Разделы презентаций


Презентация Для открытого урока по геометрии по теме "Теорема Пифагора"

Содержание

Теорема Пифагора

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
«Геометрия владеет
двумя сокровищами:
одно из них – это


теорема Пифагора»

«Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них – это теорема Пифагора»

Слайд 2Теорема Пифагора

Теорема Пифагора

Слайд 3Историческая справка
Пифагор – древнегреческий ученый, живший в VI веке до

нашей эры.
Вообще надо заметить, что о

жизни и деятельности Пифагора, который умер две с половиной тысячи лет тому назад, нет достоверных сведений. Биографию учёного и его труды приходится реконструировать по произведениям других античных авторов, а они часто противоречат друг другу.
Историческая справкаПифагор – древнегреческий ученый, живший в VI веке до нашей эры.   Вообще надо заметить,

Слайд 4 С именем Пифагора связано много важных научных

открытий: в географии и астрономии – представление о том, что

Земля – шар и что существуют другие, похожие на неё миры; в музыке – зависимость между длиной струны арфы и звуком, который она издаёт; в геометрии – построение правильных многоугольников (один из них пятиконечная звезда – стал символом пифагорейцев).
Венчала геометрию теорема Пифагора, которой посвящён сегодняшний урок.
Но изучение вавилонских клинописных таблиц и древних китайских рукописей показало, что это утверждение было известно задолго до Пифагора. Заслуга же Пифагора состояла в том, что он открыл доказательство этой теоремы.

С именем Пифагора связано много важных научных открытий: в географии и астрономии – представление

Слайд 5о. Самос

о. Самос

Слайд 6Опорное повторение по готовым чертежам
Какой треугольник изображён?
(Определите

его вид)
Назовите катеты и гипотенузу данного треугольника.
Как найти площадь

Δ АВС?











В

А

С

Опорное повторение по готовым чертежамКакой треугольник изображён?   (Определите его вид)Назовите катеты и гипотенузу данного треугольника.Как

Слайд 7На какие два многоугольника разбит данный многоугольник ABCDE?
Каким свойством площадей

необходимо воспользоваться, чтобы найти площадь

многоугольника ABCDE?
С помощью каких формул можно найти площадь квадрата ABCF и площадь треугольника DFE?
Запишите формулой площадь многоугольника ABCDE.

В С

D


A E
F



На какие два многоугольника разбит данный многоугольник ABCDE?Каким свойством площадей необходимо воспользоваться, чтобы найти площадь

Слайд 8 Практическая работа

Постройте в тетрадях прямоугольный треугольник (с катетами, длина

которых для удобства выражается целыми числами).
Измерьте катеты и гипотенузу. Результаты

измерений запишите в тетрадях.
Возведите все результаты в квадрат, т. е. Узнайте величины a2; b2; c2.
Сложите квадраты катетов (a2 + b2) и сравните с квадратом гипотенузы.
У всех ли получилось, что a2 + b2 = с2?

Практическая работа  Постройте в тетрадях прямоугольный треугольник (с катетами, длина которых для удобства выражается целыми

Слайд 9

«Квадрат, построенный на гипотенузе прямо-угольного треугольника, равновелик сумме квадратов, построенных

на катетах».
«В прямоугольном
треугольнике квадрат
гипотенузы равен
сумме квадратов катетов».
Во времена

Пифагора формулировка теоремы звучала так:

Современная формулировка
теоремы Пифагора

«Квадрат, построенный на гипотенузе прямо-угольного треугольника, равновелик сумме квадратов, построенных на катетах».«В прямоугольном треугольнике квадратгипотенузы равен сумме

Слайд 10Теорема Пифагора
25=16+9
Площадь квадрата, построенного на гипотенузе, равна сумме площадей квадратов,

построенных на катетах.

Теорема Пифагора25=16+9Площадь квадрата, построенного на гипотенузе, равна сумме площадей квадратов, построенных на катетах.

Слайд 111.
Найти: ВС


С
В
А

Дано:


8 см
6 см

?

1.Найти:  ВССВАДано:8 см6 см?

Слайд 122.
Дано:
С
В

Найти: ВС
А



5 см
7 см

?

2.Дано:СВНайти: ВСА5 см7 см?

Слайд 133.

Дано:
Найти:
А
B
C
D






?
12 см
13 см

3.Дано:Найти:АBCD?12 см13 см

Слайд 14Пифагоровы штаны

Пифагоровы штаны

Слайд 15


«Пифагоровы штаны во все стороны равны. Чтобы это доказать,

нужно снять и показать», -так поется в одной шутливой песенке.

