Слайд 1
Жизнь и творчество В. Г. Распутина
Слайд 2РАСПУТИН
Валентин Григорьевич
15 марта 1937 – 14 марта
2015 «Родился я в трехстах километрах от Иркутска, — рассказывает
писатель, — в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я — коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал… Словом, был, как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва-едва управлялась с делами и семьей, — ей забот, сколько помню, всегда хватало» [1].
Он прославил край таёжный
Слайд 3Деревня Аталанка
Вскоре родители перебрались в родовое отцовское гнездо – деревню
Аталанка. Красота природы Приангарья захлестнула впечатлительного парнишку с первых же
лет жизни, навсегда поселившись в потаенных глубинах его сердца, души, сознания и памяти, проросла в его произведениях зернами благодатных всходов, вскормивших своей духовностью не одно поколение россиян
Слайд 4Красавица Ангара
Местечко с берегов красавицы Ангары стало центром мироздания для
талантливого мальчугана. В том, что он таков, никто и не
сомневался – в деревне ведь любой с рождения виден как на ладони.
Слайд 5Детство
Грамоте и счету Валентин научился с малых лет – уж
очень жадно тянулся он к знаниям. Смышленый паренек читал все
что ни попадалось: книги, журналы, обрывки газет. Отец, вернувшись с войны героем, заведовал почтовым отделением, мать работала в сберкассе. Беззаботное детство оборвалось разом –у отца на пароходе срезали сумку с казенными деньгами, за что он угодил на Колыму, оставив жену с тремя малолетними детьми на произвол судьбы.
Слайд 6Усть-Удинская средняя школа
В Аталанке была только четырехлетка. На дальнейшую учебу
Валентина снарядили в Усть-Удинскую среднюю школу. Взрослел паренек на собственном
голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. Об этом сложном периоде жизни Распутин позже напишет в рассказе «Уроки французского», удивительно трепетном и правдивом.
Слайд 7
В аттестате зрелости Валентина были только пятерки. Спустя пару месяцев,
летом того же 1954 года, блестяще сдав вступительные экзамены, он
стал студентом филологического факультета Иркутского университета. О писательстве не помышлял –видно, не пришел еще срок.
Иркутский университет
Слайд 8В. Распутин - журналист
Окончив университет в 1959 г., В. Распутин
несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал
на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан — Ташкент. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».
Слайд 9Творчество
В 1962 году Валентин перебрался в Красноярск.
Темы его публикаций стали
масштабнее – строительство железнодорожной магистрали Абакан – Тайшет, Саяно-Шушенской и
Красноярской ГЭС, ударный труд и героизм молодежи и т. д.
Новые встречи и впечатления уже не вмещались в рамки газетных публикаций.
В 1961 в альманахе «Ангара» (№ 1) появляется в печати первый рассказ В. Распутина «Я забыл спросить у Лешки…».
Слайд 10 «Уроки французского»
В 1973 появляется в печати один из лучших
рассказов Распутина «Уроки французского», посвященный Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери драматурга
А. Вампилова. Маленький герой рассказа — 11-летний мальчик сталкивается с жестокой нуждой, испытывая тягостные муки голода. Находясь на грани отчаяния, он в одиночку борется за свое существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих. Лишь молоденькой учительнице удалось обмануть его бдительность, проигрывая ему небольшие деньги в азартные и запрещенные в послевоенной школе игры. [2].
Слайд 11Произведения, сделавшие автора знаменитым
Слайд 13В 1974 в журнале «Наш современник» (№ 10, 11) была
напечатана повесть Распутина «Живи и помни» — одно из лучших
произведений русской послевоенной прозы. Задуманная писателем как повесть о женщине «в ее природном и нравственном целомудрии», она воспринималась критикой как произведение о войне, о дезертире, сбежавшем домой, чтобы «поглядеть» на родственников и жену. Характер Настены Гуськовой максимально приближен к идеальному. Она «с самого начала мечтала отдавать больше, чем принимать, — на то она и женщина, чтобы смягчать и сглаживать совместную жизнь, на то и дана ей эта удивительная сила, которая тем удивительней, нежней и богаче, чем чаще ею пользуются», — писал Распутин. [3].
