Слайд 1Формирование ключевых компетенций обучающихся начальных классов в соответствии с требованиями
ФГОС
Слайд 2
Послушай – и ты узнаешь.
Посмотри – и ты
поймёшь.
Сделай – и ты научишься.
Китайская народная мудрость
Слайд 3Впервые понятия «компетенция» и «ключевые компетенции» стали использоваться в США
в сфере бизнеса в 1970-х годах. Это было связано с
проблемой определения качеств будущего сотрудника, которые должны влиять на успешность его профессиональной деятельности. Эти качества и стали называть компетенциями.
Слайд 4Почему надо что-то менять???
Проведён международный контроль уровня подготовки школьников
из 31 страны мира в возрасте 15 лет.
В частности, проверялись умения чтения и восприятия текста, решение практических задач по математике и естественным наукам. Россия заняла 25 общее место, по чтению – 27, по математике – 22 место, 26 место по естественным наукам (впереди нас Сингапур, Китай, Гонконг, Япония, Бельгия, Венгрия и т.д.).
Слайд 5
В 2007 году Мировой экономический форум опубликовал рейтинг образовательных систем
125 стран мира. Рейтинг показывает подготовленность страны к экономике будущего,
общее качество системы образования, а также уровень преподавания естественных наук. России в списке передовиков нет. Основной причиной отставания нашей системы образования является неумение применять знания, полученные при изучении дисциплин. Современная педагогическая наука сформулировала это как неумение нашей школы формировать компетенции у школьников.
Слайд 6 Запросы общества выражены в
требованиях, предъявляемых к работникам на рынке труда. В современном обществе
востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом.
Сейчас ни у кого не вызывает сомнения, что система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности. Существует формула: необходим переход от хорошего специалиста к хорошему сотруднику.
Слайд 7Сегодня мало быть хорошим специалистом, надо еще быть хорошим сотрудником.
Что включает в себя образ хорошего сотрудника? Это:
- инициативный,
- умеющий
брать на себя ответственность,
- умеющий принимать решения в неопределенных ситуациях,
- умеющий эффективно работать в группе на общий результат,
- умеющий самостоятельно учиться, восполняя недостаток профессиональных знаний, необходимых для решения конкретной проблемы, специалист.
Слайд 8Насколько же оправдано введение инновации в учебно-воспитательный процесс школы:
В настоящее
время обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя
адекватно в новой обстановке, умеющих мобильно ориентироваться в потоке информации, компетентно разрешать вопросы, возникающие в личной и профессиональной сфере жизни;
Слайд 9возрос поток информации, поэтому необходимо научить ученика выбирать необходимую информацию;
21
век – век новейших технологий, больших требований, поэтому по –
старому учить невозможно.
Задача школы – научить учиться, а не просто дать готовую информацию.
умеющий учиться?
Все те
рефлексивные действия и операции, которые необходимы для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой чего-то не хватает, и ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться?
Все те продуктивные действия и операции, которые необходимы для приобретения недостающих знаний, умений, способностей для решения второго вопроса самообучения: как выучиться?
Ответы на эти вопросы, несомненно, будут связаны с развитием ключевых компетенций.
«ключевые
компетенции»?
Сам термин указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных. Владение ключевыми компетенциями позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в том числе и в личной жизни.
Слайд 12 Иерархия компетенций:
ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
общепредметные
компетенции– относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
предметные
компетенции– частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Слайд 13Ключевые компетенции:
Основополагающими, или ключевыми, компетенциями в (по Хуторскому Андрею Викторовичу,
докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, г. Москва) являются
следующие:
Слайд 14Ключевые компетенции:
Ценностно-смысловая компетенция.
Общекультурная компетенция.
Учебно-познавательная компетенция.
Информационная компетенция.
Коммуникативная компетенция.
Социально-трудовая компетенция.
Компетенция личностного самоусовершенствовании
Слайд 15Энциклопедический словарь дает нам следующие объяснения:
«Компетенция
от латинского слова compete – добиваюсь, соответствую, подхожу.
Слайд 16
Понятия "компетенция" и "компетентность" часто используют как синонимы – это
не грамотно.
"Компетенция" - то, на что претендуют или то, что
необходимо достичь.
Термин «компетентность» определяет, что из желаемого достиг конкретный человек, т.е. носит личностный характер.