Эти «штаны» показаны на рисунке, где на каждой стороне прямоугольного треугольника АВС во внешнюю сторону построены квадраты. А сам рисунок появился в знаменитой первой книге трактата Евклида «Начала»и был положен ее автором в основу доказательства теоремы Пифагора.
В англоязычных странах ее называют ветряной мельницей, павлиньим хвостом и креслом невесты.
«Пифагоровы штаны во все стороны равны. Чтобы это доказать, нужно снять и показать», -так поется в

Слайд 16Шаржи к теореме Пифагора (из учебников XVI века)

Шаржи к теореме Пифагора (из учебников XVI века)

Слайд 17Пифагоровы тройки

Пифагоровы тройки

Слайд 18 Изучение свойств натуральных чисел привело пифагорейцев к ещё

одной «вечной» проблеме теоретической арифметики (теории чисел) — проблеме, ростки

которой пробивались задолго до Пифагора в Древнем Египте и Древнем Вавилоне, а общее решение не найдено и поныне. Начнем с задачи, которую в современных терминах можно сформулировать так: решить в натуральных числах неопределенное уравнение
а2+b2=c2.

Изучение свойств натуральных чисел привело пифагорейцев к ещё одной «вечной» проблеме теоретической арифметики (теории чисел)

Слайд 19 Сегодня эта задача именуется задачей Пифагора, а её

решения — тройки натуральных чисел, удовлетворяющих уравнению (а2+b2=c2)— называются пифагоровыми

тройками. В силу очевидной связи теоремы Пифагора с задачей Пифагора последней можно дать геометрическую формулировку: найти все прямоугольные треугольники с целочисленными катетами а, b и целочисленной гипотенузой c.
Сегодня эта задача именуется задачей Пифагора, а её решения — тройки натуральных чисел, удовлетворяющих уравнению

Слайд 20Эти тройки можно найти по формулам: b=(a2-1)/2, c=(a2+1)/2.
Пифагоровы числа обладают рядом

интересных особенностей, которые мы перечислим без доказательств:
Один из «катетов»

должен быть кратным трём.
Один из «катетов» должен быть кратным четырём.
Одно из пифагоровых чисел должно быть кратно пяти.
Эти тройки можно найти по формулам: b=(a2-1)/2, c=(a2+1)/2. Пифагоровы числа обладают рядом интересных особенностей, которые мы перечислим

Слайд 21
из 9
4
3
6
5
8
15
36
3
1,5
2
Найдите неизвестные стороны треугольников.


из 9 43658153631,52Найдите неизвестные стороны треугольников.

Слайд 22
Землемеры и строители Древнего Египта размечали прямые углы с

помощью веревки, разделенной узлами на 12 равных кусков.

Посмотри!
Землемеры и строители Древнего Египта размечали прямые углы с помощью веревки, разделенной узлами на 12

Слайд 23Построение отрезка, длина которого есть

иррациональное число. Улитка Архимеда.

«Смотри чертёж».
Догадайтесь сами, как построены отрезки с такими длинами.

Построение отрезка, длина которого есть

Слайд 24Практическое применение
теоремы Пифагора

Практическое применение теоремы Пифагора

Слайд 25 Диагональ d квадрата со стороной а можно рассматривать

как гипотенузу прямоугольного равнобедренного треугольника с катетом а. Таким образом:


d2=2a², d= a.

Диагональ d квадрата со стороной а можно рассматривать как гипотенузу прямоугольного равнобедренного треугольника с катетом

Слайд 26Диагональ d прямоугольника со сторонами а и b вычисляется подобно

тому, как вычисляется гипотенуза прямоугольного треугольника с катетами a и

b. Мы имеем d²=a²+b² .
d=
Диагональ d прямоугольника со сторонами а и b вычисляется подобно тому, как вычисляется гипотенуза прямоугольного треугольника с

Слайд 27
В

зданиях готического и романского стиля верхние части окон расчленяются каменными

ребрами, которые не только играют роль орнамента, но и способствуют прочности окон. На рисунке представлен простой пример такого окна в готическом стиле. Способ построения его очень прост: Из рисунка легко найти центры шести дуг окружностей, радиусы которых равны
1.ширине окна (b) для наружных дуг
2. половине ширины, (b/2) для внутренних дуг
Остается еще полная окружность, касающаяся четырех дуг. Т. к. она заключена между двумя концентрическими окружностями, то ее диаметр равен расстоянию между этими окружностями, т. е. b/2 и, следовательно, радиус равен b/4. А тогда становится ясным и положение ее центра.
В рассмотренном примере радиусы находились без всяких затруднений. В других аналогичных примерах могут потребоваться вычисления; покажем, как применяется в таких задачах теорема Пифагора.
В романской архитектуре часто встречается мотив, представленный на рисунке. Если b по-прежнему обозначает ширину окна, то радиусы полуокружностей будут равны R = b/2 и r= b/4. Радиус p внутренней окружности можно вычислить из прямоугольного треугольника, изображенного на рис. пунктиром. Гипотенуза этого треугольника, проходящая через точку касания окружностей, равна b/4 + p, один катет равен b/4, а другой b/2 - p. По теореме Пифагора имеем:
(b/4 + p)² = (b/4)² + (b/2 - p)²
или b²/16 + bp/2 + p² = b²/16 +b²/4 - bp + p²,
откуда
bp/2 = b²/4 - bp.
Разделив на b и приводя подобные члены, получим:
(3/2)p = b/4, p = b/6


