Слайд 1Животные в творчестве художников и скульптуров
Слайд 2Жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные, называется анималистика.
В этом жанре работают в живописи, фотографии, скульптуре, графике и
в декоративном искусстве.
Слайд 3Анималистика - это изображение животных, один из самых интересных жанров
в искусстве. Он открывает богатый и разнообразный мир, бескрайний простор
для полета творческой мысли, дает огромное количество образов, учит наблюдать, изучать и воплощать в творчестве удивительные и прекрасные образы, созданные природой.
Художники, работающие в этом жанре, называются анималистами.
Слайд 4Первые наскальные рисунки
1869 г., пещера Альтамира, Испания
Люди жили тут примерно
32000 лет назад, тогда и научились рисовать.
Когда были найдены
первые пещерные изображения животных, почти никто не верил, что так могли рисовать люди, которые жили в пещерах и
пользовались орудиями из камня. И тем не менее это так.
Слайд 5Конек и петушок на крыше дома
Бесконечно разнообразный и красочный животный
мир привлекал людей с древнейших времен. До того как возникла
письменность, народ писал свои “книги”, пользуясь знаками орнамента, образами птиц, животных, людей, растений. В этих “книгах” он рассказывал о своей жизни, о своей вере, обычаях, своем представлении о мире,- словом, обо всем, что окружало человека и что он нес в себе.
Слайд 6Пермогорская прялка
Изображения животных и другие мотивы украшали жилище человека, культовые
и бытовые предметы, одежду, рукописные книги. Узоры, нанесенные на предмет,
несли в себе основы мироздания.
Слайд 7Городецкая роспись
Следующий этап, запечатленный народным искусством,- осознание родства с животным,
которое одевало, кормило человека и защищало от злых духов.
В
народном творчестве мы встречаем такие изображения животных как медведь, олень, конь, птица…
Слайд 8Хохломская роспись
Животные жили бок о бок с человеком всегда, они
успели приобрести особое значение в человеческой жизни.
Например, одним из
самых распространенным образов была птица, предстающая то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам. Считалось, что птица приносит добро человеку.
Слайд 9Гжель
Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее
животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль участвовать в
передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье, влекомой гусями-лебедями.
Слайд 10Русская глиняная игрушка
Игрушка – одно из красочных проявлений народной культуры,
ее самобытности и колоритности. Традиции искусства делать игрушки переходят из
поколения в поколение; через игрушку передаются познания о мире, о жизни, труде и красоте. Этот вид изделия из керамики известен человечеству с незапамятных времен. Изучая народную игрушку, можно понять, как тесно ее создатели были связаны с землей, природой, деревенским трудом.
Слайд 11П. К. Клодт (1805-1867) “Укротители коней”
Основателем анималистической школы в России
считается П. К. Клодт.
Клодт в течении 20 лет работал над
скульптурой “Укротители коней”, в которой предметом изображения была лошадь. Четыре композиции установлены на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге.
Слайд 12Скульптору удалось показать могущество природы. Конь, вырывающийся в невероятном порыве,
укрощен человеком. Движения персонажей в последних статуях иные, чем в
первых двух композициях. Тема покорения коня человеком приобрела символический смысл - мятежная сила природы укрощена разумом.
Слайд 13В. А. Серов (1865-1911)
Иллюстрация к басне “Мартышка и очки”
Достижением
русского анималистического жанра стали графические иллюстрации к басням И. А.
Крылова, исполненные Серовым в начале XX века.
Слайд 14В. А. Серов
Иллюстрация к басне “Квартет”
Острота натурных зарисовок животных сочетается
с мягким юмором. Рисунки Серова - результат упорного труда, живого
активного интереса художника к животным, любви к ним. Это помогло художнику особенно остро отметить и передать в рисунках характерные особенности и повадки животных.
Слайд 15Е. И. Чарушин (1901-1965)
Иллюстрации к книге “Про Никитку”
Все творчество
Чарушина пронизано любовью к природе и животному миру. И эту
любовь он пронес через всю свою жизнь, оставив нам великолепные зарисовки о “братьях наших меньших”.
Слайд 16Е. И. Чарушин “Тигренок”
“Когда я смотрю на животное, то меня,
как в детстве, поражает то, что это существо живое, как
человек, но живет по-особенному и смотрит по-особому и что-то думает”, - говорил художник.
