Слайд 1ПЛОЩАДИ МНОГОУГОЛЬНИКОВ
НА КЛЕТЧАТОЙ БУМАГЕ
Слайд 2Геометрия является самым могущественным средством
для изощрения наших умственных способностей
и даёт нам возможность
правильно мыслить и рассуждать.
/Г.
Галилей/
Слайд 3Проблема: Существует ли универсальный способ нахождения площади произвольного многоугольника, изображенного
на клетчатой бумаге?
Цель работы:
1. Изучить способы нахождения площадей на
клетчатой бумаге.
2. Найти самый эффективный способ решения задач.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Рассмотреть разные способы нахождения площадей фигур на клетчатой бумаге.
3. Провести эксперимент.
4. Сделать выводы.
.
Слайд 4Объект исследования: фигуры на клетчатой бумаге.
Предмет исследования: площадь фигур.
Методы исследования:
1) теоретический: изучение литературы и других источников информации;
2) эмпирический: тестирование, анкетирование;
3) математический: вычисления,
построение диаграмм.
Слайд 5Способы нахождения площадей многоугольников,
изображенных на клетчатой бумаге
1. Площадь многоугольника можно
находить, разбивая его на квадраты, прямоугольники, треугольники.
2. Многоугольник путем
разрезания и перекладывания можно преобразовать в другой многоугольник с такой же площадью.
3. Площадь целого многоугольника равна сумме площадей его частей.
4. Формула Пика.
Слайд 6Нахождение площади фигуры,
используя формулы геометрии
Задача . На клетчатой бумаге
с размером клетки 1×1 изображён треугольник ABC. Найдите его площадь.
Каждый
прямоугольный треугольник можно дополнить до прямоугольника, площадь большего прямоугольника состоит из 9 клеток, а меньшего из 3 клеток, площадь целого прямоугольника равна 12 (9 + 3 = 12). Мы знаем, что площадь прямоугольного треугольника в 2 раза меньше площади прямоугольника, следовательно, площадь треугольника равна 6 (12: 2 = 6).
Слайд 7
Нахождение площади фигуры,
используя формулы геометрии
Слайд 8
Площадь многоугольника как сумма площадей её частей
6 + 12 =
18
1 + 2 + 3 + 5 + 7 =
18
Слайд 9Площадь фигуры как часть площади прямоугольника
Задача . Найдите площадь многоугольника,
изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см ×
1 см (см. рис.). Ответ дайте в квадратных сантиметрах.
Слайд 10Площадь фигуры как часть площади прямоугольника
Слайд 11
Георг Алекса́ндр Пик ( 10 августа 1859 —13 июля 1942)
— австрийский математик
В 16 лет Георг окончил школу и поступил
в Венский университет.
В 20 лет получил право преподавать физику и математику.
16 апреля 1880 года Пик защитил докторскую диссертацию «О классе абелевых интегралов».
В 1900—1901 годах занимал пост декана философского факультета.
Круг математических интересов Пика был чрезвычайно широк. Широкую известность получила открытая им в 1899 году теорема Пика для расчёта площади многоугольника.
В Германии эта теорема включена в школьные учебники.
Слайд 12Формула Пика
S = В + Г : 2 − 1,
где
В — количество целочисленных точек внутри многоугольника, а
Г — количество целочисленных точек на границе многоугольника.
Слайд 13Задача. Найдите площадь пятиугольника, изображенного на клетчатой бумаге с размером
клетки 1 см x 1 см (см. рис.). Ответ дайте
в квадратных сантиметрах.
Формула Пика
Слайд 15Гипотеза
Самый эффективный способ нахождения площадей на клетчатой бумаге – решение
задач по формуле Пика.
Слайд 18Заключение
Проведенный эксперимент показал, что:
1) ранее семь человек были знакомы
с формулой Пика, но не применяли её на практике;
2) при
решении задач знакомыми способами 47% учеников допустили ошибки;
3) при решении задач, используя формулу Пика, ошибки допустили 26 %, повысив процент выполнения заданий на 21 ;
4) среднее время, затраченное на выполнение заданий, сократилось в 1,6 раза.
Слайд 21Выводы:
В результате работы над данной темой мы выполнили цели
и задачи, которые поставили перед собой. Установили, что все рассмотренные
способы нахождения площадей фигур на клетчатой бумаге интересны, но самым эффективным оказался способ решения по формуле Пика! Наша гипотеза подтвердилась.
Задания, представленные в нашей работе, взяты из «Открытого банка заданий по математике» для подготовки к ЕГЭ. Таким образом, подтвердилась актуальность нашей работы, она будет полезна при подготовке к выпускным экзаменам по математике и при нахождении площадей многоугольников.
Слайд 22
Список литературы и источников
1. Википедия. Формула Пика. – [Электронный ресурс]
– URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
2. Геометрия и искусство. [Цитаты]. – [Электронный ресурс]
– URL http://geometry-and-art.ru/tsitat.html
3. ЕГЭ по Математике (профильный) – [Электронный ресурс] – URL: https://reshimvse.com/mathege/
4. Незнайка — ЕГЭ, ОГЭ, ВПР 2019 – [Электронный ресурс] – URL: https://neznaika.info/q
5. Открытый банк заданий ЕГЭ 2019 по математике. – [Электронный ресурс] – URL: http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege
6. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. Наглядная геометрия. - М., МЦНМО, 2013.
7. Смирнова И. М., Смирнов В. А. Геометрические задачи с практическим содержанием. – М.: Чистые пруды, 2010.
8. Смирнова И. М., Смирнов В. А. Геометрия на клетчатой бумаге. – М.: Чистые пруды, 2009.