В зданиях готического и романского стиля верхние части

Слайд 28 В конце девятнадцатого

века высказывались разнообразные предположения о существовании обитателей Марса подобных человеку,

это явилось следствием открытий итальянского астронома Скиапарелли (открыл на Марсе каналы которые долгое время считались исскуственными) и др.
Естественно, что вопрос о том, можно ли с помощью световых сигналов объясняться с этими гипотетическими существами, вызвал оживленную дискуссию. Парижской академией наук была даже установлена премия в 100000 франков тому, кто первый установит связь с каким-нибудь обитателем другого небесного тела; эта премия все еще ждет счастливца. В шутку, хотя и не совсем безосновательно , было решено передать обитателям Марса сигнал в виде теоремы Пифагора.
Неизвестно, как это сделать; но для всех очевидно, что математический факт, выражаемый теоремой Пифагора имеет место всюду и поэтому похожие на нас обитатели другого мира должны понять такой сигнал.



НАЗАД


В конце девятнадцатого века высказывались разнообразные предположения о существовании обитателей

Слайд 29Теорема Пифагора
В литературе

Теорема ПифагораВ литературе

Слайд 30Если дан нам треугольник
И притом с прямым углом,
То квадрат гипотенузы
Мы

всегда легко найдем:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим —
И таким

простым путем
К результату мы придем.


И. Дырченко

Если дан нам треугольникИ притом с прямым углом,То квадрат гипотенузыМы всегда легко найдем:Катеты в квадрат возводим,Сумму степеней

Слайд 31 О теореме Пифагора


   Пребудет вечной истина, как скоро    Все

познает слабый человек!    И ныне теорема Пифагора    Верна, как и в его

далекий век.    Обильно было жертвоприношенье    Богам от Пифагора. Сто быков    Он отдал на закланье и сожженье    За света луч, пришедший с облаков.    Поэтому всегда с тех самых пор,    Чуть истина рождается на свет,    Быки ревут, ее почуя, вслед.    Они не в силах свету помешать,    А могут лишь закрыв глаза дрожать    От страха, что вселил в них Пифагор.

A.Шамиссо
О теореме Пифагора    Пребудет вечной истина, как скоро    Все познает слабый человек!    И ныне теорема

Слайд 32Над озером тихим
С полфута размером
Высился лотоса цвет.
Он рос одиноко,
И

ветер порывом
Отнёс его в сторону. Нет
Боле цветка над водой.
Нашёл же

рыбак его
Ранней весною
В двух футах от места, где рос.
Итак, предложу я вопрос:
“Как озера вода здесь глубока?”

Древнеиндийская задача

Над озером тихимС полфута размеромВысился лотоса цвет.Он рос одиноко, И ветер порывомОтнёс его в сторону. НетБоле цветка

Слайд 33Какова глубина в современных единицах длины (1 фут приближённо равен

0,3 м) ?
 
Решение.
Выполним чертёж к задаче и обозначим

глубину озера АС =Х, тогда AD = AB = Х + 0,5 .
Из треугольника ACB по теореме Пифагора имеем AB2 – AC2 = BC2,
(Х + 0,5)2 – Х2 = 22 ,
Х2 + Х + 0,25 – Х2 = 4,
Х = 3,75.
Таким образом, глубина озера составляет 3,75 фута.
3, 75 • 0,3 = 1,125 (м)
Ответ: 3,75 фута или 1, 125 м.

Какова глубина в современных единицах  длины (1 фут приближённо  равен 0,3 м) ?  Решение. Выполним

Слайд 34 На берегу реки рос тополь одинокий. Вдруг ветра порыв его

ствол надломал. Бедный тополь упал. И угол прямой с теченьем

реки его ствол составлял. Запомни теперь, что в том месте река в четыре лишь фута была широка. Верхушка склонилась у края реки, осталось три фута всего от ствола. Прошу тебя, скоро теперь мне скажи: у тополя как велика высота?

Задача индийского
математика XII в. Бхаскары  

На берегу реки рос тополь одинокий. Вдруг ветра порыв его ствол надломал. Бедный тополь упал. И

Слайд 35Задача Бхаскары
Решение.
 