Компетентность – это мера освоения компетенции.
Слайд 17Компетентность – характеристика человека.
Компетенция – то, чем он владеет.
Слайд 18 Компетенция – готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и
внешние ресурсы
- знания;
умения;
психологические
особенности;
ценности;
и т.д.
- информация;
люди;
и т.д.
Слайд 19Компетенция отличается:
От знаний – компетенция существует в форме деятельности (реальной
или умственной), а не информации о ней.
От навыка – компетенция
всегда связана с осознанием деятельности. Навык – действие выполняемое автоматически.
Слайд 20Школьное образование
это не
только основной процесс в образовательном учреждении, но и конечный результат работы образовательного учреждения. Он воплощается в модели выпускника и является начальным уровнем в формировании стратегических образовательных ресурсов страны.
Слайд 21Какова роль каждого из нас:
научить детей учиться;
переход от ЗУНовской системы
к системе деятельностной;
сформировать ключевые компетенции;
каждый из нас должен владеть современными
педагогическими технологиями;
научить детей брать на себя ответственность в принятии решений;
совершенствование самого учителя.
Слайд 22 Задача современного учителя:
помочь ребенку
простроить индивидуальный маршрут при получении информации, ее усвоении, обработки и
дальнейшей «распаковки» при определенных ситуациях.
Слайд 23Идеальный тип человека современности:
это самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный, способный
видеть и решать проблемы автономно, а также, в группах, готовый
и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить нужную информацию, работать в команде и т.д.
Идеальный человек – человек, обладающий ключевыми компетенциями.
Слайд 24Быть компетентным –
это
значит:
Ставить перед собой цель
Планировать свою деятельность
Организовывать и проводить эту деятельность
Оценивать результаты своей деятельности.
Слайд 25Руководствоваться педагогической мудростью, педагогическим мастерством – это то условие, которое
способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития
личности.
Слайд 26Л.Н.Толстой
«Если ученик в школе не научился сам творить, то в
жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких,
которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Слайд 27 В процессе обучения должны быть созданы такие условия, которые могут
мотивировать школьника стать на путь саморазвития, самосовершенствования, самореализации.
Школа же на этом пути может привить лишь «вкус к учению», научить ориентироваться в мире, научить не бояться решать задачи разного характера и разной степени сложности.
Слайд 29Компетенции проявляются в действии
Какой же набор действий позволяет нам судить
о сформированности ключевых компетенций? Можно выделить следующие действия:
Изучать:
уметь извлекать пользу из опыта;
организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
организовывать собственные приёмы обучения;
уметь решать проблемы;
самостоятельно заниматься своим обучением.
Искать:
запрашивать различные базы данных;
опрашивать окружение;
получать информацию;
уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать:
организовывать связи прошлых и настоящих событий;
критически относиться к тому или иному явлению;
умение противостоять трудностям;
занимать позицию в дискуссиях и иметь собственное мнение;
оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой;
уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Слайд 30Компетенции проявляются в действии
Сотрудничать:
уметь работать и сотрудничать в
группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
уметь договариваться;
уметь
разрабатывать и выполнять контракты.
Приниматься за дело:
включаться в проект;
нести ответственность за порученное дело;
войти в группу или в коллектив и внести свой вклад в общее дело;
доказать солидарность с коллективом;
уметь организовать свою работу;
уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
Адаптироваться:
уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
доказать гибкость к изменениям;
стойкость перед трудностями.
Чем более полно представлен набор умений индивида в соответствии с предложенным списком, тем увереннее можно заключить, что у него сформированы ключевые компетенции.
Слайд 31Ценностно-смысловая компетенция
это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами
ученика, его способностью:
видеть и понимать окружающий мир,
ориентироваться в
нем,
осознавать свою роль и предназначение,
уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков,
принимать решения.
При проведении урока учитель стремится к тому, чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Для развития этого вида компетентности применяются нестандартные занимательные задачи, создание проблемных ситуаций, проведение мини-исследований на основе изучения материала
Слайд 32Общекультурные компетенции:
Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой
культуры.
Опыт освоения учеником картины мира.
Владение эффективными способами организации свободного времени.
