Слайд 1Курс лекций по дисциплине:
«Философия»
Лекция 2. Философия древнего мира.
Кафедра гуманитарных дисциплин
Российская
таможенная академия
Слайд 2Общее и особенное в возникновении философии на Западе и Востоке
Художественно-мифолого-
религиозный мировоззренческий комплекс (воображение, фантазия, интуитивная целостность восприятия мира), с
одной стороны,
и реальные знания и умения (соображение), без которых невозможно все жизнеобеспечение, с другой, составили протофилософию
Слайд 3Общее и особенное в возникновении философии на Западе и Востоке
Философия
возникла как разрешение противоречия между ХМРМК и интеллектуальной деятельностью
человека, связанной с решением реальных задач жизнеобеспечения рода и племени.
Разрешение этого противоречия состояло в том, что ограниченный узкими рамками спецзадач интеллект вторгается в область мировоззрения и интеллектуализирует его. Так возникает философия как интеллектуальное мировоззрение.
Философия наследует от мифологии как мировоззрения установку на большие вопросы, а от интеллекта - интеллектуальность.
Слайд 4Общее и особенное в возникновении философии на Западе и Востоке
Таким
образом, философия возникает тогда, когда начинается «железный» век, увеличивающий силу
человека;
когда деньги достигают монетной формы, что способствовало развитию абстрактного сознания,
и когда появляется социальная потребность в новом мировоззрении, которое бы больше соответствовало новым формам жизни, чем мифологическое мировоззрение.
Новые слои населения должны были подорвать престиж мифологии.
Слайд 5Общее и особенное в возникновении философии на Западе и Востоке
Будучи
в основном одинаковыми, процессы генезиса философии на уровне особенного происходили
по-разному.
В классической форме генезис философии имел место именно в Древней Греции. Философия возникает там как мировоззрение городского, незнатного, территориально организованного населения, демоса, борющегося с засилием родовой аристократии, евпатридами-землевладельцами. Реформа Солона в Афинах прямо перестроила общество с родового принципа на имущественный. Это случилось в начале 6 в. до Р.Х.
Слайд 6Общее и особенное в возникновении философии на Западе и Востоке
В
Индии этот общественный процесс был менее четким. Там именно благородные,
кшатрии, боролись против засилья жрецов-брахманов, а поскольку это засилие опиралось не на физическую силу, а на мифологическое мировоззрение, то эта борьба приняла форму мировоззренческой борьбы. Джайны и буддисты были антибрахманистами.
Слайд 7Общее и особенное в возникновении философии на Западе и Востоке
В
Древнем Китае философия процветает в жестокий период борьбы царств, на
которые распалась империя Чжоу. Новые слои населения выступили против родовой аристократии, требуя отмены наследования
государственных должностей и за равные возможности для всех образованных китайцев, независимо от происхождения.
Слайд 8
Однако и в Индии, и Китае интеллект был слаб, связь
философии с наукой была слабой. Поэтому в Китае в философии
господствовал больше практический, чем теоретический разум, а в Индии неуёмное и болезненное воображение. Греческая же философия с самого начала стояла на плечах ближнневосточной преднауки.
Слайд 9Философия Древней Индии
Философия возникает в Индии как критика брахманизма. Бpахманы
высказывают предположения о возникновении мира. Брахма (безличное сущее) - универсальный
принцип.
Обpаз мирового космического человека - Пуpуша.
Атман - индивидуальное частное начало. Это система объективного идеализма. Дpугой способ объективного миpоустpойства: материальное начало - пpакpити (естественная пpичинно-следственная связь).
Махабхарата
Слайд 10Философия Древней Индии
(социально-экономические и духовные предпосылки) , периоды истории Др.
Индии
1. Первобытно-общинный строй аборигенов дравиды и кушиты)
2. Протоиндийская цивилизация Хараппы
и Мохенджо-Даро (2-е тысячелетие до н.э.)