Пусть CD – высота ствола.
BD = АВ
По теореме

Пифагора имеем АВ = 5 .
CD = CB

+ BD,
CD = 3 + 5 =8.
Ответ: 8 футов.
Задача Бхаскары Решение. Пусть CD – высота ствола.BD = АВПо теореме Пифагора имеем   АВ = 5

Слайд 36 На обоих берегах реки растет по пальме, одна

против другой. Высота одной 30 локтей, другой – 20 локтей.

Расстояние между их основаниями – 50 локтей. На верхушке каждой пальмы сидит птица. Внезапно обе птицы заметили рыбу, выплывшую к поверхности воды между пальмами. Они кинулись к ней разом и достигли её одновременно. На каком расстоянии от основания более высокой пальмы появилась рыба?

Задача арабского математика XI в

На обоих берегах реки растет по пальме, одна против другой. Высота одной 30 локтей, другой

Слайд 37Решение
 
Итак, в треугольнике АDВ: АВ2 =ВD2 +АD2
АВ2=302 +Х2
АВ2=900+Х2;
в треугольнике

АЕС: АС2= СЕ2+АЕ2
АС2=202+(50 – Х)2
АС2=400+2500 – 100Х+Х2
АС2=2900 – 100Х+Х2.
Но

АВ=АС, так как обе птицы пролетели эти расстояния за одинаковое время.
Поэтому АВ2 =АС2 ,
900+Х2 =2900 – 100Х+Х2,
100Х=2000,
Х=20,
АD=20.
Значит, рыба была на расстоянии 20 локтей от большой пальмы.

Ответ: 20 локтей.

Решение Итак, в треугольнике АDВ: АВ2 =ВD2 +АD2 АВ2=302 +Х2АВ2=900+Х2;в треугольнике АЕС: АС2= СЕ2+АЕ2АС2=202+(50 – Х)2 АС2=400+2500 –

Слайд 38"Случися некому человеку к стене лестницу прибрати, стены же тоя

высота есть 117 стоп. И обреете лестницу долготью 125 стоп.

И ведати хочет, колико стоп сея лестницы нижний конец от стены отстояти имать."
 

Задача из учебника
"Арифметика" Леонтия Магницкого


Слайд 39 "Имеется водоем со стороной в 1 чжан = 10 чи.

В центре его растет камыш, который выступает над водой на

1 чи. Если потянуть камыш к берегу, то он как раз коснётся его.
Спрашивается: какова глубина воды и какова длина камыша? "

Задача из китайской
"Математики в девяти книгах"

 

Слайд 40
Д
Е
К
40 м
20 м
Х
100 м
А
В

ДЕК40 м20 мХ100 мАВ

Слайд 411 Пифагор родился на острове:
а).Родос
б)Крит
в)Мадагаскар
г)Самос
Ответ: г
2. Теорема Пифагора гласит:
a)В треугольнике

квадрат гипотенузы равен квадрату катетов.
б)В прямоугольном треугольнике гипотенуза равна сумме

катетов.
в)В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
г)В прямоугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

4. Выберите тройку пифагоровых чисел:
а)2, 3 и 5
б)4, 5 и 8
в)5, 12 и 13
г)9, 11 и 14

3. Выберите верное равенство для данного треугольника:
а)a2+ c2 = b2
б)a2 + b2 = c
в)b2 + c2 = a2
г)a2 + b2 = c2

Ответ: г

Ответ: в

Ответ: в

ТЕСТ

1 Пифагор родился на острове:а).Родосб)Критв)Мадагаскарг)СамосОтвет: г2. Теорема Пифагора гласит:a)В треугольнике квадрат гипотенузы равен квадрату катетов.б)В прямоугольном треугольнике

Слайд 42 Изречения Пифагора
Статуя формой своей хороша, А человека украсят

дела.


Шуткой беседу укрась, освети. Шутка, что соль. Лишь не пересоли…

Лучше молчи, ну, а коль говоришь, Пусть будет лучше, чем то, что молчишь.

Если ты в гневе, не смей говорить! Действовать резко и злобу сорить.

Пред тем, как станешь говорить, пусть мысль созреет Под языком твоим. Созревшая - все смеет.
Изречения ПифагораСтатуя формой своей хороша, А человека украсят дела.

Слайд 43

Память.
Памятник Пифагору находится в порту города Пифагория и напоминает всем

о теореме Пифагора, наиболее известном его открытии. Катет, лежащий в

основании треугольника - мраморный , гипотенуза и фигура самого Пифагора в виде второго катета - медные.
Память.Памятник Пифагору находится в порту города Пифагория и напоминает всем о теореме Пифагора, наиболее известном его открытии.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика