Слайд 1Буллинг –
психолого-педагогические причины и следствия
Дульцева Е.В.
Педагог-психолог МОУ Столбовской СОШ
Слайд 2Мотивация к буллингу и моббингу различна: месть, восстановление справедливости, инструмент
подчинения лидеру, конкуренция, неприязнь, садизм акцентуированных и дисгармонично развивающихся личностей.
Слайд 3 Буллинг (притеснение, дискриминация, моббинг) – социальное явление,
свойственное преимущественно организованным коллективам;
длительный процесс сознательного
жестокого отношения , физического и (или) психического со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям).
Слайд 4Некоторые исследователи предлагают систематизировать все проявления буллинга в две большие
группы:
1-я группа – проявления, связанные преимущественно с активными формами унижения;
2-я группа – проявления, связанные с сознательной изоляцией, обструкцией пострадавших.
Слайд 5Факторы принадлежности ребенка к «группе риска»
1. Множественный стресс. Речь
идет о том, что жертвы травли обременены множеством проблем. Плохое
здоровье, низкий социальный статус, неудовлетворительные отношения со сверстниками, большие семьи, выраженное социальное неблагополучие, а также низкие компенсаторные возможности – все это характерно для жертв травли.
Слайд 62. Провоцирующие особенности жертвы. Так называемые провоцирующие жертвы (provocative
victims) – это дети и подростки, которые вследствие их личностных
особенностей могут являться раздражающим факторам для большинства их условно толерантных ровесников. Фактически речь идет о феномене «инакости» в детских коллективах. «Необычная» манера речи, «необычный» смех, «необычный» юмор и т.д. уже, с точки зрения «обычных» школьников, может явиться достаточным поводом для негативного отношения.
Слайд 73. Стигматизация – расовые (национальные) и физические особенности ребенка,
не только физические недостатки, например, «заячья губа» или тугоухость, но
и некоторые фенотипические особенности. Необычный цвет волос, тембр голоса, форма ушных раковин и т.д. для определенной категории детей и подростков могут явиться побудительным мотивом к травле.
Слайд 8В ситуации травли всегда есть:
Зачинщики.
Активные, общительные дети, претендующие на роль
лидера в классе.
Агрессивные дети, нашедшие для своего самоутверждения безответную жертву
и др.
Преследователи.
Некоторые из них:
подчиняются «стадному чувству»;
пытаются заслужить расположение лидера класса;
боятся оказаться в положении жертвы или не решаются пойти против большинства.
Слайд 9Поведенческие особенности:
дистанцированность от взрослых и детей;
негативизм при обсуждении темы буллинга;
агрессивность к взрослым и детям.
Слайд 10Эмоциональные особенности:
напряженность и страх при появлении ровесников;
обидчивость и раздражительность;
грусть, печаль
и неустойчивое настроение.
Слайд 11Необходимо прояснить следующие аспекты:
реальность самого буллинга;
его длительность;
его характер (физический,
психологический, смешанный);
основные проявления буллинга;
участники (инициаторы и исполнители буллинга);
их мотивации
к буллингу;
свидетели и их отношение к происходящему;
поведение жертвы (пострадавшего);
динамику всего происходящего;
прочие важные для диагностики обстоятельства.
Слайд 12Психолого-педагогические аспекты профилактики буллинга
Создание условий недопущения буллинга
Скорейшее и грамотное разобщение
ребенка с соответствующими стрессовыми воздействиями.
Укрепление защитных сил организма в противостоянии
травле, как для условно здоровых детей, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию.
Слайд 13РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С «ОТВЕРЖЕННЫМИ»
Следует с самого первого дня
пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников.
Следует пресекать любые пренебрежительные замечания
в адрес одноклассников.
Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете
Слайд 14Помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки спектаклей, выпуск стенгазет
и т.д.
Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя и
самоутвердиться за счет своих способностей, а не за счет унижения других.
. Следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневники. Разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил, или индивидуально.
Слайд 15Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают
к жертве, обратить их внимание на чувства жертвы.
Слайд 16Рекомендации педагогам
Оставаться спокойным и контролировать ситуацию;
Отнестись к случаю или к
рассказу о нем серьезно;
Оказать поддержку потерпевшему;
Показать обидчику своё отношение к
ситуации;
Оценить ситуацию обидчику с точки зрения потерпевшего;
Помнить, что наказание должно соответствовать проступку;
Проговорить с коллективом сверстников определившуюся проблему;
При необходимости привлечь родительскую общественность.