Слайд 14Самоотверженная, чудесная и удивительно светлая женщина поставлена жизнью в ситуацию
трагического выбора, ее душа не может примирить противоположные решения: как
жить по совести, вместе со всем деревенским миром, сплоченным в горестях военной жизни, и как сохранить верность и преданность мужу, нарушившему закон братства и товарищества и бежавшему с поля боя. Преступление Андрея Гуськова отчуждает Настену от людей, лишает ее уверенности в настоящем, которое расходится на «отдельные, равные, чужие друг другу куски», и даже долгожданный ребенок обещает ей в будущем только позор. Она не может так больше жить и уходит в воды Ангары. [3].
Слайд 15
Повесть «Прощание с Матерой» (1976) подводит своеобразный художнический итог размышлениям
Распутина о трагической судьбе деревни под колесами «научно-технической революции», осуществляемой
варварскими, жестокими, антигуманными методами. Усиливается трагическое мироощущение писателя. Если в «Последнем сроке» происходило прощание со старухой Анной, исполнившей свой долг и уходящей естественной смертью, в повести «Живи и помни» — с молодой прекрасной женщиной, не сумевшей вынести тяжкого бремени вины мужа-дезертира, то в последнем произведении погибала под волнами искусственного моря Матера — русская патриархальная деревня. Время и власть обрекали на гибель обширные материки (не случайно деревня названа Матерой), еще живые и плодоносные. [3].
«Прощание с Матерой»
(1976)
Слайд 16В повести нашла свое отражение философия, поэтика, мистика прощания с
традиционным укладом жизни, нравственными и духовными заветами предков, которые Распутин
олицетворяет в образе величественной и крепкой старухи Дарьи. Остров Матера у Распутина не просто отдельная деревня, а модель крестьянского мира, наполненного своими жителями, скотиной, зверьем, проживающим в уютном и родном ландшафте, в центре которого находится мощный листвень, границы которого охраняет таинственный и мистический Хозяин. Здесь царят гармония и целесообразность, познание и труд, уважение к живым и почитание мертвых. [3].
Слайд 17 В к. 70-х — н. 80-х В. Распутин обращается
к публицистике («Поле Куликово», «Абстрактный голос», «Иркутск с нами» и
др.) и рассказам. В журнале «Наш современник» (1982. № 7) напечатаны рассказы «Век живи — век люби», «Что передать вороне?», «Не могу-у…», «Наташа», открывающие новую страницу в творческой биографии Распутина. В отличие от ранних рассказов, в центре которых была судьба или отдельный эпизод биографии героя, новые отличаются исповедальностью, вниманием к тончайшим и таинственным движениям души, которая мечется в поиске гармонии с собой, миром, Вселенной. «Здесь новый уровень общения людей, — писал В. Крупин, — здесь душа с душою говорит».
В. Распутин - публицист
Слайд 19Коллеги прозаика и читатели находят в произведениях Валентина Распутина продолжение
лучших традиций русских классиков. Обо всех сочинениях писателя можно сказать
одной фразой поэта: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Главные явления, которые он обличает со всей мощью и бескомпромиссностью – это отрыв от корней «иванов, родства не помнящих».
Слайд 22Общественно-политическая деятельность
«Хождение во власть», как Распутин называет своё избрание
в депутаты парламента и работу в составе Президентского совета при
Михаиле Горбачёве, по его словам, «ничем не кончилось» и было напрасным. После избрания прислушиваться к нему никто и не думал.
Валентин Распутин тратил немало сил и времени на защиту Байкала.
В 1989-90 — Народный депутат Верховного Совета СССР. В. Г. Распутин выступал с горячими патриотическими речами против поворота сибирских рек, впервые процитировал слова П. А. Столыпина о «великой России»: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». В июле 1991 года подписал обращение «Слово к народу». [4].
Слайд 23Его талант сродни святому источнику
Распутин подолгу жил в Иркутске, каждый
год бывал в своей деревне, где родные люди и родные
могилы.
Рядом с ним родные и близкие по духу люди. Это жена – верный спутник и самый близкий друг, надежный помощник и просто любящий человек. Это дети, внучка, друзья и единомышленники.
«Валентин Григорьевич – верный сын земли русской, защитник ее чести. Его талант сродни святому источнику, способному утолить жажду миллионов россиян» [5].