3. Вторжение первобытных племен ариев (благородный) с севера-запада в долины Инда и Ганга и порабощение аборигенов (2-я половина 2-го тысячелетия до н.э.)
4. Арийские раннеклассовые государства века бронзы ( 1-я половина 1-го тысячелетия до н.э.)
5. Раннеклассовые государства Индии эпохи железа( 2-я половина 1-го тысячелетия до н.э.)
Слайд 11Философия Древней Индии
(социально-экономические и духовные предпосылки)
Варна (санскр. м.р. – «покров»,
«оболочка», «цвет», «окраска») – замкнутая группа людей занимающая строго определенное
место в обществе.
Варны эндогамны: браки заключаются только внутри варны.
Принадлежность к варне определяется рождением и наследуется.
Члены варны имеют свою традиционную профессию
Слайд 12Философия Древней Индии
(социально-экономические и духовные предпосылки)
Брахманы (благоговение, благочестивая жизнь, цвет-
белый, профессия –жрецы).
Кшатрии ( от глагола кши – владеть, иметь
власть, править, убивать, цвет – красный; профессия – воинское поприще, светская власть).
Вайшьи (преданность, зависимость, цвет – желтый, профессия – земледельческий, ремесленный, торговый труд).
Шудры ( цвет – черный, профессия –низменный, рабский труд). Первые три варны –арийские.
Слайд 13Философия Древней Индии
(социально-экономические и духовные предпосылки)
Веды (веда – ед ч.,
м.р. – знание) – древнейший литературный памятник мира (начал складываться
в 3-ем тысячелетии, записывался на ведийском санскрите с 15 по 7 вв. до н.э.).
Веды – самхиты (самхита – собрание)-т.е. сборники (гимнов в честь богов).
2-й слой – «Брахманы» – мифологические , ритуальные, и иные разъяснения к самхитам – с Х века до н.э..
3-й слой – «Араньяки», («лесные книги», правила поведения для отшельников).
4-й слой – «Атхарваведа» (ее автор Атхарван – легендарный жрец)–содержит более 700 заклинаний и заговоров на все случаи жизни.
Слайд 14Философия Древней Индии
(социально-экономические и духовные предпосылки)
1-я самхита – «Ригведа» (м.р.
–сложился к 12 в.до н.э.) – веда гимнов (хвалебный стих,
песнь), содержит 1028 гимнов разным богам, состоит из 10 разделов (мандал; мандала – цикл). Риши (мудрые поэты) не творцы, а слушатели богов, посредники между богами и людьми, поэтому «веды» называют «шрути» (услышанным).
2-я самхита – «Самаведа», «Веда мелодий» (саман – стих ).
3-я самхита «Яджурведа», «Веда жертвенных изречений» (яджус – жертвенная формула изречений, приношений).
4-я самхита – «Упанишады» - возникли около тысячи лет до н.э..
Слайд 15Философия Древней Индии
(социально-экономические и духовные предпосылки)
Для ведического ХМРМК характерен политеизм.
В Ригведе названы имена более 3 тыс. богов. Боги не
творцы, а организаторы мира ( Бог – дева, Богиня – деви).
Притхиви- Земля – мать. Дьяус – дневное небо, день, Небо-отец.
Варуна –правитель ночи; Митра – правитель дня.
Бхага - бог счастья, любви (отсюда наше – Бог).
Сома – бог луны и напиток; Ваю- бог ветра; Яма – бог смерти и правосудия; Индра – бог грозы; Агни – бог огня; Сурья – бог солнца; Ушас – богиня утренней зари; ракшасы – враги богов; асуры – враги людей.
Слайд 16Философия Древней Индии
(социально-экономические и духовные предпосылки)
Сансара –поток жизни, перевоплощение.
Дхарма –
закон образа жизни для каждой варны.
