Слайд 1Литературное чтение
Урок 78
Автор: учитель начальных классов
Общеобразовательной школы № 33 Сидоренкова
Любовь Григорьевна
Слайд 2Тема. С. Маршак. «Снег теперь уже не тот...». Н. Сладков.
«Весенняя баня».
Цель: совершенствовать технику чтения, выразительность; прививать интерес к чтению;
развивать творческое воображение, фантазию; учить мгновенно узнавать слова во время чтения, воспитывать наблюдательность.
Слайд 3Рисование словесных картин.
Нарисуйте словесные картины к каждому четверостишию.
Какой бы вы
нарисовали саму весну?
Выборочное чтение.
Какие строки в стихотворении повторяются?
Как вы думаете,
почему?
Прочитайте, как поэт называет весну.
Объясните, почему он ее так величает.
Слайд 4Начало весны
Бывает в природе три весны — весна света, весна
воды и весна зеленой травы. Март, первый месяц весны,— весна
света. Хотя кругом еще лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днем оно все дольше задерживается на небе...
Солнышко светит ярче, а зима все еще не хочет уходить. Соберет на небе снежные тучи, да и завьет метелью, а то и морозный денек подбросит.
Небо голубеет и голубеет, и проплывают по нему белоснежные облака. Весна идет. И на ее зов летят в небе птичьи стаи, возвращаются в родные края грачи, скворцы, жаворонки.
А в лесу по-прежнему зеленеют ель и сосна. На тяжелых ветках ели еще снег, но он уже весь в дырочках, тает на солнышке. «Кап-кап-кап!» — звенит капель. А ночью мороз заморозит капельки, и повиснут они вокруг веток сверкающими сосульками. А другие деревья стоят голые. Только орешник, ольха да ива зацвели и разукрасились красными, желтыми сережками и белыми пушистыми баранчиками.
И здесь снег начал таять. Вокруг стволов образовались лунки, а на открытых местах появились проталинки. На солнечных опушках лесов и парков пробились сквозь талую землю первые подснежники, белые и голубые пролески. Вот-вот вскроются реки, и начнется весна воды.
Слайд 5Беседа.
Как светит солнышко?
Каким становится небо?
Что происходит со снегом?
Как выглядят деревья?
Какие
цветы появляются первыми?
Объясните, почему март называют весной света.
А какие месяцы
называют весной воды и весной зеленой травы? Почему?
Слайд 6Чтение по ролям сказки Н. Сладкова «Медведь и Солнце».
Чем был
недоволен Медведь?
Кого он винил за это?
Мог ли Медведь достать Солнце?
Стоило
ли, по вашему мнению, наказывать Солнце за то, что оно пригрело Землю?
Слайд 7Чтение и заучивание наизусть заклички.
Синички-сестрички,
Чечетки-тетки,
Кулички-мужички,
Скворцы-молодцы,
Из-за моря к нам летите,
Весну красную
несите!
С шелковой травой,
С жемчужной росой,
С теплым солнышком,
С пшеничным зернышком!
Слайд 8Заучивание наизусть четверостишия С. Маршака «Март».
Рыхлый снег темнеет в марте.
Тают
льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте на
стене.
Подберите к слову рыхлый слова, близкие по значению.
Слайд 9Работа над загадкой.
Маленький мальчишка
В сером армячишке,
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)
Как вы догадались, что это воробей?
Слайд 10Описание воробья по картинке.
Описание воробья по картинке.
Рассмотрите воробья. Опишите его.
Расскажите,
что вы знаете о воробьях.
Это перелетная или оседлая птица?
Как вы
думаете, бывают ли воробьи с перовой шубой не серого, а другого цвета?
Слайд 11Рассказ учителя о воробьях.
Знаете ли вы, почему этих серых маленьких
птичек так назвали?
Было это давным-давно. Хозяин кормил домашнюю птицу, и
в это время прилетела маленькая птичка, стала клевать зерно. Хозяин закричал: «Вора бей!» И с тех пор этих птичек называют воробей.
Запомните, как пишется это слово.
Слайд 12На уроке узнаем еще больше об изменениях в природе, которые
происходят с наступлением весны. Оказывается, что и воробьи бывают не
только серыми. Послушайте, что рассказал нам о них Н. Сладков.
Слайд 13Выборочное чтение.
Найдите и прочитайте, каким стал снег.
Что произошло со льдом?
Как
плывут облака?
Какими становятся дорожки?
Что появилось на вербах?
Как ведут себя воробьи?
Слайд 14а) Чтение рассказа Н. Сладкова «Весенняя баня» учителем.
Назовите непонятные для вас
слова.
б) Лексическая работа.
Фейерверк — взлетающие в воздух цветные огни от сжигания
пороховых изделий во время праздников.
в) Чтение учащимися рассказа шепотом.
Слайд 15Подготовка к чтению — прочитать слова:
со-вер-шен-но фей-ер-верк
ба-рах-тать-ся
ко-рич-не-ва-я вы-ско-чи-ли
вы-ку-па-лись
кры-лыш-ка-ми встрях-нув
о-бык-но-вен-ней-ши-е
тре-пы-ха-ют-ся взъе-ро-шен-ны-е
раз-брыз-гй-ва-я
Слайд 16Выборочное чтение.
Найдите и прочитайте в тексте, как выглядели птицы в
начале рассказа.
Легко ли жилось воробьям зимой?
Прочитайте, как воробьи купались в
луже.
Как они барахтались в песке?
Для чего они измазывались в песке? (Зимнюю грязь смывали — с песочком терли.)
Расскажите, почему один воробей был черный, другой коричневый, а третий рыжий.
Слайд 17Работа над иллюстрацией
Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Какой момент из жизни
воробьев изобразил художник?
Слайд 18Комбинированное чтение рассказа «Ледоход на реке Белой» (по С. Аксакову)
Ледоход
на реке Белой
С крыльца нашего видна была река Белая, и
я с нетерпением ожидал, когда она вскроется.
И, наконец, пришел этот желанный день и час! Я стоял на крыльце и следил глазами, как шла огромная полоса льда.
Через час я увидел новую картину: лед трескался, ломался на отдельные глыбы; они набегали одна на другую. Иногда обе глыбы разрушались на мелкие куски и с треском погружались в воду.
С этого дня Белая сделалась постоянным предметом моих наблюдений. Река начала выступать из берегов и затоплять луг.
Найдите описание ледохода. Прочитайте.
Слайд 19Пересказ рассказа Н. Сладкова «Весенняя баня».
Перескажите текст, включая в свой
пересказ слова трепыхаются, фейерверк, взъерошенные, измазались, обыкновеннейшие.
Слайд 20ИТОГ УРОКА
Какую тему изучали?
Что нового узнали на уроке?
Расскажите, как вы
помогали птицам перезимовать.