Слайд 1Подготовила: Язинская Виктория
Жюльен Офре де
Ламетри
(1709-1751)
Биография
Родился в Сен-Мало на севере Франции, в купеческой семье. К 16-ти годам разочаровался в религии, в которую самозабвенно верил, и отказался от карьеры священника. Он решил посвятить себя профессии врача. Окончил медицинский факультет Парижского университета, успешно практиковал как врач, написал несколько работ в области медицины был назначен врачом королевской гвардии в Париже. После опубликования произведения "Трактат о душе" (1745) и последующего преследования вынужден переселиться сначала в Голландию, а затем в Германию, где был назначен врачом при дворе Фридриха II. Умер на 42-м году жизни от желудочного заболевания, скорее всего, от отравления.
Слайд 4В 1743—1744 году участвует в Войне за австрийское наследство в армии
герцога де Граммона. Был полковым врачом. Заболев горячкой, на основе
наблюдений за своей болезнью пришёл к выводу, что духовная деятельность человека определяется его телесной организацией. Эта идея легла в основу его первого философского сочинения «Естественная история души» („Histoire naturelle de l'âme“, 1745, иначе «Трактат о душе»), вызвавшего озлобление в среде духовенства и сожжённого по приговору суда, как и его сатирическое произведение Politique du Medecin de Machiavel, направленное против злоупотреблений, невежества и самомнения его коллег-врачей.
Слайд 5Несмотря на то, что оба запрещённых трактата вышли из печати
анонимно, Ламетри был вынужден эмигрировать в Голландию, оставив семью во
Франции. Здесь он также анонимно опубликовал сочинение «Человек-машина» („L'homme machine“, 1747, русский перевод 1911), которое также было публично сожжено (но доставило ему широкую известность). В 1748 году по приглашению прусского короля Фридриха II переехал в Берлин, где состоял членом Академии наук, личным врачом короля и получил возможность беспрепятственно издавать свои труды, среди прочих — «Человек-растение» (1748), «Человек больше, чем машина» (1748) и «Система Эпикура» (1751). Однако вскоре и в Сан-Суси у учёного возникает конфликт с двором, он принужден выставлять себя чудаком и придворным шутом
Слайд 6Ламетри первым во Франции дал последовательное изложение системы механистического материализма.
Согласно Ламетри, существует лишь единая материальная субстанция; присущие ей способности
ощущать и мыслить обнаруживаются в «организованных телах»; состояние тела всецело обусловливает состояние души через посредство чувственных восприятий.
Ламетри отрицал мнение Р. Декарта о животных как о простых автоматах, лишённых способности ощущения. Согласно Ламетри, человек и животные созданы природой из одной и той же «глины» и человека отличает от животных лишь большее количество потребностей и, следовательно, большее количество ума, ибо Ламетри признавал потребности тела «мерилом ума». Человеческий организм Ламетри рассматривает как самостоятельно заводящуюся машину, подобную часовому механизму.
Основные идеи
Слайд 7В своих последних работах Ламетри подошёл к идеям эволюции, высказывая
мысли о единстве происхождения растительного и животного мира, о постепенном
совершенствовании материи и животного царства.
Ламетри выдвинул предположение о существовании зоофитов — растений-животных, впоследствии подтвержденное наукой. Развивая точку зрения сенсуализма,
Ламетри считал, что внешний мир отражается на «мозговом экране». В этике, исходя из позиций гедонизма, отводил в то же время значительную роль общественному интересу.
Согласно его идеям, развитие общества определяется деятельностью выдающихся людей и успехами просвещения;
Ламетри был сторонником просвещённого абсолютизма
Трактаты
«Человек-машина» (L’homme machine) 1748;
«Естественная история души» („Histoire naturelle
de l'âme“, 1745, иначе «Трактат о душе»)
Слайд 9 Цитаты
*Счастье увеличивается оттого, что
им делишься с другими. Словно сам обогащаешься тем добром, которое
делаешь, как бы участвуешь в доставленной тобой радости.
*Ничто лучше не доказывает существования счастья, вытекающего из темперамента, чем то, что все мы знаем счастливых дураков, тогда как столько умных людей несчастны.
*Не будем бояться ненависти людей, будем только остерегаться заслужить ее.
*То, что связано с законом, дает право. Но само по себе это право не является ни правом разума, ни правом справедливости; это право силы.
*Религия необходима только для тех, кто не способен испытывать чувства гуманности. Она бесполезна в отношениях честных людей.
Слайд 10 Список литературы
http://http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/FilosPers/54.php
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/FilosPers/54.php