Слайд 1 Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.
«Гонимый
миром странник…»
Слайд 2
Лермонтов Михаил Юрьевич родился 3 (15) октября 1814 в
Москве. Проведя в Москве зиму, семья Лермонтова выехала в село
Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии. Он происходил из старинного шотландского рода. Мать – Марья Михайловна происходила из старинного и богатого рода Столыпиных.
Слайд 3Отец поэта, армейский капитан Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831), окончил Первый
кадетский корпус в Петербурге, в 1804г. в чине прапорщика выпущен
в Кексгольмский пехотный полк, служил в том же корпусе воспитателем; в 1811г. по болезни вышел в отставку в чине капитана; в 1812г. вступил в тульское дворянское ополчение; в 1813г. находился на излечении в Витебске. Бывая в с.Васильевском, родовом имении Арсеньевых, познакомился с М.М.Арсеньевой и женился на ней. После свадьбы жил в Тарханах. Семейная жизнь родителей поэта не была счастливой. После смерти юной жены в 1817г. отношения Юрия Петровича с тещей обострились. Он уехал в свое имение Кропотово, а сына оставил на воспитание бабушке согласно условию, поставленному ею в завещании.
Слайд 4Мать поэта, Мария Михайловна Лермонтова (1795-1817),-
единственная дочь Михаила Васильевича
и Елизаветы Алексеевны Арсеньевых. Получила домашнее образование и воспитание.
Современники рассказывали
о доброте Марии Михайловны, лечившей крестьян, вспоминали, что нередко она играла на фортепьяно и пела, взяв на колени сына. "Когда я был трех лет, - вспоминал Лермонтов, - то была песня, от которой я плакал... Ее певала мне покойная мать". Нежность к матери и тоска по ней нашли отражение во многих произведениях поэта.
Слайд 5Детские годы поэт провёл в имении бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой
в Тарханах (Пензенская губерния).
Елизавета Алексеевна горячо любила внука, окружила мальчика
вниманием и заботой, оказавшись хорошей воспитательницей. «Он один свет очей моих, все мое блаженство в нем», — писала она в 1836 году.
М.Н. Лонгинов, родственник Арсеньевой, оставил в своих воспоминаниях ее портрет: «Она была женщина чрезвычайно замечательная по уму и любезности... Не знаю почти никого, кто бы пользовался таким общим уважением и любовью, Елизавета Алексеевна».
Слайд 6Михаил Юрьевич получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел
французским и немецким языками. Летом 1825 бабушка повезла Лермонтова на
воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве ("Кавказ", 1830; "Синие горы Кавказа, приветствую вас!..", 1832).
Слайд 7В 1827 семья переезжает в Москву, а в 1828 Лермонтов
зачисляется полупансионером в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона, где
получает гуманитарное образование.
Уже в Тарханах определился острый интерес Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству и преимущественная ориентация Лермонтова на А. С. Пушкина, байроническую поэму.
Слайд 8Байроническая поэма становится основой раннего творчества Лермонтова. В 1828-1829 гг.
он пишет поэмы "Корсар", "Преступник", "Олег", "Два брата" (опубликованы посмертно),
"Последний сын вольности", "Измаил-Бей", "Демон".
Слайд 9В марте 1830 Московский пансион по указу Сената он был
преобразован в гимназию. В 1830 Лермонтов увольняется "по прошению" и
проводит лето в подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково; в том же году после сдачи экзаменов зачислен на нравственно-политическое отделение Московского университета.
Слайд 10К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение Лермонтова Е.
А. Сушковой (1812-1868), с которой он познакомился у своей приятельницы
А. М. Верещагиной. С Сушковой связан лирический "цикл" 1830 ["К Сушковой", "Нищий", "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор..."), "Ночь", "Подражание Байрону" ("У ног твоих не забывал..."), "Я не люблю тебя: страстей ..."].
Слайд 11В 1830-1832 годы идет формирование личности поэта, и сменяющиеся любовные
увлечения являются во многом попыткой личностного самоутверждения. Возникает жанр "отрывка"
- лирического размышления, в центре которого определенный момент непрерывно идущего самоанализа и самоосмысления. Стихотворения 1830-1831 содержат и социальные мотивы и темы. Политическая лирика в прямом смысле Лермонтова редка; социально-политическая проблематика, как правило, выступает у него в системе философских и психологических размышлений.
Слайд 12Адресатом лирических стихов Лермонтова в этот период была В. А.
Лопухина (1815-1851), в замужестве Бахметева, сестра товарища по университету Лермонтова.
Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным и продолжительным. Лопухина была адресатом или
прототипом как в ранних стихах, так и в поздних произведениях: "Валерик", посвящение к VI редакции "Демона"; образ ее проходит в стихотворении "Нет, не тебя так пылко я люблю", в "Княгине Литовской" (Вера).В 1830-1831 раннее лирическое творчество поэта достигает
вершины; далее начинается спад.