Слайд 17В. А. Ватагин (1883-1969)
Иллюстрация к книге “Маугли” Р. Киплинга
Ватагин
- выдающийся русский и советский график и скульптор-анималист, написавший книгу
“Изображение животного. Записки анималиста”.
Слайд 18Графические и скульптурные изображения животных, выполненные Ватагиным, проникновенно отображают мир
природы.
Слайд 19Одним из приемов, характерных для творческого метода художника, является изображение
животного на одном листе в разных ракурсах. Великолепное чувство композиции
листа делают эти рисунки очень ценными. Животные в изображении Ватагина всегда пластичны, С одинаковой остротой и убедительностью художник передает мягкую поступь хищного тигра, мощное движение могучего медведя и грацию прыгающего козленка.
Слайд 20А. М. Белашов (1933-2011)
Скульптура оленей. Мемориальный парк в Москве.
А.
М. Белашов - признанный мастер, классик отечественной анималистики. Главной темой
его творчества стал рассказ о потерянном рае, о мире, где человек существует в единстве с природой, где растут диковинные травы и живут прекрасные, добрые звери и птицы.
Слайд 21А. М. Белашов
Фонтан “Поющий журавль” в Москве на Чистых
прудах
Ради встреч с животными Александр Михайлович совершил множество путешествий по
России и дальним экзотическим странам, из поездок он привозил кипы рисунков, наблюдений, набросков, которые уже в мастерской художника «превращались» в законченные произведения: скульптуры, картины, гравюры.
Слайд 22И. С. Ефимов (1878-1959)
“Страус”
“Иван Семенович не скульптор, а изобретатель новых
форм”, - сказал о Ефимове художник В. А. Фаворский. Ефимов
всю жизнь рисовал и лепил зверей, ковал их из меди, отливал из бронзы, вырезал из дерева. Вот "Страус", выкованный из меди, а хвост его - тоже завитые спиралями медные полосы. Это не просто изображение, а своего рода скульптурная метафора (Метафора - это когда мы свойства одного предмета или явления переносим на другой).
Слайд 23И. С. Ефимов “Дельфин”
Вот “Дельфин”, выбитый из упругой меди, плавно
и ритмично изогнувшийся. Вместо пьедестала под ним стеклянный шар, наполненный
водой, – удивительная опора, не останавливающая движения животного и обозначающая водную стихию.
Слайд 24Во все времена героям ставили памятники, и не только людям,
но и животным, которые спасали чужие жизни или рисковали своими
ради того, чтобы помочь человеку. Больше всего памятников собакам, однако существуют мемориалы, посвященные и другим животным-героям, например, голубям или мулам.
Слайд 25Памятник Хатико, 1934 год
Скульптура была установлена еще при жизни Хатико.
Каждый день, до самой своей смерти в 1935 году Хатико
приходил на станцию Сибуя и ждал возвращения умершего хозяина - профессора Токийского университета Хидэсабуро Уэно. Пес стал настоящим культом во всем мире, а его имя - нарицательным.
Слайд 26Памятник в Воронеже
Белый Бим Черное Ухо
Придумал Бима Г. Троепольский, написавший
в 1971 году повесть о трагической судьбе сеттера, который пустился
на поиски «пропавшего» хозяина. Повесть пользовалась огромным успехом: над ней рыдало полстраны, ее перевели на 15 языков мира, а автору дали Государственную премию. В 1977 году по книге был снят прекрасный фильм, который претендовал на «Оскара» в категории «Лучшая иностранная картина».
Слайд 27Памятник лабораторной мыши,
вяжущей нить ДНК в новосибирском Академгородке
Памятник символизирует
благодарность животному за то, что человечество имеет возможность использовать мышей для
изучения генов животных, молекулярных и физических механизмов заболеваний, разработки новых лекарств. Здесь сочетается и образ лабораторной мыши, и ученого, потому что они связаны между собой и служат одному делу. Мышь запечатлена в момент научного открытия.
Слайд 28Еще одно направления современного творчества - художественная фотография.
Слайд 29Фотограф и архитектор Александр фон Рейсвитц
Используя гламурное освещение и средний
формат камеры, Рействиц создает животных в «свете знаменитостей». Он как
будто снимает душу животного, а не только его внешний вид.
«Животные могут изменить вас навсегда, даже если вы провели с ними всего несколько часов», – сделал вывод фотограф.