Слайд 33Учебно-познавательные:
ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
• организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
• задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
• ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;
• выступать устно и письменно о результатах своего исследования;
• иметь опыт восприятия картины мира.
Слайд 34Информационные:
• владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами,
учебниками, справочниками, Интернет;
• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать,
анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
• уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
• овладеть навыками использования информационных устройств;
• применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Слайд 35Коммуникативные:
• уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо,
поздравление;
• уметь представлять свой класс, школу, страну, использовать для этого
знание иностранного языка;
• владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
• владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
• владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
• иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Слайд 36Социально-трудовые:
• владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина,
гражданина; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
• определять свое
место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;
• иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;
• действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
• владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя.
Слайд 37
Компетенции личного самосовершенствования:
развитие индивидуальных способностей и талантов;
знание своих сильных
и слабых сторон;
способность к рефлексии;
динамичность знаний.
С целью формирования данной
компетенции учителем на уроках применяются :
выполнение заданий с «лишними данными» (четвертый - лишний).
задания на развитие навыков самоконтроля. Например проведение проверки выполнения каких-либо упражнений. Такая проверка требует настойчивости и определенных волевых усилий. В результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них.
Слайд 38
Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством:
технологий обучения;
содержания образования;
стиля жизни образовательного учреждения;
типа
взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.
Слайд 39Овладение ключевыми компетенциями учащимися школы возможно при соблюдении целого ряда
требований:
Слайд 401. Дидактические требования:
Чёткое формирование образовательных задач
Определение оптимального содержания урока
Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний
Выбор наиболее рациональных методов,
приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля
Реализация на уроке всех дидактических принципов
Слайд 412. Психологические требования:
Определение содержания и структуры урока в соответствии с
принципами развивающего обучения
Особенности самоорганизации учителя
Организация познавательной деятельности
Организация
деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений
Организованность учащихся
Учёт возрастных особенностей
Слайд 423. Требования к технике проведения урока:
Урок должен быть эмоциональный
Темы
и ритм урока должен быть оптимальным
Полный контакт учителя и
учащихся.
Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.
Смена видов деятельности.
Обеспечение активного учения каждого ученика.
Невозможно говорить об овладении школьниками ключевых компетенций если не соблюдать гигиену школы и класса.
Слайд 43 4. Требования к гигиене урока:
Температурный режим
Проветривание
Освещение
Предупреждение
утомления
Чередование видов деятельности
Физкультминутка
Правильная рабочая поза учащихся.
Соответствие
роста школьной мебели.
Слайд 44Структура компетентностно-ориентированного задания
Стимул – погружает в контекст здания и мотивирует
на его выполнение;
Задачная формулировка – точно указывает на деятельность учащегося,
необходимую для выполнения задания;
Источник информации – содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания;
Инструмент проверки – ключ, модельный ответ, аналитическая шкала
Бланк – задаёт структуру предъявления учащимися результата своей деятельности
Слайд 45Концептуальная основа моделирования системы подготовки учителя к формированию ключевых компетентностей
школьников
Самоценность человека
(личностно-ориентированный подход);
Развитие человека в деятельности (деятельностный подход);
Целостность изучаемых объектов и явлений (системный подход);
Создание саморазвивающейся среды (проектный метод);
Развитие креативных способностей человека (проблемный подход);
Осмысление собственной деятельности и её результатов (рефлексивный подход);
Слайд 46Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально – педагогической деятельности. Изменения
в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя, «репертуар» которого
дополняется выполнением функций консультанта, проектировщика, исследователя и др. Учитель становится менеджером образования.
Иными словами, учитель не сможет создать условия для формирования ключевых компетенций учеников, если сам не будет компетентен в этих вопросах. Таким образом, ключевые компетенции, которые должны быть сформированы у учащихся, прежде всего должны быть у учителя.
Слайд 47Профессиональная компетентность учителя
Нет единого подхода к определению понятия «профессиональная компетентность
учителя». Компетентного специалиста отличает критическое мышление, способность среди множества решений
выбрать оптимальное, аргументировано опровергать ложные решения. Компетентность предполагает постоянное обновление знания, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях. Иными словами, «компетентность – это способность к актуальному выполнению деятельности».
Слайд 48Помните, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог
должен всегда руководствоваться принципом:
“Главное – не навредить!”