Слайд 13В 1832 Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург,
надеясь продолжить образование в Петербургском университете; однако ему отказались зачесть
прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов принимает совет родных избрать военное поприще; в ноябре 1832 сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два года в военно-учебном заведении, где строевая служба, дежурства, парады почти не оставляли времени для творческой деятельности.
Слайд 14 в 1835, когда Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии
Гусарский полк (сентябрь 1834), поэт снова начинает писать; в этом
же году выходит поэма "Хаджи Абрек" - первое выступление Лермонтов в печати (по преданию, рукопись была отнесена в журнал без ведома автора).
Слайд 15 Лермонтов отдает в цензуру первую редакцию драмы "Маскарад",
работает над поэмами "Сашка", "Боярин Орша", начинает роман "Княгиня Лиговская".
Известно о знакомстве Лермонтова с А. Н. Муравьёвым, И. И. Козловым и близкими к формирующимся славянофильским кружкам С. А. Раевским и А. А. Краевским.
Слайд 16В романе "Княгиня Лиговская" (1836; не окончен; опубликован в 1882)
Лермонтов впервые обращается к социальному бытописанию, предвосхищающему "физиологии" 1840-х гг.
Одновременно Лермонтов работает над "Маскарадом" (1835-1836), первым произведением, которое он считал достойным обнародования, трижды подавал в драматическую цензуру и дважды переделывал; драма, однако, была запрещена.
Слайд 17В период 1836-1837 гг. Лермонтов создает "Боярина Оршу" (1835-1836), первую
оригинальную и зрелую поэму. Орша - первая попытка Лермонтова создать
исторический характер - феодала эпохи Грозного, живущего законами боярской чести. Эта тема была продолжена в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (1838). Своего рода аналогом "Песни..." в лирике Лермонтова было "Бородино", отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения (1837) - "микро-эпос" о народной войне 1812.
Слайд 1818 февраля 1837 Лермонтов был арестован; началось политическое дело о
"непозволительных стихах". Под арестом Лермонтов пишет несколько стихотворений: "Сосед" ("Кто
б ни был ты, печальный мой сосед"), "Узник", положивших начало блестящему "циклу" его "тюремной лирики": "Соседка", "Пленный рыцарь" (оба - 1840) и другие.
Слайд 19В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова
прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ; в марте он
выехал через Москву. Простудившись в дороге, был оставлен для лечения в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске; стремясь передать колорит восточной речи и психологию "турецкого" сказителя; народный характер поэт раскрыл в "Дарах Терека", "Казачьей колыбельной песне", "Беглеце".
Слайд 20Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова,
с детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки
- пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры; лучшие из них связаны с кавказской темой.
Слайд 21В октябре 1837 был отдан приказ о переводе Лермонтова в
Гродненский гусарский, а затем в лейб-гвардии Гусарский полк, стоявший в
Царском Селе. Во 2-й пол. января 1838 Лермонтов возвращается в Петербург. Он сразу же попадает в пушкинский литературный круг, знакомится с В.А. Жуковским, П. А. Вяземским, П. А. Плетнёвым, В. А.
Соллогубом, принят в семействе Карамзиных. В 1840 в Петербурге отдельными изданиями выходят единственные прижизненные сборники "Стихотворения" и "Герой нашего времени".
Слайд 22 В феврале 1840 на балу у графини Лаваль
у Лермонтова произошло столкновение с сыном французского посланника Э. Барантом
из-за М. А. Щербатовой, которой были увлечены Барант и Лермонтов. 18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся примирением. Лермонтов тем не менее был предан военному суду; под арестом его навещают друзья и литературные знакомые. Под арестом состоялось новое объяснение Лермонтов с Барантом, ухудшившее ход дела. В апреле 1840 был отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ.
Слайд 23В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в
Петербург. Его представляют к награде за храбрость, но Николай I
отклоняет представление. Поэт проводит в столице 3 месяца окруженный вниманием, полный творческих
планов, рассчитывая получить отставку и отдаться литературной деятельности. Его интересует духовная жизнь Востока, с которой он соприкоснулся на Кавказе; в нескольких своих произведениях он касается проблем "восточного миросозерцания" ("Тамара", "Спор").
Слайд 24 14 апреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на
Кавказ. В мае он прибывает в Пятигорск и получает разрешение
задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: "Сон", "Утес", "Они любили друг друга...", "Тамара", "Свиданье", "Листок", "Выхожу один я на дорогу...", "Морская царевна", "Пророк".
Слайд 25
В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних
знакомых, и в том числе своего товарища по Школе юнкеров
Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов. Не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит. Похоронен в фамильном склепе в Тарханах.
Слайд 26И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого
человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного,
мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом.
Поэта гениального и так рано погибшего.
Бессмертного и всегда молодого.