент
Анкетирование
Разработка информационных листовок и рекламных постеров
Создание Альманаха проблем и решений
Слайд 29«Местные и соседские сообщества. Местное самоуправление»
Цели:
помочь школьникам понять важность
добрососедских отношений, соблюдения правил общежития;
познакомить их с возможными формами объединения
жителей многоквартирных домов;
начать разработку социальных проектов, связанных с проблемами места жительства школьников.
Слайд 30Местные и соседские сообщества и местное самоуправление
Эти темы не лимитируется
по времени и могут стать основой для создания нового тематического
цикла Жилищных уроков
Для этой темы важно организовать серию встреч:
представители исполнительных и законодательных органов власти,
активисты домовых комитетов,
социально-активные граждане города
Слайд 31Раздел 2
«Учебно-информационный»
Слайд 32Жилищная тематика в курсе обществознания: ПОЧЕМУ НУЖНО ВКЛЮЧАТЬ?
Обществоведческий курс –
подготовка к выполнению основных социальных ролей: Жителя, Собственника, Налогоплательщика, Потребителя
и Заказчика жилищно-коммунальных услуг
«Жилищная грамотность» – неизменная составляющая гражданско-правовой компетентности выпускников
Жилищные вопросы актуальны, важны, «болезненны и конфликтны» в любом возрасте, актуализируют личный социальный опыт, способствуют познавательной активности
«Жилищная тематика» конкретизирует абстрактные понятия обществоведческого курса – «собственность», «гражданское общество», «развитие местного самоуправления», «социальные права человека и их гарантии», «социальная политика государства» и т.д.
Слайд 33Жилищная тематика в курсе обществознания: почему нужно включать?
Опыт ЕГЭ –
затруднения при конкретизации теоретического материала в заданиях типа: «Приведите примеры
гражданских инициатив», «Раскройте на примере права и обременения собственника», «Проиллюстрируйте примерами роль государства в решении социальных проблем граждан»
Слайд 34Как это сделать?
Если учитель работает по программе, предполагающей «сферный» принцип
комплектования учебного материала, то вопросы жилищно-коммунального хозяйства конкретизируют более общие
темы политико-правового, социального или экономического характера
Слайд 35Политико-правовая сфера
Таблица №л. «Политико-правовая сфера общества».
Раздел «Социальная сфера общества»
Раздел «Глобальные
проблемы современности»
Слайд 37Глобальные проблемы современности
Слайд 38Как это сделать?
Если учитель придерживается в планировании «проблемного» принципа изучения
материала, то все вопросы ЖКХ, жилищных прав и обязанностей граждан
можно рассмотреть на одном блоке уроков
Третий вариант изучения «жилищных вопросов» – проведение специального элективного курса
Слайд 40Какие практические и познавательные задания можно предложить
Ситуации из жизни +
источники информации + ключи:
Растут тарифы на холодную воду. Как можно
сэкономить?
В доме плохо работают батареи центрального отопления. В квартирах холодно. Если работники Управляющей компании бездействуют, куда следует обратиться жильцам?
С утра у Вас нет горячей воды. Никаких объявлений Вы не видели. Какие Ваши действия?
Ваш подъезд грязный, стены исписаны, лампочки не горят. Кто и как может привести это в порядок?
Слайд 41Практические задания
Как снизить квартплату? (работа с правовыми документами)
Кому и за
что мы платим (анализ счетов: жилищные услуги, коммунальные услуги и
т.д.)?
Паспорт подъезда: исследование состояния подъезда в домах проживания и описание ключевых характеристик
Адрес: ______________улица, дом №_____, подъезд №_______.
Количество этажей:
Количество квартир в подъезде:
Наличие органов самоуправления (ТСЖ, домком, старший по подъезду и т.п.):____________________________________
Слайд 43Примеры заданий
«Субъекты ЖКХ»: соотнести примеры и виды социальных организаций, определить
в какие организации можно обратиться, исходя из различных ситуаций
«Осторожно! Соседи!»:
разрешающие и запрещающие, предупреждающие знаки в подъездах
«Памятки жильцам»: об аварийных ситуациях, рациональном потреблении, о чистоте и порядке, любимым соседям посвящается…
Слайд 44Правовые источники
Региональные стандарты нормативной площади
Областные целевые программы
Закон о приватизации
Гражданский кодекс
Жилищный
кодекс
Правила содержания общего имущества
Правила предоставления коммунальных услуг с приложениями и
др.
Слайд 45Методические требования к урокам обществознания
Основные блоки уроков: мотивационный, информационный, аналитический,
рефлексивный
Приемы и методики к каждому блоку: «поле проблем», «ассоциативная таблица»,
«корзина идей», «эпиграф», «живые истории», «метод нормотворчества», «сигнальные карточки» и пр.
Слайд 46Приложения
Проектная технология в школе (единый подход, вариативность: учебные, исследовательские, социальные,
творческие)
Методические приемы и техники для организации занятий - дайджест
Информационные материалы
к 1 и 2 разделам
Слайд 47Информационные материалы для учителя
Правовые основы жилищных отношений
Шомина Е.С. Жилищное движение
на фоне российских реформ.
Шомина Е.С. Современные организации защиты жилищных прав.