Слайд 1ЗИГМУНД ФРЕЙД
О природе культуры
Слайд 2Список рекомендованной литературы:
Фрейд З. Недовольство культурой; Будущее одной иллюзии (Интернет-ресурс)
Фрейд
З. Введение в психоанализ (Интернет-ресурс)
Фрейд З. Художник и фантазирование (Интернет-
ресурс)
Фрейд З. Я и Оно (Интернет- ресурс)
Соколов Э.В. Введение в психоанализ. Социокультурный аспект. СПб, 1999.
Слайд 3австрийский психолог, психиатр и невролог.
Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал
значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литера-
туру и искусство XX века.
Среди достижений Фрейда наиболее важным является
разработка трёхкомпонентной структурной модели психики.
Слайд 4Фрейдизм и психоанализ
Фрейдизм – общее обозначение различных школ и течений,
стремящихся применить психологическое учение Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов
творчества и общества в целом.
Фрейдизм как социальную и философско-антропологическую доктрину следует отличать от психоанализа
Психоанализ - конкретный метод изучения бессознательных психических процессов, принципам которого Фрейд придает универсальное значение, что приводит его к психологизации общества и личности.
Слайд 5Концепция человеческой личности
Структура личности состоит из трех компонентов:
Id – «Оно»
–сфера бессознательного, инстинктов
Ego – «Я» - сфера взаимодействия инстинктов и
разума
Super Ego – «Сверх Я» – общество, культура
Слайд 6Процесс развития культуры
Внимание ученого было привлечено к проблемам формирования и
сущности человеческой культуры.
Он стремился судить об общем развитии человечества
по своему опыту, приобретенному на пути изучения душевных процессов отдельных лиц за все время их развития от детского возраста до взрослого.
Перенося отдельные характеристики с отдельного человека на все человечество, Фрейд пытался таким образом понять процесс эволюции общества.
Слайд 7Рассматривая культуру сквозь призму невротического сознания индивида, Фрейд квалифицировал ее
как систему запретов, блокирующих природные влечения человека.
Слайд 8Следует подчеркнуть, что фрейдовский термин "культура" в большинстве случаев оказывается
равнозначным понятию "общество".
Определение «Культуры»
- Главной функцией культуры является ограничение «животных»
инстинктов человека, прежде всего – либидо (сексуального инстинкта)
- Общество –это система запретов, норм и «табу».
- Появление человеческой культуры схематично можно изобразить с помощью «Эдипова комплекса»
Определение культуры
В наиболее развернутом определении "человеческой культуры" Фрейд указывает, что
«она охватывает все приобретенные людьми знания и способы, чтобы господствовать над силами природы и добывать блага для удовлетворения человеческих потребностей»
Фрейд.З. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов/Фрейд. З.- М.,1990.
Слайд 10 Отношения человек - общество
с одной стороны, культура
угнетает человека, лишает его наслаждений (за это он и стремится
избавится от нее);
с другой стороны, культура защищает его от факторов окружающей среды, позволяет осваивать все блага природы и пользоваться ими, а также делит их между людьми.
Общественные отношения «масса-лидер» истолковываются по «Эдипову комплексу», где лидер выступает в качестве «отца».
Слайд 11Роль личности в культуре
Люди обладают двумя распространенными свойствами,
ответственными за то, что институт культуры может поддерживаться лишь в
известной мере насилием, а именно:
во-первых, люди не имеют спонтанной любви к труду
во-вторых, доводы разума бессильны против человеческих страстей
Слайд 12Религия как общественный невроз
Издавна считалось, что вся человеческая культура строится
на религиозной основе
при падении религии деградирует и культура
Появление религии
Фрейд рассматривает так: человек слаб, и чтобы выжить, он должен отказаться от многого.
Функцию «отца» (защита) при религиозном мировоззрении выполняет Бог.
Слайд 13Учение о Эросе и Танатосе
Конструктивно –созидательное поведение человека – инстинкт
Эроса
Деструктивно –разрушительное поведение –инстинкт –Танатоса
При повальной неспособности индивидов побороть свой
инстинкт разрушения возникают социальные катаклизмы (например, фашизм)
Слайд 14 Выводы:
Психоаналитический подход к изучению культур получил дальнейшее развитие в
культурологии
XX в.
В качестве наиболее убежденных и правоверных последователей
Фрейда в области исследования культур были В. Райх, О. Ранк, Г. Рохейм.
Значительное место постулаты фрейдизма, правда в модернизированной форме, заняли в концепциях М. Мид, Р. Бенедикт, Дж. Долларда и других представителей данного направления.