Слайд 1ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ, УСЛОВИЯ И ПРИЗНАКИ ИХ ПРОТЕКАНИЯ.
КЛЕМЕШОВА ТАТЬЯНА
НИКОЛАЕВНА,
УЧИТЕЛЬ ХИМИИ ЛИПОВСКОГО ФИЛИАЛА
МБОУ «ПИЧАЕВСКАЯ СОШ»
Слайд 2Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и
не прини-маясь за химические операции.
(М.В. Ломоносов)
Слайд 3– Что изучает наука физика?
(Явления природы.)
– Как
называются эти явления?
(Физические.)
– Что при этом происходит
с веществами?
(Изменяется их агрегатное состояние.)
– Приведите примеры физических явлений.
(Таяние снега, испарение воды.)
– Что можно сделать, если нам необходимо очистить воду
от примесей песка в ней?
(Осадить, с течением времени песок осядет, и воду
можно будет дополнительно провести через фильтр.)
– Как можно отделить железные и деревянные стружки?
(С помощью воды или магнита.)
– Что изучает химия?
(Вещества и превращения веществ.)
Слайд 4Тема урока:
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ, УСЛОВИЯ И ПРИЗНАКИ ИХ ПРОТЕКАНИЯ.
Слайд 5Цель урока:
- Повторить понятия о физических и химических явлениях;
знать
определения понятий: «дистилляция, или перегонка», «кристаллизация», «выпаривание», «фильтрование», «возгонка, или
сублимация», «отстаивание», «центрифугирование»;
знать признаки и условия течения химических реакций;
классифицировать химические реакции тепловому эффекту;
уметь составлять выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом;
знать определения понятий: «химическая реакция», «реакции горения», «экзотермические реакции», «эндотермические реакции».
Слайд 6Способы разделения смесей
Дистилляция или перегонка;
Кристаллизация;
Выпаривание;
Фильтрование;
Отстаивание;
Возгонка (сублимация);
Центрифугирование;
Разделение магнитом.
Заполните таблицу «Способы
разделения смесей».
Слайд 7Из предложенного перечня явлений выделите только физические явления: горение лучины,
растворение сахара в воде, ржавление железной проволоки, помутнение хранящейся в
сосуде без пробки известковой воды, образование инея, таяние льда.
(Растворение сахара в воде, образование инея, таяние льда.)
Почему эти явления относятся к физическим?
(Происходят изменения агрегатного состояния.)
Решите проблему: Какие особенности веществ лежат в основе разделения всех возможных видов смесей?
Вывод:
способы разделения смесей основываются на физических свойствах: растворимости в воде, плотности, температуре кипения.
Слайд 8– К какому типу явлений можно отнести горение свечи?
Объясните свой выбор.
(Плавление воска от температуры – это физическое
явление, а горение фитиля свечи – это химическое явление.)
Решите проблему:
– В чем особенность химических явлений и их отличие от физических явлений? Есть ли характеристики, благодаря которым можно отличать физические и химические явления?
Слайд 9Проделайте опыты, определите, к каким явлениям они относятся.
Исследовательская работа проблемной
ситуации в группах.
1. Для приготовления бездрожжевого теста погасите соду уксусом.
2.
В крепко заваренный чай опустите дольку лимона.
– Что происходило в пробирке?
– Какое явления вы сейчас пронаблюдали?
– Почему эти явления относится к химическим?
(1. Выделение газа. 2. Изменение цвета. Это химическое явление. Произошло изменение вещества, поэтому выделяется газ, значит, явление химическое.)
– Выделите, какие признаки сопутствуют химическим реакциям.
(Выделение тепла или света, изменение цвета, выделение газа, выделение (растворение) осадка.)
Слайд 10Признаки химических реакций:
1) Выделение (поглощение) тепла или света.
2) Изменение цвета.
3) Выделение
газа.
4) Выделение (растворение) осадка.
5) Изменение запаха.
Условия протекания химических реакций:
-
соприкосновение веществ
- нагревание
- электрический ток, свет и т.д.
– Попробуйте дать определение химическим явлениям.
– Химическое явление – это явление, при котором одно вещество превращается в другое
Слайд 11– Из предложенного перечня явлений выберите химические реакции: почернение медной
пластинки при нагревании, плавление металла в пламени ацетиленово-кислородной горелки, образование
кристаллов соли при упаривании ее раствора, обугливание лучины, скисание молока.
(Почернение медной пластинки при нагревании, плавление металла в пламени ацетиленово-кислородной горелки, обугливание лучины, скисание молока.)
– Поясните, какие признаки подтверждают, что гниение пищевых остатков – химическая реакция.
(Изменение цвета, выделение тепла.)
Демонстрация разложения дихромата аммония.
– Объясните, какими признаками сопровождается данная химическая реакция.
(Выделение света и тепла, образование газа, изменение окраски)
Слайд 12Рефлексия
– Узнали ли вы сегодня на уроке то, что
вызывало у вас затруднение?
‒ Что нового вы узнали на
уроке?
– Что до сих пор остается непонятным?
– Оцените сегодняшний урок с помощью изображений смайликов (мимически).
Слайд 13Домашнее задание
§ 24, упр. 4, 25 упр. 2-6.
Слайд 15HTTPS://EDU.KPFU.RU/PLUGINFILE.PHP/399707/COURSE/OVERVIEWFILES/%D0%A5%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%8F.PNG
HTTPS://YANDEX.RU/SEARCH/?TEXT=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&LR=140300
Информационные ресурсы
Габриелян О.С. Химия-8, изд. Дрофа, 2017
Константинова А.В.
Химия. 8 класс. Технологические карты к учебнику О.С. Габриеляна. (Программа
установки через интернет)