Мокша – освобождение ( возможно
только при соблюдении дхармы высшей варны)
Суть : рождение в низшей варне – наказание , в высшей залог посмертного рождения в более высоком положении вплоть до мокши.
Слайд 17Философия Древней Индии
(социально-экономические и духовные предпосылки)
Мироздание (джагат) – трилока (троемирие)
: небо; земля; подземелье.
« Гимн Пуруше»
Пуруша – «человек – вселенная»,
принесен в жертву богами. От него возникли лошади и гимны, коровы и напевы, небо и земля, и даже боги Индра и Агни.
Брахманы из уст, кшатрии из его рук, вайшьи – из бедер, шудры из ступней.
Слайд 18Периоды развития индийской философии:
ведийский (XV –VII вв. до н.э.)
Эпический (VI
– II вв. до н.э.)
период сутров (от III в. до
н.э.)
Ступень А.
Школы, отрицающие авторитет вед (джайнизм, буддизм, чарвака-локаята) VI в.до н.э.
Ступень Б.
Теоретическая реконструкция Бхагавадгиты(часть 6-й кн. Махабхараты) и поздние Упанишады –V-IV вв. до н.э.
Ступень В.
Школы, признающие авторитет вед т. е. настика (санкхья, веданта, ньяя, йога, миманса, вайшешика) – III – II вв. до н.э.
Слайд 19Джайнизм
Джайнизм: джива (живое) и аджива (неживое). Провозглашает дуализм. Сущность человека
двояка - материальная и духовная. Джайнисты подробно разработали концепцию кармы
и различают восемь видов разных карм (злые и добрые). Джайнисты верят, что человек при помощи своей духовной сути может контролировать материальную суть и управлять ею. Бог - это всего лишь душа, которая когда-то жила в материальном теле и освободилась из пут кармы в цепи перерождений. В этике джайнизма говорится о правильном понимании, обусловленном правильной верой, о правильном познании и вытекающем отсюда правильном знании и о правильной жизни.
Слайд 20Буддизм
Будда (просветленный) – принц Сиддхартха Гаутама. Центром учения являются четыре
благородные истины. Существование человека неразрывно связано со страданием. Причиной страдания
является жажда. Устранение причин страдания заключается в устранении жажды. Существует восьмеричный путь избавления от страданий: правильное суждение, правильное решение, правильная речь, правильная жизнь (соблюдение пяти заповедей), правильное стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение. Отвергается жизнь, посвященная чувственным удовольствиям, и путь самоистязания. При соблюдении этого, человек в конце концов достигнет нирваны. Hиpвана - постепенное угасание желаний, связанных с этой жизнью. Это наступает, во-пеpвых, в этой жизни и, во-втоpых, для каждого.
Слайд 21Философское обоснование индуизма заключается в шести системах. Связывает их стремление
найти путь, на котором можно достичь искупления из пут кармы
и цепи перерождений.
Санкхья учит, что существует первичная материальная первопричина мира. Превращение из аморфной формы в мир существ и предметов осуществлялось под влиянием трех качественных элементов - стремление, тьма, ясность. В каждой вещи преобладает один из этих трех качественных элементов. В санкхье признается существование абсолютной души, которая независима от материальной основы мира. Ее нельзя наблюдать и обнаружить. При соединении возникает двадцать пять исходных принципов: материальные и духовные.
Индуизм
Слайд 22НЬЯЯ / ВАЙШЕШИКА.
Эти два учения возникли как
самостоятельные школы примерно в 4 в.до н.э. и впоследствии объединились
в одну философскую систему.
Ньяя представляет гносеологическую школу. Адепты этого учения занимались теорией познания. Так, были определены четыре основных источника знания: восприятие, умозаключение, свидетельство и аналогия.
Согласно учению, именно эти четыре аспекта определяют мотивацию поступков человека. Вайшешика является школой, тяготеющей к метафизическому осмыслению бытия, и представляет космологические аспекты познания. В рамках этой школы был предпринят структурный анализ базовых элементов – земли, воды, огня и воздуха – и сопряженных с ними понятий – вкуса, цвета, осязания и запаха. Это течение провозгласило параману – невидимую субстанцию, составляющую все сущее, ибо это подтверждает последовательная фрагментация любого объекта на все более мелкие компоненты.
Индуизм
Слайд 23 ЙОГА.
Йога представляет собой совокупность религиозно-философских дисциплин, ведущих
к освобождению. Основоположником учения считается Патанджали
(живший ок.200 ил 400 г.н.э.),
систематизировавший основные методики в своей «Йога-сутре», древнейшем письменном руководстве по йоге.
Несмотря на то что позиции йоги и санкхьи совпадают, существует и принципиальное расхождение. В отличие от последней, йога придерживается концепции личного божества (Ишвары). Доказательство существования Ишвары сводится к выявлению качественных характеристик бытия. Так, один объект превосходит другой по размерам и, следовательно, необходим критерий (эталон) соотнесения величин. Эта посылка в свою очередь подразумевает наличие Высшего Существа, носителя всех мыслимых категорий и качеств, относительно которых осуществляется оценка всего сущего. Однако, вечный, всемогущий Ишвара не считается Творцом материального мира.
Индуизм
Слайд 24 Своей целью йога ставит освобождение Пуруши (достижение мокши), а
это требует от человека духовной дисциплины. Система самосовершнствования подразумевает восемь
этапов:
1. Воздержание от неправедной жизни (лжи, лихоимства, половой жизни).
2. Соблюдение предписаний – внутренней и внешней чистоты.
3. Статические упражнения (позы-асаны).
4. Овладение гармоничным дыханием.
5. Направление сознания внутрь с целью подготовки физ. тела к дух. опыту.
6. Сосредоточение внимания на объекте.
7. Созерцание объекта.
8. Самадхи – состояние глубокой медитации (достижение сверхсознания).
Сам медитативный процесс представляет практическую реализацию природы реальности, заявленную в философии санкхья. Личный Бог играет роль источника духовной экзальтации, ибо доказательство его существования постигается как интуитивное познание Высшего Начала. В то же время служение Ишваре является неотъемлемой составляющей физической и умственной подготовки йога.
Индуизм
Слайд 25ВЕДАНТА
Философская система веданта (буквально
– завершение вед) и поныне пользуется большой популярностью . Ключевым
понятием считается Брахман – конечная истина, непостижимая умом, но обретаемая в процессе молитвенного созерцания и углубленной медитации. Аргументация веданты сводится к следующему:
Брахман бескачествен (не являясь частью феноменального мира, он и не то и не это);
только обусловленность подразумевает конкретное понятие и качественные характеристики;
соответственно, Брахман непостижим в рамках условных понятий.
Согласно веданте, Брахман воплощается в физические формы, но при этом остается неизменен, является Первопричиной всего сущего, но поскольку он вечен и неделим, не может рассматриваться в свете причинно-следственных связей.
Веданта является религиозно – философской системой, объединяющей множество учений, которые , в свою очередь отличаются богатством идей (порой противоречивых) и воззрений.
Индуизм
Слайд 26Философия Древней Индии
(особеннсти)
Неполная отчлененность от протофилософии.
Застойное сосуществование школ, их крайняя
умозрительность.
Слабая связь с зачатками науки, традиционализм, преобладание идеалистического видения мира.
Воинствующий
антирационализм: путь к освобождению лежит через освобождение от ума.
Нет места индивидуальности и личности. Спасение понимается как растворение личного в безличном.
Слайд 27Исторические предпосылки философии Древнего Китая
История Древнего Китая распадается (не считая
неолита) на шесть периодов:
1. Шан-Инь (18-12 вв. до н.э.);
2. Чжоу
- Западное Чжоу (12-8 вв. до н.э.);
3. Чжоу - Восточное Чжоу - Лего (т.е. «отдельные государства»);
4. Чжоу - Восточное Чжоу - Чжаньго (т.е. «сражающиеся государства»);
5. Империя Цинь (221-206 гг. до н.э.);
6. Хань (конец III в. до н.э. - II в. н.э.).
Слайд 28Духовные истоки философии Древнего Китая
Пятикнижие (У цзин):
«Ши цзин» (Книга песен),
«Шу цзин» (Книга истории),
«И цзин» (Книга перемен)
«Ли цзын» (Книга
обрядов),
летопись «У цзин». Книги испытали сильное влияние конфуцианства.
Слайд 29Особенности протофилософии Древнего Китая
(этапы возникновения мира и человека)
великий Хаос, напоминающий
по форме огромное Яйцо
зарождение в Яйце – Хаосе в течении
18000 лет; Первопредка всего сущего – гиганта Пань-Гу;
выход гиганта Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный Хаос к гибели;
образование из Хаоса Неба и Земли путем концентрации всего легкого и сухого вверху(Небо) и тяжелого, влажного внизу (Земля).
18000-летнее стояние гиганта Пань-Гу между Небом и Землей, в результате которого Небо и Земля закрепились на своих местах;
смерть Пань-Гу, создание всего сущего из его тела: Солнца и Луны – из глаз, грома – из голоса, ветра – из выдоха, рек – из крови, дорог – из жил, камней и полезных ископаемых – из костей, зубов и т.д.
возникновение человека из паразитов, ползавших по телу Пань-Гу, либо в результате любви фантастических первопредков Фуси и Нюйвы – людей-драконов.
Слайд 30Особенности протофилософии Древнего Китая
(этапы возникновения мира и человека)
Цзин – энергия
зарождения всего сущего, «корень», «семя» живого организма;
Ци – материально-духовная энергия,
которая служит «строительным материалом» всего сущего (в отличие – от цзин – энергии зарождения). Подразделяется на вещественную и духовную ци;
Шень – неистребимая духовная энергия (душа, которая не исчезает после смерти человека в отличие от ци);
Ян, инь – мужская и женская сексуальная энергия, имеющая космологический смысл;
Тай-цзи – единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь.
Слайд 31Особенности протофилософии Древнего Китая
(особенности понимания человека)
Дается не понятие, а образ
человека;
Начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с
момента зачатия;
Человек остается в системе человеческих отношений даже после смерти, наравне с живыми людьми (нуждается в питании, заботе, сохраняет прежнюю должность, может быть повышен, награжден, наказан в зависимости от поведения потомков);
Духовный центр человека не голова (мозг, лицо, глаза и т.д.), а сердце;
Человек не господин над природой. Индивидуализм, противопоставление отдельной личности другим членам общества не принимается;
Призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность.
Слайд 32Главные условия долголетия
Поддержание в чистом состоянии духовной психофизической энергии ци
(освобождение от переживаний, вредных и злых помыслов, правильное отношение к
окружающей действительности, уважение к старшим, сдержанный оптимизм, правильное расположение мебели в жилище, избегание общения с людьми, обладающими грязной, нездоровой ци, общение с людьми, имеющими чистую, здоровую ци);
Работа над своим телом и душой – «син чун» - окультуривание себя;
Работа над судьбой, принесение пользы обществу – «мин чун»;
Соблюдение общественных порядков;
Употребление лекарств и целебных трав, правильное питание;
Проживание в Китае, подпитка духовной энергией Китая.
Слайд 33Особенности протофилософии Древнего Китая
В Китае процесс зарождения философии называется «эпохой
борющихся царств»
Понимание отдельных событий истории в цикле. Восприятие человека,
природы, космоса как единого целого. Консерватизм. Рассмотрение личности в коллективе. Преклонение перед государством как организационной силой. Конформизм во взаимоотношениях. Предпочтение земной жизни загробной. Стремление максимально продолжить жизнь. Восприятие потусторонних сил. Уважение старших, предков.
Основные идеи:
Слайд 34Философия Древнего Китая
(основные философские школы VI – III вв. до
н.э.)
Жу цзя (конфуцианство)
Мо цзя (моизм)
Фа цзя (школа закона, по европейски
– легизм)
Даодэ цзя (даосизм)
Иньян цзя (натурфилософы)
Мин цзя (школа имен)
Слайд 35Даосизм
В центре внимания стоят природа, космос и человек. Философия: безличностные
начала принадлежат Вселенной. Дао - путь, дорога, причина, цель развития
мира. Два Дао: незыблемое, постоянное начало, некая черная дыра, пустота. Оно не познаваемо, мы только догадываемся, что оно есть. Втоpое: реальное Дао - направленность пути человека его судьбой, естественная природа вещей. Появляются еще два первоначала - небо и земля. Поньга рождается, раздвигая пустоту, образуя небо и землю. Безличностные начала: два Дао: Ян - некоторое мужское начало (светлое, активное), Инь - некоторое женское начало (темное, пассивное). Ян устремляется в небо, Инь в землю. Есть еще один элемент - Цзы, выполняющий роль склеивающего начала между Ян и Инь. Дао разлито повсюду - идея пантеистического начала (божественное начало - везде разлито, везде его можно найти). Что надо, чтобы познать? Пpинцип недеяния - Увей.
Слайд 36Ориентация на практическое поведение. Конфуция интересовало положение человека в обществе.
Каков человек по своей природе? Конфуций: скорее по своей природе
добр или нейтрален. Откуда зло? - От недостатка образования и воспитания человека. Необходимо образовывать каждого и всех, но в рамках кастового слоя. Судьба помещает человека в определенный слой. Чтобы ей не сопротивлялись, человека нужно образумить. Реализовал на практике ряд принципов поведения: человеколюбие (жень), справедливость (инь), знание (джи), церемонии (ли), Уважение к родителям (сяо), принцип почитания старшего брата (ди, все наследовал старший брат), принцип почитания господина. Все управляется государством на основе сакральных норм.
Конфуцианство
Слайд 37Античная философия
Возникла на рубеже VIII-VII в до н.э. в г.
Милете
Отличительная черта - формирование нового способа духовного самовыражения, который имеет
стройную логическую форму, характеризуется рациональным постижением мира. Характеризуется космоцентризмом - стремлением понять мир как целое, его происхождение и сущность. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы.
Яркие представители:
Анаксимандр
Фалес
Анаксимен
Гераклит
Гераклит
Анаксимен
Анаксимандр
Слайд 38Философия Фалеса
Фалес считал, что все сущее происходит из воды. Океан
- кольцевая река, окружающая землю, Земля плавает на воде. Все
рождено из влажного семени. “У влажных вещей началом их природы является вода”. Все происходит из воды и возвращается в нее. Фалес - монист, так как принимал за основу всего сущего одно начало. Его требование - все знание надо сводить к одной основе - чувственной видимости. Душу считал материальной, она является движущимся началом всех явлений природы. ”Боги”=души, которые являются источником движения вещей. 1-й сформулированный вопрос “Что есть всё” - что является первоосновой.
Слайд 39Философия Анаксимандра
Оригинальная философская концепция. Расширил понятие всего сущего до понятия
первоначале - единая, первичная, вневременная субстанция “апейрон” – вещественное начало,
лишенное границ, то есть без качественных характеристик и количественно неограниченная. Апейрон превращается в различные земные стихии (земля, вода, воздух, огонь), они переходят друг в друга. Все события происходят в определенной борьбе тепла и холода, например смена времени года. Природа, мир существуют объективно. Живые существа возникли в процессе выпаривания солнцем влаги, живое родилось из ила под воздействием солнечных лучей, человек произошел от рыб.